Конспект непосредственно образовательной деятельности "Речка"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Данное занятие является тематическим. В нем выдержана вся структура музыкального занятия: слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_zanyatie_rechka.docx | 23.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Речка.
Тематическо - комплексное занятие.
Старший дошкольный возраст.
Цель: Показать детям способы пользования голосом, движением, музицированием для создания выразительного художественного образа.
Задачи обучающие:
- Учить вслушиваться в музыку, различать в ней выразительные и изобразительные средства.
- Воспринимать музыкальное произведение в целом, прослеживать развитие музыкального образа, осознанно высказываться о его эмоционально-образном содержании.
- Формировать у детей умение чувствовать музыкальные основы и выразительно передавать их в движении.
- Работать над техникой исполнения танцевальных шагов.
- Учить петь выразительно, музыкально, интонационно чисто, работать над дыханием.
- Учить правилам пользования инструментами, приемам и способам игры на них.
- Продолжать формирование детского инструментального творчества, музыкальной импровизации.
Задачи развивающие:
- Развивать музыкальное мышление - осознание эмоционального содержания музыки.
- Развивать творческое воображение, проявления творческой активности.
- Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения.
- Развивать умение показать тембровую выразительность и образные возможности музыкальных инструментов.
- Развивать умение играть ансамблем на шумовых инструментах небольшие фразы, закреплять навык поочередной игры, вовремя начинать и заканчивать свои партии.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять ее.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине.
Методы и приемы:
1 Наглядно-зрительный: иллюстрация речки; показ движений детьми 1 уровня.
2 Наглядно - слуховой: аудиозаписи пьес "Старинная французская песенка"
Муз. П. И. Чайковского, "Аквариум" муз. К.Сен-Санса.
3 Словесный: беседы с детьми о характере музыки, пояснения, вопросы.
4 Творческий: инструментальные импровизации, передача игрового образа в развитии.
3
5 Практический: выполнение детьми движений, пение песен, игра на музыкальных инструментах.
Материалы: голубое полотно из хлопка длиною в пять метров, иллюстрация речки, длинная атласная лента голубого цвета. Музыкальные инструменты: металлофон, арфа, набор хрустальной посуды, прикрепленной к стеклянному подносу. Самодельные музыкальные инструменты на полгруппы каждые: шуршунчики - киндер-сюрпризы с горохом внутри; баночки из-под пресервов с крупным речным песком внутри.
Предварительная работа: разучивание музыкально - ритмических движений к этюду "Аквариум". Обучение технике игры на металлофоне, арфе, извлечение звуков из хрусталя и знакомство с техникой безопасности при игре на нем.
Разучивание песен, шагов русского танца, игры "Рыбка".
Ход занятия:
М.р. (музыкальный руководитель): Я предлагаю сегодня, и детям и взрослым, совершить путешествие к речке. Правда, это путешествие и сама речка будут воображаемыми, но увидеть речку возле себя каждому поможет его фантазия, а также замечательная музыка композитора П. И. Чайковского. Проходите и садитесь на стульчики, но будьте осторожны, не замочите ноги, а лучше спрячьте их под стульчики. Будем провожать взглядом речные волны.
После этого идет слушание 1 части "Старинной французской песенки" П. И. Чайковского.
М.р. (перед прослушиванием 2 части) Вы уже поняли, что наша речка тихая, мелкая, прозрачная, добрая. Попробуем положить на водную гладь свои ладони(на колени). Сначала нам покажется, что рукам немного прохладно, но прошло мгновение, и руки уже нагрелись (идет слушание 2 части. В 3 части дети опять провожают взглядом воду реки, машут ей на прощание рукой.)
- Какая красивая музыка! А вам понравилась она? Опишите ее характер.
Предполагаемые ответы детей: музыка спокойная, мягкая, задумчивая.
Воспитатель: А мне захотелось поплескаться в теплой речной воде.
М.р. Ну что ж и правда, вода в нашей речке теплая, ласковая. Пойдемте поиграем с ней.
М.р. и воспитатель расстилают голубое полотно "реки". Дети подходят и встают с двух сторон по "берегам", выполняют движения по показу воспитателя и муз. руководителя. Звучит музыка в аудиозаписи "Аквариум" К.Сен - Санса.
Движения: 1. Мягкие движения рук - волны.
2. Полощут руки в воде вправо - влево.
3. Стряхивают воду с рук.
4. Брызгаются.
Дети проходят на стульчики.
М.р. Какая красивая музыка композитора Сен-Санса прозвучала! Я знаю, вы тоже любите играть на музыкальных инструментах. Давайте играть в композиторов. Предлагаю вам выбрать инструмент и озвучить вот такие стихи:
Побежали ручейки, затопили все лужки.
Стала очень широка говорливая река.
4
Дети повторяют все вместе прозвучавшие строки.
М. Р. Но сначала скажите, какое настроение передают эти стихи?
Предполагаемые ответы детей: веселое, радостное, светлое.
М.Р. Да, вы правы, поэтому и музыка, которую вы будете сочинять, должна звучать весело, радостно, светло, легко.
Детям предложено выбрать металлофон-колокольчик, арфу или хрусталь.
М.Р. дает образец игры на металлофоне, арфе разными способами: игра отдельных звуков и глиссандо ( скольжение).
М.Р. Молодцы, вы постарались, было приятно слушать вашу музыку. А теперь я предлагаю вам вспомнить попевку "На лодочке".
Попевка поется на мотив русской народной песни "Ходит зайка по саду".
1. Мы плывем на лодочке по реке, по реке.
Слышим где - то музыку вдалеке, вдалеке.
2. Хорошо на лодочке мы плывем, мы плывем.
Сами эту песенку мы поем, мы поем.
М. Р. и дети моделируют рукой движение мелодии во время пения.
М.Р. Предлагаю петь попевку и играть на наших самодельных инструментах.
Половина группы берут шуршунчики - киндер сюрпризы с горохом внутри; другая половина детей бубны - коробочки из-под пресервов с крупным песком внутри.
Дети поют и играют по одной фразе, отрабатывая навык поочередной игры. Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети вовремя начинали и заканчивали свои партии.
Мы плывем на лодочке - играют шуршунчики
По реке, по реке
Слышим где-то музыку - играют бубны
Вдалеке, вдалеке
М. Р. Давайте вспомним русскую народную песню "Речка", с которой познакомились на прошлом занятии.
Музыкальный руководитель исполняет песню, дети подпевают повторы, затем песню пропевают еще раз.
М.Р. А сейчас продолжим разучивание песни "Родничок", пропоем первую фразу на слог "ле".
Каждую фразу пропевают по 2 - 3раза на слог "ле", затем со словами.
Воспитатель: А мне очень нравится песня "Край родной". Эта песня рассказывает о нашей малой Родине - "где наклонились ракиты над рекой…" И наш город Павлово расположен на берегу широкой, полноводной реки Оки.
М.Р. Эта песня очень мелодичная, певучая, надо суметь пропеть фразу до конца и не прерывать ее. Давайте продолжим тренировать свой дыхательный аппарат. Упражнение называется "набегает и убегает с берега волна". Сегодня мы попробуем усложнить это упражнение: волна сначала шумит с усилением, а потом ослабевает.
Дети произносят звук "ш" - сначала с усилением его звучания, потом - с ослаблением. После этого исполняют песню.
Воспитатель: Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь?
5
Жаль, что в речке, на воде нет следов твоих нигде.
Давайте поиграем в игру "Рыбка". Выходите к речке.
Дети выходят к голубому полотну.
М.Р. Движения рыбки очень мягкие, пластичные; плавнички колышутся, струятся в потоках воды.
М.Р. показывает движения рук и предлагает детям пройти к зеркалу и потренироваться. После упражнений дети проходят и встают "по берегам реки". Опять звучит музыка К. Сен-Санса "Аквариум", ребенок первого уровня импровизирует движения рыбки, затем дотрагивается до второго участника и т.д.
М.Р. Молодцы, вы постарались и были похожи на красивых подвижных рыбок.
А сейчас я предлагаю продолжить разучивание танца "Ручеек". Давайте вспомним знакомые шаги русского танца.
Дети называют - хороводный, каблучный, дробный. М.Р. предлагает детям первого уровня показать образец исполнения движений. После этого исполняется весь танец.
1. Идут по диагонали и змейкой хороводным шагом.
2. Идут по кругу каблучным шагом.
3. Идут в круг дробным шагом, расширяют круг дробным шагом.
М.Р. молодцы, вы постарались. На этом наше занятие подошло к концу, но красивая музыка будет продолжать звучать в группе - этот диск я приготовила для вас. Вы можете включить его в свободное время, когда захотите отдохнуть или потанцевать.
Музыкальная литература:
"На лодочке" русская народная мелодия "Заинька". "Музыкальное воспитание в детском саду" М. А. Давыдова.
"Речка" русская народная мелодия в обработке П.И. Чайковского.
"Родничок" муз. Шестаковой. Журнал "Музыкальный руководитель" №3 - 2012г.
"Край родной" муз. Гомоновой. "Веселые песенки для малышей круглый год".
Аудиозаписи:
"Музыкальное воспитание детей. Слушаем музыку". Комплект из 6 аудиокассет.
"Мы слушаем музыку" О. П. Радынова. 7 аудиокассет.
"Детский альбом" П.И. Чайковский
Литература:
"Детство": Программа развития и воспитания детей в детском саду. Ред. В.И. Логинова.
"Музыкальные шедевры" Авторская программа и методические рекомендации. О.П. Радынова.
"Звук волшебник "Т.Н. Девятова
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова .
Музыкальное воспитание в детском саду. Давыдова М.А.
Учите детей петь. Т.М. Орлова, С.И. Бекина.
"Элементарное музицирование с дошкольниками" Т.Э. Тютюнникова.
"Оркестр в детском саду" Л.Р. Меркулова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...