Роль совместного музицирования дошкольников в детском оркестре.
статья по музыке (подготовительная группа) по теме
Цель и задачи по работе с детским оркестром, формы занятий, основные моменты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_detskiy_orkestr.docx | 26.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СОВМЕСТНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ОРКЕСТРЕ.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду является организованная деятельность, которая предусматривает не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.
Игра на детских музыкальных инструментах не только приобщает детей к занимательному и сложному музыкальному исполнительству, но и хорошо подготавливает их к будущим занятиям в школе, так как влияет на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение, рождает уверенность в свои возможности у детей, а значит, активизируется интерес к занятиям музыкой.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
- развитие музыкальных и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- формирование начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Главная же задача в данной области – обучить детей игре на детских музыкальных инструментах и, тем самым, заинтересовать их музыкой, вызвать желание музицировать самостоятельно, как на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении, так и в быту.
Большое значение имеет начальный этап обучения. Очень важно с первого занятия заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание научится играть, используя его естественную любознательность. Поэтому, первое занятие нужно попытаться сделать в виде маленького праздника или какого – либо открытия. Ведь многие инструменты дети уже наверняка видели, но не все знали и слышали, что на них можно играть, исполняя настоящую музыку.
Заинтересованность детей в обучении игре на музыкальных инструментах нужно постоянно поддерживать. Успешность этого обучения зависит от согласованности всех форм музыкальных занятий детей. На занятиях они получают объём знаний и навыков, накапливают репертуар, который дети охотно, с большим удовольствием и гордостью демонстрируют на праздниках и развлечениях.
Особое внимание в поддержании интереса к занятиям музыкой и, в частности, игре на детских музыкальных инструментах отводится подбору репертуара, в процессе усвоения которого, дети приобретают необходимые навыки и умения и получают нравственно-художественное образование.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры в оркестре, используя различные педагогические технологии, музыкальный руководитель помогает дошкольникам накапливать опыт положительных взаимоотношений и развивает умения детей взаимодействовать в процессе совместного музицирования.
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя, который больше контактирует с детьми и лучше знает особенности каждого ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя с воспитателем помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, музицированием.
Существует много возможностей использования детских музыкальных инструментов в детском саду. Это индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском оркестре. При этом занятия выстраиваются по принципу отбора специальных методов (наглядный, словесный, пояснения, практический – показа, игровой ситуации) применительно к возрасту и способностей каждого ребёнка.
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. На этом этапе усиливается роль музыкального руководителя как организатора детского музыкального оркестра.
Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.
Игра в полном составе оркестра требует большого умения и терпения. Большое значение имеет тембровое разнообразие оркестра и как следствие правильное распределение партий в оркестре.
Оркестр обычно располагается так: справа – низко звучащие инструменты, слева – высоко звучащие, ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам:
- Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.
- Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени.
От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Используемая литература:
Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.
Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.
Ветлугина Н.А. Воспитание музыкального слуха. – М., 1993
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990
Лаптев И.Г. Оркестр в классе. – М., 1994
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Р-н-Д. 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»
Мой Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» был внедрен в период с марта 2016...
Сообщение: «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре через совместное музицирование в детском оркестре»
В собщении рассказывается о роли совместного музицирования в детском оркестре....
Роль экологического воспитания дошкольников в детском саду
«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа много...
Конспект открытого занятия по музыкальной стимуляции у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста на тему: «Хоровод в музыке и песне. Оркестр как средство развития навыка совместного музицирования и импровизации»
Занятие по музыкальной стимуляции для детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха....
Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников
Педагогическая технология организации детского оркестра как средства развития взаимоотношений старших дошкольников...
Статья по теме " Роль детского оркестра в системе музыкального воспитания"
Статья по теме " Роль детского оркестра в системе музыкального воспитания"...
Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания
Доклад "Роль детского оркестра системах музыкального воспитания" для музыкальных руководителей ДОУ...