конспект музыкального занятия
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Антонова Лариса Григорьевна

Краткая аннотация занятия

Актуальность.

Дошкольное детство – благоприятный период для развития музыкальных и творческих способностей детей. Поэтому на музыкальных занятиях необходимо включать творческие задания в различные виды музыкальной деятельности.

 Научная основа.

Данное занятие входит в цикл музыкальных занятий по развитию творческих способностей дошкольников и базируется на современных программах и методиках: программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, методика раннего творческого развития педагога Б. П. Никитина.

 Инновационная направленность.

Система занятия включает не только вопросы развития музыкальных способностей дошкольников, но и их творческого потенциала.

 Краткая аннотация.

Это музыкальное занятие для детей 6-7 лет с использованием творческих заданий в следующих видах музыкальной деятельности: музыкально-двигательных упражнениях, активном слушании, элементарном музицировании, пении, танцевальном творчестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_konkurs.doc98.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «музыка».

Тема: «Весеннее путешествие по музыкальным звукам».

 Возрастная группа     Подготовительная

                                                   Подготовила:                                                                                   ФИО

Антонова Лариса Григорьевна,                                                                    музыкальный руководитель                                                                                                                                                           МБДОУ Детский сад

«Снежинка»

п. Тюльган – 2013

Тема: «Весеннее путешествие по музыкальным звукам».

        Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

 - учить слышать и различать жанры музыки, передавать их в движениях, ассоциировать характер музыки с образом (марш - зайка, лисичка - пляска, медведь - колыбельная), передавать содержание музыки движениями: шагать, спать, плясать

Развивающие:

-развивать песенную творческую фантазию;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к музыкальной деятельности

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, - дать понятие "музыкант", "оркестр", загадывание загадки, создание проблемной ситуации, обследование,  анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: совершенствовать умение петь хором, и индивидуально, передавая интонацией образ персонажа песни; закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений;
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми  деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.

Оборудование:

- магнитофон;

- диски;

- картонные музыкальные ноты;

- игрушки: медведь, 2 кота, лиса, заяц;

- дидактический набор музыкальных инструментов (шумовых и духовых);

- макет дерева без листьев;

- паровоз из стульчиков.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Планируемые  результаты: развитие у воспитанников интереса к истории музыкальной культуры, к миру музыкальных инструментов, умение детей действовать самостоятельно;  проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств, умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи; расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Ребёнок задаёт вопросы.  
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает её своим сверстникам.
  5. Сопереживание.
  6. Эмоционально реагирует.
           7.  Проявляет волевое усилие.
          8. Аргументирует самооценку.
           

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

развивать песенную творческую фантазию,

учить слышать и различать жанры музыки, передавать их в движениях, ассоциировать характер музыки с образом (марш - зайка, лисичка - пляска, медведь - колыбельная), передавать содержание музыки движениями: шагать, спать, плясать;

Развивать интерес к звукам живой природы.

Принимать  активное участие в образовательном процессе.

Социализация

Практические действия с музыкальными инструментами

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым,  так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью. 

Коммуникация

Отвечать на вопросы, учить различать звучание разных инструментов.

Коммуникативная игра.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Колыбельная песня, танцевальная,

марш.

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Чтение художественной литературы

Загадывание загадки

Формировать умения делать выводы, умозаключения.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение друг к другу и музыкальным инструментам.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

2. Основная часть:

        Исполнение попевки, песни. Отгадывание загадок.

       Пальчиковая игра.

      Определение жанров музыки.

      Слушание музыки.

      Музыкальная игра «Узнай инструмент».

     Игра в оркестре.

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Закрепление знаний о музыке.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД     -   30 мин.

5 мин

22 мин

3 мин.

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  

Определение цели.

Анализ, обследование, выводы.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: здравствуйте, ребята.  Я рада видеть вас . Какое у вас настроение?(ответы детей). Давайте передадим свое настроение друг другу, обменявшись рукопожатием. Ну, теперь мы получили заряд бодрости и можем приступать к работе.

Отгадайте загадку:

Тает снег, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

Дети. Весной.

Музыкальный руководитель: правильно, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в весенний лес, в волшебный мир музыкальных звуков.

Музыкальный руководитель: На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем. У собаки - конура (дети), у лисицы - нора (дети), у совы - дупло (дети), у малиновки - гнездо (дети). Где живет, по-твоему, музыкальный звук? Может, в крике чайки, клекоте орла?

Или в трубном зове доброго слона?

(дети высказывают свои предположения)

А вы хотите узнать? Для этого я предлагаю вам отправится путешествовать в чарующее королевство Музыки.

Но в нашем зале мы не одни к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Коммуникативная игра "Здравствуйте" слова и музыка М. Картушиной.

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип!  - Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Привет! - Машут рукой.

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2.Основная часть.

Исполнение попевки, песни. Отгадывание загадок.

Пальчиковая игра.

Определение жанров музыки.

Слушание музыки.

Музыкальная игра «Узнай инструмент».

Игра в оркестре.

. 

Музыкальный руководитель: путешествовать мы будем вот на этом чудесном, по-весеннему ярком, паровозике. Занимайте места в вагончиках. А чтобы было веселее в пути, мы распоемся на попевке “Паровоз”, подготовим свои голоса к пению. Попевка начинается с высокого, тоненького звука, поэтому давайте на высокие звуки немного приподнимем голову, а на низкие – немного опустим. Вот так (показ). Будьте внимательны начинаем петь все вместе, дружно, не выкрикивая слова.

Музыкальный руководитель:  все готовы? Тогда в путь!

 Дети исполняют попевку “Паровоз”, музыка А.Филиппенко.

Музыкальный руководитель:

Остановка «Весенняя».

 Я по лесу гуляла и своих друзей - зверей искала. Вы их не видели?

Чтобы их отыскать, надо загадки отгадать:

- Он большой и косолапый и всегда сосет он лапу.

Очень любит он реветь, отгадали, кто? ( Медведь)

Дети отгадывают загадку. Музыкальный руководитель  достает из-за ширмы или из-за занавеси игрушку медведя и устанавливает на полу.

- Прыгает ловко и любит морковку. Кто это? (Заяц)

Дети отгадывают загадку. Музыкальный руководитель  достает также игрушку  зайца и устанавливает на полу на расстоянии от другой игрушки.

- Очень рыжая краса, это рыжая…. (Лиса)

Дети отгадывают загадки. Музыкальный руководитель  достает игрушку  лису и ставит также на полу на расстоянии от других игрушек.

Музыкальный руководитель :  это мои друзья -зверюшки, музыкальные игрушки. Что любит делать медведь? Правильно, он любит спать. Значит, какую музыку он любит?

(Дети называют "колыбельную".) А зайчишка любит по лесу шагать. Значит, какая музыка нужна зайчишке? (Дети называют "марш") А моя подружка лисичка любит танцевать. Значит, какая музыка нужна лисичке? (Дети называют "плясовую").

Игра " Что как звучит?" - если звучит колыбельная, дети идут к медведю, называют этот музыкальный жанр и показывают движениями, что надо делать под эту музыку. Таким же образом происходит со слушанием марша, и плясовой мелодии. Дети по вопросу музыкального  руководителя  должны мотивировать, почему они пошли к тому или иному персонажу, почему они выполняют эти движения, называя определенный музыкальный жанр: марш, колыбельную, плясовую.

Музыкальный руководитель: ребята, слышите гудок паровоза, он зовет нас в дорогу. Занимайте места в вагончиках.

Остановка “Лесная полянка”.

Музыкальный руководитель:  ребята, выходите из вагончиков.

 (Звучит фонограмма птичьих голосов.) Слышите, как радостно поют, щебечут птицы? Это они радуются приходу весны. Вот чирикают воробьи, трещит сорока, а вот слышны трели жаворонка. Ребята, как поют птицы?

Дети. Звонко, радостно, весело.

Музыкальный руководитель: а сейчас, ребята, подойдите ко мне ближе и послушайте, как представил себе образ птиц и передал в музыке композитор М. Красев. Пьеса называется “Воробушки”.

Звучит пьеса “Воробушки”, музыка М. Красева.

Музыкальный руководитель: ребята, какой характер музыки?

Дети. Веселый, игривый, радостный, отрывистый.

Музыкальный руководитель:  как вы думаете, что под эту музыку могут делать воробьи?

Дети. Прыгать, чирикать, клевать.

Музыкальный руководитель:  а ходить под такую музыку можно? (Нет.) Почему?

Дети. Потому, что она отрывистая, легкая.

Музыкальный руководитель:  правильно, молодцы. Так как называется эта пьеса?

Дети. “Воробушки”.

(Звучит гудок паровоза.)

Музыкальный руководитель:  ребята, слышите гудок паровоза? Он зовет нас в дорогу. Занимайте места в вагончиках.

Музыкальный руководитель:  ребята, когда вы ехали на станцию “Весенняя”, вы пели попевку хорошо, правильно приподнимали и опускали голову, а сейчас давайте споем еще дружнее, еще веселее.

 Дети поют попевку “Паровоз”, музыка А. Филиппенко.

Станция “Запевай-ка!” Выходите, ребята, из вагончиков и проходите на эту лесную весеннюю полянку. А чтобы порадоваться весне давайте покажем пальчиковую игру «Весна» (пальчиковая игра «Весна» Железнова).  

Пальчиковая игра:

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь.

Встает пораньше солнце

И землю стало греть.

(Ладони сомкнуты «ковшом», поднимая руки вверх, раскрывают ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из- под старой травки

Уже глядит цветок…

(Выполняют руками волнообразные движения.

Ладони сомкнуты «ковшом»)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна,

Динь, динь, звенит тихонько,

Динь, динь, пришла весна.

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

Пальцы постепенно разжимаются,

Свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Качают кистями рук в разные стороны, приговаривая «динь-динь».)

Музыкальный руководитель:

А сейчас, ребята, вы должны узнать, к какой песне вступление я сыграю. (Звучит вступление к песне “На дворе весна”, музыка Гольцовой.)

 Правильно, это песня “На дворе весна”. О чем она?

Дети: о том, как радуются весне … (ответы детей).

Музыкальный руководитель:  чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Для этого будем хорошо открывать рот, округляя губы и работать язычком и губами. Вот так (показ упражнения для язычка: «Чаща» и «Дразнилка»).

 Давайте споем все вместе.

 Дети исполняют песню “На дворе весна”, музыка Гольцовой.)

Музыкальный руководитель:  а теперь мы проведем маленькое соревнование: 1 куплет песни споют 2 мальчика, 2 куплет – 2 девочки, а 3 куплет мы споем все вместе. Ребята, слушайте внимательно, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.

Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.

Музыкальный руководитель: на прошлом занятии я вам рассказывала, как можно петь песни цепочкой. В цепочке колечки цепляются одно за другое и она получается длинной и красивой. Так и в пении: вы должны петь песню без остановки друг за другом по 1 музыкальной фразе (показ). Важно быть очень внимательными, чтобы наша цепочка не оборвалась. А воспитательница вам будет помогать вот этим цветочком: показывая, кто поет следующим. Готовы?

 Пение цепочкой.

Музыкальный руководитель: ребята, вы слышите странные звуки, как будто кто-то плачет?

(Заглядывает за дверь.)

– Кто ты и почему плачешь?

(Из двери выглядывает старушка.)

Старушка:  я девочка Ира. Я тоже ходила в детский сад, но злая Баба Яга заколдовала меня и я стала такой старой. Помогите мне, пожалуйста!

Музыкальный руководитель: но что мы можем сделать?

Старушка:  вы должны узнать, на каких музыкальных инструментах я буду играть. Если правильно определите – я опять стану девочкой. Очень прошу вас: будьте внимательными.

 Проводится музыкально-дидактическая игра “Узнай музыкальные инструменты” (треугольник, бубен, румбу, колокольчик, деревянные ложки, трещотку, погремушку, маракасы).

Воспитатель берет из домика музыкальные инструменты, которые узнали дети и кладет их на столик.

Старушка: а теперь самое сложное задание: вы должны хорошо подумать и сказать, каким одним словом можно назвать все эти инструменты?

Дети. Шумовые.

Музыкальный руководитель: ребята, почему они так называются?

Дети. Потому, что издают шум.

Музыкальный руководитель: а можно на них исполнить мелодию?

Дети. Нет.

Музыкальный руководитель:  на каких музыкальных инструментах можно сыграть мелодию?

Дети. На фортепиано, баяне, гитаре, скрипке и т.д.

Девочка выходит из домика.

Девочка Ира. Спасибо, ребята, за то, что выручили меня из беды.

Музыкальный руководитель: вот видите, дети, как ваши знания могут пригодиться в жизни. Берите музыкальные инструменты и становитесь в круг, поиграем в игру “Оркестр”.

А  что такое оркестр?

Дети: когда играют много музыкантов.

Музыкальный руководитель: а кто такие музыканты?

Дети: люди, играющие на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель:

Слушайте внимательно задание: на тихую музыку будут играть ребята на самых нежных музыкальных инструментах – треугольниках и колокольчиках, а на громкую – все остальные.

 Проводится игра “Оркестр”, русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель:  молодцы, ребята, внимательно слушали музыку, вовремя меняли инструменты. Давайте аккуратно положим их на столик. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в вагончиках.

 Дети исполняют 3 куплет песни “Паровоз”.

Познание

Коммуникация

Художественная литература

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 

Музыкальный руководитель:  ну вот и закончилось наше путешествие. Чем вам запомнится оно? (Ответы детей.)

Рефлексия.

•        Где живут музыкальные звуки?

•        Что нового мы с вами сегодня узнали  на занятии?

•        Понравилось ли Вам играть на музыкальных инструментах?

Музыкальный руководитель: ребята,  о музыкальных звуках можно говорить очень много, потому что звуки живут везде. Они окружают нас всегда и во всем. Мы с вами еще будем говорить о музыкальных звуках. А сейчас я дам вам волшебные ноты и всем кому понравилось занятие может подойти к нашей стене и повесить свои нотки на музыкальное дерево.

Дети выражают свое отношение к уроку.

Музыкальный руководитель: спасибо за работу. Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами.

Поклон, выход из зала под музыку.

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"

Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...