"Пантомима в непосредственной музыкально-образовательной деятельности, как средство эмоционального развития дошкольников в рамках ФГОС"
статья по музыке на тему
Статья о важности развития эмоций детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Пантомима в непосредственной музыкально-образовательной деятельности, как средство эмоционального развития дошкольников»
В рамках ФГОС.
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость ,враждебность агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу . Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому считаю работу ,направленную на развитие эмоциональной сферы ,очень актуальной и важной. Об этом же писал американский психолог Кэррол Изард: « Эмоции организуют восприятие, мышление и действие». Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания.
Из всех видов искусства ,на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека непосредственно общаясь к его душе, миру его переживания, настроений. ЕЕ называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной. и познавательной сторон личности человека.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого я поставила цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимике и пантомимики на музыкальных занятиях.
Для младшего возраста (3-4года),я поставила задачу развивать эмоции ,мимику ,через игру, образы ,движения.
Для детей среднего возраста (4-5 лет)- обогащать эмоциональный словарь, умение выполнять задания с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой.
Для детей старшего возраста (5-7лет)- совершенствовать опыт внешнего проявления эмоций ,выражать эмоциональное состояние с помощью пластических этюдов.
Для целенаправленной, системной, работы с детьми по развитию эмоциональной сферы я выбрала классификацию эмоций К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, отвращение презрение, страх, стыд, вина.
Чтобы ребенок мог хорошо владеть мимикой, чтоб он мог показывать ту или иную эмоцию ,необходимо его этому обучить.
Эмоционально-игровой контекст в обучении носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Для реализации поставленных задач опираюсь на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Для детей 3-4 лет хорошо использовать упражнения ,игры, которые проводятся с помощью зеркал. Например игра« Сделай лицо». Ребенку предлагают изобразить какую-либо эмоцию ,при этом взрослый объясняет и показывает как это сделать. В дальнейшем ребенок должен повторить все предложенные действия, смотрясь в зеркало. Зеркало позволяет детям наблюдать выражение собственной мимики.
В качестве сюжета пантомимы для данного возраста можно использовать музыкальные произведения Железновых, Хисматуллиной Л.А. Песенки представленные данными авторами очень яркие, сюжетные ,доступные для понимания детям.
В народных сказках, например «Зайкина избушка», « Курочка Ряба», «Репка» ,ярко выражено эмоциональное состояние сказочных героев, что позволяет ребенку более проникнуть в содержание образа.
В сборнике « Сказкотерапия» Шолоховой ,представлены сказки, которые также замечательно подходят в качестве сюжета для малышей.
В этом возрасте необходимо словесное эмоциональное сопровождение педагога и образец его действий.
Со средней группы , с помощью представленных ранее форм работы, эмоциональный словарь пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния ( горе горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений( не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).
Используя такой вид деятельности ,как слушание , дети учатся не только воспринимать музыкальные произведения, но и выражать с помощью мимики и пантомимики эмоциональное состояние героев . Для слушания можно использовать следующие произведения: « Котик заболел»,» « Котик выздоровел» Гречанинова.» «Кукла» О. Высоцкой, « Мишка» Вихаревой и др.
В процессе звучания музыкального произведения на заключительном этапе ,дети пантомимой изображают то или иное действие используя мимику, пантомимику.
Дети старшего дошкольного возраста учатся понимать , дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам ( мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды, игры на выражение основных эмоций ,на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера.
С детьми старшего дошкольного возраста можно создавать сказки –пантомимы посредством совместного творчества. По каждому образу проводится кастинг. Каждый ребенок имеет возможность самовыразиться во всех предложенных ролях. Коллектив детей выбирает наиболее удачные, яркие исполнения. Таким образом в каждой роли участвует несколько детей, складывается как правило 2-3 мини театральные труппы, которые активно участвуют в общественной жизни детского сада..
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживания чувства волнения от участия в спектакле. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению роли. Желание качественно исполнить роль показывает ,что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результата, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том , что участие в музыкальной деятельности становится не игрой, а художественным творчеством.
Развивая эмоциональную сферу в непосредственной музыкально-образовательной деятельности можно добиться следующих результатов:
К семи годам дети начинают правильно понимать эмоциональные состояния других людей, активно выражают готовность помочь. Откликаются на эмоции близких людей, друзей, проявляют сочувствие. Умеют « читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам ,интонации голоса, высказывают мнение о причинах эмоционального состояния сверстника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа "Певческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольника" (статья).
quot;Певческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольника"...
Мастер- класс с педагогами "Пантомима- как средство эмоционального развития дошкольника" 2016 г.
мастер-класс...
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....
Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС
Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ...
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...
Консультация для педагогов на тему: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Консультация для педагогических работников ДОУ об использовании инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе....