Интегрированное занятие "Волшебные краски осени"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Интегрированное занятие "Волшебные краски осени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«Волшебные краски осени»

Подготовила

музыкальный руководитель

МБДОУ № 52 «Алтынчәч»

Никулина А. Х.

г. Альметьевск

Программное содержание.

Воспитывать эмоциональное отношение к музыке, живописи, искусству слова. Развивать воображение, фантазию, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы, умение активно и самостоятельно воплощать свой творческий замысел в художественной деятельности (в пении, музыкально-пластической импровизации, рисовании, рассказе). Создавать ситуации творческого процесса.

Музыкальный материал.

  1. П. И. Чайковский Цикл «Времена года» пьеса «Осенняя песня».
  2. А. Вивальди  «Времена года. Осень».

Оборудование.

        Репродукции картин

  1. И. И. Левитан «Золотая осень».
  2. И. И. Шишкин «Первый снег».
  3. Выставка детских рисунков на тему «Волшебные краски осени».

Использованная литература:

        Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем говорить о том, как дополняют друг друга музыка, живопись и поэзия. Попробуем понять, как музыка может быть связана с живописью и поэзией, и как многообразно она может воспеть праздничное нарядное по цвету время года – осень. Поэт рисует осень словами, художник изображает её на бумаге, на холсте. А композиторы отображают всю красоту осени в музыке, которая несёт в себе множество чувств, настроений, образов и эмоций.

Музыка композитора Антонио Вивальди – описательного характера, образная. Слушая её, можно очень ярко представить всё, что происходит с природой осенью.

А. Вивальди «Осень» (слушание)

 

        Музыкальный руководитель. Ребята, какое настроение передано в этом музыкальном произведении? (грустное, печальное, жалобное).

Послушайте, созвучны ли этим звукам стихи А. Толстого «Осень».

«Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь в дали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин».

Какое настроение передано в этом стихотворении? (печальное, грустное).

Правильно! Как и музыка А. Вивальди стихотворение А. Толстого тоже грустное и печальное.

А теперь послушаем ещё одно произведение П. И. Чайковского «Осенняя песня».

П. И. Чайковский «Осенняя песня» (слушание)

Музыкальный руководитель. Какое настроение в этом музыкальном произведении? (грустное, унылое, печальное, жалобное).

Правильно. Пьеса жалобная, задумчивая, в середине немного взволнованная, беспокойная, но потом опять печальная, поникшая. Какая картина изображена в музыке? (Картина поздней, хмурой осени. Дует ветер, наступают холода).

Да! В музыке можно услышать и порывы ветра (5, 6 такты), и как падают листья (7, 8 такты). Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально и уныло.  А сейчас сравним, созвучно ли настроение  пьесы  стихотворению   А. Плещеева «Осень наступила», которое прочитает для нас Алина.

Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».

        Музыкальный руководитель. Какое настроение передано в стихотворении? (грустное, печальное).  

И пьеса П. И. Чайковского и стихотворение А. Плещеева передают картину поздней осени. А теперь мы с вами послушаем в исполнении наших девочек знакомые песни про осень.

Песня «Чудо осень!» сл. и муз. Г. Сидоровой.

Песня «Ах, какая осень!» сл. и муз. З. Роот.

Музыкальный руководитель. Скажите мне пожалуйста, какая из песен выражает унылое настроение, передающее образ поздней осени, а какая волшебную  красоту золотой осени?  (Песня  «Ах,  какая  осень!»  сл. и муз.  З. Роот.- о золотой осени, она ласковая и нежная. Песня «Чудо осень!» сл. и муз. Г. Сидоровой – о поздней осени, она грустная и печальная.)

Музыкальный руководитель. Правильно ребята! Мы увидели, что поэты – словами, композиторы – звуками прекрасно «рисуют» природу. Настала пора поговорить о картинах. Но для этого нам нужно пригласить художника. Пригласим мы его музыкой.

Вход художника. Здравствуйте, ребята! Я хочу рассмотреть с вами репродукции картин художников, посвящённые осени.

Беседа по картинам.

  1. И. И. Левитан «Золотая осень».
  2. И. И. Шишкин «Первый снег».

Художник. На картине И.Ю И. Левитана – осень золотая, царственная. И вот какие строки лучше расскажут о ней:

«Осенняя пора очей очарованье,

Приятно мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса».

Художник. Да! Действительно с наступлением осени деревья как-будто вспыхивают разноцветным огнём: листья горят и жёлтым, и оранжевым, и красным и зелёным. Посмотрите, это видно и на детских рисунках.              

(Рассматривание выставки детских рисунков, обсуждение.)

Художник. А теперь встанем в круг, закроем глаза и постараемся представить лес. Представим себя в образе деревьев. Покажем движениями. Как они качают ветвями; вот наши руки стали лёгкими, лёгкими и мы превратились в осенние листочки (дети приседают, плавно кружась).

Ветер – ветерок, пролетая через лес, ахнул от восхищения: на земле лежал необыкновенной красоты ковёр из разноцветных листьев. Он опустился вниз и стал играть с ними: поднимал с земли один листочек за другим и подбрасывал в воздух. Листочки были рады покружиться в танце, они собирались в большой красивый букет и снова разлетались в разные стороны, всё кружились,  кружились, кружились…

Попробуем создать образ сильных, могучих деревьев. Вот какие огромные, могучие стволы у ваших деревьев, стволы тянуться вверх, переплетаясь между собой. В такой кроне уютно белкам и птицам. А сами деревья ничего не страшатся, ни бури, ни грозы, ни одиночества.

Художник. Сейчас я предлагаю занять рабочие места и выразить свои чувства на листе бумаги. Вспомните экскурсию в осенний парк. Какие видели деревья, кустарники, травы, каким было небо над головой. А настроение ваших рисунков должны говорить используемые вами цвета: холодные и тёплые. Не бойтесь смешивать их. Ведь, как мы уже выяснили, осенняя природа богата самыми разными красками. В работе вам помогут воображение и творчество.

(Дети рисуют.)

По окончании работы рисунки раскладываются на ковре. Дети рассматривают их, рассказывают о своём рисунке. Художник одобрительно отзывается обо всех рисунках.

Музыкальный руководитель. И так, мы  сегодня убедились, что музыка может сочетаться со стихами, картинами, всё это связано между собой, выражает один образ, подчинено одному настроению. И как замечательно, если рядом и внутри вас будет прекрасный мир искусства – живопись, поэзия, музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие( музыка + изо) "Краски осени"

Занятие подготовлено для проведения в разновозрастной группе детей.В подготовке и проведении принимала участие музыкальный руководитель ДОУ...

Интегрированное занятие "Краски осени"

Сценарий интегрированного мероприятия подготовительной группы д/с. В него включены сценки, стихи, песни....

Конспект интегрированного занятия "Краски осени"

Тема: КРАСКИ ОСЕНИ Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.Виды д...

Конспект интегрированного занятия "Краски осени"

Данное занятие даёт возможность развивать художественное восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире. Развивать компоненты изобразительной деятельности: освоение средств и...

Конспект интегрированного занятия «Краски Осени» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать у детей представления о признаках осени, умение узнавать и называть их, активизировать речь детей, расширять представление об окружающем через опытно-экспериментальную деятельность, ...

Сценарий интегрированного занятия "Краски осени"

Сценарий интегрированного занятия "Краски осени" для старшего возраста...