Особенности коррекционной работы с детьми в условиях специализированного МКДОУ
статья на тему
Определены цели и задачи коррекционной деятельности педагога - психолога, выделены примеры форм и методов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_korrekc.raboty..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности коррекционной работы
с детьми
в условиях специализированного МДОУ
(обмен опытом работы).
В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: от использования унифицированной образовательной программы к работе с детьми по вариативным программам. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня и получивших гриф Минобразования России, постепенно расширяется. Наш детский сад, который посещают дети с нарушением речи, зрения, дети группы риска по туберкулёзу и дети с нарушением интеллекта, прошёл большой путь в этом направлении. Мы работали по различным программам: Радуга, Развитие, Детство.
В данный период времени в ДОУ функционируют следующие программы:
- Комплексная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Работа по этой программе наиболее полно обеспечила целостность педагогического процесса, оптимальную нагрузку на ребёнка.
- Разделом «Развитие речи» занимается учитель-логопед. Он работает по «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» под ред. Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. Большинство занятий в логопедических группах построено по тематическому принципу. Система обучения предусматривает возможность расширения детских представлений об окружающей жизни, природе и т.д., а затем полученные знания закрепляются на логопедических занятиях, где детей учат выражать свои мысли, составлять связные последовательные рассказы. Такая последовательность делает процесс обучения детей интересным и естественным.
- В ДОУ функционируют группы детей с нарушением интеллекта. Обучение детей данных групп осуществляется с помощью «Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» под ред. Баряевой Л.Б, Гаврилушкиной О.П., Зарина А.П., Соколовой Н.Д.. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития. А также на формирование определённого круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Использование данных программ воспитания и обучения детей позволили педагогам ДОУ разрабатывать свои вариативные программы по разделам обучения: музыкальное обучение, изодеятельность, физическое воспитание и обучение, коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, программу занятий по коррекции зрения детей, оздоровительную программу для детей группы риска по туберкулёзу. Все вариативные программы гармонично интегрируются с комплексными программами, определяют подходы к планированию и содержанию педагогической работы с детьми.
Цель коррекционного обучения:
- Внедрение эффективных педагогических технологий для оптимальной коррекции и реабилитации детей с проблемами в развитии.
Задачи коррекционного обучения:
- Системное, комплексное изучение личностных особенностей ребенка, определение содержания и основных направлений коррекционной работы с ним;
- Прослеживание динамики развития ребёнка и эффективности коррекционно-педагогического воздействия.
Формы и методы коррекционной работы.
1.-Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму; -Пальчиковая гимнастика;
-Физминутки на коррекцию речи, зрения; -Элементы самомассажа;
-Упражнения на выработку длительной воздушной струи;
-Дидактические игры и упражнения в соответствии с лексической темой и т.д.
2.Игры и упражнения на коррекцию и развитие психических процессов:
-4ый лишний, Лоскутная мозаика; Найди сходство и различие; Подбери по смыслу;
-Что сначала, что потом; -Путаница; -Геометрик; -Что изменилось; - Цифровая башенка и т.д.
3.Метод БОС – биологически обратная связь. Этот метод используется для коррекции уже имеющихся у детей офтальмопатологий.
Данным видом работы в ДОУ занимается тифлопедагог в специально оборудованном кабинете. Все занятия с детьми по методу БОС согласуются с родителями, врачом – окулистом, курирующим детский сад, хотя данный метод работы не является медикоментозным.
4.-Различные виды терапии (сказко-, кукло-, смехо-, песочная);
-Психогимнастические занятия, упражнения, этюды; -Тренинговые упражнения;
-Релаксационные паузы; -Эмоциональные настрои; -Рефлексия занятий.
Данные формы и методы коррекционной работы помогают снять у детей общее мышечное и эмоциональное напряжение, укрепить психическое здоровье, нормализовать взаимоотношения в среде сверстников, улучшить социальную адаптацию, совершенствовать взаимодействие с окружающим миром через речь. Помогают откорректировать различные стороны психики ребёнка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно, для повышения его самооценки, для достижения удовлетворённости проделанной работой, мы стараемся подводить детей к умению адекватно оценивать свою работу.
С этой целью используется: Экран настроения, Дерево успеха, Цветок настроения.
Давайте и мы отметим своё отношение к проделанной сегодня работе по взаимодействию ДОУ и школы и составим наш «Цветок настроения».
Педагог – психолог Радионова Е.И.
МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»
г. Биробиджан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
Семинар по аутизму...
Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения
Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....
«Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»
laquo;Особенности коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»...
Консультация для родителей "Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»
Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»...
Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»
В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...
Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...
Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".
Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....