Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему
Музыкально-литературная гостиная «В мире творчества С.Т. Аксакова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-literaturnaya_gostinaya_aksakov.docx | 21.27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-литературная гостиная.
«В мире творчества С.Т. Аксакова»
Составитель сценария и ведущая: музыкальный руководитель Конахевич Н.А.
Цель:
- Прививать любовь к русской литературе и музыке, через знакомство с творчеством русского писателя С. Т. Аксакова, и произведений русских композиторов П.И. Чайковского, А.К. Лядова, А.П.Бородина, А.Е.Варламова, русской народной песне. Дать детям понимание о синтезе искусств (музыка, театрализованная деятельность, слово);
- Приобщать детей к совместной досуговой деятельности: с педагогами, родителями и сверстниками.
Задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей:
- эмоциональность и желание выступать;
- понимание взаимосвязи слова и музыки.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
- передавать характер роли через мимику и музыкальное движение;
- воспитывать чувство доброты, любви к родному краю, к семье.
Предварительная работа с детьми:
- краткое знакомство с жизнью С.Т. Аксакова;
- прочтение сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
- беседа и блиц-опрос по содержанию произведения;
- распределение ролей между детьми для театрализованной деятельности;
- прослушивание музыкальных отрывков из произведений композиторов-классиков: П.И.Чайковского, Н.А.Римского – Корсакова, А.К. Лядова, А.П. Бородина;
- инсценировка детьми эпизодов из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
- Подбор костюмов, соответствующих данному произведению.
Предварительная работа музыкального руководителя, педагогов и воспитателей:
- разучивание романсов русских композиторов;
- декламация стихов русских поэтов;
- создание презентации по творчеству С.Т. Аксакова;
- оформление зала и декораций для театрализации.
- подбор музыкального репертуара для театрализованной деятельности детей;
- создание сценария для выступления детей;
- создание общего сценария для мероприятия;
- организация приглашения родителей и гостей, в качестве зрителей.
1 часть.
Вступительное слово ведущего:
Уважаемые гости! Мы пригласили вас в нашу музыкально-литературную гостиную, чтобы вспомнить и поговорить о творчестве человека, который оказал громадное влияние на развитие русской духовной культуры.
В этом году исполнилось 222 года со дня рождения великого русского писателя С. Т. Аксакова.
И хотя, прошло, уже очень много лет, а родился он в 1791 году, его замечательные литературные произведения учат каждое новое поколение добру, красоте, любви к родному краю, любви к родному русскому языку! Эта любовь была характерной чертой семьи Аксаковых.
Включаются слайды презентации.
Сейчас предлагаю вам посмотреть слайды, которые помогут нам вернуться в те места, где родился и вырос С. Т. Аксаков. Родился он, 20 сентября в Уфимской губернии (ныне Оренбургская обл.), в дедовском имении «Ново-Аксаково», в дворянской семье. Его мать Мария Николаевна Зубова была женщиной образованной (особенно это касалось литературы, и иностранных языков), поэтому привила сыну любовь к книгам, к красоте окружающего мира, особенно к русской природе. Впоследствии, поэзия Оренбургских мест будет отражена во всех его произведениях, которые создаст писатель:- «Семейная хроника», состоящая из трех книг. «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», стихи и статьи.
«Ухожу я в мир природы, мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов, на свои родные воды,
На простор степных лугов, в тень прохладную лесов,
И в свои младые годы».
Ему дано было понимать язык русской природы и озвучивать его музыкой слов. В 8 лет семья переехала в Казань, где ему предстояло учиться в гимназии и университете. Он изучал сочинения Ломоносова, Державина. Изучал языки. Именно здесь, в университете он пишет первые стихи и занимается переводами греческих и латинских авторов. Про университет вспоминал, как « о прекрасном золотом времени, времени чистой любви к знанию и благородного увлечения». А увлечением его был театр!
В Казани был превосходный губернский театр! Игра актёров так потрясла молодого Аксакова, что он создал театр при университете, и сыграл там огромное количество ролей.
Вскоре С. Аксаков женился на дочери суворовского генерала и переехал сначала Петербург, затем в Москву.(1826г). Здесь он вошёл в литературно – театральное сообщество. В Москве он продолжает брать уроки сценического искусства и становится театральным критиком. Он продолжает писать стихи, басни и печатается на страницах журнала «Московский вестник». Здесь он знакомится с актёром М. Щепкиным, с Н. Гоголем, которые становятся его большими друзьями.
Исполняется Басня « Роза и пчела».
Так как его семья разрасталась (в семье было 10 детей), ему пришлось искать службу. Но желание уйти от городской суеты, найти тихое, уединённое место, где можно спокойно писать было всё сильней и поэтому они с женой покупают неприметный на вид, ветхий домик в селе Абрамцево, под Москвой - по ярославской ж./ дороге, где протекает река «Воря».
Воспитатель. Продолжение показа слайдов.
Окружённый со всех сторон лесом, небольшими прудиками и тишиной, дом в Абрамцево вызывал у Аксакова восторг!
«Мы, наконец, нашли именье, по вкусу нашему как раз.
Прекрасно местоположенье, гора над быстрою рекой.
Заслонено от глаз селенье, зелёной рощею густой,
Там есть и парк, и пропасть тени, и всякой множество воды…»
Вскоре этот неприметный на вид домик, стал местом, куда приезжали его друзья- артисты, художники, музыканты, поэты, писатели: В. М. Васнецов, Н.В. Гоголь, В. А. Серов, И. С. Тургенев, М. Щепкин и много других талантливых, творческих людей.
«Абрамцевский чудодейственный воздух так благотворно влиял на меня,- вспоминал В. М. Васнецов, - что именно в этом уголке земли написались, живописно осуществились лучшие мои работы». Просмотр картин.
Гостеприимный и хлебосольный дом Аксаковых / 1820г / стал центром литературной жизни Москвы. В Аксаковские «Субботы» здесь читались стихи, звучали русские песни и романсы, устраивались выставки картин и спектакли.
/Звучит русский романс А. в исполнении музыкального руководителя и воспитателя. Стихотворение « Элегия». Продолжение показа слайдов.
Здесь, в Абрамцеве, были созданы самые значительные произведения: автобиографическая трилогия:
- «Семейная хроника»
- «Детские годы Багрова-внука»
- «Воспоминания»
А в качестве приложения к « Детским годам», была написана замечательная сказка «Аленький цветочек», благодаря которой он стал всемирно известным. Эту сказку писатель услышал от крепостной Пелагеи, когда был маленьким и посвятил её своей внучке Оленьке./В начале она так и называлась Оленькин цветочек-1858г./
В последние годы жизни С. Т. Аксаков тяжело болел, он почти потерял зрение.
С детства большой любитель птиц, он целыми днями просиживал на берегу «Вори», или у окна, прислушиваясь к звукам природы, и выражал свои чувства в стихах:
«Теперь не то. Внезапной, хвори я жертвой стал. Что знаем мы?
Гляжу на берега я Вори, в окно как пленник из тюрьмы».
Его последние строки были посвящены осени:
«Опять дожди, опять туманы, и листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны, и низкий, серый свод небес
Опять осенняя погода, мне сердце веселит она,
Люблю я это время года!»
3 мая 1859 года Москва прощалась С. Т. Аксаковым. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище.
Этот талантливый человек вошёл в историю литературы, как писатель-реалист и знаток сокровищ русского языка.
2 часть.
А сейчас мы приглашаем вас, посмотреть нашу следующую страничку, где главными артистами будут наши дети. Встречайте.
Сценка №1. Входят дети двумя хороводами. Звучит музыка на тему песни А.Е. Варламова « Красный сарафан» из сб. А. Бурениной «Ритмическая мозаика» По окончании останавливаются в двух кругах.
Выходит воспитатель – ведет диалог с детьми о русских народных играх.
Дети проводят русскую народную игру «Ворон» под музыку из сб. « Праздник каждый день» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Воспитатель заводит разговор о сказке «Аленький цветочек». (В это время три девочки рассаживаются на первую сценку из сказки.) Три девицы сидят с пяльцами, и с прялкой. Выходит мальчик - купец под хороводную музыку «Во горнице» диск О.П. Радыновой. (Разговор купца с дочерьми.)
Под музыку «Вологодские кружева» из сб. « Праздник каждый день» купец отправляется в дальнюю дорогу.
Сценка №2. «Купец на ярмарке».
Девочки-продавцы предлагают ему товар и показывают платки. Исполняется «Танец с посадскими платками». Звучит музыка русской народной песни «Коробейники».
Купец покупает венец и зеркало для своих дочек. Звучит тема Купца «Вологодские кружева» муз. В. Лаптева - купец идёт на восток.
Сценка № 3. Выходят дети, изображающие жителей Арабских стран. Танцевальная группа девочек исполняют восточный танец. Падишах восседает на подушках, рядом стоит слуга с веером.
Звучит музыка Н.А. Римского-корсакова (диск3\ О.П. Радынова фрагмент №20)
Далее идет показ фрагмента из мультфильма «Аленький цветочек», как Купец получает аленький цветочек.
Сцена№4 « Возвращение домой».
Идет купец - Звучит тема «Вологодские кружева». Купец вручает подарки своим дочерям. Звучит произведение Лядова «8 Русских народных песен» (Плясовая)
Воспитатель показывает атрибуты: (зеркало, венец, цветок) беседует с детьми и зрителями, задает вопросы, касающиеся содержания сказки, героев, музыки и вместе делают выводы.
Завершается действие хороводом девочек.
Хоровод с веночками музыка р.н.п. «Как, во лесочке» - диск О.П. Радыновой.
Заключительное слово ведущей:
Уважаемые гости и участники! На этом мы закрываем нашу музыкально-литературную страничку. И надеемся, что вы на протяжении многих лет, с интересом и удовольствием будете читать художественные произведения русских писателей и поэтов, а также наслаждаться музыкой русских композиторов классиков, черпая в них мудрость и красоту для своей души.
Благодарим всех, кто принял участие по организации этого мероприятия. И надеемся, что будем продолжать готовить такие музыкально-литературные странички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"
Это мероприятие явилось составной частью Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Музыкально-литературная гостиная «Родина – это наш поселок Тогур» с использованием ИКТ
Цель: Развить у детей интерес к истории поселка, малой Родине, и дать возможность ощутить связь со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Родина.Данный материал могут испол...
Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...
Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
Формирование навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к классической музыке, создание условий для творческого общения....
Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников
В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...
Презентация для выступления на методическом объединении музыкальных руководителей на тему: «Сотрудничество педагогов, детей и родителей при подготовке и проведении музыкально-литературной гостиной»
laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родителилучше узнают своих детей, становятся ближе»....