"Сказка, как средство музыкального развития детей дошкольного возраста"
материал по музыке (подготовительная группа) по теме
Этот материал способствует музыкальному развитию детей дошкольного возраста с помощью сказок, которые могут помочь лучше разобраться в мире музыки, полюбить её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkakak_sredstvo.doc | 309.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Сказка, как средство музыкального развития детей
дошкольного возраста»
Что такое сказка, и как много знает культурный современный человек об этом важном, в воспитании детей, разделе?
Из энциклопедического словаря мы знаем, что «сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел». А что, если это не так? Если сказка – это мудрое наследие наших предков? Во всяком случае, мне такой подход более близок.
Принято также мнение, что сказка – это часть мировой культуры. Сказка является частью фольклора. Это английское слово означает народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Сказка – один из первых спутников человека на пути познания культуры своего народа. Весь период детства – это по существу «дружба» со сказкой; знакомство с элементарными сюжетными историями («Репка», «Колобок», «Теремок»), привлекающими ребёнка ритмичностью повествования, узнаваемостью персонажей, завораживающей повторяемостью рифмованных фраз; знакомство с волшебными сказками, в которых необычные события и превращения разворачиваются по многим сюжетным линиям.
В сказке была жизненная потребность, так как она выполняла великую функцию: она учила. Нашим далёким предкам было некогда развлекаться: они трудились, охотились, воевали. И с нашим распространённым, повсеместно бытующим мнением о сказке, как о фантазии и чистом вымысле, они бы категорически не согласились, удивились бы нашему заблуждению и вдобавок посмеялись над нашей дремучестью и необразованностью.
«Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам - урок!» А. С. Пушкин не поставил точки после слова «ложь». В этом случае мы имели бы безапелляционное утверждение. Но нет! У него сказка сочетает в себе минимум три грани: ложь, намёк и урок. А знаете ли вы, что будущих персидских шахов воспитывали и образовывали на сказках? Своеобразной «книгой жизни» для будущих великих монархов была «Калила и Димна».
Архаическая сказка стала рождаться ещё в глубокой древности, на заре культуры, как раз в тот исторический период, когда первобытные люди только начинали великий и фантастический, по их восприятию, акт говорения. Акт развития творческого начала – воистину акт исторический, глобальный. Именно этот момент (он произошёл примерно 40 тысяч лет 1. назад) можно считать отрывом человека от животного состояния и великим началом божественного перевоплощения, очеловечивания (как часто в сказках отражается эта грандиозная метаморфоза!)
Антропологи утверждают, что самыми первыми звуками, имевшими жизненно важное для древних людей значение, были слова, обозначавшие понятия свой и чужой. Это были слова-предостережения. Так понятия СВОЙ и ЧУЖОЙ стали самыми древними архетипами, заложенными в нашу родовую, генетическую память. И эти основополагающие понятия являются фундаментом многих сказочных историй, дошедших до наших дней.
Подойдём к древней сказке, к понятиям «свой» и «чужой» немного с другой стороны и поговорим... о дураках. Действительно, почему именно Ивану-дураку везёт? Почему умные-разумные его братья терпят фиаско? Можно говорить о том, что у «дураков» имеется приоритет духовного, или естественного, природосообразного, интуитивного начала над рациональным. А можно провести небольшой исторический анализ мифологемы «везучего дурака». Если идти по этому пути, то окажется, что «дураками» в сказках младших детей называли не потому, что они «больны на голову», а оттого, что они вели себя «не понашенски», как чужие по духу, «не от мира сего». Получается, не «дуракам везёт», а «чужакам везёт?!» В этом и есть глубокий смысл: чужак приносит нечто новое в кровь и мировозрение. Чужак – носитель новой информации. Вероятно, отсюда и обычай отдавать гостю (то есть чужаку) самое лучшее; по нашей логике получается, что это есть символическая плата за «новую информацию», за обновление. Что ж, и сегодня большая часть нашего бюджета расходуется именно на обновление – информационное, материальное, эмоциональное, духовное.
Наша повседневность страдает «острой сердечной недостаточностью», и прививку против этого недуга можно и должно делать ещё в детстве. Жаль, если с годами мы утратим чистоту взгляда. Но особенно плохо, если мы утратим воспитанную на сказках, непоколебимую уверенность в конечном тождестве справедливости. А это так легко сделать. Особенно нам, взрослым. Часто нам хочется, чтобы справедливость восторжествовала немедленно, виновные были тут же наказаны, - некоторые только при таких условиях готовы верить. Однако мы нередко забываем, что для того чтобы «справедливость восторжествовала», сказочные герои проделывают огромный путь. Подлость, предательство и закономерное возмездие разнесены во времени. Сказочные герои и героини находят в себе силы не опускать руки, противостоять несправедливости, следовать своему пути, во что бы то ни стало. В этом случае финал закономерен. Мы же можем прочитать одну сказку за короткое время, и у нас может возникнуть иллюзия, что зло наказуемо тотчас же. Однако в сказке, как и в жизни, на всё требуется время. Довольно много времени , в течении которого герои и мы, люди, можем реализовать свои возможности и таланты, преодолеть собственную конфликтную природу и противостоять неблагоприятным обстоятельствам.
Ребёнок, который в силу неблагоприятных обстоятельств развития и воспитания не имел возможности слушать и рассказывать сказки, фактически оказывается отлученным от позитивного подкрепления стремления к познанию Тайны и Чуда. А именно это делает хорошая волшебная сказка: подкрепляет созидательное иррациональное стремление человека к Чуду.
Поэтому в сказки невозможно верить или не верить, ими можно питаться. Человек, не получивший в детстве достаточного количества такого
ПИТАНИЯ, имеет риск превратиться в вечно недовольного, брюзжащего ханжу или тревожного неудачника, не верящего в собственные возможности.
Наша тяга к волшебству и поэзии заложена в человеке от рождения, такова уж природа человеческой души. Человек, несмотря ни на что, верит в чудо! Желает чуда!
Для нас становится очевидным: ребёнок от рождения до взросления, каждый раз, этап за этапом, проходит эволюцию всего человечества (словно миниатюрная модель). В этой связи уместно напомнить о том, что СКАЗКА на протяжении всей истории взросления ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, как добрая, мудрая няня, неутомимо ведущая его по жизни за руку, снова готова оказать свою неоценимую услугу: просветить, наставить на путь истинный и излечить любую душевную рану. Ведь сколько бы лет мы не прожили на свете, в глубине души мы остаёмся детьми.
Прекрасную детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили: почему она пишет для детей? «Чтобы развлечь самоё себя и того ребёнка, который продолжает во мне жить», - ответила она.
В наше время нередко задаётся вопрос: «А не уводят ли сказки от реальности?» Уже в 20-е годы прошлого столетия Н. К. Крупская поднимала аналогичный вопрос и отвечала на него однозначно: сказки уводят детей от реальности, от реалий построения светлого коммунистического будущего. Однако коммунизм – это тоже миф, сказка. Поэтому, если следовать логике Крупской, получается, что сказки уводят детей от сказки?
Поскольку вопрос о реальностях задавался довольно часто, пришлось серьёзно над ним задуматься. Простое объяснение: «В сказочном путешествии мы приобретаем знания и ресурсы, которые помогут нам творчески менять собственную жизнь; и главный принцип сказкотерапии – «связь с реальностью» - был недостаточно удовлетворительным.
Что называть реальностью? От какой реальности «уводят» сказки, и «куда приводят мечты?» Как только начинаешь размышлять о понятии «реальность», сразу возникает слишком много вопросов. Но на помощь приходит знание о том, что главное достоинство теории в том, чтобы она «строить и жить помогала». Как песня. И действительно, сказка присутствует везде в жизни ребёнка. Через сказку, в которую играют дети на протяжении дошкольного возраста, они познают мир, общество, социальную сферу.
Основная цель музыкальных сказок – знакомство детей с такими сложными музыкальными явлениями, как музыкальная интонация, ритм, тембр, музыкальная изобразительность и выразительность, форма, жанр. 3.
При этом акцент делается на понимание сущности музыкальных процессов, «проживание» музыки через движение, образ, игру.
Музыкальные сказки, безусловно, способствуют вокальному развитию детей.
Но прежде чем начинать разучивать с детьми песни, партии из сказки,
необходимо индивидуальное диагностирование детей и разделение хора на группы в соответствии с природным типом голоса.
В детском саду дети узнают много интересного и познавательного именно через сказку. Я занимаюсь с детьми музыкой, провожу музыкальные занятия. Дети очень любят эти занятия и идут на них с большим удовольствием.
Каждое занятие стараюсь сделать для ребят в форме сказки. Поэтому мы называем эти сказки – музыкальными.
Что же даёт музыкальная сказка детям? Прежде всего, она заинтересовывает детей и не даёт им скучать на занятиях. С помощью музыкальной сказки дети развиваются физически, умственно, нравственно, коммуникативные качества прививаются. С помощью песен, танцев, присутствующих в музыкальных сказках, ребята быстрее учатся правильно говорить, мыслить, делать правильные выводы, отличать добро и зло.
Сказка может применяться во всех разделах музыкального воспитания детей. Начнём по порядку:
1. Слушание музыки.
Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений) можно использовать также некоторые игры, но лучше всего рассказать детям сказку о двух основных ладах музыки: мажоре и миноре. Один из них окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, весёлые, жизнерадостные краски (мажор). Прослушав сказку, ребёнок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного.
Сказка «Два брата»
В давние-давние времена в сказочной стране под названием «Звукляндия» правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало, сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает, от скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные – все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать, стал Дин-Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра. Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся, с боку на бок повернётся,
И всё заново начнётся: скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён. Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк, а они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый, плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему. Во дворец явились, королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят. – Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал Звукам король, - запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два! Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья, Закричали на два голоса:
«Хватит!»
- Давай, - говорят, - Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим. Выстроил Мажор Звуки в ряд – получился звукоряд
« На тон-полутон рассчитайсь!»
Скомандовал им Мажор: Звуки быстренько рассчитались:
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.
Все мы дружно встали в ряд, получился звукоряд.
Не простой – мажорный, радостный, задорный.
Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал:
«На тон-полутон рассчи-и-тайсь!»
Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
- Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
- Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём и сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии. Дин-Дон по-другому жить стал, под новую музыку спать перестал, загрустит он – Минор явится, захочет веселиться – Мажор появится.
Стали звуки жить ладно, и песни звучали складно.
Словесный материал помогает объяснить ребёнку содержание исполняемого произведения. Причём стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Сначала дети слушают преподавателя, затем начинают подпевать. Если образы, запечатлённые в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях. Наступает момент инсценирования данного музыкального произведения.
Возьмём «Детский альбом» П. И. Чайковского «Старинная французская песенка».
Слушая данное музыкальное произведение, они могут задать вопрос: «Если это песенка, то где же слова?» В ответ можно предложить следующие слова.
Принцесса у окна весь день сидит одна,
Качает головой и смотрит вдаль с тоской
Пред ней синеет лес, а в нём полно чудес, И злая фея в нём живёт, принцессу стережёт.
«Где же ты, рыцарь, на белом коне,
Когда же ты сможешь приехать ко м
Ты вызволишь меня, посадишь на коня
И увезёшь с собой отсюда навсегда».
Слушая это произведение неоднократно, и зная текст наизусть, дети начинают выбирать героев: принцессу, фею, рыцаря и даже коня.
Так детская фантазия под влиянием музыки создаёт яркую, эмоциональную сценку, которая разыгрывается детьми много раз.
И так мы видим, что сказка помогает детям воспринимать музыку именно такой , какую написал композитор, облегчает им войти в музыкальный мир. Способствует различать характер музыки, её настроение.
Сказка пробуждает активность ребёнка: она настраивает на сопереживание, сочувствие, ведь ребёнок мысленно проходит весь путь с героями сказки. Она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, душой.
2.Музыкально-дидактическая игра.
Как научить ребёнка различать направление мелодии (вверх, вниз)?
Сказка «Лесенка»
Для этой сказки необходим фланелеграф и вырезанные фигурки зверюшек: щенок, лягушонок, утёнок, котёнок, птичка; лесенка.
Педагог: Жили-были лягушонок, утёнок, котёнок, щенок и птичка. Они очень любили по вечерам встречаться все вместе на лесенке. У каждого была своя любимая ступенька.
На первой ступеньке всегда сидел важный и толстый щенок по имени Гав.
Он был послушным, добрым и немного ленивым. Сидел себе внизу и тихонько тявкал:
Тяв! Тяв! Тяв! (Дети повторяют 2-3 раза)
Тяв! Тяв! Тяв!
На второй ступеньке сидел пятнистый лягушонок. Он ловил комаров да мошек и квакал от радости: Ква, ква, ква, ква, ква, ква! (Дети повторяют 2-3 раза).
Ква, ква, ква, ква, ква, ква!
«Что ещё нужно для счастья? Комары да мошки», - думал он.
На третью ступеньку забирался жёлтый утёнок по имени Кряк. У него была привычка всему удивляться: и солнышку, и тучкам – и громко крякать, вот так:
Кряк! Кряк! Кряк! Кряк! (Дети повторяют 2-3 раза).
Кряк! Кряк! Кряк! Кряк!
На четвёртую ступеньку прыгал котёнок Мурзик. Он всегда мурлыкал от радости. Ведь именно на этой ступеньке стояло блюдце молока. Вдоволь напившись, Мурзик от радости сладко жмурился на солнце и пел свою песенку-мяукалку:
Мур, мя-у, мя-у, мя-у, мя-у. (Дети повторяют 2-3 раза).
Мур, мя - у, мя -у, мя – у.
Их подружка, маленькая проворная птичка, прилетала на самую высокую пятую ступеньку. Там для неё всегда находились крошки да зёрнышки. Поклевав их, птичка всегда пела так:
Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень. (Дети повторяют 2-3 раза).
Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень
Замечательная песенка-лесенка получилась у зверят и птички.
Вот такая:
Тяв! Тяв! Тяв! Ква, ква, ква, ква, ква, ква. Кряк! Кряк! Кряк! Кряк! Мур, мя-у, мя-у, мя-у! Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень. ( Дети повторяют 2-3 раза).
Тяв, тяв, тяв! Ква,ква,ква,ква,ква,ква! Кряк,кряк,кряк,кряк! Мур, мя-у, мя-у, мя-у!
Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень.
Вам понравилось?
Споём вместе песенку зверей и птички – «лесенку» вверх
Дети поют вместе с музыкальным руководителем.
Сидели малыши на лесенке весь вечер, а потом проголодались и начали спускаться вниз. Первой улетела птичка, затем ушёл котёнок, потом - утёнок, спрыгнул лягушонок и маленький щенок. Спускаясь по лесенке, они пели вот так:
Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень. Мур, мя-у, мя-у, мя-у. Кряк! Кряк! Кряк! Кряк! Ква-ква, ква-ква, ква-ква! Тяв! Тяв! Тяв!
Споём и мы песенку «лесенку» вниз.
Дети поют вместе с муз. руководителем «лесенку» вниз.
Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень.
Мур, мя - у, мя - у, мя - у! Кряк! Кряк! Кряк! Кряк!
Ква, ква, ква, ква, ква, ква! Тяв, тяв, тяв, тяв!
Воспитатель рассказывает «Песенку – лесенку»
Однажды жили-были утёнок и щенок,
Котёнок, лягушонок, проворный, как сверчок.
Им маленькая птичка подружкою была,
Она им песни пела так звонко, как могла.
Компания любила сидеть по вечерам
На деревянной лесенке, устроив шум и гам.
Кто весело мяукал, кто крякал, кто пищал,
Кто квакал очень громко, а кто в ответ рычал.
Вдруг, почесав за ухом, сказал дворовый пёс:
- Зачем шуметь и драться? – хочу задать вопрос,
- Не лучше ли вам, братцы, тихонько посидеть,
На лесенку поднявшись, и песенку попеть?
Прислушавшись к совету, затихла малышня.
Ведь лучше петь куплеты, чем шум и беготня.
На первую ступеньку забрался пёсик Гав,
И низко и протяжно запел он:
Тяв-тяв-тяв! (Дети повторяют 2-3 раза).
А на второй ступеньке уселся лягушонок. Он был совсем зелёный, зелёный, как трава. Наевшись комаров и разных мелких мошек, от радости заквакал вот так он:
Ква-ква, ква-ква, ква-ква! (Дети повторяют 2-3 раза).
Вот на ступеньку третью с трудом залез утёнок,
Залез и удивился: - Какой я молодец! –
Не стал он громко плакать от страха, как ребёнок,
А начал наш утёнок негромко, чисто петь:
Кряк! Кряк! Кряк! Кряк! (Дети повторяют 2-3 раза).
А рыженький, пузатый котёнок, важный Мурзик,
Поднялся на ступеньку четвёртую тогда.
На ней ему понравилось, и глазки он зажмурил:
- Четвёртую ступеньку осилю я всегда.
На новенькой ступеньке, четвёртой от начала,
Совсем немного, молча, котёнок посидел.
И жёлтенький утёнок заслушался, как славно,
Приятным нежным голосом котёнок вдруг запел:
Мур, мя-у, мя-у, мя-у! – Котёнок вдруг запел.
На пятую ступеньку легко взлетела птичка и песенку запела:
Тинь-тень, тинь-тень,тинь-тень! (Дети повторяют 2-3 раза).
И все вокруг притихли, увидев, как прекрасен,
Как просто восхитителен этот летний день.
Вот какая песенка-лесенка получилась у зверят и птички:
Тяв-тяв-тяв! Ква-ква, ква-ква, ква-ква. Кряк! Кряк! Кряк! Кряк!
Мур, мя-у, мя-у, мя-у. Тинь-тень, тинь-тень, тинь-тень.
Споём и мы эту песенку вместе с ними. Дети поют песенку-лесенку вверх:
Долго так они сидели, долго песни свои пели,
А потом, спустились дружно, малышам пора на ужин.
Споём песенку-лесенку вниз.
Дети поют песенку-лесенку вниз:
Птичка первой улетела, вот котёнок прыгнул смело,
А утёнок – червяка увидал в траве: - Пока!
Лягушонка у болота дожидалась вся родня.
Мама квакала сердито: - Вот узнаешь у меня,
Как на лесенку, проказник, малышу без спросу лазить…
Пёсик Гав свернулся в будке: сытно в крошечном желудке.
Он немножко поскулил, глазки чёрные закрыл.
Все затихли. Эта ночь унесла все песни прочь.
Как мы видим, из этой сказки, дети узнают нотную грамоту, расположение нот на линейках, движение мелодии вверх, вниз. Для пения это играет немаловажную роль, развивает их мышление. Играючи, дети начинают правильно петь, соотносить звуки по высоте, логически выстраивать линию своих мыслей. Благодаря сказке, дети быстрее усваивают материал, данный на занятии.
3-й раздел музыкального занятия:
Музыкально-ритмические движения, или как мы их называем – «ритмика».
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков,
но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень не простом и жестоком мире.
Ещё в 19-м, начале 20-го века Эмилем Жаком Далькрозом была разработана система музыкально-ритмического воспитания детей. Он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен приносить детям радость и удовлетворение.
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребёнка.
Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу мы выбираем такие , которые соответствуют личности самого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Это могут быть загадки, сюрпризы, небольшие сказки или обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.
Мы возьмём сказку, где в основном преобладают музыкально-ритмические движения.
Приключения Черепахи.
Ведущий. В далёкой Африке, где всегда жарко, жила-была Черепаха. Она дружила со Львёнком, и они часто пели свою песенку.
«Группа детей, сидя в кругу на полу зала, исполняют « Песенку Львёнка и Черепахи» на муз. Гладкова.
Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу. (Дети поднимают головы, «глядя на солнце»).
Всё лежу и лежу и на солнышко гляжу.
Носорог-рог идёт, крокодил-дил-дил плывёт,(протягивают вперёд руки, сложив ладони)
Только я всё лежу и на солнышко гляжу. (Смотрят вверх).
Рядом Львёночек лежит и ушами шевелит, (показывают «уши», шевеля кистями рук)
Только я всё лежу и на Львёнка не гляжу. (Смотрят вверх).
Ведущий. Надоела Черепахе жара, и полетела она на самолёте на Север.
Игра «Самолёты».
По команде «Взлёт!» - дети бегут по кругу, вытянув руки в стороны; по команде «Посадка!» - опускаются на пол, на коленки.
Ведущий: Вышла Черепаха из самолёта – и удивилась: всё кругом бело. Солнышка нет, снег идёт, холодно. А детям весело: катаются на лыжах, на коньках, на санках, играют в снежки.
Дети имитируют ходьбу на лыжах, бег на коньках (скользящие шаги), катание на санках (лёгкий бег парами в затылок, соединив руки).
Дети исполняют танец: «Игра в снежки» на муз. Бетховена. Контрданс.
Ведущий: «Хорошо бы и мне на лыжах покататься!» - подумала Черепаха и стала искать лыжи. Вернулась с лыжами, но всё вокруг изменилось! Снег тает, капель звенит (дети изображают капель редкими хлопками в ладоши).Воробьи громко чирикают, распушились, прыгают, чистят пёрышки, пьют талую воду.(Дети, подражая воробьям, прыгают, «чистят пёрышки», «пьют водичку»). Первый цветочек появился. (Показывают, как растёт цветок – медленно поднимаются, вытягивают вверх руки – «Здравствуй, солнышко!» Дети прыгают через лужи, пускают кораблики, играют в догонялки. (Дети имитируют все действия под музыку).
Ведущий. Черепахе понравились бумажные кораблики, и она решила их догнать. Но когда вернулась – всё опять изменилось. Исчезли лужи и ручейки. Всё вокруг зелёное: листва, трава. Цветы цветут, пчёлы жужжат, бабочки летают. Солнце ярко светит. Тепло. (Дети легко бегают по залу, имитируют «полёт бабочек» маховыми движениями рук, разведённых в стороны). На птичьем дворе утята вылупились.
Дети танцуют «Танец утят» - французская песенка.
Дети в речке купаются, плещутся, плавают. Играют в мяч.
На музыку Минкова исполняют упражнение «Мячик»
Ведущий. Понравились Черепахе бабочки. Пошла она за сачком, чтобы поймать хоть одну. Приходит - опять всё изменилось: цветы отцвели, бабочки исчезли, листва пожелтела. Подул сильный ветер…
Игра «Ветерок и ветер»
Под тихую музыку дети, присев, плавно качают кистями рук; встают,
поднимают руки вверх, качаются; музыка становится громче, бегут,
ускоряя бег, - «ветер». Листья полетели. (Дети опускаются на пол; музыка стихает – «листья опали»). Пошёл дождь. А ребятам весело. Они кричат…
Дети исполняют р.н. закличку:
Дождик, дождик, лей, лей на траву и на людей,
И мне на ладошку ты полей немножко!
Дети произвольно бегают по залу с ленточками в руках, плавно взмахивая лентами вверх-вниз («дождик»).
Ведущий. «Нет, - сказала Черепаха, - не нравится мне дождь». И пошла добывать зонтик. А когда вернулась с зонтом, вновь удивилась – всё белым-бело. Солнышко не видно, снег идёт. А ребята снова на лыжах, на коньках, на санках катаются. Холодно!
Дети повторяют картинку «Зима».
И решила Черепаха вернуться к себе на родину, в Африку. Полетела на самолёте. По дороге он приземлился на острове «Чунга-Чанга»
Дети исполняют танец на музыку Шаинского «Чунга-Чанга».
«Весело на острове! – подумала Черепаха, - но всё же дома лучше». И вернулась на самолёте домой.
Игра «Самолёты».
Обрадовался Львёнок её возвращению! Сели они рядом и снова запели свою любимую песенку.
Дети усаживаются в кружок и поют «Песенку Львёнка и Черепахи».
Ребёнок растёт и развивается в определённой музыкальной среде, которая в настоящее время очень противоречива. С одной стороны существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек, с уже сформировавшейся системой эстетических ценностей, способен ему противостоять, то ребёнок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса.
Дошкольник предрасположен к восприятию произведений различных видов искусства.
Вместе с тем восприятие музыки представляет для него большую трудность, чем восприятие других искусств. Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника.
Нужно помочь ребёнку войти в мир музыки, понять её содержание и овладеть сложным музыкальным языком.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях по слушанию музыки произведений других, более доступных ребёнку видов
искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы. Значение других видов искусства в развитии музыкального восприятия и художественной культуры ребёнка подчёркивали такие выдающиеся музыканты и педагоги-просветители, как Б. Л. Яворский и Д. Б. Кабалевский. Так, Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка.
Взаимодействие различных видов искусства является наиболее органичным и естественным в жанрах, синтетических, по своей природе, - в опере и балете.
Опера объединяет в себе музыку, литературу, изобразительное искусство (декорации, костюмы), актёрское мастерство, хореографию.
Перед тем, как ребёнок начнёт петь, я отмечаю особенности звучания голоса в речи – тембр, динамику, приблизительную высоту основного тона (наиболее часто повторяющийся тон в спокойной речи).
У детей разные высота и тембр голоса, поэтому необходимо давать партии и песенки тем детям, которые справятся с поставленной задачей в сказке.
Так как ребятишки очень любят сказки, я для них сочинила сказку-оперу, где на протяжении всей сказки надо петь и танцевать.
Музыкальная сказка «Три поросёнка» является авторской интерпретацией английской народной сказки. Вокальные партии персонажей доступны для исполнения детьми младшего возраста (удобный диапазон песен, непродолжительность музыкальных фраз).
Работа над музыкальной сказкой, безусловно, будет способствовать вокальному развитию детей.
Последовательность работы над постановкой предполагает предварительное знакомство детей с сюжетом сказки, а далее – разучивание музыкального материала.
Данную музыкальную сказку можно исполнять и как кукольное представление, а также с использованием и других видов театра.
В этой сказке мы видим, до чего доводит беспечность двух поросят, которым лень строить крепкий дом и сочувствие третьего, старшего поросёнка к младшим. Благодаря его правильному решению построить добротный дом, все поросята спаслись от злого Волка.
«Три Поросёнка»
Жили-были поросята: старший, средний и малой.
Веселились до заката они летнею порой.
Пели песни и скакали, никаких тебе забот.
Днями целыми играли, но пришёл и их черёд!
Дни вдруг стали покороче, ветер кружит хоровод.
Не поспать на травке ночью. Осень! Холод настаёт.
Старший брат собрал совет: «Нужен дом нам, или нет?
Мы построим тёплый дом и поселимся все в нём».
Ну, а средний и малой были братья, ох с ленцой.
Строить дом для них – тоска, песни петь – вот это, да!
Песня поросят.
Повернёмся на бочок, хрю - хрю! Смотрит в небо пятачок, хрю-хрю!
Нам бы только не мешали, полежать спокойно дали:
Хрю, хрю, хрю! Хрю, хрю, хрю!
Ах, как весело играть, хрю-хрю! И друг друга догонять, хрю-хрю!
Поваляемся в болоте, нам работать неохота.
Хрю, хрю, хрю! Хрю, хрю, хрю!
Ну, а старший брат Наф-наф строит дом, дом на камнях.
Целый день всё тук, да тук, раздаётся в лесу стук.
Песня Наф-нафа.
1
Целый день кладу я камни, строю дом, добротный дом.
Распишу узором ставни, посажу цветы кругом.
Припев:
Эх, Волк, волк, волк! Серый волк, волк, волк!
Не возьмёшь себе ты в толк.
Что нет сил, сил у тебя и сдуть домик мой нельзя.
2
Ты хитёр, а я хитрее заскочу-ка в дом скорее,
На запор закрою дверь, не открыть её теперь.
Припев тот же.
3
И не страшно мне нисколько спрячусь я от злого волка.
Не открою дверь ему, не пролезет он в трубу.
«Танец поросят»
А два младших поросёнка проводили время ловко.
Не заметили друзья, как зима катит в глаза.
Стали строить два домишка: из соломы – стены, крыша.
Только спрятались в дом свой, как раздался страшный вой.
Песня волка
1
Холодно, голодно, как же быть? Долгую зиму мне не прожить.
Хочется кушать всем каждый день, но добывать мне еду ведь лень!
Припев:
Подвело мне живот у-у-у, а еду я никак не найду.
Мои нервы уже на пределе, к поросятам пойду, в самом деле.
2
Солнце не греет уже совсем, третьи уж сутки не пью, не ем.
Ветром сдувает меня, боюсь тёплой весны этой не дождусь!
Припев тот же:
Подошёл к Нуф-Нуфу Волк и ногою двери – толк.
Тут, домишко закачался, развалился, разломался.
И пустился поросёнок к брату младшему бежать.
Волк же следом за Нуф- Нуфом , но его уж не догнать.
Младший брат, Ниф-Ниф сказал: «Молодец, что убежал!»
Только дверь успел закрыть, Волк, уж в двери к ним стучит!
2-я Песня Волка
Я, серый волк, голодный волк и в поросятах знаю толк.
Обед сейчас будет у меня. Вот обойду я дом кругом
И вы откроете потом, иначе плохо будет вам, мои друзья
Припев:
Ах, как все вы мне тут надоели! Съем сейчас вас двоих, в самом деле!
Поднатужусь чуть-чуть и подую, завалю я хибару крутую!
Волк разочек дунул, домик устоял.
Во второй раз больше воздуха набрал.
Дунул посильнее – зашатался дом,
Бедным поросятам страшно стало в нём.
Тут решили братцы: «Нечего сидеть,
К старшему Наф-Нафу надо нам лететь».
Побежали быстро, Волку не догнать.
Постучались к брату, стали Волка ждать.
Время летит быстро, вдруг раздался крик:
«Эй, там, поросята, открывайте вмиг!
А не то, как дуну, дом не устоит,
Разлетится в щепки, крыша вся слетит!»
- Не боимся мы тебя, как ты не старайся.
Не завалишь, ты наш дом, даже не пытайся!
Дом Наф-Нафа из камней, или ты не видишь?
Убирайся поскорей! Что ты плохо слышишь?
Дул он, дул на крепкий дом, дом не пошатнулся.
Походил вокруг забора и назад вернулся.
А ребятки-поросятки стали вместе в доме жить.
Поняли они, что дружбой надо очень дорожить!
Заключительная песенка о дружбе
Как хорошо на свете жить, где солнце ярко светит!
Теперь водой нас не разлить и мы гордимся этим.
Летают птицы высоко и небо, словно море.
Ведь так на свете жить легко, когда мы все не в ссоре! 2 раза
Припев:
Дружба, дружба, дружба – это чудо!
И с бедой нам справиться нетрудно.
Дом построить, или целый город
Вместе мы с тобой свернём все горы!
2
Лениться нам никак нельзя, работать надо вместе.
И все вы знать должны, друзья, что с дружбой интересней.
Невзгоды будут позади, когда с тобой друг рядом,
И ждёт нас счастье впереди, а грусти нам не надо!
Припев тот же.
На примере этой сказки будем дружно жить, ребятки!
И так мы видим, что в этой музыкальной сказке дружба побеждает злого врага.
« Поросята» поняли, что по одиночке им не справиться с голодным и злым Волком.
Нам только кажется, что сказки – это другой мир. На самом деле герои сказок – настоящие: они живут, думают, любят и огорчаются. Как и у людей, у них свои радости, проблемы. Может быть, стоит обратиться к жизни сказок? А вдруг произойдёт чудо, и мир сказочного станет миром реального, поможет решить какие-то проблемы, ответить на нерешённые вопросы и просто заставит не только улыбнуться, но и стать чуть-чуть добрее, внимательнее, заставит подумать, остановиться и оглядеться? Подумаем? Станем лучше и добрее. Избавим свои души от горя, ненависти, печали. Пусть в них поселится радость, любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1.Обрядовые игры имеют общее ядро – культуру мироощущения народа, уходящую в тысячелетнюю толщу времен. Культовые, семейные и сезонные игры имеют различной глубины исторические корни подчас культового...
"Сказка, как средство математического развития детей дошкольного возраста"
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области зн...
Мастер-класс "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Мастер-класс на тему:«Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»Цель: Познакомить педагогов с приёмами работы, направленными на познавательное развитие детей ...
Лэпбук - как средство музыкального развития детей дошкольного возраста
Одним из новых способов организации учебной деятельности с дошкольниками и реализации деятельного подхода в их музыкальном развитии является лэпбук....
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Народные игры как средство музыкального развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста
Методическая разработка. Сказка, как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста...
консультация для воспитателей "Сказка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Сказки не только открывают дверь в мир волшебства, но и обучают простым жизненным ситуациям с которыми дети сталкиваются каждый день....