Обучение игре на музыкальных инструментах
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

каракулова юлия олеговна

Предлагаю цикл занятий обучение детей игре на музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры и их роль
при обучении игре на детских музыкальных
инструментах

Музыкально-дидактические игры способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Большую помощь оказывают музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.

Музыкально-дидактические игры начинаем использовать во второй младшей группе. В музыкально-дидактической игре «Медвежата» каждый ребенок получает колокольчик. Воспитатель объясняет, что все дети – медвежата, которые спят в своих домиках, а воспитатель – мама-медведица и тоже спит. Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, глаза закрыты. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком – будит медвежат. Они просыпаются и звенят в ответ своими маленькими колокольчиками.

С детьми младшего дошкольного возраста проводят игру «Определи». Музыкальный руководитель исполняет на бубне различные ритмические рисунки, которые передают движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя – на нижнюю, зайчика – на среднюю, птичку – на верхнюю). Медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика – быстрым постукиванием указательным пальцем, птички – легким потряхиванием бубна над головой.

На музыкальном занятии с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать музыкально-дидактическую игру «Бубен» Г. Фрида. Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он звучит при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. После этого воспитатель берет бубен, подняв его, на первую часть музыки вместе с детьми бежит по комнате, на вторую часть останавливается и стучит по бубну, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения дети выполняют упражнение по одному. Ребята получают задание – сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударить по бубну ладошкой.

Музыкально-дидактическая игра для детей младшего дошкольного возраста «Нам игрушки принесли» способствует закреплению знаний о музыкальных игрушках. В качестве игрового материала используются колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек, коробка, мягкая игрушка (кошка). Воспитатель берет перевязанную лентой коробку, оттуда достает кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию.  

За ширмой музыкальный руководитель играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку ребенку и он звенит колокольчиком, играет на дудке, постукивает молоточком. Потом кошка передает игрушку другому ребенку. Желательно приготовить по несколько одинаковых игрушек, чтобы одна и та же не передавалась. Эта игра учит детей самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.

Можно в музыкально-дидактические игры включить простые музыкальные фразы из знакомых песен и попевок. Ребята прохлопывают их ритмический рисунок, а потом передают его на бубне, металлофоне (на одной пластинке) или музыкальным молоточком.

В младших группах можно провести музыкально-дидактическую игру «Какая птичка поет?». Большая и маленькая игрушечные птички находятся на столе. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). После этого музыкальный педагог за ширмой поочередно берет до первой и до второй октавы, предлагает ребятам угадать, какая птичка поет.

В средней группе при проведении данной игры привлекаем  детей к игре на металлофоне. Учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Если в младшей группе для игр брались простые попевки, то в средней группе попевки берутся сложнее. Дети должны исполнять ритмический рисунок попевки на музыкальном инструменте самостоятельно. В музыкально-дидактических играх используются металлофон, погремушки, барабан, деревянные ложки, треугольники, бубен.

Через несколько занятий дети исполняют попевку на нескольких инструментах. Получается оркестр. Он может выступать и перед куклами, и на концерте. Во время концерта педагог может исполнять песни, а дети ему подыгрывают на каком-нибудь инструменте.

Для развития ритма в средней группе проводится музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли». Используются игрушки бибабо (зайчик, медведь, лошадка, птичка), металлофон, бубен, музыкальный молоточек, колокольчик. Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришли игрушки. Он обыгрывает приход игрушек: под медленные удары в бубен переступает с ноги на ногу медведь, под быстрые удары молоточком по металлофону прыгает зайчик, под четкие ритмические удары музыкального молоточка скачет лошадка, под звон колокольчика летит птичка.

Также для развития чувства ритма в средней группе можно использовать музыкально-дидактическую игру «Прогулка». В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.

Дети средней группы различают звучание знакомых инструментов: металлофона, барабана, колокольчика, бубна. В ходе музыкально-дидактической игры «Колпачки» закрепляем знания, полученные на музыкальных занятиях. В качестве игрового материала потребуются три красочных бумажных колпачка, металлофон, барабан, бубен, колокольчик. Ребята садятся полукругом. На столе перед ними под колпаками лежат музыкальные инструменты. По очереди вызываем к столу детей и просим отгадать, на чем они будут играть. Для проверки ответа можно заглянуть под колпачок.

Музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр» проводится на занятиях в средней группе, а потом может быть включена в сценарий праздника. Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики), большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них. Эта игра пробуждает самостоятельную деятельность ребят.  

В средней группе для закрепления программного материала можно провести музыкально-дидактическую игру «Буратино». Для этого используется коробочка, на которой нарисован Буратино, а в ней находятся карточки с красочными иллюстрациями к программным песням и пьесам (паровоз, машина, елочка, флажок, санки, кукла и др.), знакомым детям. Объясняем детям, что в гости к ним приехал Буратино и привез с собой песни, дети должны отгадать какие.

Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки нужную картинку.

Музыкально-дидактические игры с попевками помогают определить направление мелодии. Ребята средней, старшей и подготовительной групп находят в мелодии короткие и долгие звуки, определяют движение мелодии. Используются лесенка из пяти ступенек и игрушки. Ведущий (ребенок) играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия – вверх, вниз или звучит на одном звуке и передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. С помощью этой игры закрепляются знания детей о расположении звуков на различных инструментах.

С помощью музыкально-дидактических игр развивается чувство ритма, дети учатся правильно передавать ритмический рисунок знакомых песен и работать над новыми. Для этого используются такие дидактические пособия, как: ложки, погремушки, кубики, колокольчики, палочки, колотушки, молоточки, треугольники.

В старшей группе проводится разнообразная работа по развитию ритмического восприятия. Используются различные музыкальные инструменты. Начинаем с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняются. Музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие». Используются металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек. Предлагаем детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на музыкальном инструменте.

Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент» способствует развитию тембрового слуха. Дети старшей группы определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки, песенки.

Можно использовать музыкально-дидактическую игру «На чем играю?» для развития тембрового слуха детей старшей группы. Ребята по очереди становятся ведущими и загадывают музыкальные загадки на различных музыкальных инструментах. У всех детей карточки с изображением музыкальных инструментов. Ребенок-ведущий за ширмой проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети определяют звучание инструмента и показывают карточку с его изображением.

Музыкально-дидактические игры используются в сюжетно-ролевых играх, где присутствует детское музицирование. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин» помогает осваивать какой-нибудь музыкальный инструмент и развивает самостоятельную деятельность. Игровым материалом может выступать игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (баян, аккордеон, металлофон). Ребенок-покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок-продавец должен сыграть на нем ритмический рисунок или мелодию знакомой песни.

Дети старшей группы любят играть в музыкально-дидактическую игру: «Какой инструмент у Кати?». Используются картинки различных музыкальных инструментов; планшет с изображением  девочки. В руках у нее футляр с открывающейся крышкой, внутри находится вставной кармашек. Музыкальный руководитель показывает ребятам планшет и говорит, что Катя идет в музыкальную школу, несет с собой инструмент. Дети должны определить на слух какой инструмент несет девочка. За ширмой кто-то из детей исполняет знакомое произведение на музыкальном инструменте. Ребенок из кармашка берет картинку с изображением соответствующего инструмента.

В старшей группе с целью закрепления знаний о музыкальных инструментах на занятиях, в часы досуга используем музыкально-дидактическую игру «Слушаем внимательно». Она помогает развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять в них звучание музыкальных инструментов. В качестве игрового материала используются карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; детские музыкальные инструменты, фишки. Ребятам раздают по три-четыре карточки. Музыкальный руководитель проигрывает мелодию или ритмический рисунок на музыкальном инструменте за ширмой. Дети определяют, какой инструмент звучит и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Данную игру можно проводить по принципу лото. На большой карточке, разделенной на четыре-шесть квадратов, изображены музыкальные инструменты. Квадраты закрываются маленькими карточками с такими же инструментами. У каждого ребенка имеется по одной большой карте и по четыре-шесть маленьких. Дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

На музыкальном занятии или во время индивидуальной работы в подготовительной группе можно использовать музыкально-дидактическую игру «Выполни задание». Ее цель заключается в правильной передаче ритмического рисунка мелодии на инструменте, чистом исполнении, умении правильно извлекать звук. Используются фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, коробочка, триола, бубен). Ребенок или воспитатель на одном из инструментов проигрывает ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Можно увеличить количество карточек и тогда каждый играющий имеет возможность выкладывать рисунок на столе.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки», используемая в подготовительной группе, помогает закрепить новую песню, попевки на различных музыкальных инструментах. Могут быть использованы аккордеон, металлофон, триола. Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ведущий (ребенок) проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Закреплению знакомых песен, развитию детского творчества способствует музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». На планшете располагаем иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центе вращается стрелка. Игра проводится в нескольких вариантах. 1) В записи или на фортепиано исполняется знакомое произведение. Ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора. 2) Музыкальный руководитель исполняет на металлофоне мелодию программной песни, ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии. 3) Ведущий (ребенок) стрелкой указывает на какую-либо картинку. Дети поют песню, соответствующую содержанию картинки или играют ансамблем на различных инструментах.

Музыкально-дидактическая игра «Найди нужный колокольчик». Используются пять наборов колокольчиков по типу «валдайских». В игре участвуют пять детей. Ведущий из числа играющих  садится за ширмой и звенит то одним, то другим колокольчиком. Ребята должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, прозвенеть им. Кто правильно определил звучание каждого колокольчика, становится ведущим.

С помощью музыкально-дидактических игр можно организовать концерт художественной самодеятельности. Примером может служить игра «Веселый маятник». Для ее проведения готовим планшет с изображением маятника, под которым находятся рисунки, соответствующие содержанию какого-либо вида детской музыкальной деятельности: пение, танец, игра на музыкальных инструментах. Дети рассаживаются полукругом, в центре ведущий держит маятник. Он устанавливает стрелку маятника на рисунке, изображающем танцующих детей. Все (или заранее подготовленные дети) танцуют. Ведущий указывает стрелкой и объявляет следующий вид деятельности для отдельных или всех детей.

Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Они развивают определенные умения и навыки, прививают интерес  желание играть самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали в первой младшей группе, знакомим с новыми – барабаном и металлофоном. Предлагаем творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Воспитатель подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Ве-ра – два удара, На-та-ша – три удара и т. д.) При затруднении воспитатель помогает.

Дети без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Работу с этим музыкальным инструментом, начатую в первой младшей группе, продолжаем во второй группе. Из пяти видов колокольчиков с детьми младшего дошкольного возраста используем самые маленькие с высоким звучанием.

Дети с удовольствием выполняют различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте (до1 – до2), реагируют на тихое и громкое звучание. Самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка).

Начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном в игровой форме.

Малышам показываем иллюстрацию, на которой изображена Мальвина с зонтиком (идет дождь). Воспитатель рассказывает: «Мальвина пошла погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку капнуло несколько капель (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (музыкальный руководитель изображает это на металлофоне редкими ударами), потом все чаще и чаще. Дождь усиливался (музыкальный руководитель ударяет часто). Мальвина раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился».

Воспитатель уточняет у детей, какой был дождь. Дети отвечают: «маленький, слабый, сильный, большой», музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент: «капли дождя я передала на музыкальном инструменте, который называется металлофон». Закрепляем название инструмента, предлагаем детям рассмотреть его и прослушать звучание еще раз.

На следующих занятиях используем музыкальные загадки. Музыкальный руководитель ударяет молоточком по пластинке металлофона, изображая разный ритмический рисунок, а малыши определяют, какой идет дождь – сильный или слабый. Еще раз закрепляем название инструмента. В дальнейшем с металлофоном можно проводить музыкально-дидактические игры.

В игровой форме проводим знакомство с барабаном.

Затем воспитатель берет в руки барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем двумя).

Развивая музыкальный слух ребенка, проводим музыкально-дидактические игры с определенным содержанием и правилами. Вспоминаем и несколько занятий обыгрываем музыкально-дидактические игры из первой младшей группы. Затем постепенно усложняем их, и они становятся подвижными играми.

В игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой дети вначале различают звуки разные по высоте (до1 – до2). Когда все смогут угадывать звучание большой и маленькой птицы, переходим к знакомству с подвижной музыкально-дидактической игрой, где дети двигаются соответственно контрасту звучания (летают птицы или птенчики).

Во второй младшей группе музыкально-дидактические игры усложняются. В игре «Чей колокольчик?» М. Раухвергера и Г. Левкодимова дети не только различают звуки по высоте, но и воспроизводят их. В игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой предлагается изобразить, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук).

Различать звуки разной высоты помогает музыкально-дидактическая игра «Два петушка». Используем металлофон.

Во второй младшей группе на музыкальных занятиях используем различные ударные инструменты для развития чувства ритма, умения передавать детьми несложный ритмический рисунок. Исполняя попевку «Петушок», предлагаем ребятам сыграть мелодию с помощью музыкального молоточка. После усвоения ритма можно дать несколько бубнов, погремушек, деревянных ложек и предложить детям вместе с воспитателем сыграть оркестром.

Для развития ритма дети могут выполнять упражнения с кубиками. Все ребята получают по два кубика и занимают места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель убыстряет темп, дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее. Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики.

У малышей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.



Предварительный просмотр:

Детское музицирование

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.

У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

При обучении игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир, способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Знакомство с инструментами осуществляем как на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5–7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяем разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в записи и т. д.

Готовимся к занятиям заранее: раскладываем все атрибуты (флажки, султанчики, платочки) на стульчиках вдоль стены, готовим необходимые пособия, музыкальные инструменты, подбираем записи для слушания. Задания объясняем четко.

С учетом возрастных особенностей знакомим дошкольников с музыкальными инструментами. Обучаем игре на музыкальных инструментах, требуемых «Программой воспитания и обучения в детском саду».



Предварительный просмотр:

Индивидуальные занятия с детьми

При обучении детей игре на музыкальных инструментах особое внимание уделяем индивидуальной работе, которую проводим на музыкальных занятиях или вне их. Индивидуальные занятия дают хорошие результаты, если работа ведется систематически и по плану.

Главная цель занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей, чувства ритма, памяти, умения сравнивать и различать звуки.

Используем различные игрушки, загадки, картинки, стихи, музыкально-дидактические игры, фланелеграф. Это повышает активность детей, вызывает желание играть.

Занятия проводим во вторую половину дня по 5–7 минут.

Индивидуальные занятия по обучению игре на музыкальных инструментах начинаем со средней группы. Используем программные попевки, песни. Больше внимания уделяем малоактивным, застенчивым ребятам. Немало времени отводим для работы с активными, способными детьми, с которыми готовим выступления для утренников и развлечений. Эти дети становятся организаторами концертов, музыкально-дидактических игр, помогают другим осваивать игру на инструменте в музыкальном уголке.

Продолжаем обучение игре на металлофоне, начатое во время музыкальных занятий. Вспоминаем правила пользования инструментом, обращаем внимание на правильную осанку, объясняем расположение низких и высоких звуков на металлофоне, отрабатываем приемы звукоизвлечения, вспоминаем как правильно держать молоточек в руке, опускать его на пластинку.

Перед обучением игре на металлофоне вспоминаем знакомую попевку, музыкальный руководитель исполняет ее на металлофоне. Ребенок исполняет мелодию по музыкальным фразам. При затруднении музыкальный руководитель повторяет попевку, предлагает передать ритмический рисунок на палочках, бубне, хлопками, музыкальным молоточком. Обращаемся к фланелеграфу. Начинаем игру на металлофоне.

Музыкальный руководитель смотрит, чтобы ребенок не зажимал сильно молоточек, не задерживал его на пластинке после удара.

В старшей группе учим детей играть в ансамбле. Усвоив музыкальное произведение, ребенок исполняет его с музыкальным руководителем на двух металлофонах, при этом слушает внимательно металлофон, на котором играет руководитель.

В подготовительной группе дети играют ансамблем и в оркестре. Многие ребята слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются.

На индивидуальных занятиях проводим обучение игре на маракасах, румбе, трещотках, треугольнике, погремушках, колотушках. Развиваем внимание детей, умение слушать аккомпанемент на фортепиано. Весь оркестр прислушивается к ритму ударных, поэтому ошибаться играющим на этих инструментах нельзя.

Румба, погремушки, маракасы находятся в каждой руке ребенка. Играя ими, ребенок передает ритмический рисунок произведения. Во время индивидуальных занятий учим детей одновременно начинать игру и играть в ансамбле согласованно.

Игре на ложках учим на музыкальных занятиях, индивидуально занимаемся с теми, кто не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент. С ребятами, хорошо владеющими ложками, разучиваем новые движения для сольного исполнения в ансамбле. Они могут сами придумать движения, соответствующие ритму произведения.

Учим детей правильно держать перед собой треугольник в левой руке, напоминаем, что ударять палочкой нужно спокойно, мягким прикосновением по середине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим, если он продолжается долго, необходимо прижать треугольник рукой – звук прекратится. Ребята прислушиваются к музыкальному сопровождению, запоминают, где им следует играть, сколько выполнять ударов.

Индивидуально каждого ребенка обучаем играть на трещотках. Если трещотка состоит из деревянных пластин, учим правильно встряхивать ими, чтобы пластинки,  ударяясь друг о друга, правильно передавали ритмический рисунок.

На другом виде трещоток следует играть деревянным молоточком или палочкой, выполняя движения сверху вниз. Ребята учатся одновременно начинать и заканчивать игру, играть ровно, соблюдать ритм мелодии.

Индивидуально учим детей правильно играть на колокольчиках.

При обучении игре на тарелках учим держать тарелки за ремни и ударять скользящим движением одной о другую. Если нужно, чтобы звук сразу прекратился – прикладываем к коленям. Подвесив тарелки, по ним можно ударять палочкой, покрыв ее конец несколькими слоями мягкой материи. В таком случае звук получается нежный, мягкий.

Со второй младшей группы дети играют на бубне. Тогда же их можно приглашать на индивидуальные занятия. Различные по характеру звуки бубен издает в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. При обучении игре на бубне развиваем ритмический слух.

Во время обучения игре на кастаньетах обращаем внимание детей на их громкое звучание. Учим правильно брать в правую руку и слегка ударять «лепестками» о ладонь левой. В таком случае звук приглушается, ритмический рисунок слышен отчетливее.

Обучение игре на аккордеоне начинаем с закрепления инструмента за каждым ребенком, по росту подтягиваем ремни. Ремешок, придерживающий левую руку, должен быть плотным. Учим правильно сидеть и держать инструмент. На стуле нужно сидеть, занимая половину сиденья, ноги плотно стоят на полу. Аккордеон устанавливается на правом колене, левая часть корпуса аккордеона поддерживается левой рукой, левый полукорпус охватывается левой ладошкой так, чтобы не задеть кнопки. Дошкольники играют на аккордеоне правой рукой.

Дети узнают расположение звуков, учатся чередованию пальцев при игре. Объясняем, что продолжительность звука зависит от того, какое будет движение меха, поэтому нужно иметь много силы в левой руке.

Начинаем работу над звуком. Ребята извлекают его, нажимая на одну и ту же клавишу, ведя движение меха в левой руке. Теперь играем два долгих звука на одной клавише, в то время как мех выполняет одно движение – раскрывается, и два звука в обратном направлении.

Когда ребята научатся извлекать на инструменте чистое звучание, можно разучивать песни. Дети запоминают звук, с которого следует играть, последовательность пальцев.

Предлагаем ребенку самому по слуху подобрать знакомую мелодию, указывая на звук, с которого следует начать игру. Это развивает детское творчество, музыкальные способности.

Занимаемся с детьми индивидуально, когда к празднику нужно разучить новое произведение, чтобы не знали другие дети.

Во время индивидуальных занятий дети учатся бесшумно брать инструменты, быстро надевать ремни, занимать свое место, правильно стоять во время игры.

Готовясь к праздникам, заниматься приходится больше. Дети учатся аккомпанировать вокальной группе, детям, исполняющим танец. На выпускном утреннике девочки подыгрывают на аккордеонах мальчикам, которые исполняют частушки. В данном случае игра на инструментах и песня разучиваются отдельно, а затем объединяются и занимаются вместе.

Так как игра в ансамбле или оркестре требует соблюдения общей динамики, темпа, то эти навыки отрабатываются на индивидуальных занятиях.

Обучение игре на баяне проводим на индивидуальных занятиях. Играют на баяне и на аккордеоне более рослые ребята.

Индивидуально занимаемся с детьми, которые играют на губных гармошках, триоле, сопилке, «Симоне». Каждый инструмент закрепляется за ребенком, подписывается, перед игрой протирается мундштук влажной салфеткой. На занятиях вспоминаем название инструмента, расположение на нем низких и высоких звуков, повторяем знакомые попевки и песенки. После этого переходим к разучиванию определенного произведения, которое будет исполняться оркестром. Учим с ребенком мелодию, работаем над ритмическим рисунком, ребенок выкладывает движение мелодии на фланелеграфе кружочками. Показываем клавишу, с которой начинается игра, ребенок учит мелодию по музыкальным фразам.

Объясняем, как правильно расходовать дыхание при игре на губных гармошках. Чтобы звук получился слабее, дыхание можно взять поменьше, дуть помедленнее. Учим детей дуть в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание, одновременно нажимая на нужную клавишу. Когда ребенок начинает ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.

«Симона» является одним из видов губных гармошек, которые не являются сложными инструментами. Дети отмечают, что на «Симоне» можно играть так же, как на триоле.

Сопилка представляет собой нежный инструмент, все трубочки которого соединены хрупкими пластмассовыми соединениями, учим обращаться с ним осторожно. Все звуки построены в таком же порядке, как и на триоле, «Симоне» и других губных гармошках. Играть на этом инструменте следует на слух, так как нет возможности видеть отверстия, в которые должен попадать воздух.

Во время обучения игре на цитре обращаем внимание на мягкое движение кисти с медиатором, учим зажимать медиатр между большим и указательным пальцами. Показываем, что звук извлекается легким, упругим движением по струне. Нельзя задевать лишние струны.

В каждой возрастной группе оборудован музыкальный уголок, где находится все необходимое для самостоятельных занятий и развития творчества детей, музыкальные игрушки и инструменты. В уголках размещаем инструменты после знакомства с ними на музыкальных или индивидуальных занятиях. В младшей группе в уголке могут находиться органчики, погремушки, игрушки-забавы, музыкально-дидактические игры: «Чей домик?», «Птица и птенчики» Н. Ветлугиной, «Курица и цыплята», «Угадай-ка» Н. Кононовой. Игры размещаются поочередно.

В средней группе после обучения игре на металлофоне, этот инструмент вносится в уголок. Сюда помещаем бубен, лесенку из трех ступенек, колокольчики. Помещаем музыкально-дидактические игры: «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Н. Ветлугиной, «Сыграй, как я» Р. Папковой, «Чудесный мешочек», «Веселая пластинка» Н. Кононовой.

В старшей и подготовительной группах добавляем металлофоны для игры ансамблем, лесенку с пятью ступеньками, аккордеон, баян, цитру; музыкально-дидактические игры («Маленькие песенки», «Ритмическое лото» Л. Комисаровой, «Угадай колокольчик», «Повтори», «Определи по ритму» Н. Кононовой и др.)

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дети переходят к более уверенному исполнению. Индивидуальные занятия дают возможность выявить интересы и склонности ребят. Воспитывают трудолюбие, силу воли, усидчивость, способствуют развитию детского творчества. Дети более осознанно исполняют попевки и песни. Они уверенно повторяют знакомые мелодии в группе, дома, играют в ансамбле, оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.



Предварительный просмотр:

Первая младшая группа

Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы (2–3 года). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки, органчики помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.

С музыкальными инструментами знакомим постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.

В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через несколько занятий они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.

Используя фортепиано и металлофон в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, учим различать малышей высокие и низкие звуки.

На занятиях стараемся создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми  игру «Погремушки» М. Раухвергера. Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.

На занятия приходят куклы и проводят игры с детьми. Кукла ходит по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот кукла побежала, и ребята слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание детей на разные удары бубна.

Малыши учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней ребята действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно.

Совместное исполнение сочетаем с индивидуальным и побуждаем малышей выполнять задания по несколько человек или по одному. В пляске «Бубен» дети ударяют в бубен индивидуально. Немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении пляски малыши становятся более активными.

Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличеевой учит различать изменение динамики. Ребята самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки. Особая роль отводится дифференцированному подходу. Сначала несколько детей выполняют упражнение одновременно, затем исполнение тех же движений происходит индивидуально. При затруднении воспитатель помогает.



Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа

В подготовительной к школе группе уделяем большое внимание обучению игре на музыкальных инструментах. Дети владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки и др. Ребят  с помощью воспитателя или самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.

В подготовительной группе ставятся задачи: научить детей  играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Обучение игре на музыкальных инструментах проводим в комплексе с распевкой, уделяя этому 5–6 минут на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, ребята дополняют простейшие мелодии, используемые как распевки.

В этой группе обучение игре на инструментах осуществляем не только на примере попевок из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной, но и используем русские народные мелодии, предлагаемые «Программой». Применяем в своей работе различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музыкальные лесенки и фланелеграф помогают закрепить знания о движении мелодии.

Продолжаем обучать игре на металлофоне, так как он является простейшим музыкальным инструментом, на котором дети могут не только сыграть знакомую попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. У ребят формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Сначала повторяем на металлофоне игру простых попевок, построенных на одном звуке. Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети показывают рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приемы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. В подготовительной группе увеличивается количество играющих на металлофоне до 8–10 человек. Ребята осваивают навыки совместных действий (поют, танцуют). Они исполняют русскую народную прибаутку «Сорока-сорока» и песню «Гармошка» Е. Тиличеевой.

Благодаря игре на музыкальных инструментах у детей развивается творческая активность. Во время знакомства с русской народной песней «Я на горку шла» детям предлагается назвать инструменты, которые могут использоваться во время исполнения этой песни кроме металлофонов. С ребятами решаем, в какой последовательности нужно чередовать музыкальные инструменты. Дети предлагают начать игру с бубнов, которые звучали на сильные доли первых тактов, затем вступают в игру ложки, трещотки и т. д.

В подготовительной группе знакомим детей с аккордеоном. Они рассматривают его, слушают знакомые мелодии в исполнении музыкального руководителя, записи в исполнении артистов. Ребята слышат звук аккордеона во время музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель может исполнить мелодию попевок из «Музыкального букваря».

Аккордеон является самым сложным инструментом. На музыкальных занятиях знакомим детей с аккордеоном, а обучаем игре во время индивидуальных занятий. После усвоения навыков игры на аккордеоне, дети начинают играть несложные попевки и песенки.

С баяном начинаем знакомить с прослушивания русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде». Отмечаем красивое звучание баяна. Рассматриваем инструмент. Дети замечают, что звучание его схоже со звучанием аккордеона, и сам баян напоминает аккордеон, только вместо клавиш – кнопки.

В старшей группе дети учатся играть на треугольниках. В подготовительной группе на треугольниках исполняется «Латвийская полька». Здесь звучат также бубен и барабан. Мелодии бубна и барабана ребята сначала передают хлопками, а потом исполняют их на инструменте с музыкальным сопровождением.

В песне «К нам гости пришли» А. Александрова проявляются творчество и активность детей. Здесь между собой чередуются бубен, металлофон, трещотки.

Постепенно усложняем задания, переходим к игре попевок, построенных на трех звуках, с более сложным ритмическим рисунком («Бубенчики» Е. Тиличеевой, «Во поле береза стояла», русская народная песня). В русской народной песне «Во поле береза стояла», кроме металлофона, в первом такте припева звучит треугольник. Затем мелодию этой песни подбираем на арфах с помощью нотных листов, приложенных к инструменту.

В исполнение украинской народной мелодии «Ой, лопнув обруч» вводим ударные инструменты: трещотки, бубны, колокольчики, колотушки, погремушки, коробочки.

Дети разучивают вальс Е. Тиличеевой. Мелодия чередуется с постепенным продвижением в восходящем и нисходящем порядке. Пьесу можно исполнять на различных инструментах, но главное место принадлежит металлофонам, их может быть разное количество. На индивидуальных занятиях разучиваем эту мелодию на аккордеоне и баяне.

Мелодии с широкими интервалами требуют для разучивания больше времени. Например, русская народная мелодия «На зеленом лугу». Вначале разучиваем мелодию с фортепиано, затем показываем ее движение рукой, далее передаем ритмический рисунок на группе ударных и закрепляем его на фланелеграфе.

Для исполнения русской народной песни «Во саду ли, в огороде» используются разнообразные инструменты: аккордеон, металлофон, треугольники, бубны, трещотки, баяны, колокольчики, ксилофоны.

К концу учебного года дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, аккордеонах, баянах, триолах, треугольниках, барабанах, колокольчиках, колотушках, кастаньетах, бубнах, трещотках. Ребята знают названия инструментов, характер звучания, правила пользования и хранения инструментов. Дети узнают по слуху инструмент, на котором проигрывается мелодия, название знакомой песни. Повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

Можно давать ребятам задания придумать свою несложную мелодию (колыбельную, польку, марш).

В подготовительной группе приучаем детей согласованно действовать в коллективе, готовим их к занятиям в школе, развивая качества, необходимые будущему ученику.



Предварительный просмотр:

Средняя группа

В средней группе предполагается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Необходимо научить детей правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Объясняя детям, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол.

Вспоминаем игру «Дождь», знакомую по младшей группе. Малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Дети ударяют по одной пластинке, при этом воспитатель поправляет молоточек в руке, смотрит за правильным его расположением между пальцев.

Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной.

Приступаем к разучиванию на металлофоне попевки «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой. Знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, поем ее всей группой и индивидуально. Учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими группами, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на кубиках, палочках музыкальным молоточком.

Когда дети усвоят ритм, переходим к игре попевки на металлофоне. Чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, наклеиваем перед ней цветной кружочек. По очереди дети подходят к столу с инструментом и исполняют ритмический рисунок попевки на одном звуке. При затруднении воспитатель помогает. Ребенок обязательно пропевает данную попевку.

Дети научились играть попевку индивидуально, передавать ее ритмический рисунок на деревянных ложках, бубнах.

Меньше времени требуется обучению игре на ударных инструментах, так как дети воспроизводят только ритм. Во время игры дети прислушиваются друг к другу, получается детский оркестр из различных инструментов. Это вызывает радость, желание играть вместе.

В попевке «Лесенка» Е. Тиличеевой ребятам предстоит играть мелодию на пяти пластинках, расположенных последовательно. Дети переставляют матрешку с нижней ступеньки до верхней (или наоборот). На первом занятии музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент, а ребенок, показывая движение матрешки, поет попевку.

На втором занятии музыкальный руководитель исполняет первую часть попевки и выкладывает на фланелеграфе движение мелодии вверх кружочками. На протяжении нескольких занятий спрашивает, куда идет матрешка: вверх или вниз по лесенке. Затем переходим к обучению детей игре попевки «Лесенка» на металлофоне. Необходимо, чтобы дети ударяли молоточком точно по центру пластинки, не задевая находящиеся рядом.

Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях используем музыкальные игрушки.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. Ребята поют и играют оркестром в группе в свободное от занятий время, организуют  концерты в семье.

Продолжаем развивать у детей умение различать звуки по высоте. Игра «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой обыгрывается в новом варианте. Дети исполняют мелодию на металлофоне на двух звуках (до1 – до2).

В средней группе больше уделяем внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Повторяем задания, которые использовали в младшей группе, передавая на бубне ритмический рисунок своего имени, знакомим детей со звучанием треугольника. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как он ударяет палочкой (посередине горизонтальной его части). Предлагает ребятам творческие задания с использованием этого музыкального инструмента.

Музыкальный руководитель держит в руке треугольник, подходит к ребенку и, передавая ему металлическую палочку, спрашивает, как его зовут. Ребенок ударяет по треугольнику, передавая ритмический рисунок своего имени, и одновременно проговаривает его.

Затем задания усложняются. Музыкальный руководитель предлагает детям угадать, кого он позвал. Ребята должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному музыкальным руководителем на треугольнике.

Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.



Предварительный просмотр:

Средняя группа

В средней группе предполагается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне). Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Необходимо научить детей правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Объясняя детям, что молоточек должен быстро подниматься вверх, как мячик, который отскакивает от пола, можно в качестве примера несколько раз ударить мячом о пол.

Вспоминаем игру «Дождь», знакомую по младшей группе. Малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь. Дети ударяют по одной пластинке, при этом воспитатель поправляет молоточек в руке, смотрит за правильным его расположением между пальцев.

Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной.

Приступаем к разучиванию на металлофоне попевки «Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой. Знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, поем ее всей группой и индивидуально. Учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими группами, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на кубиках, палочках музыкальным молоточком.

Когда дети усвоят ритм, переходим к игре попевки на металлофоне. Чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, наклеиваем перед ней цветной кружочек. По очереди дети подходят к столу с инструментом и исполняют ритмический рисунок попевки на одном звуке. При затруднении воспитатель помогает. Ребенок обязательно пропевает данную попевку.

Дети научились играть попевку индивидуально, передавать ее ритмический рисунок на деревянных ложках, бубнах.

Меньше времени требуется обучению игре на ударных инструментах, так как дети воспроизводят только ритм. Во время игры дети прислушиваются друг к другу, получается детский оркестр из различных инструментов. Это вызывает радость, желание играть вместе.

В попевке «Лесенка» Е. Тиличеевой ребятам предстоит играть мелодию на пяти пластинках, расположенных последовательно. Дети переставляют матрешку с нижней ступеньки до верхней (или наоборот). На первом занятии музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент, а ребенок, показывая движение матрешки, поет попевку.

На втором занятии музыкальный руководитель исполняет первую часть попевки и выкладывает на фланелеграфе движение мелодии вверх кружочками. На протяжении нескольких занятий спрашивает, куда идет матрешка: вверх или вниз по лесенке. Затем переходим к обучению детей игре попевки «Лесенка» на металлофоне. Необходимо, чтобы дети ударяли молоточком точно по центру пластинки, не задевая находящиеся рядом.

Во время пения, слушания попевок на музыкальных занятиях используем музыкальные игрушки.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни. Ребята поют и играют оркестром в группе в свободное от занятий время, организуют  концерты в семье.

Продолжаем развивать у детей умение различать звуки по высоте. Игра «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой обыгрывается в новом варианте. Дети исполняют мелодию на металлофоне на двух звуках (до1 – до2).

В средней группе больше уделяем внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Повторяем задания, которые использовали в младшей группе, передавая на бубне ритмический рисунок своего имени, знакомим детей со звучанием треугольника. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на то, как он ударяет палочкой (посередине горизонтальной его части). Предлагает ребятам творческие задания с использованием этого музыкального инструмента.

Музыкальный руководитель держит в руке треугольник, подходит к ребенку и, передавая ему металлическую палочку, спрашивает, как его зовут. Ребенок ударяет по треугольнику, передавая ритмический рисунок своего имени, и одновременно проговаривает его.

Затем задания усложняются. Музыкальный руководитель предлагает детям угадать, кого он позвал. Ребята должны узнать это по ритмическому рисунку, исполненному музыкальным руководителем на треугольнике.

Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.



Предварительный просмотр:

Старшая группа

Детей старшей группы учим исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В средней группе во время игры на металлофоне от ребят требовалось воспроизводить ритмический рисунок и мелодическую линию. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

«Программой» предусмотрена игра детей на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. Исполнение осуществляется на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Ребята передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру.

От исполнения простых попевок переходим к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик» у ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Они отсчитывают от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой и начинается игра попевки, следующий звук находится рядом с левой стороны. Игру на инструменте показывает музыкальный руководитель, потом дети играют индивидуально. Следим за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука. Постепенно ребята исполняют эту попевку ансамблем (два–три человека).

Стараемся развивать творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям. После исполнения попевки «Дождик» дети думают, какой еще инструмент может быть исполнен во время игры. Затем исполнение попевки на металлофоне сопровождается игрой на двух треугольниках. Ребятам надо следить за всей игрой и выполнять движения металлической палочкой. Не опережая и не отставая от общего исполнения.

Дети могут предложить к исполнению на металлофоне русской народной мелодии «Гори ясно», включить в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, коробочки, бубны и др. Получается оркестр.

В средней группе ребята учились различать мелодию в постепенном ее движении вверх и вниз, правильно исполнять такие мелодии на металлофоне. В старшей группе знакомим детей с новой попевкой «Василек». Ребята поют ее хором, показывая рукой движение мелодии, затем выкладывают мелодию кружочками на фланелеграфе, передают ритмический рисунок на бубнах, коробочках, трещотках. Теперь переходим к игре попевки на металлофоне. Здесь звуки расположены рядом, в нисходящем направлении, дети не затрудняются в игре на инструменте. Эту попевку может играть ансамбль из четырех-пяти человек.

Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трех звуках. Над русской народной прибауткой «Петушок» работаем в обычной последовательности: поем песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передаем ритмический рисунок на ударных и выкладываем карточками на фланелеграфе.

При разучивании мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. Внимание обращаем на трудные места для исполнения – скачок в мелодии на кварту вниз (ля – ми).

В старшей группе знакомим детей с триолой, красивым по звучанию инструментом с цветными клавишами, который привлекает внимание ребят. Музыкальный руководитель проигрывает на триоле знакомые попевки и те, которые детям предстоит выучить. Триола помогает развивать  в детях ритмический и звуковысотный слух, определять количество звуков. Она используется во многих музыкально-дидактических играх. Можно показать детям большую матрешку, в которой находится еще одна, предложить послушать как они поют вместе. Музыкальный руководитель играет на триоле мелодию в терцию. Затем предлагает послушать как поет одна матрешка и исполняет мелодию на одном звуке.

На следующем занятии предлагаем отгадать, одна или две матрешки поют. В дальнейшем дети самостоятельно загадывают загадки друг другу, играя на одной или двух клавишах. В этой игре можно использовать металлофон, играя сразу двумя молоточками.

Музыкальные инструменты на занятиях используем не только во время исполнения попевок, но и при пении программных песен, что доставляет детям радость, развивает их творчество и активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по обучению игре на музыкальных инструментах «Учимся – играя»

Дошкольники учатся различать звучания музыкальных инструментов и осваивать навыки звукоизвлечения на инструментах....

Презентация на тему: Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"

Презентация  на тему: "Приобщение детей к музыкальному искусству через обучение игры на музыкальных инструментах"...

«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ос...

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Самообразование "Развитие музыкальных способностей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструмента...

«Обучение игре на музыкальных инструментах- как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

laquo;Обучение игре на музыкальных инструментах-как средство развития музыкальных  творческих способностей у дошкольников»...