Интегрированное занятие в старшей группе «Бабочки вокруг нас» (музыка + экология)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме
Интегрированное занятие было опубликовано в материалах фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2011/12 учебного года. Занятие предназначено для детей старшей группы.
Способствует формированию интереса к окружающему миру, реалистическому представлению об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы. Занятие помогает закрепить полученные знания детей о бабочках. Способствует развитию чувства ритма, воображения, снятию психоэмоционального напряжения, обогащает речь детей.
Интегрированное занятие предназначено для детей старшей группы.
Способствует формированию интереса к окружающему миру, реалистическому представлению об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы. Занятие помогает закрепить полученные знания детей о бабочках. Способствует развитию чувства ритма, воображения, снятию психоэмоционального напряжения, обогащает речь детей.
Интегрированное занятие предназначено для детей старшей группы.
Способствует формированию интереса к окружающему миру, реалистическому представлению об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы. Занятие помогает закрепить полученные знания детей о бабочках. Способствует развитию чувства ритма, воображения, снятию психоэмоционального напряжения, обогащает речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в старшей группе «Бабочки вокруг нас»
(музыка + экология)
Ушакова Наталья Алексеевна, музыкальный руководитель. № 231-119-390
Цель: формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об особенностях развития, строения и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы.
Задачи:
1) обучать (через опосредованные формы работы) умениям и навыкам взаимодействия с природой, с насекомыми;
2) развивать мелкую моторику, умение выполнять движения без лишнего напряжения в кистях рук, способствовать укреплению мышц пальцев и ладоней;
3) способствовать развитию чувства ритма, воображения, проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен;
4) развивать словарный запас, связную речь, активизировать словарь («чешуйки», «хоботок», названия бабочек);
5) вызвать чувство эмпатии средствами проникновения ребёнка в роль бабочки, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
- Игрушка Бабочка;
- Для тренинга: детский костюм Бабочки (крылья, ободок-усики), детские разноцветные гольфы, лёгкие шарфы (на каждого ребёнка);
- 2-3 пары детских перчаток разного цвета; ширма;
- Магнитная доска, картинки бабочек на магнитах;
- Дидактическое пособие «Гусеница» [4];
- Для танца: костюмы бабочек (крылья и усики), сачок, бейсболка.
Предварительная работа:
- Беседы о жизни бабочек, их строении, развитии и т.д.;
- Аппликация, рисование на тему «Разные бабочки»;
- Разучивание музыкального репертуара, стихотворения «Добрый великан» Е. Серовой;
- Проведение психологических тренингов «Мы гусеницы», «Жук вверх ногами» [7, с.16,17]
Ход занятия
Дети свободно входят в музыкальный зал, рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель (предлагает отгадать загадку):
Я нарядная такая - на цветок похожа я.
Я летаю, я порхаю на поляне у ручья.
(М. Вштуни, пер. с армянского Н. Козловой)
Правильно, это бабочка. И сегодня мы поговорим о бабочках. Посмотрите, какая красивая бабочка у меня (показывает игрушку-бабочку), давайте вспомним, что мы о ней знаем.
Игра «Бабочка в ладошке»
(дети по очереди передают игрушку-бабочку, рассказывая всё, что знают об этих насекомых. Например, 1) бабочка – это насекомое, 2) на крыльях у неё есть чешуйки, 3) у бабочки есть хоботок, 4) она появляется из куколки, 5) питается нектаром, 6) они лучшие опылители растений, 7) бабочка похожа на цветок и так далее).
Музыкальный руководитель: давайте расскажем о бабочке с помощью музыки и наших пальчиков.
Музыкальная пальчиковая гимнастика «Бабочки»
сл. Н. Френкель, муз. М. Раухвегера, движения автора [1,с. 26]
1. Золотые усики, (руки вверх на уровне груди, все пальцы широко
расставить, быстро шевелить пальцами)
Глазки словно бусинки, (соединить большой и указательный пальцы
каждой руки отдельно в «колёсико» - глазки)
Крылья расписные, - (кисти рук скрещены, помахать
Мы бабочки лесные! кистями рук, как крыльями)
2. Хоботки точёные, (соединить большой и указательный пальцы
обеих рук, остальные пальцы сжаты в кулаки.
Соединёнными пальцами выполнять круговые движения)
Лапки золочёные, (ладошки обеих рук переворачивать вверх-вниз)
Крылья расписные – (кисти рук скрещены, помахать
Мы бабочки лесные! кистями рук, как крыльями)
Музыкальный руководитель: ребята, мы знаем, что бабочка не сразу рождается такой красивой. Предлагаю вам вспомнить историю о том, как появляется бабочка.
Эколого-психологический тренинг «Появление бабочки»
звучит спокойная музыка, девочка-бабочка «порхает» по залу, музыкальный руководитель рассказывает историю, а дети выполняют соответствующие движения по тексту:
«Жила была очень красивая бабочка, она летала над цветочной поляной и когда стала взрослой – отложила под листочком яички. Вскоре из яичек появились личинки-гусеницы (дети надевают на руку гольф и изображают ползающих гусениц). Гусеницы так много едят, что увеличиваются в тысячу раз! Ребята, покажем какая выросла большая гусеница (дети встают друг за другом, руки кладут на плечи впереди стоящего)»
Упражнение «Гусеница» [2, с.152]
(под музыку упражнения «Большие и маленькие ноги» В. Агафонникова)
муз. руководитель продолжает рассказ: «Гусеница сбрасывает с себя кожу (дети снимают с руки гольфы и берут разноцветные шарфы из лёгкой ткани) и превращается в куколку (дети накрываются шарфами), а из куколки - в прекрасную бабочку.
Танцевальная фантазия «Бабочки» [3, 47]
(на музыку О. Миньон «Мерлей»)
Музыкальный руководитель: вот так интересно рождается бабочка!
Посмотрите, какая весёлая гусеница появилась на полянке (обращает внимание детей на фланелеграф, где выложено пособие для развития чувства ритма «Гусеница»).
Ритмическая игра «Гусеница» [4, с. 31]
Музыкальный руководитель: у каждой бабочки есть своё название. Вспомните, каких бабочек вы знаете?
Словесная игра «Бабочки вокруг нас»
(дети выбирают картинку-бабочку, называют её имя и прикрепляют к магнитной доске. Например, Лимонница, Желтушка, Павлиний глаз, Крапивница, Голубянка, Адмирал)
Музыкальный руководитель: а чтобы ещё лучше запомнить названия бабочек, споём про них песню.
«Песенка Бабочки» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой [5, с. 158]
Музыкальный руководитель: у бабочек тоже бывает разное настроение, как и у нас с вами. Им может быть весело, а может – грустно. Давайте попробуем передать это настроение под музыку. (Часть детей, 2-3 человека, надевают разноцветные перчатки и исполняют на ширме фантазию для рук).
Музыкальная фантазия для рук «Бабочки» [3, с. 17]
(на музыку Л. Бетховена «Весело-грустно»)
Музыкальный руководитель: а сейчас я предлагаю проверить, какие вы внимательные.
Подвижная игра «Превращение бабочки»
(По командам водящего дети меняют движения: 1) «Бабочка» - бегают-летают по залу, 2) «Куколка» - останавливаются и замирают,
3) «Гусеница» - двигаются в полуприсяде, поставив руки на пояс. Дети, допустившие ошибку, выходят из игры).
Музыкальный руководитель: посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на «полянку», как они красиво танцуют.
Танец «Бабочки» [6]
(на музыку «Жар-птицы» В. Косма. Движения танца авторские, исполняют 4 девочки и 1 мальчик, имитирующий ловлю бабочек сачком.)
Музыкальный руководитель: Что это за мальчик? чего он не знает? (ответы детей: нельзя ловить бабочек, они погибнут…) Ребята, мы сегодня много интересного вспомнили про бабочек, в заключение нашего занятия послушаем стихотворение «Добрый великан» (читают дети)
Стихотворение «Добрый великан»
Я шагаю по лужайке -
Великан в трусах и в майке,
Сверху ясно мне видна
Вся Зеленая страна,
Вот улитка - добрый гномик,
На себе таскает домик,
Вот квартирка для жука -
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом -
Муравьи хлопочут в нем,
Вот цветок ромашки -
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан,
Захочу,
Как лихой ураган
Налечу!
Все дома я могу
Разломать!
Всех жильцов на лугу
Растоптать!
Если я захочу ...
Только я не хочу!
Я - добрый великан.
(Е. В. Серова)
Дети под музыку выходят из зала.
Список литературы:
- Каплунова И. Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поём. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2004, с. 26.
- Каплунова И. Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2008, с. 152.
- Каплунова И. Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор. - 2000, с. 47.
- Каплунова И. Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Серия «Ладушки».- СПб.: Композитор.- 2007, с. 31.
- Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду: Сценарии о природе. - М.: Айрис-пресс.- 2002. – 240 с.
- Танцевальная ритмика 5. Суворова Т. СD-диск. – СПб. – 2007, трек 16.
- Эколого-психологический тренинг. Мартынова Л. // Обруч. – 2004. - № 2, с.16-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.
На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»
Данное занятие направлено на закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....
Интегрированное занятие в старшей группе (экология, развитие речи)
« Осенняя сказка»Учить детей правильно строить предложения, соблюдать порядок изложения мысли. Воспитывать интонационную выразительность речи.Проводить дифференциацию звуков [з] и [с].Учить пони...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимнее путешествие» (экология, музыка, развитие речи)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«Зимнее путешествие»(экология, музыка, развитие речи)Цель:1. Закрепить знания детей о времени года – зиме, о явлениях природы, которые происходят в эт...
Интегрированное занятие в старшей группе "Разноцветные бабочки на полянке"
Цель: С помощью нетрадиционной техники исполнения аппликации развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности, поиск новых образов на основе ладони. Учить создавать композиции из получ...
Занятие в средней группе "Бабочки вокруг нас"
Цель:- формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о строении и жизни бабочек, используя взаимосвязь музыки и природы.-развить интегративные качества личности дошко...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему «Веселые бабочки»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему "Веселые бабочки"...