«Обучение игре на музыкальных инструментах- как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»
материал

Лютикова Марина Борисовна

«Обучение игре на музыкальных инструментах-

как средство развития музыкальных  творческих способностей у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_igre_na_muzykalnyh_instrumentah.docx19.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Обучение игре на музыкальных инструментах-

как средство развития музыкальных  творческих способностей у дошкольников»

Одним из важнейших и любимых видов работы с детьми по музыкальному воспитанию является обучение игре на детских музыкальных инструментах. Этот вид музыкальной деятельности очень важен, т. к.:

- помогает развить творческие способности у детей,

-препятствует у детей возникновению «барьера неполноценности»,

-способствует «подстраиванию» голоса к инструментальному звучанию мелодии, помогает сочинению и подбору мелодий по слуху, развивает звуковысотный слух, а игра в ансамбле с другими инструментами развивает тембровый и ладовый слухи, чувство, ритма;

-развивает как образное мышление, так и творческое; совершенствует культуру движений как знакомых, так и новых, придуманных в процессе работы; социальные навыки закрепляются через сотрудничество в игре; работа с музыкальными инструментами формирует готовность к поиску творческих решений;

- развивается внимание к звуку и его особенностям.

В работе над развитием творческих способностей, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятия, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу.

Начиная работу с оркестром, нельзя выпускать перспективу из виду, т. е. мы готовим детей к совместному музицированию на детских инструментах. В круг этих задач входит и развитие музыкальных способностей, творческой активности и пр.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение слову педагога: « Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство творить, обращаясь к человеческому сердцу".Каждое занятие – это эпизод своеобразного спектакля, который зрители хотят досмотреть до конца, принять в нем активное участие, расширяя творческие возможности.

В подготовительной группе создавая  детский оркестр, нужно проводить большую работу, начиная с первой младшей группы.

Очень важно перед началом работы продумать репертуар, который будет использован при работе с детским оркестром.

На чем может быть основан репертуар оркестра детских музыкальных инструментов? Прежде всего, на детских песнях и танцах всех народов мира, произведениях для детей композиторов классиков и современных авторов, многих народных песен и танцев.

 Критериями при отборе в первую очередь служат художественные достоинства материала, его яркость и разнообразие, но в то же время и доступность его для понимания детей, у которых он должен вызвать непосредственный интерес, а также соответствие возможностям маленьких оркестрантов. Кроме того особое внимание нужно обратить на то, чтобы по содержанию он не входил в противоречие со спецификой звучания детских инструментов. Наконец важно, чтобы переложения включенных в репертуар произведений были сделаны именно для данного состава и хорошо звучали.

Первостепенную роль в музыке играет мелодия, и поэтому важно, чтобы она звучала достаточно выпукло, рельефно. Для осуществления этого рекомендуется несколько способов, особенно эффективных в сочетаниях:

1) для мелодии создается «свободная зона» (т. е. регистр, в котором она располагается, не должен быть занят другими голосами) ;

2) обеспечивается контрастность тембров мелодии и всех сопровождающих голосов;

3) изложение мелодии получается одновременно несколькими инструментами (одинаковыми или разными) ;

4.) мелодия излагается в октавном удвоении.

Важно также соблюдать соответствие между характером мелодии и техническими возможностями, как инструмента, так и исполнителя. Например, подвижная и протяжная мелодия едва ли может прозвучать на духовом инструменте, поскольку ребенку нужно часто брать дыхание. _

Начинать работу уже с первой младшей группы. Большое внимание уделять развитию музыкального слуха и формированию навыков восприятия музыки, выделяя слушание классической музыки в третье занятие. Эту работу продолжать  во всех возрастных группах, На этих занятиях дети знакомить  со звучанием отдельных инструментов (их строением, с различными способами игры, с интересными историями их создания, симфонического, духового оркестра и оркестром русских народных инструментов.

Много времени в младшей и средней группах отводить  работе по обучению игре на барабане сначала одной палочкой, а затем двумя, т. к. необходимо подготовить корпус и руки ребенка к обучению игре на «мелодическом» ударном инструменте-металлофоне, где у ребенка не будет затруднений при игре одним молоточком, а затем и двумя.

Помимо знакомства и игры на шумовых инструментах вводить игру на металлофоне, не обучая ребенка первой и второй младших групп постановке руки, а «лепя» руку ребенка незаметно, ненавязчиво. Никакими словами, никаким показом нельзя передать ребенку желаемое и необходимое состояние. Лучше, точнее и полнее, чем собственной рукой невозможно проверить правильность положения рук. И нет ничего податливей, чем руки ребенка в этом возрасте.

Перед каждым занятием с игрой на музыкальных инструментах проводим гимнастику на расслабление тела. Детям дошкольного возраста доступно изображение игрой на металлофоне : «дождик», «бежит ручей», «снежинки летят», «катание с горки», «тают сосульки». Эти занятия приводят к свободномумузицированию за инструментом, что положительно сказывается на обучении игре на металлофоне в средней группе. Для развития творческих способностей предлагаем детям самим придумать музыкальный образ, который рождается при свободноммузицировании.

В средней группе (в начале учебного года) учить детей правильным приемам звукоизвлечения при игре на металлофоне, но не заострять их внимание на исполнении ритмического рисунка одним звуком. Детям трудно самостоятельно следить за положением корпуса, руки и играть определенную ноту. Исполнение попевок на определенных нотах («Музыкальный букварь», Ветлугиной) мы начинать со второй половины учебного года.

Для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма проводим дидактические игры, предложенные Кононовой.

Любимой работой для детей в старших группах  является «игровое четырех-ручие» помогает ребенку овладеть ритмической ступенью и перейти к подбору мелодий. Часто предлагаем детям придумать свою, новую " музыку".Дети сами отбирают нужные музыкальные инструменты, которые помогут им передать придуманный ими музыкальный образ. Для этой работы подбираем разнообразные музыкальные инструменты, которые помогут развитию творческих проявлений у детей.

Литература:

1. Е. И. Юдина.Первые уроки музыки и творчества. Москва «Аквариум» 1999

2. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. Москва «Просвещение» 1983

3. Музыкальное воспитание дошкольников. Новикова Москва 2000.

4. Развитие музыкальных способностей детей. М. А. Михайлова 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».

Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....

«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

laquo;ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально- творческих способностей детей

Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания, закрепить названия инструментов и способы игры на них. Полученные в детском саду зна...

Статья «Игра на музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ.»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...