Организация образовательного процесса в ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.
статья на тему
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме необходимости перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе интеграции образовательных областей, обеспечивающих формирование личностных качеств ребенка и его гармоничное вхождение в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательного процесса в ДОУ с учетом интеграции образовательных областей.
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме необходимости перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе интеграции образовательных областей, обеспечивающих формирование личностных качеств ребенка и его гармоничное вхождение в социум.
Ключевые слова: интеграция, образовательная область, технология, образовательный процесс.
Keywords: integration, education, technology, education process.
М.В. Крулехт, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Лазарева полагают, что реализация интеграции способствует формированию у детей целостной картины мира, развитию коммуникативных навыков и умения свободно делиться впечатлениями, дает возможность реализовать творческие способности.
Главным фактором современного дошкольного образования - является фактор интеграции образовательных областей. Это лежит в основе Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. И поэтому появляется необходимость перестроить образовательный процесс на основе объединения образовательных областей, для получения единого образовательного пространства, что позволит сформировать интегративные качества личности ребенка и его гармоничное вхождение в социальный мир. Содержание пяти образовательных областей должны реализовываться в детской деятельности целостно, взаимодействуя, и дополняя друг друга.
Образовательные области:
- Физическое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие.
Физическое развитие – направлено на формирование у детей интереса к занятиям физической культурой, целостное физическое развитие ребенка, охрану и укрепление здоровья, и формирование основ культуры здорового образа жизни.
Основная цель социально-коммуникативного развития – это формирование у ребенка представлений о социуме, включение его в систему социальных отношений, умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром, обществом.
Целью художественно-эстетического развития является формирование у дошкольника эстетического интереса к окружающему миру, а также, формирование способностей к самовыражению и самореализации через самостоятельную деятельность ребенка.
Содержание познавательного развития направлено на интеллектуальное развитие ребенка, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие предполагает обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Поэтому главная цель такой интеграции дать возможность ребенку дошкольнику воспринимать окружающий мир гармонично. В ходе освоения всех образовательных областей необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое будет направлено на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Возникает необходимость перестроить календарно-тематическое планирование и при выборе темы определить и подобрать к ней образовательные области, которые всестороннее раскроют ребенку ее содержание. Таким образом, выделяют:
Первый тематический блок - события окружающего мира, реальная жизнь ребенка, которая вызывает активный интерес дошкольника на все происходящее (праздники в детском саду, природные явления, ежедневные события), сюда подойдут такие инновационные формы работы с детьми как: «Метод проектирования»; Эвристические беседы; «Метод моделирования» (создание моделей окружающего мира, придумывание и создание адвент-календарей, лэпбуков, и т.д.).
Второй тематический блок - события, описываемые в детской художественной литературе, которую педагоги читают детям, погружение в воображаемый мир, являющийся мощным фактором для развития ребенка. Эффективно использовать такие технологии как «Метод ТРИЗ» (сказки по-новому), «Сказкотерапия», «Игротренинги и игротерапия»; «Метод погружения» (игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации) и т.д.
Третий тематический блок - события, предложенные, «спровоцированные» воспитателем, исходя из интересов детей. Предметы, игрушки, появляющиеся в группе и вызывающие интерес детей своей необычностью, то, что ребенок ранее не видел, для стимулирования исследовательской деятельности ребенка. Можно применить «Метод моделирования ситуации»; «Метод мозгового штурма» Что это такое? Что с этим делать? Как это действует? А что ты предложишь свое? «Экспериментально-исследовательский метод» и др.
Четвертый тематический блок - события, происходящие в жизни самого ребенка или группы детей, которые помогают увлечь и заинтересовать детей на определенное время. Это, как правило, средства массовой информации, интересы и увлечения самого ребенка. Для того чтобы ребенок смог поделиться своими интересами в детском саду можно использовать в работе «Метод проектирования»; «ИКТ технологии»; «Технологию портфолио дошкольника» (мои достижения, мои таланты, мои коллекции, мои увлечения, хобби).
Все эти темы могут использоваться педагогами для гибкого построения образовательного процесса, в различных видах детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. Формирование интегративных качеств личности, и является конечным продуктом образовательного процесса в ДОУ.
Все выше перечисленные формы работы не могут существовать отдельно, выбор определенной темы предполагает их интеграцию. Например, тема «Знакомство с детским садом» определяет выбор таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», и различные виды детской деятельности: коммуникативной, художественно-творческой, игровой и трудовой. Конечным результатом может быть праздник или концерт «Я люблю свой детский сад». Дети знакомятся с профессиями, читают художественную литературу, рассматривают иллюстрации, готовят блюда под руководством шеф-повара, делают выставку портретов «Мой любимый воспитатель», совместно с родителями готовят презентации, участвуют в мастер-классах и флэш-мобах «Самый красивый участок детского сада» мастерят поделки, слушают музыкальные произведения, организуют совместно с взрослыми концерт. В такой день родители могут поделиться своими секретами, как они ходили в детские сад, когда были маленькими, принести фотографии и совместно с детьми рассматривать какие были детские сады много лет назад.
Таким образом, объединив образовательные области, приемы и методы работы совместно с различными видами детской деятельности в календарно-тематическом планировании мы получим ребенка, у которого сформированы умения и навыки (речевые, творческие, познавательные и др.), то есть те навыки, которые необходимы для осуществления различных видов детской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Белая К. Ю. И др. «Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ» Журнал Управление ДОУ 2003 №4.
- Гогоберидзе А.Г., Вербенец А. М., Полякова М. Н. «Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ» Издательство: Центр педагогического образования.
- Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Доронов С. Г. «Совместная деятельность взрослых и детей» Издательство: Просвещение.
- Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ» Издательство: ТЦ Сфера Серия: Приложение к журналу "Управление ДОУ"
- Урмина И.А. «Инновационная деятельность в ДОУ»- Москва.: Издательство «Линка-Пресс».
- Журналы «Управление дошкольным образовательным учреждением», № 6,7,8,9 – М.: Издательство «Творческий центр Сфера», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Организация предметно - развивающей среды с учетом интеграции образовательных областей
Зонирование пространства музыкадьного зала...
Изучение особенностей образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей
Выступление на педагогическом совете на тему "Организационная деятельность ДОУ по внедрению и реализации ФГТ...
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей с учетом интеграции. Старший дошкольный возраст. Подготовительная группа.
Содержание работы с детьми по теме "День Защитника Отечества", "8 Марта"...
Организация предметно-развивающей среды по видам музыкальной деятельности с учетом интеграции образовательных областей. ( Методический материал)
Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руково...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка с учетом интеграции образовательных областей. Групп
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 21.11.16 – 27.11.16 года (4 неделя ноября). Младшая группа. Тема: «Оденем куклу на прогулку»; Организация совместной деятельности вз...