МОП. КЦП «Повышение уровня эстетической культуры детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-эстетической деятельности»
материал

Рощина Жанна Викторовна

Комплексно-целевая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktsp.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Солнышко»

НСП «Детский сад «Чудо-остров»

                                                                                                                                           

Комплексно-целевая программа

муниципальной опорной площадки

«Повышение уровня эстетической культуры детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-эстетической деятельности»

на 2021-2024 г.г.

Разработала: Рощина Ж.В.,

музыкальный руководитель

г. Балабаново

2021 г.

Содержание

Паспорт программы......................................................

Пояснительная записка.................................................

Актуальность.................................................................

Цели, задачи программы...............................................

Перспективный план работы на 2021-2022 г.г. ........

План районных семинаров...........................................

Литература.................................................................

Паспорт программы

Наименование

учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №10 «Солнышко»,

НСП «Детский сад «Чудо-остров»

Наименование

программы

Комплексно-целевая программа муниципальной

опорной площадки «Повышение уровня эстетической культуры детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-эстетической деятельности».

Автор

программы

Музыкальный руководитель Рощина Ж.В.

Цель

программы

Повышение уровня эстетической культуры детей дошкольного возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание».

Задачи

программы

- апробировать диагностику развития музыкальных способностей дошкольников (А.Г. Гогоберидзе)

- развивать сенсорные способности: восприятие, чувство ритма, композиции, умение выражать свои мысли, чувства.

- формировать музыкально-художественные представления, эмоционально-чувственного отношения к образам и явлениям действительности, воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость к прекрасному, обогащать музыкальными впечатлениями, способствовать дальнейшему развитию основ эстетической культуры;

- развивать интерес к различным видам искусства  (музыка, живопись, литература, театр и т.д.), расширять представления о творческих профессиях  (музыкант, художник, поэт, актер и т.д.)

Срок

реализации

программы

2021-2024 г.г.

Этапы

- 1 этап

Организационно-подготовительный

 - апробация диагностики, разработка структуры музыкальной  деятельности в рамках программы  (Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»). Прогнозирование результатов.

 - 2 этап

Основной

 - реализация основных компонентов программы.

- 3 этап

Итоговый

 -  анализ результатов, обобщение опыта, оценка уровня эстетической культуры детей,  корректировка совместной деятельности.

Основные

направления

программы

* работа с детьми

* работа с кадрами

* работа с родителями

* сотрудничество с социумом

Участники

программы

-  воспитанники ДОУ

-  педагоги ДОУ, района

-  родители воспитанников

-  войсковая часть 3694

-  ГБУ СРЦН «Ориентир»

-  ГДК, г. Балабаново

-  ДШИ, г. Балабаново

Ожидаемые

результаты

1. Положительная динамика  уровня эстетической культуры детей;

дошкольного возраста через музыкальные занятия;

2. Эффективное взаимодействие с родителями в ходе работы программы;

3. Создание оптимальных условий  для саморазвития и самореализации

педагогов;

4. Обретение устойчивых связей в организации  работы с

руководителями учреждений.

Пояснительная записка

Есть внутренняя музыка души...

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Ее с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Ее имеют многие. Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Е. Винокуров

       Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. «Ребенок - это сто масок, сто ролей способного актера. В области чувств - превосходит нас силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта -  по меньшей  мере  равный нам, не достает лишь опыта. Оттого так часто человек зрелый бывает ребенком, а ребенок – взрослым. (Корчак Я. Как любить ребенка. -Калининград, 2002.- С.87).  Педагоги нашего детского сада  считают особенно ценным и оправданным для этого этапа в жизни ребенка  комплексный  метод в развитии гармоничной личности. Справедливо отмечено то, что для гармоничного развития ребенка  необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Один из самых  эмоциональный видов искусства является музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Дети способны под музыку передавать с помощью выразительных движений образы. Слушая музыку, дети пытаются передать настроение и определенное отношение автора музыки к персонажу в своих движениях, подчеркивающих особенности, характер того или иного персонажа. В результате у них постепенно складывается и свое отношение к этим образам. Но, существует проблема выражения пережитых эмоций ребенка, так как скуден словарный запас.

       Педагог развивает у ребенка способность сравнивать и оценивать наблюдаемые явления с эстетических, художественных  позиций. Взрослый влияет на характер эстетических переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает. Педагоги нашего детского сада  на занятиях развивают  детей во многих видах деятельности. Используют репродукции с картин художников, поэзию, зачитывают фрагменты из художественной литературы.

       Таким образом, планируя работу, занятия по музыкальному развитию, педагог использует в своей работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. В ходе изучения психолого-педагогической литературы было выявлено, что музыка - величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, уже в первые годы его жизни, занимает определенное место в его общем культурном развитии.

       Учитывая  вышеизложенное,  актуальным для педагогического коллектива нашего детского сада  является поиск эффективных форм и организация систематической работы для повышения эстетической культуры.  Поиск  подходов, которые будут способствовать развитию музыкально-эстетической культуры в повседневной жизнедеятельности ребенка.

       Наш детский сад «Чудо-остров» разработал программу, которая поможет дошкольникам стать более гармоничной, эстетически развитой личностью.

Актуальность

     

       Современный этап развития общества характеризуется общим кризисом, охватившим все сферы его жизнедеятельности, и сопровождается усилением бездуховности, разрушением нравственных ориентиров, распадом духовных ценностей. Все это негативно сказывается, прежде всего, на наименее приспособленной к новым условиям жизни его части — детях. В этих условиях возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Дошкольным учреждениям принадлежит  ведущая роль в координации всех развивающих и воспитательных воздействий. Эстетическая культура проектирует поведение ребенка, к которому она обращена. Эстетические переживания, вызванные искусством, чрезвычайно велики. Каждый ребенок имеет достаточный потенциал для успешного саморазвития. Этот потенциал уникален, неповторим и всегда устремлен к лучшему. В условиях системы образования перед педагогами всегда стоит задача использования наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Музыка, являясь одним из таких средств, активно развивает способности дошкольников.

       Педагогический коллектив нашего детского сада ставит широкий спектр задач: развитие сенсорных способностей, воспитание эстетического вкуса, развитие интереса к различным видам искусства и т.д.

       Развитие уровня эстетической культуры детей дошкольного возраста становятся одной из главных как творческих, так и прикладных направлений общего процесса образования и воспитания. Значимость формирования новых основ разных аспектов музыкально-эстетической культуры у дошкольников обусловлена ориентацией образования на обновление воспитательной стратегии, ориентированной на развитие духовности личности и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Анисимов В.Н Диагностика музыкальных способностей детей. М: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
  2.  Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – M., 2003. – 176 с.
  3.  Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  4.  Белкина В.Н. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям» Ярославль. «Академия развития», 1998. – 256 с.
  5.  Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. – 284 с.
  6.  Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.– 48с.
  7.  Большая советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
  8.  Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  9.  Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: очерки / М.: В.В.Ванслов. Л.: Художник РСФСР, 1983. - 233с.
  10.  Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  11.  Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с.
  12.  Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. С.-П., 2009. – 160 с.
  13.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.:СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  14.   Выготский Л.С. Педагогическая психология / под.ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
  15.  Гасанова Р.Х. Синтез искусств. Комплексные занятия для детей дошкольного возраста. Уфа. Издательство БИРО, 2005. – 30 с.
  16.  Горохова Л.А., Макарова Т.Н. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  17.  Горькова Л.Г., Губанова Н.Ф. «Праздники и развлечения в детском саду». – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
  18.  Давыдова М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: ВАКО, 2006. – 240 с.
  19.   Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу». ЛИНКА-ПРЕСС. М., 2007. – 232 с.
  20.  Дошкольное образование России в документах и материалах. Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методологических материалов – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 472 с.
  21.  Дубровская Е.А. Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях – М., Просвещение, 1983. – 268 с.
  22. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т М., 1986. – 320 с.
  23.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
  24.  Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7 лет Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева Н.А. Годдонова и другие – М., Просвещение, 2002. – 303 с.
  25.  Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.- 191с.
  26.  Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Л., 1989. – 155 с.
  27.  Климова Е.П. «Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия» Волгоград. 2007. – 77 с.
  28.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

29.  Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 127 с.

  1.  Комарова Т.С, Зацепина М.Б. Художественная культура. - М., 2001. - 94 с.
  2.  Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2007. – 208 с.
  3.  Корчаловская Н.В. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. – М., 2008. – 112 с.
  4.  Куприна, Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие. / Н. Г. Куприна; Урал. гос пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 234 с.
  5.  Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  6.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. – 181 с.
  7.  Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 186 с.
  8.  Матонис В. П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988. – 88 с.
  9.  Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 2 – 2 с.
  10.  Матвеева Р. А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель. – 2009. - № 3 – 2 с.
  11.  Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981. – 96 с.
  12.  Мерзлякова С. Комплексные и интегрированные занятия. // Музыкальный руководитель. –2008. - №3 – 3 с.
  13.  Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей». М., 2002. – 240 с.
  14.  Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» - М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
  15.  Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: метод. рекомендации. – М.: АРКТИ, 2002. – 224 с.
  16.  Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  17.  Парамонова Л., А.В.Запорожец. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития личности» //Дошкольное воспитание, 2005 - № 9 - 66-69 с.
  18.  Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред. О.П.Радыновой – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 240 с.
  19.  Рогаткина Т. Синтез искусств: дорога в детство, или Новое измерение педагогики. Музыка и настроение. // Музыкальный руководитель. – 2006. - №5.
  20.  Рукавицын М.М. «Эстетическое воспитание детей» - М.: Знание – 2002. – 432 с.
  21.  Скопинцева О.А. «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников – Волгоград: Учитель, 2008. – 111 с.
  22.  Сухомлинский В.А.. «О воспитании». – М., Политиздат, 1982. – 270 с.
  23.  Теплов К.В. Психология индивидуальных различий: в 2 т. / К. В. Теплов. – М.: 1985. – Т. 1. – 194 с.
  24.  Улашенко Н.Б. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2006. – 96 с.
  25.  Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
  26.  Улашенко Н.Б. «Музыка. Средняя  группа. Нестандартные занятия» - Волгоград. ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.
  27.  Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Под ред. В.Н.Шацкой М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 334 с.
  28.  Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. /Р.М. Чумичева. Ростов н/Д 1995. – 272 с.
  29.  Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду (интегрированный подход). М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
  30.  Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. М., 1995. - 107с.

59. Алейникова О.С. Педагогическая поддержка эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыки автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук специальность 13.00.01 <Общая педагогика, история педагогики и образования>. - Ставрополь, 2011. - С. 26

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Самообразование по теме: «Использование приемов мнемотехники как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста».

Индивидуальный план по самообразованиюВоспитателя (специалиста) МАДОУ ДСКН №1 г.СосновоборскаФИО Дроздова Ирина АлександровнаНа 2019-2020 учебный год. Тема: «Использование приемов мнемотехн...

План по самообразованию по теме: «Развитие самостоятельного творчества детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусст...

«Интерактивные игры как средство повышения уровня дорожной безопасности детей дошкольного возраста»

Интерактивная игра является современным и признанным методом, обладающим образовательной и развивающей функциями. Несомненно, что в играх новые знания усваиваются гораздо легче. Именно поэтому де...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...