Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".
статья по музыке (подготовительная группа) на тему
Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 20.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад на тему :«Использование вокально – речевых игр ,пальчиковой , дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе»
Музыкальный руководитель 1 – ой квалификационной категории МБДОУ № 46 «Земляничка» г. Набережные Челны РТ Михайлова Татьяна Васильевна 2012 год
Уважаемые коллеги, в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой для организации воспитательно – образовательного процесса с детьми включены различные направления : физическое развитие , социально – личностное развитие , познавательно – речевое развитие, художественно – эстетическое развитие . а также в этой программе определены виды интеграции образовательных областей и интегративные качества дошкольника .
Многие родители считают, что вокально-речевые , пальчиковые игры относятся больше к развлекательным моментам в воспитании , чем к корректирующим , оздоравливающим и развивающим . Позволю себе не согласиться с их мнением по данному вопросу . Как показывает практика , многие наши воспитанники имеют нарушения звукопроизношения , недостаточный уровень концентрации внимания , плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую .
Наша с вами задача , уважаемые коллеги , помочь ребёнку преодолеть эти барьеры , скоординировать дальнейшую работу по данным проблемам , параллельно информировать , консультировать ( стенды , папки – передвижки , стенгазеты , альбомы , открытые занятия и т . д .) Ведь по мнению специалистов , если дома каждый день родители будут заниматься хотя бы 10 – 15 минут пальчиковыми , дыхательными или вокально – речевыми играми , то положительный результат будет обязательно .
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи , улучшается двигательная координация , преодолевается зажатость , скованность . Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений (применяю в своей работе артикуляционную гимнастику ) , и конечно будет совершенствоваться память ребёнка .
Я как музыкальный руководитель утверждаю , что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления наших воспитанников. За счёт вокально – речевой деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга , что ведёт , в результате многолетней работы , к творческому развитию личности , как сейчас модно говорить – к развитию креативной личности ( от английского слова «create» -« творить» ). Музыка развивает экспрессию человека – двигательную , речевую , мимическую . Музыка позволяет снимать стрессы ( через слушание музыки , пение , танец , сочинение музыки и т.д.) Мы рассматриваем музыку ещё и как способ улучшения эмоционального фона в семье , что может способствовать гармонизации взаимоотношений в ней . Другими словами , музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни в семье .
В практической части своего выступления я продемонстрирую способы решения данных вопросов с помощью музыки . Во время проведения коррекционных упражнений , музыка может также использоваться как фон. Лучше включать музыку , которая нравится ребёнку . Она должна быть знакомой, чтобы не отвлекать его своей новизной . Если ребёнок возбуждён , то можно включить ласковый плеск волн , пение птиц – это снимет психическое напряжение , успокоит . Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха , но и для нервной системы .
Серьёзные исследования по данному вопросу были проведены В.М.Бехтеревым . Он писал « Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека , поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном ».
Как вы знаете , уважаемые коллеги , на любом занятии должны быть предусмотрены следующие виды нагрузок :
- интеллектуальная ; - эмоционально – дыхательная ; - двигательная В пропорциональном соотношении это выглядит так - 1 : 1 : 2 ( вне зависимости индивидуальное занятие или общее ).
Рассмотрим технологию коррекционной деятельности, предложенную М.Л.Лазаревым :
1. Вибрационно – вокальные упражнения 2. Дыхательные упражнения 3. Эмоционально – образные упражнения 4. Двигательные упражнения Подробное описание данных упражнений можно найти в программе «Здравствуй»
( часть 2 «Оздоровительные занятия», тема «Целебные звуки» ).
Уважаемые коллеги , я предлагаю вашему вниманию несколько вокально – речевых , пальчиковых , дыхательных , двигательно – речевых игр с элементами пластического этюда :
1. Двигательно – речевая игра «Я здороваюсь везде …» с элементами пластического этюда . Это игра – приветствие настроит детей на положительную психологическую обстановку во время занятия .
2. Музыкальная познавательно – речевая игра «Бусинки» - позволяет максимально сконцентрировать внимание ребёнка на произношении текста , успокоит гиперактивных детей , «торопыжек» научит не проглатывать окончания слов . Каждому ребёнку раздаётся нить с бусинами (всего 19 штук , в центре большая бусина). Для игры «Бусинки» можно использовать любое четверостишье .
3. Двигательно – речевую игру «Солнце спит , небо спит …» с элементами пластического этюда можно использовать как физкультминутку в процессе любого занятия , эта игра поможет педагогу сконцентрировать внимание на дальнейшем воспитательно – образовательном процессе .
4. Музыкально – ритмическая игра «Хлоп – хлоп» поможет детям научиться ориентироваться в пространстве , скоординирует движения рук с движениями ног , а также эта игра обеспечит дружелюбный , комфортный , оптимистический настрой детей (развитие коммуникативных навыков).
5. Пальчиковую речевую игру «Считаем до десяти» с элементами пластического этюда можно использовать на любом занятии как физкультминутку , дети в игровой форме легко закрепляют счёт до десяти .
6. Дыхательная гимнастика «Кораблик» - для наглядности используем картонные плоскостные кораблики с тканевыми флажками ( по количеству детей в группе ).
Также « Кораблики » можно использовать для поощрения детей в конце занятия . Для фона можно использовать запись морского шума .
7. Пальчиковые речевые игры «Грибной дождь» и «Ладушки» можно проводить в первой , во второй младшей группе .
Проанализировав значимость , эффективность речевых , пальчиковых , дыхательных , дидактических игр , я пришла к следующему выводу , что в каждой из них переплетаются различные виды образовательных областей – «Здоровье» , «Познание» , «Социализация» , «Безопасность», «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Музыка» .
Уважаемые коллеги , в заключении хочу поблагодарить за ваше внимание , для всех желающих использовать вышеперечисленные двигательно – речевые игры на занятиях мы предлагаем раздаточный материал с описанием движений.
«Вы – добрые феи, ведущие в знания ,
Дарящие радость, несущие свет .
Надежд Вам счастливых, большого признания ,
И новых находок, и новых побед !»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы с детьми в условиях специализированного МКДОУ
Определены цели и задачи коррекционной деятельности педагога - психолога, выделены примеры форм и методов работы....
Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ
Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....
Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.
В организации коррекционной работы в логопункте важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребёнка. Выполняя вместе с ребёнком в тетради задания, предлага...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ в условиях Дома ребенка.
Коррекционно-развивающие сопровождение воспитательного процесса в нашем учреждении - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и ребенка, в ходе которых проис...
Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья. Здоровьесберег...
Использование Умного логопедического зеркала "Зазеркалье" в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.
Логопедическое зеркало "Зазеркалье" российского производителя интерактивного оборудования — это модульная система, оснащенная встроенным компьютером, видеокамерой, микрофон...
Утренний круг - элемент режимного момента, в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Основной целью социально-коммуникативного развития, является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Для ре...