Музыкально-ритмические движения по методике А.И. Бурениной
материал по музыке по теме

Матяж Дина Мирзадзановна

Методика  А.И. Бурениной совершенствует пролфессионализм самого педагога в области ритмопластических движений; преобщает детей к музыке, пропуская её "через себя", обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения;  данная методика является музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_po_bureninoy.doc39.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмические движения по методике А.И. Бурениной.

  В процессе музыкально-ритмического воспитания я использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального»)  инструмента.  Основная направленность этой программы  - ориентация  не только на развитие детей, но и совершенствование   профессионализма  самого педагога в области ритмопластических движений,  выявление индивидуального стиля  деятельности  и в связи с этим  коррекция содержания работы «на себя», «на себя во взаимодействии с детьми» - вот первая отличительная особенность данной программы.

  Вторая особенность – это использование  в качестве музыкального сопровождения, как правило, целостных произведений – в грамзаписи и при непосредственном «живом» исполнении, а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято  в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, от детских песен  к симфоническим произведениям композиторов-классиков (М,Мусоргского,  П.Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и др.),   ребёнок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская  как бы «через себя» музыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроения и содержание  и постигая при этом  на телесном, зрительном, и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

 Третья особенность данной программы  - это акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне  обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их  подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребёнка.

 Другими словами, данная программа  является  музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленные также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности импровизации в движении под музыку, что требует  свободного и  осознательного   владения телом. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За год работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала, программа представила мне 100 различных композиций для детей от 3 до 9 лет. Другая ее особенность - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, какие как: «Антошка», «Чебурашка» В.Шаинского, «Разноцветная игра» Савельева, «Волшебный цветок» В. Чичкова , но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Среди всего этого многообразия  А.И. Буренина предлагает нам коммуникативные танцы-игры, которые занимают особое место, поскольку они и развивают, и развлекают. И если следовать формуле, что «учиться надо весело…» то лучшего материала для занятий с детьми просто не придумаешь.  Особенность коммуникативных танцев-игр заключается в несложных движениях, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т.д. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах  как правило, есть игровые сюжеты, что облегчает их запоминание. Таким образом реализуются следующие направления воспитательной работы:

-развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

-развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

-развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

   Поскольку многие коммуникативные танцы построены, в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение к друг другу, то в целом они производят  положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляется в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата  в детской группе.

 Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а присутствующие являются участниками и созидателями игрового действия. Этот момент  является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом   сам процесс его участия в танце-игре.

  Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно в самых разнообразных формах с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Это особенно  актуально  для настоящего времени, поскольку совместные праздники  и развлечения с родителями стали проводиться практически повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах, где собраны дети разных возрастов  (дошкольники, учащиеся младших, средних и старших классов).

Ещё  одно важнейшее направление использования подобного материала – это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющие различную патологию развития (как правило у всех детей с проблемами развития нарушена эмоциональная сфера).

Как известно, особый ребёнок, как правило, страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат (или излишне расторможен), у него не адекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. В  несложных, но весёлых и подвижных  танцах-играх  дети получают радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить, получить приз и т.д. Всё это делает прекрасный эффект. В коррекции развития особых детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях (помимо специальных, которые уточнит дефектолог применительно к каждому конкретному случаю).

 Коммуникативные игры являются  универсальным материалом в педагогической работе.

Доступность этого материала позволяет нам использовать его  в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях, и в коррекционной работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по разделу музыкально - ритмических движений по методике А. И. Бурениной: «В волшебной стране детства». .

Программное содержание:- Развивать способность передавать в пластике музыкальный образ.- Развивать динамическую сторону общения, лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовность к общению.- Ф...

Использование элементов ритмопластики в музыкально-ритмической деятельности дошкольников по А. И. Бурениной

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ    ЭЛЕМЕНТОВ   РИТМОПЛАСТИКИ   В МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    ДОШКОЛЬНИКОВ     ПО...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...

Технология музыкально-ритмического воспитания дошкольников (А.И,Буренина)

В данной публикации представлена технология музыкально-ритмического воспитания дошкольников...

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством использования авторской технологии Бурениной

В статье описывается опыт работы с дошкольниками над направлением "Музыкальное движение" с использованием авторской технологии А.И. Бурениной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Художественно-эстетическому развитию» составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой; программы по музыкально-ритмическому воспитанию детей Т. Сауко, А. Бурениной.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо «Художественно-эстетическому развитию»составлена на основе программы музыкального воспитания «Ладушки» И. М. Каплуновой, И .А. Новоскольцевой;программы по м...

Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников

Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников...