Интегрированные подходы в театральной деятельности дошкольников
презентация к уроку по музыке по теме

Утяганова Гульнара Кимовна

Выступление на городском семинаре для начинающих музыкальных руководителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 276»

Калининского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Музыкальный руководитель:

Утяганова Г.К.

/ Слайд 2/

                                                            Театр – это волшебный край,

                                                                     в котором ребенок радуется, играя,  

                                                 а в игре он познает мир!

                                                                               С.И. Мерзлякова.

/слайд 3/

Роль театра в эмоционально – творческом развитии детей

дошкольного возраста.

  Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» /Л.С. Выготский/.

   Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к.

 игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

/слайд 4/

Влияние театрализованной деятельности на развитие личности ребенка

   Театрализованная деятельность – важная часть моей работы.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

   

/слайд 5 /

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка. Заставляют его сочувствовать персонажам.

  Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней  все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

/слайд 6 /

Использование инновационных технологий в работе с детьми

    Для того, чтобы решить основную задачу. Я использую в своей работе новые программы и технологии:

-   «Театрализованные игры в детском саду»

     Т.И. Петрова, Е.П. Сергеева, 2000г.

-   «Театрализованные занятия в детском саду»

      М.Д. Маханева, 2001г.

-   «Использование театрализованных элементов в обучении и развитии

      дошкольника» Е.Б. Ермилова, 2000г.

-   «Театрально-игровая деятельность дошкольников» А.Н. Брызгалова,  

      М.А.Калиновская, 2006г.

-   «Кукольный театр для самых маленьких» Н.Ф. Сорокина, Л.Г.

      Миланович,2009г.

-   « Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ»

       /интегрированные занятия/Л.А. Горохова, Т.Н. Макарова 2005г

-   «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» М.Б.Зацепина, 2010г

/слайд 7/

Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированные занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

/слайд 8/

Прежде всего, необходимо формировать интерес  к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших  спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности.

/слайд 9/

 Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

   Нужно понимать, что приступать сразу к постановке  спектаклей с включением детей глупо и нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.

/слайд 10/

Для дошкольников самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя  наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии.  Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

/слайд 11/

   Музыкальная образовательная деятельность занимает особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной  музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому  нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия.

   Цель интегрированных занятий  - дать детям представления о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида деятельности, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям», нам интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» П.И. Чайковского, М.П.Мусоргского, К.А.Лядова.

/слайд 12/

На таких занятиях, у нас царит общая творческая атмосфера. Дети и мы – педагоги становимся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

/слайд 13/

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

 

    Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях, я использую следующие нетрадиционные методы:

- метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

-  диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

-  игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей способствуют развитию коммуникативных качеств.

   В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий  потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

/слайд 14/

   Также эта работа ведется и с воспитателями ДОУ, в 2012 учебном году мы провели смотр – конкурс театральных уголков. А в 2013 учебном году приняли участие в районном конкурсе «Театр в детском саду», где заняли ІІІ место.

/слайд 15/

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • Удается создать в непосредственно-образовательной деятельности, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.
  • Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • Дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающиеся задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • Музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи»;
  • Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.

Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей за 2012-2013 учебный год, выявили значительный рост в развитии музыкальности детей, обучение которых осуществлялось с использованием данной инновационной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Интегрированный подход в работе с дошкольниками"

Сегодня в дошкольном образовании, к сожалению, появились тенденции увеличения количества нод режиме дня, включения в них такого содержания, которое неинтересно и недоступно детям. В результате дети им...

консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников

Цель: развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.Задачи, ведущие к реализации цели: развитие музыкально- художественной деятельности;  приобщение к музыкальн...

План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко.

План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко....

Интегрированный подход в поликультурном образовании дошкольников

В статье представлен опыт работы по мультикультурному образованию дошкольников. Автором предложен проект "Под небом славян" с подробным планом реализации, основанный на приобщении детей старшего дошко...

Проект «Театральная деятельность дошкольников как средство развития творческой личности». Тема: «Театральная деятельность в старшей группе».

Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ре...