Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Доклад "Роль детского оркестра системах музыкального воспитания" для музыкальных руководителей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад «Сказка»
г. Мичуринск, Тамбовской обл.
Доклад
городское профессиональное объединение педагогов
по музыкальному воспитанию
Тема:
«Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания».
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Сухарева Наталья Владимировна
г. Мичуринск, 2022
Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников наряду с пением, восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле).
Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.
Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах младших дошкольников
Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский шумовой оркестр. Этот вид деятельности всегда меня привлекал. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.
Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с первой младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, баяна, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.
Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, белочка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.
На следующем занятии дети встречаются с лисичкой. Она приносит бубен, она хочет танцевать. Но танцует она медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с лисичкой, (лисичка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в лисичек, мягко, хитровато, они танцуют вместе с лисичкой (воспитатель играет на бубне). Затем лисичка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу - редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна.
Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Для развития тембрового слуха уже в первой младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.
Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда я прощу детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.
Практика показывает, что к концу года дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.
Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. И вот мы уже объединяемся в свой первый шумовой оркестр и весело все в нем играем.
В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.
Первоначальное обучение проводится в образовательной деятельности, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети
почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.
В настоящее время современная система ДО требует новых подходов, методов обучения и воспитания. Так появились творческие проекты: : «Музыкальные инструменты во 2 младшей группе», «В мире музыкальных инструментов». Реализация этих проектов способствовало более эффективному решению образовательных и воспитательных задач по музыкальном воспитанию младших дошкольников, увлечь их оркестром.
Детский оркестр
Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое, интересное. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесут эту любовь через всю жизнь.
Еще в начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, я поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет способствовать их всестороннему развитию.
В начале я подобрала все музыкальные инструменты, которые были в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, ложки, румбы, музыкальные треугольники. Шумовой оркестр радовал не только детей, но и меня.
На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни
игрой на них. Затем в нашем оркестре появились металлофоны хроматические и диатонические, ксилофоны, бубенцы, колокольчики.
Первоначально обучение игре на металлофонах провожу с группой детей 3-4 человека. Учимся правильно держать музыкальный молоточек, перемещать - двигать руку, правильно извлекать звук. Затем разучиваем ритмический рисунок в хлопках, далее на ложках или погремушках, потом пропеваем название нот и обязательно паузы, ребенком; затем в дуэте, трио, и т.д. И наконец, вместе с музыкальным аккомпанементом на фортепиано. Перед детьми ставятся такие задачи как: игра в едином темпе, умение своевременно начинать и заканчивать свою партию; дети учатся играть и соблюдать динамические оттенки. Играть в ансамбле.
Дальше задания усложняются и к ансамблю металлофонистов подключаются ударные инструменты. Дети учатся своевременно вступать в свою партию, играть слаженно в оркестре, в едином темпе и соблюдая динамику пьесы.
Занимаясь с детьми индивидуально, заметила, что дети с большим желанием осваивают новый инструмент, навыки и приемы звукоизвлечения. Инструменты в оркестре распределяются с учетом возможностей детей и их пожеланиями. Знакомство с музыкальным произведение, которое в дальнейшим будет звучать в оркестре, провожу на музыкальных занятиях. Всей группой усваиваем ритмический рисунок произведения, движение мелодии. Чтобы усвоение ритма прошло успешно подбираю мини - попевки или музыкальные игры - упражнения с фрагментами ритмических рисунков. Затем объединяем весь ритмический рисунок в своей пьесе. Когда ритм и мелодия будут усвоены объединяем детей в соответствии с группами музыкальных инструментов, закрепляем их партии. Определяем какие инструменты и когда включаются в общий оркестр, и начинаем работу со всем оркестром. Очень важно начинать игру в медленном темпе, чтобы металлофонисты успели увидеть нужные пластинки., дети смогли услышать свою партию и вовремя включиться в игру. Когда пьеса будет выучена, темп увеличивается и дети уверенно исполняют свою партию, оркестр звучит великолепно.
Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, ксилофоны, колокольчики) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать
мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне.
Имеет значение размещения участников детского оркестра.
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и придать к себе, чтобы инструмент не шумел.
От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах, проводимых в городско дворце культуры.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
В своей практике я использовала как русские народные мелодии: «Светит месяц», «Во саду ли в огороде», «Калинка», так и классические и современные произведения: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Шутка» И.С.Бах, «Чарльстон» …., «Вальс» А.Петрова, «Каприччио» и др.
Для каждой выбранной пьесы я писала партитуру для металлофонов, вместе с детьми определяли, какие инструменты могут звучать в той или иной пьесе, определяли характер произведения и выбирали способы звукоизвлечения.
Для воспитателей ДОУ был представлен мастер-класс «Детский оркестр как средство творческой активности дошкольников». На нем педагоги смогли сами стать непосредственными участниками оркестра, почувствовать восторг и радость от совместной музыкальной деятельности, прочувствовать красоту музыки.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах продолжалась и в группе в самостоятельной музыкальной деятельности
детей., и в работе с семьей. Совместно с детьми и родителями создавали новые инструменты для шумового оркестра из бросового материала. Были разработаны рекомендации для родителей: «Игры с детскими музыкальными инструментами». «Музыкальные инструменты своими руками»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межгрупповой долгосрочный проект «Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду».
Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организац...
Конспект НОД по музыкальному воспитанию в средней группе «Оздоровительная функция музыки, как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников»
Конспект занятия в средней группе....
Анкета "Система музыкального воспитания в ДОУ"
Анкета "Система музыкального воспитания в ДОУ"Уважаемые родители! Нам очень интересно Ваше мнение о значении музыкального воспитания для развития дошкольников. Ваши ответы помогут нам построить работу...
Система музыкального воспитания в детском саду
Схема музыкального воспитани в ДОУ...
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»
Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...
Статья по теме " Роль детского оркестра в системе музыкального воспитания"
Статья по теме " Роль детского оркестра в системе музыкального воспитания"...