Лэпбук - как средство музыкального развития детей дошкольного возраста
статья
Одним из новых способов организации учебной деятельности с дошкольниками и реализации деятельного подхода в их музыкальном развитии является лэпбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk-_kak_sredstvo_muzykalnogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 33.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Куртева Татьяна Ивановна,
музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада № 101
«Лэпбук – как средство развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста»
Введение федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменило подход к организации музыкальной деятельности дошкольников. Перед нами стоит задача воспитания активного и любознательного поколения, решить которую возможно лишь с помощью деятельностного подхода и поиска нестандартных форм сотрудничества с воспитанниками.
Одним из новых способов организации учебной деятельности с дошкольниками и реализации деятельного подхода в их музыкальном развитии является лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство обучения, пришедшее в Россию из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Лэпбук – это интерактивная книга, в изучении которой дошкольник, может принимать непосредственное участие, будь не объектом обучения, а субъективным и равноправным партнёром. Интерактивность достигается путём различных видов деятельности ребёнка (игры, раскладывания, раскрашивания, складывания и пр.), где для представления материала используются вращающиеся и высовывающиеся элементы, кармашки, окошки, конверты, чистые листочки для заметок. Можно сказать, что лэпбук направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяющий кругозор и формирующий определённые навыки и умения. Лэпбук - это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и интересный вид совместной деятельности взрослых и детей.
На сегодняшний день Технология «Лэпбук» адаптирована к работе в российских детских садах, собрано уже более 30 лэпбуков, но, к сожалению, на музыкальную тему нет ни одного лэпбука.
Исходя из актуальности выбранной темы. Целью моей работы стало использование Лэпбука – как средство развития музыкальных способностей детей, обеспечения активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в музыкальном развитии дошкольника.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Выявить возможности использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников.
- Определить структуру и условия при создании лэпбука.
- При знакомстве с нотной грамотой использовать лэпбук «Веселые нотки» для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Изучая литературу об использовании Лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников, я выяснила, что Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде в художественно-эстетическом развитии дошкольников, так как: информативен; обладает дидактическими свойствами; полифункционален; способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе, с участием взрослого как играющего партнёра); является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); доступен (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста).
Музыкальный лэпбук позволяет оптимально использовать включенность педагога в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытое временное окончание деятельности (каждый работает в своем темпе).
Я поняла, что использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании, потому что:
- Дошкольник получает необходимую информацию в игровой форме; закрепляет полученные знания с помощью зрительных образов; проявляет активность и индивидуальные способности;
- Педагог осуществляет принцип интеграции различных образовательных областей; объединяет материал в единое целое; выявляет потребности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; воспитывает любознательность, побуждает детей к активности и совместной деятельности с педагогом и сверстниками, повышая уровень музыкального развития.
Структура Лэпбука достаточно проста, это: информация по выбранной теме; творческие задания; дидактические игры; загадки; рисунки, портреты, изображения по данной теме; стихи; секретный конвертик.
При создании лэпбука я соблюдала некоторые условия:
1. Лэпбук для дошколят должен быть особенно красочным.
2. Пособие должно быть достаточно крепким.
3. Возможность активного манипулирования его структурными компонентами.
4. Доступность содержания, поэтому в лэпбук включаю материал, предварительно изученный, соответствующий возрастным возможностям детей.
5. Вариативность. Для поддержания длительного интереса к теме содержимое кармашков может меняться, дополняться новыми заданиями.
Итак, лэпбук – эта книга, которую педагог собирает, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Создание лэпбука, как дидактического пособия, содержит все этапы проекта: целеполагание (выбор темы); разработка лэпбука (составление плана); выполнение (практическая часть); подведение итогов.
Технология «Лэпбук» была апробирована мной на музыкальных занятиях и в свободной деятельности в нашем детском саду в разных видах и формах деятельности.
У меня лучше всего получаются лэпбуки на частные (определённые, узкие, конкретные темы) или темы, объединённые определённым сюжетом.
Например, лэпбук «Весёлые нотки» - это сюжетная тема, где дети «идут в гости» к нотам, попутно решая те или иные задачи, выполняя разнообразные задания. «Музыкальные инструменты» - это уже частная тема, конкретно направлена на знакомство, изучение и расширение знаний о симфоническом оркестре и группах его инструментов.
После того, как тема выбрана, составляем план. Ведь лэпбук не просто книжка с картинками. Это дидактическое пособие. Поэтому нам надо продумать, что оно должен включать в себя, чтобы наиболее полно раскрыть тему.
Предлагаю вашему вниманию лэпбук «Веселые нотки», целью которого является знакомство с нотной грамотой детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Дать представление об эмоциональном содержании звуков и умений соотносить цвет с нотой.
2.Развивать ассоциативное мышление, слуховое воображение.
3.Учить использовать цвет с высотой звучания нот.
4. Развивать навыки творческого музицирования.
5.Развивать чувство ритма.
6.Побуждать детей самостоятельно проявлять инициативу, получая удовольствие от игрового действия.
Содержимое лэпбука следующее
1.Книжка- раскладушка «Нотный дом».
2.Музыкально- дидактическая игра «Радужные нотки».
3.Музыкально- дидактическая игра «Птички на проводах».
4.Обучающее пособие «Разноцветные песенки».
5.Музыкальные загадки.
6.Музыкально- дидактическая игра «Ритмический паровозик».
7.Методические рекомендации к лэпбуку «Весёлые нотки».
Цель использования данного лэпбука была достигнута, поскольку вызвала интерес к совместному творчеству в процессе изготовления игр и материалов для лэпбука; поддерживала любознательность детей на музыкальных занятиях с помощью зрительных образов; решала поставленные задачи по усвоению дошкольниками нового и закреплению изученного музыкального материала, развивала зрительную память, обогащала музыкальный словарный запас. А созданный продукт добавил разнообразие видов музыкальной деятельности дошкольников. Кроме этого в лэпбуке мы размещали материалы, направленные на речевое развитие ребёнка-дошкольника: короткие стихотворения и рассказы, словесные игры; художественно-эстетическое развитие: иллюстрации, репродукции, самодельные пазлы и разрезные картинки.
Лэпбук мы решили использовать как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе с детьми.
Очень удобно использовать лэпбук и как форму организации «Музыкального центра» в группах, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей определённой группы. Лэпбук мы использовали в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности детей в режиме дня.
Мобильность лэпбука также можно использовать для каждой тематической недели. Для этого мы применяли кармашки, в которых менялся систематизированный материал по каждой новой теме. Это пособие также хороший помощник педагогу.
Моя работа над лэпбуком была достаточно разнообразна, я опиралась на принцип «ничего готового детям», что создало условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, музыкальных открытий ребятишек. Ведь очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, а лэпбук позволяет такую ситуацию организовать.
Интерактивные книжки-лэпбуки привлекали детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, как и уникален его создатель, не существует правильного или неправильного метода его создания!
Результативность применения лэпбука в музыкальном развитии дошкольников очевидна. Сравнительный анализ показателей уровня музыкально-творческого развития выявил высокий процент детей среднего уровня и качественное усвоение программного материала.
По результатам педагогического наблюдения за детьми в подготовительной к школе группе в процессе применения технологии лэпбук стал полнее реализовываться деятельностный подход в музыкальном воспитании дошкольников. Это проявлялось в том, что:
- Обеспечено сотрудничество и сотворчество взрослых и детей.
- Улучшились результаты освоения программы, дети охотнее и быстрее осваивают основы музыкальной грамоты, развиваясь в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что у моих воспитанников значительно повысился интерес к музыкальной деятельности за счёт использования новой формы организации дидактического материала.
Таким образом, разные формы работы с лэпбуком помогли нам творчески подойти к процессу музыкального развития, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей.
Хочется отметить, что данная увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология музыкального воспитания, и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе педагогов и детей.
Литература
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка, как средство музыкального развития детей дошкольного возраста"
Этот материал способствует музыкальному развитию детей дошкольного возраста с помощью сказок, которые могут помочь лучше разобраться в мире музыки, полюбить её....
Мастер –класс с педагогами «Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»
Мастер –класс с педагогами«Лэпбук - как средство математического развития детей дошкольного возраста»...
Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Использование лэпбука в работе с детьми...
ЛЭПБУК как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности....
Методическая разработка "Лэпбук - как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Сообщение на педсовет для воспитателей...
«Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
laquo;Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...