Кружковая работа как одна из форм по приобщению детей к народной культуре
учебно-методический материал по музыке по теме
Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России, развитию культуры межэтнических отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_uchastnika_slavskaya.doc | 37.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Славская Елена Евгеньевна,
музыкальный руководитель, МДОУ д/с № 99,
г. Таганрог.
Кружковая работа как одна из форм по приобщению
детей к народной культуре
Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России, развитию культуры межэтнических отношений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в систему мировой и национальной культур. Одним из факторов, способных серьезно упрочить Федерацию, по мнению президента Российской Федерации Д.А.Медведева, является поддержка национальных традиций и культур народов России. Это не только условие укрепления Федеративных основ, но и условие согласия в нашем обществе.
Каждый человек несет в себе культуру своей страны, одной из граней которой является народная культура. В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают вопросы формирования у детей художественных и музыкальных способностей, на основе приобщения к народной культуре, что позволяет в дальнейшем самостоятельно приобретать и корректировать свои знания, ориентироваться в окружающей жизни.
Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле несет детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Кружковая работа является одной из форм работы по приобщению детей к народной культуре. В нашем ДОУ кружок «Ложкари» решает данную задачу.
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап (младшая группа)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень – средняя группа
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень – старший дошкольный возраст
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х ложках. Проявление творческой инициативы.
Работа в кружке «Ложкари» проводится с использованием следующих форм:
- Игры на развитие музыкального слуха и ритма.
- Пальчиковые игры.
- Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, народные песенки, стихи.
- Беседы о быте русского народа.
- Народные приметы.
- Загадки о русских народных инструментах.
- Фольклорные праздники.
Знакомство с приемами игры на ложках идет параллельно со знакомством с комнатой русского быта «Горенкой», ее экспонатами.
Для стимулирования обучения игре на ложках используется малый народный фольклор, в частности, пословицы «Терпение и труд - все перетрут», «Трудно в учении. Легко на празднике».
Использование адекватных методов и приемов позволяет осуществлять работу в кружке «Ложкари» последовательно и целенаправленно.
Методы работы в кружке:
1. Объяснительно-иллюстративный метод включает беседу, объяснение, художественное слово, фольклора (потешки, пословицы, поговорки).
2. Репродуктивный метод состоит в разучивании, закреплении песенного и игрового материала (р.н.п. «Светит месяц», «Я на гору шла», «Ой, вставала я ранешенько», «Смоленский гусачок» и т.п.).
3. Исследовательский метод включает самостоятельное исполнение, оценку, самооценку исполнения произведения.
4. Метод побуждения к сопереживанию состоит в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
5. Метод поисковых ситуаций заключается в побуждении детей к осуществлению творческой и практической деятельности.
Таким образом, использование кружковой работы позволяет эффективно осуществлять работу по приобщению детей к народной культуре с применением игры на ложках, малых фольклорных жанров. Благодаря восприятию музыки, пению народных песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается как личность. Применение народного песенного и музыкального материала позволяет детям постигать нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом. Это актуальная задача для современности, когда ребенка окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Поэтому важно сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не позволив ему кануть в небытие.
Литература:
- Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987г.
- Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
- Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2000г.
- Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001г.
- Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000г.
- Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000г.
- Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002г.
- Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа как одна из форм предшкольной подготовки
План - программа кружка "Читай - ка"...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...
кружковая работа, как одна из форм по развитию ручной умелости дошкольников
Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая...
Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"
Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...
«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»
Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....
Кружковая работа как одна из форм работы с родителями.
Кружковая работа в детском саду — одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников.Кружок — это неформальное, свободное ...
Комментарии
Детский сад
Интересная работа.Молодец!