Тема занятия: «Сказка в музыке».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_na_konkurs.docx | 27.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №377
Конспект урока музыки
Тема занятия: «Сказка в музыке»
Подготовительная группа
Выполнила:
Емельянова Татьяна Михайловна
Музыкальный руководитель
г. о. Самара, 2013 год.
Тема занятия: «Сказка в музыке».
Цели занятия:
дать представление о содержании и музыкальной драматургии фрагментов из оперы Н.А.Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
- формировать абстрактно-логическое и образное мышление учащихся.
Развивающие:
- развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
- развивать умение размышлять о музыке и выказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;
- развивать вокально-хоровые навыки, которые являются основой для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;
- воспитывать устойчивый интерес к различным видам искусства.
Структура занятия:
- Организационный момент 2м
- Ознакомление с темой урока 5м
- Изучение нового материала через повторение и актуализацию
опорных знаний 20м
- Итоговое обобщение урока 3м
Планирование занятия с помощью метода эмоциональной драматургии:
№ | Вид деятельности | Музыкальный материал | Место в драматургии занятия | Время | |
1 | Организационный момент | 2м | |||
2 | Ознакомление с темой занятия | Завязка | 5м | ||
3 | Изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний Слушание | «Сказка о царе Салтане» Тема Белочки Н.А. Римский-Корсаков; «Сказка о царе Салтане» Тема «Тридцати трех богатырей» Н.А. Римский-Корсаков; «Сказка о царе Салтане» Тема Царевны-Лебеди Н.А. Римский-Корсаков. | Кульминация | 20м | |
4 | Итоговое обобщение | Выводы | 3м |
Оборудование занятия: аудиозапись, мультимедийные средства, музыкальные инструменты: пианино.
Ход занятия:
- Организационный момент.
М. рук. -Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений.
Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку.
Слова и звуки… Звуки и слова
Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – всё
Облекаем в них.
В словах и звуках вечный ключ сердец!
(Е.Ростопчина «Слова и звуки»). (Слайд)
2. М. рук. Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению. Такое «чудо прикосновения» произойдет и у нас на уроке.
3. Мы знакомы с оперой Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд), в котором музыка рассказывает нам о сказочных персонажах.
- Какое по жанру литературное произведение лежит в основе этой оперы? (сказка).
- Кто является автором этой сказки?
Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд)
Александр Сергеевич Пушкин(26 мая 1799, Москва — 29 января 1837, Санкт - Петербург) Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
А мы уже сказали, что Н.А.Римский - Корсаков написал на сюжет этой сказки оперу, которая так и называется «Сказка о Царе Салтане».
Это русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Автор пятнадцати разных и самобытных опер, симфонических произведений, камерной и хоровой (в том числе духовной) музыки. Так же он является композитором - сказочником, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты. (Слайд)
М. рук. - А что такое «опера»? (Слайд)
И так, опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
«Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Со златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот такие там три чуда», – писал А.С.Пушкин.
Слушание темы белочки.
М. рук. - Чья тема только что прозвучала?
Дети - Прозвучала тема белочки.
М. рук.- - А как вы догадались? Каким голосом поет белка?
Дети - Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.
М. рук.- Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?
Дети - Мелодия р.н.п. «Во саду ли, в огороде».
М. рук.- - Верно, русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Вот как про белочку пишет А.С.Пушкин:
«Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
«Во саду ли в огороде». (Слайд)
Слушание темы «Тридцать три богатыря»
М. рук. - А это что за чудо?
Дети -Прозвучала тема богатырей.
М. рук. - Какая здесь музыка?
- Как она звучит?
- Кто исполняет эту тему?
Дети -Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие и исполняет ее симфонический оркестр.
М. рук. Послушайте, как про богатырей написал А.С.Пушкин:
«А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря». (Слайд)
Слушание темы «Царевны- Лебеди».
М. рук. - А это что за чудо?
Дети - Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».
М. рук. - Каков характер темы «Царевна – Лебедь»?
- Что изображает музыка?
Дети - Характер плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.
М. рук. И вот как написал про царевну лебедь наш автор сказки:
«Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит». (Слайд)
М. рук. Мы с вами прослушали все три темы. И на примере этой оперы убедились, что музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
Продолжая тему занятия, мы разучим песню, которая называется «Зимняя сказка» муз. И Шаинского. (Слайд).
Разучивание песни.
-Какие чувства вызывает эта песня?
-Какое настроение передает эта музыка?
-Вокально-хоровая работа над песней:
- слушание;
- работа по фразам;
- выявление трудностей и работа над ними;
- целостное исполнение песни.
4.Итоговое обобщение темы занятия:
-Музыку какого композитора мы с вами слушали?
- Фрагменты из какой оперы Н.А. Римского-Корсакова слушали?
-Какая тема вам больше всего понравилась и запомнилась?
М. рук. Мы с вами выяснили, что музыка и литература живут рядом и даже нужны одна другой. Слова воздействуют на ум, а музыка воздействует на чувства.
Спасибо за работу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"
конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....
Конспект музыкального занятия "Сказка в музыке"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках
Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...
Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке».
Его съесть хотели все,Но попал он в пасть к лисе.Сдобный, маленький клубокВ сказке звался ......
Музыкальное занятие "Сказка в музыке"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....
Технологическая карта занятия "Сказка в музыке"
Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.Задачи:1) Образовательные.1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей.2. Вызвать эмоционально &nda...