Музыкальное занятие в старшей группе "С добрым утром"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Цель: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, к людям посредством музыкальных образов.
Программные задачи:
Познакомить детей с творчеством норвежского композитора Э.Грига; вызывать у них эмоциональную отзывчивость на музыку нежного, задумчивого, мечтательного характера. Учить сравнивать эмоционально-образное содержание песен с настроением и содержанием стихотворений.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель:
Как тихо сегодня в нашем зале, совсем как ранним-ранним утром, когда еще из-за горизонта появляется первые проблески солнечных лучиков, а на небе все еще хозяйничает серебристая луна.
(И.А.Бунин.)
«Бледнеет ночь… Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее,
Звучнее лес, безжизненней луна
И серебро росы на стеклах холоднее.
Еще усадьба спит... В саду еще темно,
Недвижим тополь матово-зеленый,
И воздух слышен мне в открытое окно,
Весенним ароматом напоенный…
Уж близок день, прошел короткий сон –
И, в доме тишины не нарушая,
Неслышно выхожу из двери на балкон
И тихо светлого восхода ожидаю…»
Звучит музыка Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт» - «Утро».
Прозвучала прекрасная музыка норвежского композитора Эдварда Грига – вступление к драматической поэме Г.Ибсена «Пер Гюнт» - «Утро».
Ребята, слушая эту музыку, какие чувства, настроения она у вас вызвала?
(Ответы.)
А какие картины рисовались в вашем воображении при звуках этой музыки?
(Ответы.)
Эдвард Григ безумно любил природу своей страны – Норвегии. Своей прекрасной музыкой он стремился рассказать, как она хороша: ее холодные и быстрые речки, покрытые белыми шапками высокие и таинственные горы, бескрайние леса, глубокие, с хрустально-чистой водой озера.
И действительно, как светло, нежно, мечтательно звучит мелодия этой музыки, основную партию, которой в начале произведения ведут два инструмента: флейта и гобой. Звуки этих инструментов похожи на пастушьи рожки, флейта звучит высоко и тонко, гобой звучит пониже. И ведь не случайно композитор выбрал эти инструменты. В старину во многих странах, в том числе и в России, ранним утром пастухи, сгоняя стада на пастбища, играли на пастушьих рожках.
(Звучит фрагмент 1части.)
В средней части характер произведения изменяется, как вы думаете?
(Ответы.)
Почему вы так считаете?
(Ответы.)
Да, музыка звучит более уверенно, красочно, ярко, чтобы показать, как взошедшее солнце освещает и будит все живое вокруг. Сам Григ говорил, что хотел музыкой показать «солнце сквозь облака». Мелодию средней части ведут скрипки и виолончели.
(Звучит фрагмент 2части.)
Третья часть звучит спокойно, умиротворенно, мечтательно. В музыке вновь слышны переливы пастушьих рожков, пение звонкоголосых птиц.
А сейчас мы, с помощью наших театральных кукол, попробуем обыграть пробуждение природы.
(Дети одевают кукол насекомых, птиц.)
Музыкальный руководитель, набрасывает на себя золотистую накидку и представляется феей утренней зари:
(звучит повторно музыка Э.Грига)
«Я – Фея утренней зари. Дети изображают спящих птиц, насекомых.
Лишь солнце небо озарит – Фея, читая стихотворение, под музыку импровизирует вокруг спящих «птиц», «насекомых».
Спешу к лесам, полям, лугам,
Чтоб снова жизнь проснулась там!
Навстречу солнцу я спешу,
Светлей сиять его прошу.
Да здравствует счастливый миг –
Везде, где солнца луч проник!
Солнца луч блеснул в листве
И прошелся по траве,
Разбудил он все вокруг,
Оживились лес и луг! Дети начинают очень медленно просыпаться»: шевелить пальчиками, корпусом тела. Затем, приподнимаясь, встряхивают руками, хаотично поворачивают корпус тела в разные стороны.
Вот зашевелились птицы, Наконец, окончательно проснувшись,
Им давно уже не спится. «птицы» и «насекомые» импровизируют
Перышки свои встряхнули, под музыку.
В небо с веточек вспорхнули.
Вот букашки и стрекозки,
Бабочки, жуки и мошки –
Ожил весь лесной народ.
Все танцует и поет! (З.Г.Прасолова.)
Музыкальный руководитель:
Смотрите, пока мы с вами слушали и танцевали под музыку Э.Грига, солнышко уже как поднялось:
(А.Коринфский.)
«С добрым утром – будет спать!..
Видишь: встало солнце…
И тебе пора вставать!
Погляди в оконце:
Умываются цветы
Светлою росою…
Как цветочки, так и ты
Освежись водою!
Видишь, пчелка тянет сок
Из медовой кашки…
Ты ж напейся, мой сынок,
Молока из чашки!
Вон оделся весь листвой
Сад наш, зеленея…
Ты оденься, мальчик мой,
Также поскорее!..
И беги, беги, играй
На свободной воле,
И расти, и расцветай,
Как цветочек в поле!»
И мы с вами, давайте, поиграем.
Пальчиковая игра: «Утречко» (русский народный фольклор), ( разработка М. Рузиной, Дошкольное воспитание 5\97)
Утро настало, Ладони скрещены, пальцы растопырены –
Солнышко встало. «Солнышко с лучиками».
- Эй, братец Федя, Кулак правой руки сжат, большой палец
Разбуди соседей! совершает круговые движения.
- Вставай, Большак! Большой и указательный пальцы правой
Вставай, Указка! руки по очереди щелкают по кончикам
Вставай, Середка! пальцев левой, начиная с большого.
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка! Щелчок в центр ладони.
Все потянулись Руки поднимаются вверх, пальцы
И проснулись. вытягиваются и быстро шевелятся.
Скажите, а почему люди, встречаясь утром, друг с другом непременно говорят: «Доброе утро» или «Здравствуйте»?
(Ответ: чтобы пожелать друг другу добра или здоровья.)
У поэта Сергея Есенина тоже есть замечательные стихи, которые тоже так и называются «С добрым утром!». Композитор Г.Струве написал к этим стихам красивую мелодию, и получилась вот такая песня.
Звучит песня.
Я думаю, что после этой песни у вас поднялось настроение, оно стало еще более радостным и солнечным.
Ведь, действительно, говорят о таких словах, как «Здравствуйте», «Доброе утро», «Пожалуйста», «Спасибо», «Будьте здоровы» - что это «волшебные» слова, они настраивают человеческий организм, его душевное состояние на доброе, позитивное отношение, как к другим людям, так и к окружающему нас миру.
Поэтому, ребята, никогда не забывайте здороваться со знакомыми вам людьми, желайте им крепкого здоровья и прекрасного настроения. А люди, в свою очередь, будут отвечать вам тем же, и желать того же.
(В.Коркин.)
«Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
-Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
-Доброе утро!»
(Фонограмма крика петуха.)
В народе, о людях, которые рано просыпаются, говорят: «встает вместе с петухами». И ведь и в самом деле, петухи сами рано просыпаются и будят своим зычным, голосистым выкриком всех в округе, как в русской народной песенке «Ночь прошла».
Исполняется песня.
Во многих песнях, стихотворениях, в которых поется об утре, упоминается о петухе, как, например, в шуточной песне «Рассвет», слова В.Запольского, музыка В.Шумилина.
Как мы будем петь эту песню, чтобы показать ее характер?
(Ответы: весело, задорно, игриво.)
Исполняется песня.
И в завершении нашего доброго утра, мы поиграем в русскую народную игру «Заря - зареница». (Запись и обработка Г.Науменко.)
Ребенок держит шест, с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Водящий стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
«Заря – зареница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи оборонила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
А беги, как огонь!»
С последними словами припева водящий дотрагивается до одного из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым из игроков схватит оставленную ленту, тот победитель, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие для родителей ко «Дню открытых дверей», ГБОУ СОШ № 492 г. Москвы, Структурное подразделение № 3 «Медвежонок» Вежливая сказка: «С добрым утром» инсценировка по произведению Т.А. Шорыгиной.
Программное содержание: Показать приёмы обучения детей, правилам культуры поведения; научить детей различать и понимать слова приветствия в разное время суток; развивать межличностные отношения и соци...
Конспект тематического занятия «Доброе утро»
Цель: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).Материалы: материал М. Монтессори для сенсорного развития: прищепки, ...
Конспект итогового открытого занятия для родителей по проекту «Одежда». Передача «Доброе утро, малыши!»
Материал направлен на закрепление знаний по теме "Одежда"....
Музыкальное занятие "С добрым утром!"
Целью данного занятия является развитие вокально - хоровых навыков в старшей группе. ...
Конспект интегрированного музыкального занятия "Звучащие картинки добра и зла"
Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе...
Конспект Проведения традиции «Утро радостных встреч» - «Доброе утро» В старшей группе комбинированной направленности «Красная шапочка».
Радостное общение с друзьями, помощь ребенку войти в детский коллектив без эмоционального стресса....