«Матушка Россия»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Комплексное занятие для старшей группы по патриотическому воспитанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matushka_rossiya.docx26.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Матушка Россия»

(комплексное занятие для старшей группы)

Цель:  уточнение знаний детей о государственных и неофициальных символах России

Задачи:

1.        Развивающие: развитие творческих способностей детей,  образных  движений посредством игры (хоровод, частушки), высших психических функций  (логическое мышление, речь, память, воображение,  мелкая моторика) (музыка, коммуникация, физическая культура)

2.        Обучающие: расширить представления  детей о символах России, познакомить с понятием «неофициальные символы России» (социализация), расширить словарный запас, совершенствовать лексико-грамматический строй речи (познание)

3.        Воспитательные:  воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству (познание); воспитывать навык свободного общения в процессе продуктивной и познавательно-исследовательской  деятельности (коммуникация, художественное творчество)

Интеграция образовательных областей:  познание, социализация, художественное творчество,  музыка,  коммуникация, физическая культура.

Программное содержание:

 * дать представление о народных и государственных символах России

 *  способствовать проявлению патриотических чувств, любви к Родине;

 * формировать духовно-нравственное отношение и чувство    

    сопричастности к родному дому, городу, стране;

 * развивать обобщённость восприятия явления с помощью интеграции

    разных видов искусства;

 * способствовать созданию целостного восприятия художественного образа,

    выраженного в музыке, живописи, поэзии и танце;

 * побуждать детей высказываться о характере произведения, расширяя при

    этом словарный запас;

 * способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного

    аппарата;

* содействовать развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-

   сосудистой и нервной системы организма;

* не допускать перегрузки, используя смену деятельности.

Звучит народная музыка, в зал входит ведущая в народном костюме.

Муз.руководитель: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы. Сегодня мы поговорим о том, что такое Родина, вспомним стихи и пословицы о ней. Но сначала давайте с вами поприветствуем друг друга.

Исполняется ритмическое приветствие  «Здравствуйте»

Давайте подготовим наш голосовой аппарат к пению. Великий русский певец Сергей Лемешев говорил: «Чтобы хорошо петь, надо удобно дышать». Наши лёгкие должны быстро и бесшумно наполняться воздухом, а затем спокойно и равномерно выдыхаем.

Дыхательные упражнения для подготовки голосового аппарата по методике Стрельниковой.

Наш голосовой аппарат готов к пению. Повторим наше приветствие.

Исполняется музыкальное приветствие «Здравствуйте»

Муз.руководитель: А в каком городе вы живёте?  …

Город Тольятти  – наша Родина. А в какой стране вы живёте?....

Дети: Россия!

Муз.руководитель: Россия – тоже наша Родина.

Муз.руководитель: Нашу Родина – матушку Россию мы еще называем Отечеством. Отечеством мы зовём её потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной зовём мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком. Она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, защищает и бережёт от всяких врагов.

Люди стараются преумножить богатство Родины, поэтому они много трудятся, чтобы жить лучше. Россия – это наш край, это наш город Тольятти, это наш дом, это всё то, что нас окружает!

«Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал о России поэт С. Есенин много-много лет назад. А вот эти стихи написаны недавно современным поэтом Васильевым, но они не менее прекрасны.

Дети читают стихи:

Россия… как из песни слово.

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа!

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Муз.руководитель: Россия, Россия – края дорогие,

         Здесь издавна русские люди живут.

         Они прославляют просторы родные

         Раздольные русские песни поют!

Дети исполняют песню о Родине.

Муз.руководитель: Для многих людей Россия славится широкими просторами, голубыми васильками,  белоствольными березками, мудрыми сказками, разудалыми песнями – это  тоже символы нашей Родины.

Показ слайдов   с изображением берез, березовых рощ.

Ребята, как вы думаете, почему именно  береза является одним из символов России? (потому что таких березовых рощ нет больше нигде в мире). И о березке народ сочинил много стихов и песен. А как вы думаете, какая самая известная песня есть о нашей березке?

Дети: Во поле береза стояла

Муз.руководитель: Правильно. А давайте мы с вами под эту песню поведем хоровод. Какие основные движения у нас в хороводе?

Муз.руководитель: Не забывайте о ровной спинке. Ведь девушка в хороводе показывала свою стать.

Исполняется хоровод «Во поле береза стояла»

(педагог по танцу обращает внимание на осанку, на то, как нужно держать руки и дети выполняют движения хоровода)

Муз.руководитель: Молодцы ребята, у нас получился  красивый танец. Я хочу, чтобы вы запомнили, что березка это народный символ России. Есть еще один такой символ. Про него я загадаю загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир .. (Матрешка)

Муз.руководитель: Матрешка, наверное, самая популярная русская национальная игрушка. В нее играют  дети в разных уголках нашей планеты. А о самой матрешке написано много загадок, частушек, стихов.  Давайте послушаем наших девочек и повеселимся все вместе.

Девочки исполняют частушки.

 

Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам придем.

Пыль клубится по дорожке.

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Муз.руководитель: Молодцы, девочки, но помимо народных, у нас еще есть и государственные символы России. Какие вы знаете символы?

Дети: Флаг, герб….

Муз.руководитель: Молодцы. Итак , вы сказали, что это Флаг. Какого цвета наш флаг? (ответы детей) Саша, расскажи нам о цветах флага.

Белый цвет – берёзка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска –

Утренний рассвет.

Проводится игра «Сложи флаг»

Детям предлагается из частей в правильном порядке сложить флаг Российской федерации

Муз.руководитель: А как одним словом можно назвать цвет флага?(ответы детей) Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов.

 Молодцы, ребята, а теперь я хочу посмотреть, как хорошо вы знаете, еще один символ нашей России – герб. Перед вами лежат разрезные картинки герба. Нужно правильно собрать, чтобы у вас получился герб

Проводится игра «Собери герб»

Ребята делятся на две команды: мальчики и девочки, и собирают разрезные картинки с изображением герба.

Муз.руководитель: Молодцы, как дружно и правильно у вас получилось! А знаете ли вы, что у нас есть самая главная песня страны? Как она называется?

Дети: Гимн

Муз.руководитель: Гимн Российской Федерации – это музыка композитора Александра Васильевича Александрова. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Муз.руководитель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя.

Ребята, я уверена, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное. Может быть, кто-то из вас, когда  вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником и будете воспевать в своих произведениях всю красоту нашей родины – России.

Если скажут слово «Родина».

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Дети исполняют песню «Моя Россия» Струве.

После исполнения песни музыкальный руководитель предлагает пройти в группу и нарисовать каждому ребенку свою Родину.

Стихи

Россия… как из песни слово.

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа!

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Частушки

Все: Ах, матрёшки, вы, матрёшки…

Ротик улыбается…

Что вы нравитесь всем детям,

Никто не сомневается…

  1. Ах, матрёшки, вы, матрёшки…

Глазки удивляются…

Кто вас видит, всякий раз

Вами восхищается…

  1. Ах, матрёшки, вы, матрёшки…

Глазки голубые…

Кто придумал вас для нас?, -

Забавные такие…

  1. Все матрёшки хороши,-

С первой по седьмую…

Я себе играть возьму

Самую большую…

Стих о цветах флага

Белый цвет – берёзка,

Синий - неба цвет.

Красная полоска –

Утренний рассвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Родина моя матушка Россия"

Цель: Воспитание патриотических чувств- любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.Задачи: Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России. Воспиты...

Сценарий совместного с родителями развлечения по воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возраста посредствам художественной литературы "Национальное изобилие Матушки России"

Сценарийсовместного с родителями развлеченияпо воспитанию толерантного сознания у детей дошкольного возрастапосредствам художественной литературы«Национальное изобилие Матушки России»...

Развлечение к дню языков Казахстана в средней группе Тема : « Наша Родина – матушка Россия!

Развлечение с использованием песен, танцев,обычаев русского народа ко Дню языков в Республике Казахстан...

"НАША РОДИНА – МАТУШКА РОССИЯ"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Наша Родина - матушка Россия»....

ПРОЕКТ "НАША РОДИНА - МАТУШКА РОССИЯ""

Цель – Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместные детско-родительские проекты по знакомству с многообразием широт и просторов Родной страны....