Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников
методическая разработка
Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_muzykalno.docx | 23.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников
Методика развития музыкально – ритмических движений у дошкольников направлена на развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям через музыку.
Реализация методики осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста (2 – 7 лет). План реализации методики представляет собой логическую последовательность форм, методов, способов работы с детьми, родителями и воспитателями ДОУ, обеспечивающую их приобщение к движениям под музыку.
Внедрение методики в процесс музыкальной деятельности является на сегодняшний день актуальной, так как во всех известных направлениях изучения психологии ребенка признается необходимость наличия у детей к 6-7 годам уже сложившейся структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных особенностей психики характеризующих уровень готовности к школьному обучению и развитию высших психических функций: мышления, сознания, речи.
Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.
В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений.
Развитие музыкально – ритмических движений, чувства ритма является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.
В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.
Т. С. Бабаджан принадлежат такие идеи музыкального воспитания ребенка в детском саду, как: движение — средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом. До сих пор эти идеи не утратили своей актуальности и становятся отправной точкой в современных исследованиях проблем музыкального воспитания и развития дошкольников.
https://muz-ruk-mkdou31.edumsko.ru/articles/post/1574913
Задачи методики
Задачи по музыкальному воспитанию:
- учить воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;
- расширение музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков.
- Формирование музыкальной культуры.
Задачи по социализации:
- формирование социально-коммуникативных навыков (общения, взаимопонимания, доброжелательности и т. д.);
- развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.
- воспитание и формирование глубоких эстетических чувств.
Задачи по развитию двигательных качеств и умений:
- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
- развитие физических качеств (гибкости, пластичности, выносливости, ловкости, силы);
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
- формирование речедвигательной координации;
- воспитание стойкого интереса, потребности к музыкально-ритмическим движениям.
Задачи по развитию творческих способностей:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях;
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку.
Задачи по музыкально-ритмическим движениям специфичны для каждого возраста.
Возраст 3 – 4 года
Дети младшего возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер. Поэтому, приоритетными задачами развития музыкально-ритмических движений для данного возраста являются:
- воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
- развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки;
- обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Возраст 4 – 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального возраста, средств музыкальной выразительности. Приоритетными задачами в работе с данной возрастной группой являются:
- формирование навыка ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
- воспитание самостоятельности в исполнении движений под музыку;
- побуждение детей к творчеству.
Возраст 5 – 7 лет
В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность педагогу подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи:
- развитие способности выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать несложный ритмический рисунок.
- развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
- формирование адекватной оценки и самооценки.
Методику применяю при планировании и проведении:
- занятий, развлечений и праздников,
- театрализованных представлений,
- утренней зарядки,
- индивидуальной работы с детьми,
- консультаций для воспитателей и родителей по музыкально - ритмическому развитию детей.
Контроль процесса деятельности – отслеживание процесса и динамики образовательной деятельности, и своевременная коррекция ее в случае возможного негативного воздействия на здоровье и развитие ребенка.
Мониторинг – выявление и оценка уровня музыкального и психомоторного развития ребенка в соответствии с возрастом ребенка.
Условия реализации методики
Условиями реализации «Методики развития музыкально – ритмических движений у дошкольников» являются: создание психологического комфорта воспитанников; выбор оптимальной системы непосредственно организованной образовательной деятельности, что связано с двумя уровнями работы с музыкально-ритмическим материалом (первый уровень – освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе сотрудничества педагога и детей без специального разучивания, второй – индивидуально-ориентированный материал – это танцы, упражнения, игры); согласованность действий всего педагогического коллектива и родителей.
Реализация данной методики возможна лишь при соблюдении ряда дидактических принципов:
- Принцип психологической комфортностипредполагает создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов, а так же чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью;
- Принцип деятельности –дети осваивают новые движения, приобретают новые навыки и умения в процессе активной деятельности, приобретения собственного чувственного опыта, преодоления посильных затруднений в выполнении музыкально-ритмических упражнений;
- Принцип научности и практической применимостипредполагает построение работы в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка;
- Принцип систематичностиобусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений. Навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления;
- Принцип постепенностиопределяет необходимость построения деятельности в соответствии с правилами: « от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность
обеспечивается усложнением движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, чередованием нагрузки и отдыха. Здесь важен индивидуальный подход;
- Принцип индивидуальностипредполагает использование средств, методов и форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития;
- Принцип доступностиреализуется через требование соответствия задач, средств и методов технологии возможностям детей, их готовности к выполнению нагрузки, зависящей от уровня развития физической подготовленности и интеллекта;
- Принцип учета возрастного развития движенийпредусматривает степень развития основных движений у ребенка (ходьба, бег, прыжки), его двигательных навыков в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- Принцип наглядностиявляется одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста;
- Принцип сознательности и активностипредполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе музыкально-ритмической деятельности, развитие сознательности, инициативы и творчества;
- Принцип интеграции образовательных областейв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса –организация совместной музыкально-творческой
деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектах.
Работа с педагогическим коллективом по реализации методики.
Работа с родителями по реализации методики.
Музыкально – ритмические движения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
В моей работе по развитию музыкально – ритмических движений применяю различные средства и методы развития двигательной сферы дошкольника.
В авторской программе Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» представлены танцы, игры с движением, разминки для детей от 2 лет и старше. Т. И. Суворова разработала множество композиций к сезонным праздникам, спортивных танцев, а также из творчества народов мира. Богатую фонотеку (классической, современной, народной музыки и песен), созданную автором, я применяю не только в разучивании танцев, но и как музыкальное сопровождение на праздниках, для развития танцевального творчества, умения импровизировать под музыку и как фонограммы для детского оркестра. Малыши с удовольствием исполняют танец «Ширмочки», «Веселые пары», «Танец курочек и петушков», старшим детям полюбились танцы: «Весна – красна», «Бабка – ёжка», «Полонез», «Россия – Родина моя» и многие другие. Танцевальные композиции составлены с учетом возрастных особенностей и умений детей, способствуют развитию навыков танцевальных движений.
Программа А. И. Бурениной «Топ - хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.
Цель программы – воспитание интереса к музыкально - ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар, лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других.
В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной.
Программа по ритмической пластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» направлена на целостное развитие личности детей 3 – 7 лет.
Автор разработал содержание психолого – педагогической работы с детьми на основе музыкально – ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.
В методических рекомендациях раскрываются основные методы, игровые формы взаимодействия педагога с детьми. А. И. Буренина предлагает более 100 разнообразных музыкально – ритмических композиций.
Программа «Этот удивительный ритм»
И. Каплунова, И. Новоскольцева
Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения.
музыкально- ритмическое воспитание для детей с нарушением зрения...
развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников
фотографии с мероприятия...
Отчётный концерт "Танцевальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников.
Я как музыкальный руководитель на методическом объединении музыкальных руководителей района провела отчетный концерт "Танцевальный калейдоскоп" в старшей группе, где воспитанники показали св...
Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников по методике А.А. Евтодьевой
Статья расскажет о том, как применить в работе методику Аллы Анатольевны Евтодьевой: «Учимся петь и танцевать, играя»....
Сообщение из опыта работы "Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников"
Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений можно использовать воспитателям, музыкальным руводителям ДОУ....
«Развитие музыкально-ритмических движений ребёнка дошкольника»
Консультация для родителей...
Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников на музыкальных занятиях
На музыкальном занятии такие разделы как: слушание, пение, музыкальная дидактика предполагают наглядность и игру, и только музыкально-ритмические движения выпадают из этого ря...