Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Доклад на тему:"Использование вокально-речевых игр, пальчиковой, Дыхательной гимнастики с элементами пластического этюда в режимных моментах и коррекционной работе с детьми в условиях реализации ФГТ к основной общеобразовательной программе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на  тему :«Использование  вокально – речевых  игр ,пальчиковой , дыхательной  гимнастики  с  элементами пластического  этюда  в  режимных  моментах  и  коррекционной  работе  с  детьми  в  условиях  реализации  ФГТ  к  основной  общеобразовательной  программе»

 Музыкальный руководитель 1 – ой  квалификационной  категории МБДОУ  № 46  «Земляничка» г. Набережные  Челны  РТ Михайлова  Татьяна  Васильевна  2012 год        

     

Уважаемые  коллеги,   в  общеобразовательной  программе  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е.Вераксы ,  Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой  для  организации  воспитательно – образовательного  процесса  с  детьми  включены  различные  направления : физическое  развитие ,  социально – личностное  развитие ,  познавательно – речевое  развитие, художественно – эстетическое  развитие . а  также  в  этой  программе  определены  виды  интеграции  образовательных  областей  и  интегративные  качества  дошкольника .

     Многие  родители  считают, что  вокально-речевые ,  пальчиковые  игры  относятся  больше  к  развлекательным  моментам  в  воспитании , чем  к  корректирующим , оздоравливающим  и  развивающим .  Позволю  себе  не  согласиться  с  их  мнением   по  данному  вопросу .  Как  показывает  практика , многие  наши  воспитанники  имеют  нарушения  звукопроизношения , недостаточный  уровень  концентрации  внимания , плохая  переключаемость  с  одного  вида  деятельности  на  другую .

    Наша  с  вами  задача , уважаемые  коллеги , помочь  ребёнку  преодолеть  эти  барьеры , скоординировать  дальнейшую  работу  по  данным  проблемам , параллельно  информировать , консультировать ( стенды , папки – передвижки , стенгазеты , альбомы , открытые  занятия  и  т . д .)  Ведь  по  мнению  специалистов , если  дома  каждый  день  родители  будут  заниматься  хотя  бы 10 – 15  минут  пальчиковыми , дыхательными  или  вокально – речевыми  играми , то  положительный  результат  будет  обязательно .    

    Развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук  положительно  сказывается  на  становлении  детской  речи , улучшается  двигательная  координация , преодолевается  зажатость , скованность .  Стимуляция  речевых  зон  коры  головного  мозга  положительно  скажется  на  исправлении  несложных  речевых  искажений (применяю  в  своей  работе  артикуляционную  гимнастику ) ,  и  конечно  будет  совершенствоваться  память  ребёнка .  

    Я  как  музыкальный  руководитель  утверждаю , что  в  музыке  заложен  колоссальный  потенциал  для  оздоровления  наших  воспитанников.   За  счёт  вокально – речевой  деятельности  возникает  эффект  стимуляции  работы  правого  полушария  мозга , что ведёт ,  в результате  многолетней  работы ,  к  творческому  развитию  личности ,  как  сейчас  модно  говорить – к  развитию  креативной  личности  ( от  английского  слова «create» -« творить» ).        Музыка  развивает  экспрессию  человека – двигательную , речевую , мимическую .  Музыка  позволяет  снимать  стрессы ( через  слушание  музыки , пение , танец , сочинение  музыки и т.д.)    Мы  рассматриваем  музыку  ещё  и  как  способ  улучшения  эмоционального  фона  в  семье , что  может  способствовать  гармонизации  взаимоотношений  в  ней .    Другими  словами , музыка  может  стать  одним  из  условий  формирования  здорового  образа  жизни  в  семье .

    В  практической  части  своего  выступления  я  продемонстрирую  способы  решения  данных  вопросов  с  помощью  музыки .  Во  время  проведения  коррекционных  упражнений , музыка  может  также  использоваться  как  фон.  Лучше  включать  музыку , которая  нравится  ребёнку .  Она  должна  быть  знакомой, чтобы  не  отвлекать   его  своей  новизной .  Если  ребёнок  возбуждён , то  можно  включить  ласковый  плеск  волн , пение  птиц – это  снимет  психическое  напряжение , успокоит .   Излишне  громкая  музыка с  подчёркнутыми  ритмами  ударных  инструментов  вредна  не  только  для  слуха , но  и  для  нервной  системы .

    Серьёзные  исследования  по  данному  вопросу  были  проведены  В.М.Бехтеревым .  Он  писал  « Бесшумная  обстановка  отрицательно  влияет  на  психику  человека ,  поскольку  абсолютная  тишина  не  является  для  него  привычным  окружающим  фоном ».  

 

        

    Как  вы  знаете , уважаемые  коллеги ,  на  любом  занятии  должны  быть  предусмотрены  следующие  виды  нагрузок :                                                                                                    

- интеллектуальная ;                                                                                                                                                                                - эмоционально – дыхательная ;                                                                                                                                                                      - двигательная                                                                                                                                                                                                  В  пропорциональном  соотношении  это  выглядит  так  -  1 : 1 : 2  ( вне  зависимости  индивидуальное  занятие  или  общее ).  

    Рассмотрим  технологию  коррекционной  деятельности, предложенную  М.Л.Лазаревым :                                                

1. Вибрационно – вокальные  упражнения                                                                                                                                                 2. Дыхательные  упражнения                                                                                                                                                                      3. Эмоционально – образные  упражнения                                                                                                                                             4. Двигательные  упражнения                                                                                                                                                                   Подробное  описание  данных  упражнений  можно  найти  в  программе  «Здравствуй»

( часть 2  «Оздоровительные  занятия», тема  «Целебные  звуки» ).

    Уважаемые  коллеги ,  я  предлагаю  вашему  вниманию  несколько  вокально – речевых , пальчиковых , дыхательных , двигательно – речевых  игр  с  элементами  пластического  этюда :

1. Двигательно – речевая  игра  «Я  здороваюсь  везде …»  с  элементами  пластического  этюда . Это  игра – приветствие  настроит  детей  на  положительную  психологическую  обстановку  во  время  занятия .

2. Музыкальная  познавательно – речевая  игра  «Бусинки» - позволяет  максимально  сконцентрировать  внимание  ребёнка  на  произношении  текста , успокоит  гиперактивных  детей , «торопыжек»  научит  не  проглатывать  окончания  слов . Каждому ребёнку  раздаётся  нить  с  бусинами (всего  19  штук , в  центре  большая  бусина).  Для  игры  «Бусинки»  можно  использовать  любое  четверостишье .

3. Двигательно – речевую  игру  «Солнце  спит , небо  спит …»  с  элементами  пластического  этюда  можно  использовать  как  физкультминутку  в  процессе  любого  занятия , эта  игра  поможет  педагогу  сконцентрировать  внимание  на  дальнейшем  воспитательно – образовательном  процессе .

4. Музыкально – ритмическая  игра  «Хлоп – хлоп»  поможет  детям  научиться  ориентироваться  в  пространстве , скоординирует  движения  рук  с  движениями  ног , а  также  эта  игра  обеспечит  дружелюбный , комфортный , оптимистический  настрой  детей (развитие  коммуникативных  навыков).

5. Пальчиковую  речевую  игру  «Считаем  до  десяти»  с  элементами  пластического  этюда  можно  использовать  на  любом  занятии  как  физкультминутку , дети  в  игровой  форме  легко  закрепляют  счёт  до  десяти .

6. Дыхательная  гимнастика  «Кораблик» - для  наглядности  используем  картонные  плоскостные  кораблики  с  тканевыми  флажками ( по  количеству  детей  в  группе ).

Также « Кораблики »  можно  использовать  для  поощрения  детей  в  конце  занятия .  Для  фона  можно  использовать  запись  морского  шума .

7. Пальчиковые  речевые  игры  «Грибной  дождь»  и  «Ладушки»  можно  проводить  в  первой , во  второй  младшей  группе .

    Проанализировав  значимость ,  эффективность   речевых ,  пальчиковых ,  дыхательных , дидактических  игр ,  я  пришла  к  следующему  выводу , что  в  каждой  из  них  переплетаются  различные  виды  образовательных  областей  – «Здоровье» ,  «Познание» , «Социализация» ,  «Безопасность»,  «Коммуникация» ,  «Художественное  творчество» , «Музыка» .  

    Уважаемые  коллеги , в  заключении  хочу  поблагодарить  за  ваше  внимание , для  всех  желающих  использовать  вышеперечисленные   двигательно – речевые  игры  на  занятиях  мы  предлагаем  раздаточный  материал  с  описанием  движений.

«Вы – добрые  феи,  ведущие  в  знания ,

 Дарящие  радость,  несущие  свет .

Надежд  Вам  счастливых,  большого  признания ,

        И  новых  находок,  и  новых  побед !»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы с детьми в условиях специализированного МКДОУ

Определены цели и задачи коррекционной деятельности педагога - психолога, выделены примеры форм и методов работы....

Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ

Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....

Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.

В организации коррекционной работы в логопункте важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребёнка. Выполняя вместе с ребёнком в тетради задания, предлага...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ в условиях Дома ребенка.

Коррекционно-развивающие сопровождение воспитательного процесса в нашем учреждении - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и ребенка, в ходе которых проис...

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.   Здоровьесберег...

Использование Умного логопедического зеркала "Зазеркалье" в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.

Логопедическое зеркало "Зазеркалье" российского производителя интерактивного оборудования  — это модульная система, оснащенная встроенным компьютером,  видеокамерой, микрофон...

Утренний круг - элемент режимного момента, в коррекционной работе с детьми ОВЗ.

Основной целью социально-коммуникативного развития, является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Для ре...