Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"
методическая разработка по музыке по теме
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.zip | 27.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ « Детский сад №17 с .Пушкарное Белгородского района,
Белгородской области»
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности
образовательная область «Музыка»
«Музыкальное путешествие»
Головина Екатерина Викторовна
Музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад№17 с. Пушкарное
Белгородского района, Белгородской области
с.Пушкарное
2013
Головина Екатерина Викторовна
Содержание:
Раздел 1 Аннотация……………………………………………….2
Раздел 2 Введение……………………………………………… 5
Раздел 3 Методические рекомендации………………………… 6
Раздел 4 Конспект НОД «Музыкальное путешествие»……… 9
Библиографический список……………………………………..13
Приложения к НОД…………………………………………… 14
2
Головина Екатерина Викторовна
Аннотация
Слушание музыки детьми дошкольного возраста наиболее доступный вид музыкальной деятельности. Музыка звучит на музыкальных занятиях, на вечерах досуга и праздниках. К слушанию обращаются воспитатели и родители воспитанников, обогащая, таким образом, индивидуальный музыкальный опыт ребёнка. И от того какая музыка его окружает, зависит становление музыкального вкуса, расширение кругозора и выбора музыки в качестве «спутника жизни».
Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и посвящена проблеме организации слушания музыки. В ней показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для воспитанников. Предоставленный материал может быть использован целиком при проведении музыкальных вечеров, гостиных, а так же частями, слушая только одну пьесу, во время проведения непосредственной образовательной деятельности.
3
Головина Екатерина Викторовна
Введение
Данная методическая разработка посвящена проблеме слушания в образовательной области «Музыка» в дошкольных образовательных учреждениях. Частое обращение к этой теме в методической литературе, в периодической печати, на страницах образовательных сайтов в интернете говорит о том, что она актуальна и на сегодняшний день.
Современное общество обрушило на ребёнка музыкальный информационный поток, при этом границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены. Задача музыкального руководителя определить и отобрать музыкальную информацию, имеющую положительное воздействие на детей. А учитывая современные требования образования, научить ориентироваться воспитанников в современном динамичном мире и формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что слышат, развить образную речь, ассоциативное мышление.
Слушанию в методической литературе посвящено много работ, одни носят общий характер, другие рассматривают более узкие вопросы проблемы, однако требуется учёт современных условий при исследовании обозначенной темы.
Раздел «Слушание» в образовательной области «Музыка» имеет конкретные задачи, которые обозначены в «Методике музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н.Ветлугиной:
*знакомить детей с художественными образцами современной, классической и народной музыки
*развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
*дать первоначальные сведения о музыке, средствах выразительности, формировать оценочное отношение.
На занятиях дети получают музыкальный опыт в виде знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности. Но современные требования направлены в большей степени на развитие самостоятельной деятельности детей, способности образно и эмоционально высказываться о характере музыки, обосновывать свои предпочтения, быть творчески активными.
4
Настоящая методическая разработка – это конспект непосредственной образовательной деятельности, целью которой было на примере слушания пьес из «Детского альбома» П.Чайковского использовать различные методы и приёмы работы, допускающие одновременное воздействие на зрительные,
слуховые, тактильные органы восприятия, активизацию мышления, воображения, эмоций. В целом это обеспечивает более глубокое погружение ребёнка в мир музыкальных звуков, цвета, слова и позволяет ему плавно переходить от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
В рамках достижения данной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
*изучить методическую литературу по теме: «Слушание в дошкольных образовательных учреждениях»;
*изложить возможные решения поставленной цели;
*обозначить тенденции расширения возможных методов и приёмов работы по данной проблеме;
Источником информации для написания методической разработки по теме: «Музыкальное путешествие» послужили базовая методическая литература, статьи и обзоры в специализированных периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Работа включает в себя аннотацию, введение, методические рекомендации и конспект непосредственной образовательной деятельности.
5
Головина Екатерина Викторовна
Методические рекомендации
Представленная методическая разработка посвящена слушанию пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. С её помощью автор попытался объединить различные методы и приёмы работы при слушании музыкальных произведений. Дети по разному, воспринимают музыку, одни слушая её проявляют яркую эмоциональную отзывчивость, другие могут словесно описать своё отношение к услышанному, третьи могут остаться равнодушными. Задача педагога найти подход к каждому ребёнку, помочь эмоционально и творчески раскрыться. Те формы работы, которые предложены автором, помогут в реализации этих задач.
«Музыкальное путешествие – это конспект НОД, в котором представлены три пьесы П.И. Чайковского, три музыкальные зарисовки, отправляющие детей в путешествие по разным странам. Конспект может быть использован на итоговом занятии, если тематическим планированием в детском саду обозначена тема «Путешествия» или т.п. В то же время не исключена возможность прослушивания пьес по одной на каждом занятии. В этом случае следует расширить круг вопросов и заданий для каждого произведения. Автор предлагает использовать тему «Детского альбома» П.Чайковского для проведения музыкальных гостиных, в которых слушателями будут и воспитанники, и их родители.
Остановимся на отдельных пьесах.
«Камаринская».
Дети старших групп хорошо справляются с простейшими ритмическими последовательностями. Автор выкладывает их на фланелеграфе с помощью маленьких и больших кружочков. Воспитанники проговаривают их на слоги «ти» (маленькие – короткий звук – восьмая длительность) и «та» ( большие – долгий звук – четвертная длительность). Поэтому при повторном прослушивании пьесы можно задать остинатный ритм, например: ти-ти-та, который дети, сначала, прохлопают в ладоши, а затем сыграют на ложках. Можно усложнить задание, разделив на две группы и задать для каждой свой ритмический рисунок, например: 1группа - та-та, 2группа - ти-ти-та. В волшебной шкатулке дети могут найти другие народные музыкальные инструменты (свистульки, трещётки и т.д.). Предложите ребятам на фоне остинатного ритма поимпровизировать. Вот и получится оркестр народных музыкальных инструментов.
6
Несколько слов о волшебной шкатулочке. Она построена по принципу матрёшки. Такое строение помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия. Ребятам всегда ждут появления гостьи. Добавьте глазки и ротик, меняйте их выражение в зависимости от настроения волшебной шкатулки.
«Неаполитанская песенка»
Если эта пьеса выбрана для слушания на занятиях, то обратите внимание на её двухчастное строение, на переход от песенной темы к искромётной танцевальной. Послушайте в фортепианном и оркестровом исполнении. Следует напомнить, что эту пьесу композитор использовал ещё и в балете «Лебединое озеро». Сравнивая инструментальное и оркестровое исполнение, проведите аналогию с цветным и чёрно-белым рисунком, возьмите раскраску в двух экземплярах и одну предложите разукрасить цветными карандашами. Выводы должны сделать сами дети. Даём понятие – тембр.
«Старинная французская песенка»
Идея «трогать музыку» заимствована у Викторовой И.В.. Это задание предлагалось для незрячих детей. Но с каким удовольствием выполняли задание ребята без нарушения зрения. Сначала дети трогали все предметы в зале не закрывая глаз, описывали свои ощущения, сравнивая с облаком, льдом и .т.д.. Затем предложила пластины из картона, на которые наклеила материал различный на ощупь – фланель, наждачная бумага, мех, атлас и т.д. Дети описывали ощущения прилагательными: гладкая, колючая, холодная, нежная и сравнивали с прослушанными музыкальными пьесами. Это задание хорошо тем, что задействованы органы слуха и осязания. Детям приходится анализировать, проводить параллели между ощущениями, таким образом происходит развитие воображения, расширение словаря.
«Немецкая песенка»
Если музыка дана в записи, то во время прогулки добавьте описание природы: «Как хорошо гулять всем вместе, светит солнышко, щебечут птицы, посмотрите, справа бежит ручей, а слева расцвели голубенькие цветочки» и т.д.). Происходит развитие детского воображения, фантазии. Для обогащения словарного запаса воспитанников автор старается каждое занятие добавлять новые прилагательные, описывающие настроение и характер музыкальных пьес.
7
Творческий подход педагога всегда может сделать занятия увлекательными, запоминающимися для воспитанников. Поможет детям понять мир музыки, сделать неотъемлемой частью их жизни.
8
Головина Екатерина Викторовна
Конспект НОД по теме: «Музыкальные путешественники»
Цель: создание педагогических условий в системе музыкальных занятий посредством слушания музыки, обеспечивающих развитие творческого воображения и эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
* посредством слушания музыки П.И. Чайковского из «Детского альбома» дать представление о зарубежных странах
*развитие интереса к музыкальному искусству различных народов
*активизация детского воображения и высказываний детей по поводу прослушанной музыки.
* учить соотносить тактильные ощущения и зрительный образ с музыкальным произведением
*развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.
Этапы работы:
1. Знакомство детей с новыми музыкальными произведениями.
2. Беседа с детьми, направленная на понимание услышанной музыки: её эмоционального содержания, характера, настроения, средств музыкальной выразительности.
3. Творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои эмоциональные переживания.
Ход занятия
М.Р.: Добрый день ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие, но оно будет необычным. Путешествие будет музыкальным. Поможет нам в этом композитор, сочинивший музыкальные пьесы, названия которых я сейчас произнесу. И так слушайте внимательно: «Марш деревянных солдатиков»,
9
«Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла». (С этими пьесами по программе «Ладушки» Т.Каплуновой, И.Новоскольцевой дети знакомились в старшей группе).
Дети: П.И.Чайковский.
М.Р.: Правильно. А как называется альбом Пётра Ильича, в который собраны все эти произведения?
Дети: «Детский альбом».
М.Р.: Этот альбом П.И.Чайковский посвятил своему племяннику Володе. Находясь в Италии, он пишет его папе: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову». Петру Ильичу хотелось, чтобы занятия музыкой стали для мальчика увлекательными, интересными и понятными. Поэтому в небольших пьесах, с помощью музыкальных красок композитор рисуется пробуждение ребёнка («Утренняя молитва», «Зимнее утро»), его игры и забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), а в дальнейшем отправляет в увлекательное музыкальное путешествие.
А любите ли вы путешествовать? (Ответы детей). Где вы успели уже побывать? (Ответы детей). А зачем человек путешествует? (Ответы детей). Всё правильно мы знакомимся с природой разных стран, людьми, их обычаями, культурой и конечно же музыкой. Пётру Ильичу не раз приходилось путешествовать по разным странам. Своими впечатлениями он решил поделиться с маленьким Володей и такими ребятам как вы. И так открываем наш альбом (На занятиях автор использует замечательное издание «Детского альбома» П.И.Чаковского, в котором ноты дополнены художественными иллюстрациями и стихами к каждой пьесе). Первая страна, в которую мы попадаем - это солнечная Италия. (На фоне короткого рассказа можно продемонстрировать слайды или показать репродукции картин различных художников с изображением природы Италии, т.к в этом возрасте у ребят нет чёткого представления об особенностях этого края). Страна, где много солнца, ласковое и тёплое море, страна карнавалов и веселья. Я сейчас описала этот уголок планеты Земля словами, а какой должна быть музыка, изображающая эту страну? ( Если дети затрудняются ответить, задать наводящие вопросы: быстрая или медленная, громкая или тихая и т.д.. Попросить объяснить свой выбор, постараться обобщить ответы детей). Пётр Ильич Чайковский посвятил Италии две пьесы – одна называется «Итальянская песенка», а другую с названием «Неаполитанская
10
песенка» мы с вами послушаем. Неаполь - это город на берегу моря, в котором не один раз бывал композитор. А теперь… ТИ-ШИ-НА – мы превращаемся в слушателей. Звучит «Неаполитанская песенка» П.Чайковского.(После того как отзвучит пьеса должна «повиснуть» небольшая пауза, она даёт детям время на осмысление услышанной музыки). А теперь скажите мне, сошлись наши музыкальные представления об Италии с музыкой П.Чайковского. (Следует выслушать ответы детей, обобщить и сравнить с их первоначальными представлениями о том, какой должна быть музыка об Италии. Похвалить детей за умение «сочинять» музыку).
Следующая пьеса не только перенесёт нас в другую страну под названием Франция, но и переместит во времени. Галантные кавалеры и нарядные дамы вот герои «Старинной французской песенки». Темой для этой пьесы послужила подлинная французская мелодия. Её услышал П.Чайковский в время одной из своих поездок.
Вновь превращаемся в слушателей. Звучит «Старинная французская песенка».
Ребята, приходилось ли вам трогать музыку? Сейчас на кого-нибудь из вас я надену светонепроницаемую повязку и включу ещё раз запись «Старинной французской песенки». Тот, кого я приглашу должен выбрать на ощупь пластину, подходящую по ощущениям к данной музыке. И объяснить, почему он выбрал именно её . Вы справились с заданием, молодцы!
Пора отправится на прогулку по Германии. Слушаем «Немецкую песенку»
Вы заметили, что после каждой прослушанной музыкальные пьесы, всегда получаете задания, с которыми пока успешно справляетесь. И я не хочу отступать от этого правила. Но сначала предлагаю вспомнить «Песенку про эмоции» муз. Е.Проскурняк, сл. Н.Андреевой. А теперь задание: перед вами карты – настроения. Выберите ту, которая подходит под музыкальный образ «Немецкой песенки» П.Чайковского. (Одобрить выбор детей). А сейчас хочу увидеть эту эмоцию на ваших лицах!
Что-то вы засиделись, пора прогуляться под «Немецкую песенку» по нашему залу и представить, что мы в Германии (звучит названная пьеса, дети произвольно двигаются). Устали. Присаживайтесь на нашей полянке . (Дети
11
садятся на ковёр) У нас гостья. (На занятиях в качестве сюрпризного момента пользуюсь волшебной шкатулкой, в которую прячу музыкальные инструменты, ноты, наглядный материал, атрибуты для игр). Вы, узнали? (Ответы детей).
Поприветствуем её песней. (Ребята исполняют любую песню по программе). Загляну в неё, с каким подарком пожаловала? Да тут музыкальный инструмент. (Постучать в шкатулке). Что же это? ( Как правило, дети, точно определяют по звуку инструменты находящиеся внутри).
Деревянные ложки
Постучи-ка немножко
Хочешь вальс играй
А хочешь суп хлебай!
Всё это время вы были слушателями, а после того как я раздам вам музыкальные инструменты под названием ложки кем вы станете? (Исполнителями). Верно. Но вот ещё один вопрос: В какую страну мы с вами попали? Подсказка у меня в руках (Ложки). (Ответ детей – Россия). Верно. Именно в нашей стране ложка превратилась в музыкальный инструмент.
Возвращаемся к «Детскому альбому». Сейчас мы будем слушать пьесу под названием «Камаринская», так называется задорный русский народный танец. (Звучит музыкальная запись).
Всё слышно в этой музыке и переливы гармошки и соло балалайки, а вот ложек не хватает. Получите инструменты! Исполнители за дело! (Дети вместе с музыкальным руководителем и воспитателем подыгрывают «Камаринской»).
Замечательный получился оркестр!
Пришло время возвращаться из необычного путешествия. Где же мы побывали и как называются музыкальные произведения, которые помогли познакомиться с новыми странами? (Ответы детей). Молодцы! Стойте! Волшебная шкатулка приготовила ещё один сюрприз. В ней разноцветные солнышки, цветочки, деревья, а мне так хочется, чтоб о нашей встрече с «Детским альбомом» П.И.Чайковского осталось воспоминание…Пусть каждый из вас выберет один предмет, который подходит по цвету к прозвучавшей музыке, к нашему настроению и разместит на полотне – фланелеграфе. Получится картина на память. (Дети выкладывают предметы) Замечательно. А теперь могу сказать ДО СВИДАНИЯ! До новых музыкальных ПУТЕШЕСТВИЙ!
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности "Музыкальное путешествие"
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям ДОУ. В ней показаны различные методы и приёмы, помогающие сделать процесс музыкального восприятия интересным и доступным для дошколни...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)
Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в старшей группе ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Автор: Боброва Е.А., воспитатель Тема: "Путешествие в страну "Здоровья"
Методическая разработка по здоровьсбережению ....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в космос»
Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие в космос"...
Методическая разработка непосредственно образовательная деятельность "Знакомство с родным городом", конспект "Путешествие по летнему саду"
Дети-экскурсоводы рассказывают о летнем саде, испльзуя мнемотаблицы, а остальные дети задают экскурсоводам вопросы по Летнему саду...
Методическая разработка. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по сказкам»
Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие по сказкам».Образовательная область: Познавательное развитиеЦель: Формиро...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие с Лунтиком»»
Занятие по позновательному и речевому развитию....