Кружковая работа как одна из форм по приобщению детей к народной культуре
учебно-методический материал по музыке по теме

Славская Елена Евгеньевна

Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России, развитию культуры межэтнических отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchastnika_slavskaya.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Славская Елена Евгеньевна,

музыкальный руководитель,  МДОУ д/с № 99,

г. Таганрог.

Кружковая работа как одна из форм по приобщению

детей к народной культуре

Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов России, развитию культуры межэтнических отношений. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в систему мировой и национальной культур. Одним из факторов, способных серьезно упрочить Федерацию, по мнению президента Российской Федерации Д.А.Медведева, является поддержка национальных традиций и культур народов России. Это не только условие укрепления Федеративных основ, но и условие согласия в нашем обществе.

Каждый человек несет в себе культуру своей страны, одной из граней которой является народная культура. В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретают вопросы формирования у детей художественных и музыкальных способностей, на основе приобщения к народной культуре, что позволяет в дальнейшем самостоятельно приобретать и корректировать свои знания, ориентироваться в окружающей жизни.

Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле несет детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Кружковая работа является одной из форм работы по приобщению детей к народной культуре. В нашем ДОУ кружок «Ложкари» решает данную задачу.

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап (младшая группа)

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

2 ступень – средняя группа

Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.

Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.

3 ступень – старший дошкольный возраст

Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х ложках. Проявление творческой инициативы. 

Работа в кружке «Ложкари» проводится с использованием следующих форм:

  1. Игры на развитие музыкального слуха и ритма.
  2. Пальчиковые игры.
  3. Ритмическая тренировка: потешки, прибаутки, народные песенки, стихи.
  4. Беседы о быте русского народа.
  5. Народные приметы.
  6. Загадки о русских народных инструментах.
  7. Фольклорные праздники.

Знакомство с приемами игры на ложках идет параллельно со знакомством с комнатой русского быта «Горенкой», ее экспонатами.

        Для стимулирования обучения игре на ложках используется малый народный фольклор, в частности, пословицы «Терпение и труд - все перетрут», «Трудно в учении. Легко на празднике».

Использование адекватных методов и приемов позволяет осуществлять работу в кружке «Ложкари» последовательно и целенаправленно.

Методы работы в кружке:

1. Объяснительно-иллюстративный метод включает беседу, объяснение, художественное слово, фольклора (потешки, пословицы, поговорки).

2. Репродуктивный метод состоит в разучивании, закреплении песенного и игрового материала (р.н.п. «Светит месяц», «Я на гору шла», «Ой, вставала я ранешенько», «Смоленский гусачок» и т.п.).

3. Исследовательский метод включает самостоятельное исполнение, оценку, самооценку исполнения произведения.

4. Метод побуждения к сопереживанию состоит в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

5. Метод поисковых ситуаций заключается в побуждении детей к осуществлению творческой и практической деятельности.

Таким образом, использование кружковой работы позволяет эффективно осуществлять работу по приобщению детей к народной культуре с применением игры на ложках, малых фольклорных жанров. Благодаря восприятию музыки, пению народных песен и игре на русских народных инструментах, ребенок обогащается как личность. Применение народного песенного и музыкального материала позволяет детям постигать нравственно-эстетические истины в соответствии с возрастом и музыкальным опытом. Это актуальная задача для современности, когда ребенка окружает, так называемая, «коммерческая музыка» низкопробного достоинства. Поэтому важно сохранить в детской душе родное, народное, национальное духовное богатство, не позволив ему кануть в небытие.

Литература:

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987г.
  2. Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»
  3. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2000г.
  4. Рытов Д.А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001г.
  5. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000г.
  6. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000г.
  7. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002г.
  8. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

кружковая работа, как одна из форм по развитию ручной умелости дошкольников

Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, поэтому необходимы разнообразные формы коррекционно-развивающей работы с детьми, в которых бы сочеталась речевая...

Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"

Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

Кружковая работа как одна из форм работы с родителями.

Кружковая работа в детском саду — одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников.Кружок — это неформальное, свободное ...


 

Комментарии

Шишкина Галина Валентиновна

Интересная работа.Молодец!