Доминантное занятие по развитию музыкального творчества старших дошкольников "Милютинская ярмарка"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Конспект доминантного занятия по развитию музыкального творчества старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 808.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доминантное занятие для старших дошкольников
Милютинская ярмарка
Провела:
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №113»
г.Череповца
Захарчук Наталья Борисовна
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи:
1) продолжать учить сочинять окончание мелодии, завершать ее на тонике ;
2) продолжать развивать умение слышать, различать, придумывать и исполнять несложные ритмы и удерживать метрический пульс;
3) закреплять навыки двигательной импровизации (выразительная передача образа, отражение в свободном дирижировании средств музыкальной выразительности, составление мини-композиции пляски);
4) воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к родному городу, его истории.
Предварительная работа: Дети знакомятся с историей г.Череповца, его первым главой – И.А.Милютиным. Узнают о традиции проведения осенью в городе Милютинских ярмарок. Знакомятся с произведениями вологодского композитора В.Гаврилина.
Ход занятия:
Перед занятием дети получают приглашение на Милютинскую ярмарку. Еще раз вспоминают, что это такое и отправляются в музыкальный зал. Он оформлен как ярмарочная площадь. Вдоль стен стоят несколько столиков – прилавков с «товарами».
Дети входят в зал под музыку «Коробейники».
Музыкальный руководитель приветствует детей, спрашивает, куда они попали. Обращает внимание детей на первый столик, где находятся несколько картин с изображением ярмарки.
Муз.рук.: Кого только не было на ярмарке! Все стремились попасть сюда – и стар, и млад. Давайте мы с вами покажем, кто уже собрался на нашей ярмарке.
Игровая песня «Тра-та-та» (сл.Д.Хармса) – см Приложение 1(модель Т.Тютюнниковой)
Дети поют зачин песни в хороводе (можно без аккомпанемента) с простейшими движениями: хлопками, шлепками, приставными шагами. Затем двое детей образуют «ворота», в которые четверо стоящих друг за другом детей артистично заходят и замирают в образе какого-либо персонажа, который может появиться на ярмарке. Каждый из четырех детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ выразительным, с какими-либо особенностями. Например, Бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой, веселой и т.д. При повторении «ворота» образуют двое последних детей из бывших солистов.
Работа с ритмом.
Муз.рук. (подходят ко 2-му столику, на котором разложены овощи, фрукты, ягоды) : Знаете ли вы, что продавали на ярмарке? (ответы детей) Продавцы не просто предлагали свой товар, они его расхваливали. Давайте мы с вами сейчас тоже попробуем сделать рекламу своим овощам и фруктам вот по такому правилу:
Выходят дети – «продавцы», берут ложки и представляют свой товар. (Дети придумывают ответ на вопрос: «Что я продаю на ярмарке?» и декламируют его в указанном ритме,например, сладкая морковка, сочная капуста, крупные томаты, вкусненькие сливы, свежая картошка и т.д.)
После каждых двух продавцов можно включить общий рефрен, который исполняют все дети звучащими жестами:
«Яр-мар-ка, яр-мар-ка! У- да- ла- я яр –мар-ка!»
Игра в оркестре
Муз.рук. (обращает внимание на следующий столик, где находятся изображения домашних животных и птиц): Еще на ярмарке можно было купить разных домашних животных и птиц - всех, кто нужен человеку в хозяйстве – и кормилицу-корову, и работящую лошадь, и голосистых петушков. Покупаем? (берет шапочки петушков, раздает их детям) Наши петушки не только голосистые, они еще очень музыкальные и любят танцевать. Какой танец? Правильно, вальс. А мы им сейчас поможем на деревянных музыкальных инструментах.
Оркестр «Вальс петушков» муз. А.Стребогга – см Приложение 2
(1 часть – ксилофоны, маракасы, рубель)
Муз.рук. Пока мы играли только первую часть музыки. Сегодня наша задача – выбрать музыкальные инструменты для сопровождения второй части. Давайте ее послушаем.
Слушание 2 части «Вальса», ее анализ, высказывания детей о вариантах инструментального сопровождения (использовать палочки, тон-блоки, трещотки, рубель). Исполнение предложенных вариантов, выбор наиболее удачного.
Исполнение «Вальса» целиком, высказывание слушателями своих оценок, пожеланий.
Звучит русская народная мелодия «Коробейники»,
в зал выбегают Скоморохи
1 скоморох: Ярмарка!
2 скоморох: Ярмарка!
Вместе: Удалая ярмарка!
1 скоморох: Это песни, это пляски,
Это звонкий детский смех.
2 скоморох: Игры, шутки и забавы,
Хватит радости для всех.
Муз.рук.: Знаете ли вы, кто к нам пришел? Да, скоморохи были частыми гостями на ярмарках. Они веселили, потешали народ. А для нас что есть у вас?
Скоморохи исполняют «Небылицы в лицах» - см Приложение 3
Муз.рук.: Что рассказали нам скоморохи? (Небылицы). А мы с вами слушали музыкальные небылицы. Кто их написал? Да, наш земляк, вологодский композитор В.Гаврилин. Сегодня я предлагаю вам не только послушать, но и посмотреть их в исполнении череповецкого камерного хора «Воскресение». Особенно обратите внимание на дирижера – Сергея Зуева.
Слушание: «Ерунда» муз.В.Гаврилина из сюиты «Перезвоны» (видео ролик)
Муз.рук.: Что вам запомнилось, понравилось? Какая музыка по настроению, характеру? Кто исполнял? (смешанный хор, голосами подражали колокольному звону) Что делал дирижер? Для чего?
Чтобы хор пел слаженно, нужен руководитель – дирижер. Я хочу предложить вам стать дирижером. Помните, все изменения в музыке дирижер показывает своими жестами, движениями.
Повторное слушание со свободным дирижированием (желающему ребенку – «дирижеру» предлагается по одному куплету произведения)
Анализ выполнения задания с точки зрения отражения в жестах особенностей музыки.
Муз.рук.: А теперь мы станем певцами. И расскажем, что же особенно понравилось на ярмарке.
Распевание:
Я на ярмарку ходил(а), (восходящее поступенное движение до V ступени)
Там обновок накупил(а). (нисходящее поступенное движение до I ступени)
Первый раз педагог играет мелодию попевки, дети поют все вместе. Затем предлагает желающим спеть свой вариант мелодии 2-ой строки (педагог играет только гармоническое сопровождение). По желанию дети могут менять и текст 2-ой строки: Сарафан я там купила
Сапоги себе купил
Шапку я себе купил
Бусы я себе купила и т.д.
Муз.рук.: С ярмарки никто без покупок не уходил. А вот и наш знакомый Иванушка идет. Давайте вспомним, что он на ярмарке купил.
Наиграть мелодию песни; дети вспоминают, кого Иванушка купил на ярмарке.
Инсценирование рус. нар. песни «Где был, Иванушка?» - см Приложение 4
1 скоморох: Ярмарка – это не только покупки. Это радость, веселье, праздник. Ни одна ярмарка не обходилась без хороводов да плясок. Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный платок.
2 скоморох: Кому платки красивые
С бахромою длинною?
Подходите покупать,
Пора пляску начинать.
Пляска «Калинка»
Скоморохи выбирают ведущую пару (девочке дают платок на плечи, мальчику – картуз). На запев все двигаются по кругу в соответствии со схемой, которую показывает муз. руководитель. На музыку припева ведущая пара выходит в центр круга и танцует (импровизирует), остальные им хлопают. В конце музыки они выбирают другую ведущую пару и передают им платок и картуз.
Муз.рук.: Вот так шумно, весело, с шутками-прибаутками, песнями да плясками проходили осенью на Руси ярмарки; проходила и у нас в Череповце Милютинская ярмарка.
1 скоморох: Тут и ярмарке конец,
А кто видел - молодец!
2 скоморох: Надо бы каждому молодцу
С огорода по огурцу!
1 скоморох: Да пока вы тут музыку слушали,
Огурцы все на огороде
Зайцы скушали!
2 скоморох: Ну, коль не вышло с огурцами,
Угощу всех леденцами!
Подставляйте ладони! ( Отдает воспитателю леденцы)
1 скоморох: Ну, до свиданья! Нам пора!
2 скоморох: Может, свидимся когда! (Уходят)
Муз.рук.: Вот как нас весельчаки- балагуры позабавили! Понравилась вам наша необычная ярмарка? Что запомнилось и понравилось больше всего?
А теперь пора и нам
Расходиться по домам!
Приложение 1
Приложение 3
Небылицы в лицах.
Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
- Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
Сапгир Г.
Приложение 4
Русская народная песня «Где был, Иванушка?»
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровку!
- Курочка по сеничкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед плывет,
Барашек в садике травушку жует,
Коровушка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного занятия по развитию музыкально-двигательного творчества при восприятии классической музыки на тему "Лесная прогулка" для детей старшей группы.
В занятии представлены творческие задания по созданию двигательных импровизаций старшими дошкольниками на тему прогулки в весеннем лесу. Музыкальный материал представлен высокохудожественными классиче...
«Целый день в саду у нас игры и веселый пляс», доминантное занятие на развитие муз.ритмических движений для детей средней группы
Занятие на закрепление материала по музыкально-ритмическим движениям, по программе "Ладушки" Каплуновой и Новоскольцевой, с использованием авторского тескта....
Конспект доминантного занятия на развитие вокальных способностей детей старшей группы
Данное занятие- своеобразный весенний конкурс песни, который включает в себя не только исполнение песен, но и вокально-артикуляционое упражнение, ритмические игры....
Доминантное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес".
КОНСПЕКТ доминантного занятия по развитию певческих навыковв старшей группена тему: «Путешествие в осенний лес» Задачи:1. Воспит...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества
Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...
Конспект музыкального доминантного занятия Тема: «Развитие музыкально-ритмического движения детей» «Веселое путешествие»
Конспект музыкального доминантного занятия...
«Санки» - музыкальное занятие в средней группе.(доминантное занятие. На развитие певческих данных. )
Муззыкальное занятие с использованием музыкограммы....