Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.
статья по музыке по теме

Глебова Светлана Александровна

 

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала  детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.

С.А.Глебова

                                                   

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_glebovoy_s.a.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние полихудожественного подхода на раскрытие творческого потенциала  детей дошкольного возраста в системе художественно-эстетического образования.

С.А.Глебова

Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся: развитие способности ребёнка к самостоятельному активному освоению мира, стимулирование у него стремления к самореализации, формирование творческой активности во всех сферах деятельности. Умение находить новые, нестандартные решения проблем - это важное качество в условиях современного мира и, именно, дошкольное образование обеспечивает переход ребёнка на следующую, школьную ступень образовательной системы.

В 80-десятые годы ХХ века педагогический аспект проблемы взаимодействия искусства разрабатывался Б.П. Юсовым. Этим же автором впервые был использован термин "полихудожественный подход", сущность которого заключалась " в организации такого художественного образования детей, которое позволяло ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса" (Б.П. Юсов). Таким образом, полихудожественный подход предполагает Форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющему им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Учёными, работающими над принципами полихудожественного подхода, говорилось о развитии творческого потенциала ребёнка в процессе различных видов деятельности, в том числе и художественной. Единая художественная природа всех искусств соответствует врождённой предрасположенности ребёнка к разным видам творческой деятельности, полимодальности его интересов. Ребёнок выражает желание выразить своё внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке и т.д.( Е.П. Кабкова).

Такие разнообразные определения сущности полихудожественного подхода как целостный процесс художественного воспитания, как гармоничная система вхождения ребёнка в процесс обучения, как раскрытие своего творческого потенциала и самореализация в творчестве, приводят к возникновению неоднозначного его понимания у различных исследователей, и в настоящий момент полихудожественный подход находится ещё в стадии разработок. Но, несмотря на то, что понятие  "полихудожественный подход", основанный на принципе интеграции, находится в стадии разработок, в целом все определения основаны на универсальном законе гетерозиса, согласно которому любое предметное содержание, обогащённое интегративными связями, несомненно, обладает большим развивающим резервом, чем каждый компонент содержания образования в отдельности.

В дошкольном возрасте система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно-образное и сенсорное насыщение ребёнка, его гармоническое развитие на основе  полихудожественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Художественно-эстетическое образование рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления.

Художественно-эстетическое воспитание ребёнка - сложный, многогранный процесс и даёт большой простор деятельности взрослых и детей. Взрослый передаёт художественный опыт ребёнку, с помощью опытно-поисковой деятельности изучает его способности и открывает ребёнку дверь в мир прекрасного. Целостный  подход к воспитанию эстетического отношения не исключает, а, наоборот, предполагает развитие  специальных способностей. Педагог, стремящийся достичь высоких результатов, использует в своей работе новые технологии, в том числе, и полихудожественный подход. Например, музыкально-дидактическая игра "Теремок" на развитие чувства ритма может плавно интегрироваться в подвижную игру с любимыми сказочными персонажами, а конечным результатом творческой деятельности станет постановка сказки " Теремок", где восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности - речевая, двигательная, музыкальная (из опыта работы).

Особо хочется отметить музыкальные занятия, которые предполагают разнообразные виды деятельности. Важно отметить и то, что на музыкальных занятиях соблюдается "единство слова и музыки, ритма и движения" (Карл Орф).

Положительное воздействие на ребёнка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребёнка множество ассоциаций. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир, движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

Развитие творческой личности дошкольников, основанное на принципе интеграции  в системе художественно-эстетического воспитания будет эффективным, если:

  1. Созданы  педагогические условия ДОУ:

(методические, организационные, воспитательные и кадровые будут базироваться на идее полихудожественного подхода и составлять единый комплекс).

  1. Плановые системные занятия совмещаются с дополнительными за счёт развитой сети кружков (организационные условия), проведение занятий-экскурсий на базе музея, непосредственное общение детей с разными видами "живого искусства", организация художественной деятельности детей и родителей.
  2. На основе полихудожественного подхода у детей будет развиваться потребность в создании творческого продукта, отличающегося оригинальностью и самостоятельностью выполнения.
  3. Игровая направленность - в процессе полихудожественной деятельности игровые методы будут помогать детям преодолеть скованность, замкнутость,  и страх.

Особое внимание следует уделить среде, в которой растёт и развивается ребёнок. Именно среда выдвигает основное педагогическое условие - интегрированный подход к освоению искусства ("Каждое искусство есть средство организации пространства"- П. Флоренский). Среда интегрирована по своей природе, она позволяет максимально  развивать у детей поле пространственного воображения: широту, объём воображаемых представлений, фантазию, которые с точки зрения теории "полихудожественного развития" Б.П.Юсова являются непременным условием развития творческого потенциала ребёнка.

Побуждая детей к самостоятельной художественной деятельности, педагоги создают особую эстетическую среду, наполняют каждый центр активности стимулирующим материалом, предоставляя детям возможность самовыражения и самореализации.

Все условия взаимосвязаны друг с другом, выключение одного из названных условий приводит к невозможности реализации полихудожественного подхода в целом в системе воспитательно - образовательного процесса.

В реализацию полихудожественного подхода должны быть включены все субъекты образования: дети, педагоги, родители.

Полихудожественный подход является концептуальной идеей о необходимости включения ребёнка в разные виды деятельности и. исходя из его особенностей, можно с уверенностью сказать о том, что художественно-эстетическое образование практически реализуется в комплексе педагогических условий. Реализация полихудожественного подхода приводит к интенсивному развитию духовно-ценностных ориентиров личности, способствует обогащению художественной информации,  постепенному освоению культурного наследия и раскрытию творческого потенциала дошкольника.                                  

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»

Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...