Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"
статья по логопедии

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

   Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_zdorovesbereg_tehn.doc421 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Применение здоровьесберегающих технологий  и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС»

Подготовила

Учитель-логопед

                                                                                      Токарева Нина Николаевна

   В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

   Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы.

    Психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию -  это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, да ещё и часто болеющий. 

   Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

  • - нарушение дыхания и голосообразования;
  • - нарушения общей и мелкой моторики;
  • - расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • - повышенная утомляемость;
  • - заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • - нарушение темпоритмической организации движений.

    Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

     Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

Задачи:

  • Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
  • Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
  • Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
  • Коррекция недостатков моторного недоразвития.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
  • принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;

  В своей работе мною активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапия, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, релаксацию, логоритмику и физкультминутки. Перечисленные методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

   1. Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Регулярное выполнение помогает: 

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов. 

   Артикуляционная гимнастика с детьми мною проводится с использованием зеркал. Чтобы сделать процесс интересным, мною изготовлены наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, используются наглядные модели, накоплен материал комплексов упражнений в виде презентаций Power Point. Для ознакомления с органами речи разработано пособие «Домик веселого Язычка». После ознакомления с «Домиком веселого Язычка» ребенок знакомится со своим «домиком-ротиком», где «живут» разные звуки, и сравнивает его с «домиком-ротиком» Веселого Язычка. Во время автоматизации звуков использую  «артикуляционную гимнастику Тру-ля-ля», «гимнастика со смешариками», пособие Е. С. Анищенковой «артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», пособие Т.А. Куликовской «артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Уроки правильной речи» Е. Косиновой, «Логопедические ходилки - бродилки».

  2. Биоэнергопластика является одним из видов артикуляционной гимнастики. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

   Для проведения биоэнергопластики мною используются игровые пособия: лягушка Квака, домик «Веселого Язычка» и перчатки «Весёлые Язычки». Эти пособия позволяют более доступно объяснить детям и родителям выполнение сложных упражнений: "Чашечка", "Вкусное варенье" и др. упражнения для язычка. На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбираются движения кисти руки (движения, имитирующие положение органов артикуляции). А чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, используются стихи, адаптированные сказки 
В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии в них сохранены, но герои подобраны в соответствии с названиями упражнений).

  3. Развитие мелкой моторики.  В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

   Пальчиковая гимнастика - одна из форм оздоровительной работы. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игры и упражнения  с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковая гимнастика Е.С.Анищенковой, Т.П.Трясоруковой;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

- пальчиковый алфавит;

- пальчиковый театр;

- театр теней.

- для развития зрительно–тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей.

4. Массаж и самомассаж носа, щек, подбородка, ушных раковин, ладоней, предплечий мною используется для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг»

Используются массажные движения:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • лёгкое надавливание,
  • пощипывание,
  • похлопывание,
  • сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
  • Взяли ушки за макушки    
  • (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
  • Потянули…(Несильно потянуть вверх)
  • Пощипали…(Несильные нажимы пальцами)
  • Вниз до мочек добежали.
  • (С постепенным   продвижением вниз)
  • Мочки надо пощипать:
  • (Пощипывание в такт речи)
  • Пальцами скорей размять...
  • (Приятным движением разминаем между пальцами)
  • Вверх по ушкам проведём
  • (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
  • И к макушкам вновь придём.    

5. Аппликатор Ляпко Коврик – гибкая пластина из ысококачественной резины, в которую впаяны металлические иглы с шагом 6,2мм. Пластина крепится на основание. Иглы изготовлены из металлов, которые необходимы человеческому организму, – используется серебро, цинк, никель, медь, железо. Металлы разновалентные, за счет этого на остриях иголочек образуются разница потенциалов. При соприкосновении с увлажненной кожей между иглами возникают микротоки. Таким бразом, при контакте с аппликатором-ковриком человеческая кожа подвергается микроэлектрофорезу, – ионы металлов проникают внутрь организма. Но при этом, благодаря четко выверенному расстоянию между иглами, кожа всего лишь натягивается, не повреждаясь.

Аппликатор Ляпко Коврик был разработан и введен в производство рефлексотерапевтом - врачом Ляпко Н. Г. В настоящее время различные виды аппликаторов Ляпко широко распространены по всему миру, они используются как в целях лечения, так и в целях профилактики.

Аппликатор Ляпко "Малыш" хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Аппликатор Ляпко оказывает широкое воздействие:

• Рефлекторно-механическое воздействие аппликатора заключается в поверхностном множественном иглоукалывании определенных зон, биологически активных точек, микромассаже кожи, подкожных тканей с наибольшей активизацией центральных отделов. Определенные участки кожи, через рецепторы и нервные волокна связаны с соответствующими внутренними органами. Улучшающие процессы кровоснабжения, усиливающие обменные и восстановительные процессы. Осуществляется естественное оздоровление организма.

• Гальвано-электрическое действие возникает на кончиках игл, покрытых различными металлами и между иглами из разных металлов, все это способствует улучшению обмена веществ, усиливает восстановительные процессы, оказывает рассасывающее действие, помогает выработке биологически активных веществ, улучшает проведение нервных импульсов, снижает болевую чувствительность, исключая причину боли.

• Иммунологические реакции: стимуляция гуморального и тканевого звена иммунитета повышает уровень иммунной защиты и адаптации к болезнетворным воздействиям.

Дети совершают легкое постукивание по апликатору, с медленым проговариванием звуков, слогов, слов, предложений.

Использование аппликатора показало что, эффективно развивавается познавательная активность, внимание, память, образное мышление, что крайне важно в работе с обучающимися с речевой патологией, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с задержкой психического развития.

Таким образом, речь детей активизируется, обогащается словарный запас, посредством проговаривания последовательности своей работы.

Гораздо эффективнее и интересней для детей систематическое выполнение предлагаемого ниже комплекса упражнений, особенно со стихотворным сопровождением. У мальчиков упражнения проводятся сначала на правой руке, затем на левой руке; у девочек - в обратном порядке.

Гигиенический уход за аппликатором предусматривает обработку моющим раствором (шампунь, жидкое мыло, средство для мытья посуды, промывание проточной водой и просушивание с разогревом потоком горячего воздуха.

У обучающихся повысилась работоспособность, снизилась утомляемость, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они становятся более коммуникабельными, учатся общаться, дружить и работать в коллективе.

Комплекс упражнений

1. "Горка"

Прикладываем аппликатор горизонтально к основанию внутренней стороны ладони и "поднимаемся" вверх до кончиков пальцев по левой, а затем по правой стороне ладони.

Снег валится, снег валится,

Весело, задорно.

Поскорей берите санки

И бегом на горку.

Ой, как весело кататься

Ребятне проворной.

Пусть погуще снег валится -

Круче будут горки.

2. "Скалы"

На внутренней стороне ладони, начиная от большого пальца, прикладываем аппликатор вертикально и слегка надавливая, считаем до десяти. Такой приём используем поочерёдно с каждым пальчиком, заканчивая мизинцем (приговаривая при этом: "отдыхай большак", "отдыхай указка", "отдыхай середняк", "отдыхай безымянный", "отдыхай мизинчик").

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

3. "Крокодильчик"

Согнув аппликатор "Малыш" пополам, начинаем массаж каждого пальчика игольчатой поверхностью. Массаж начинаем с большого пальца от первого сустава к кончику пальца, надавливая в каждой точке по счёту "три" 3 раза. Сначала массируем верхнюю и нижнюю поверхность пальцев, а затем боковую. Массаж делаем от большого пальца к мизинцу.

Крокодильчик не ленится,

Не спеша идет к водице.

По песку ступают ножки,

Нелегка ходьба для крошки.

Наблюдает гордо мама,

А малыш такой упрямый.

Хоть пока и ходит плохо,

Не желает сдаться кроха.

4. "Печатная машинка"

Аппликатор кладем на стол. Печатаем одним пальцем (произнося при этом "печатаем указательным пальцем" и т. д., двумя, несколькими пальцами, проговаривая вслух слоги и слова по слогам. Слова нужно давать двух и трёх сложные, выставляя на доске, абаке, столе (перед каждым ребёнком или один набор на стол).

Вспомним мы слова на Л:

Вокзал, бокал, футбол, пенал,

Белка, полка, палка,

Булка и скакалка. (и т. д.)

Повторяем мы звук Р:

Забор, помидор, светофор,

Повар, абажур, топор,

Руки, рыба, робот, рана,

Мама драит шваброй раму.

А давайте пошипим:

Шапка, шина, шум, кувшин,

Мушка, кошка, мышка,

Шуба, вишня, вышка.

Самый-самый сильный свист

Издаем в словах на С:

Сани, садик и песок,

Сапоги, кусок, носок.

5. "Помощь идёт" (Работа в паре)

Аппликатор "Малыш" кладем на стол. Печатаем щепотью, т. е. теми пальцами, которые задействованы при письме (большой, указательный, средний).

Первый ребёнок печатает первый слог, произнося его вслух, а второй "домысливает" и печатает второй слог (слова даём двусложные).

Догодайся, не робей,

Слово подскажи скорей!

6. "Уши, шея, голова"

Попеременно прикладываем аппликатор сначала к левому уху, слегка надавливая на него (счёт до десяти, затем к правому уху, затем к шее (первый позвонок, затем массажируем виски.

Наше богатство:

Вот наш нос,

Вот уха два,

Вот большая голова,

Вот волосиков чуть-чуть,

И на них я буду дуть!

7. "Носики-курносики"

Аппликатор сгибаем пополам, т. е. "крокодильчиком" и слегка надавливаем на гайморовы пазухи игольчатой поверхностью (счёт до десяти).

Инна (имя ребенка) потеряла нос.

Между щёк он раньше рос.

А теперь совсем пропал,

В ухо, может быть, попал?

Может, скрылся в волосах?

Или поискать в глазах?

Он спускался по дорожке

И застрял на подбородке?

Переехал на живот

Или провалился в рот?

Расхотел сопеть на месте

И сбежал с ногами вместе?

А, наверно, он залез

За ресницы, будто в лес!

Нет, смотрите на лицо –

Нос нашли в конце концов.

Просто спрятался в руке

Он у Инны в кулачке!

8. "Ладушки"

Кладём аппликатор на правую ладонь игольчатой поверхностью вверх, а левой ладонью хлопаем по нему, приговаривая "ладушки" или любую детскую потешку. Затем меняем ладони. Потешку тоже можно поменять на другую.

Ладушки-ладошки

Хлопали в ладошки

Хлопали в ладошки (хлопаем по аппликатору)

Отдохнем немножко (руки на колени).

9. ''Медведь''

Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.

Шел медведь к своей берлоге.

Да споткнулся на пороге.

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил» —

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

10. "Шевелящиеся пальчики"

Читая стишок, шевелите пальцами по аппликатору; остановитесь при чтении последней строки.

Я сидел, что было сил

Пальчиками шевелил.

А когда совсем устал,

"Хватит!" - строго им сказал.

Не хотят они уняться,

Все быстрее шевелятся.

Мы тогда поступим так -Мы прогоним шевеляк!    

 6.  Су-джок  терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. В основе Су-Джок лежит взгляд на организм человека как на единую энергетическую структуру, все процессы в которой взаимосвязаны. Считается, что болезнь вызывается нарушением гармонии в энергетическом теле, а проявление заболевания на физическом уровне — всего лишь симптом. Поэтому, чтобы лечение было эффективным, необходимо направлять целительное воздействие непосредственно на энергетический уровень.

Методика Су-Джок базируется на концепции, согласно которой между телом человека и его кистями, и стопами есть соответствие. Нагляднее всего это видно на примере кисти.

Описание: http://www.nets-build.com/images/handss.JPG

Большой палец — соответствует голове, указательный и мизинец — рукам, средний и безымянный ногам. Тыльная сторона кисти — проекция позвоночника, поверхность ладони под большим пальцем — грудная клетка, середина ладони — брюшная полость. Есть специальные схемы, на которых показано соответствие каждой точки на поверхности ладони части тела или органу.

Сторонники Су-Джок терапии отмечают следующие преимущества данного метода:

•         Безболезненность - лечение можно проводить без использования игл, что избавляет пациента от страха и дискомфорта. Кроме того, это более безопасно, так как отсутствует риск повреждения кисти или стопы из-за неправильного обращения с иглами.

•        Возможность самостоятельного исплоьзования - каждый человек легко может овладеть техникой Су-Джок для самолечения и восстановления нарушенной гармонии своего организма.

•         Высокая эффективность - возможно появление первых результатов лечения, ослабления симптомов заболеваний, повышение общего самочувствия уже через несколько секунд после начала лечения.

•         Безопасность - утверждается, что Су-Джок не может навредить. В крайнем случае, при неправильном использовании, лечение не даст никакого эффекта.

•        Универсальность - так как на руках и стопах есть проекции всех органов и частей тела, то методика Су-Джок применима для лечения всего организма.

•        Оперативность лечения – данный метод может стать своеобразной "Скорой помощью", если человек находится в критической ситуации, и не может рассчитывать на получение квалифицированной медицинской помощи в ближайшее время.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, от того насколько хорошо развиты тонкие движения кистей зависит речь и интеллектуальное развитие человека.

Одним из практических инструментов «Су-Джок» является массажный чудо-шарик с эластичными кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Как показывает практический опыт применения Су-Джок терапии, она активизирует развитие речи ребенка, оказывает стимулирующее воздействие на речевые области в коре головного мозга, способствует коррекции произношения (автоматизации звука), развитию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыков пространственной ориентации.

Кроме того, систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами Су-Джок позволяют:

- нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);

- активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;

- развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

      Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным шариком

1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.

3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Описание: https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=670x10000:format=png/path/s46b4be31f1934d02/image/ibf116aaf1e62f3c2/version/1387383949/image.png

7. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги,  доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

     В своей работе мною применяются упражнения А.Л. Сиротюк: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос", «Зеркальное рисование». «Зеркальное рисование» это рисование двумя руками одновременно, при выполнении этого задания расслабляются руки и глаза, способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

   Эти упражнения способствуют синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

  1. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

3) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

4) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем

И кольцо мы получаем:

1/2 1/3 1/4 1/5

Поздоровались пальцы опять!

1/5 1/4 1/3 1/2

Закрепили кольца-снова!

8. Дыхательная гимнастика - закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха. Она предоставляет большие возможности в здоровьесбережении детей. Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легковозбудимые. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

   В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

В своей работе использую дидактические пособия: султанчики, «Подуй ветерок», «Забей гол», «Прожорливые фрукты», «Обжорки».

9. Зрительная гимнастика способствует сохранению хорошего зрения. Упражнения с детьми нужно проводить  в положении сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

   Использование в непосредственно образовательной деятельности гимнастики для глаз должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу мною выбраны упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Упражнение «Любопытная Варвара»

 Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо...

А потом опять вперед - тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх!

 Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно - расслабление - приятно!

Шея не напряжена и расслабленна...

А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно - расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслабленна...

В профилактике нарушений зрения используется цветотерапия (хромотерапия).

Зеленый цвет успокаивает и расслабляет зрительную систему, помогает при утомлении глаз и головных болях.

Психологи рекомендуют зеленый при переутомлении, нервных срывах, синдроме хронической усталости. Он дает чувство уверенности, укрепляет иммунитет и охлаждает негативные эмоции. Кроме того, зеленый цвет положительно влияет на работу сердца.

Фиолетовый цвет полезен, но его излишек может привести к депрессии. Обостряет зрение. Фиолетовый успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех нервных нарушениях при усталости и рези, боли в глазах. Поддерживает иммунную систему и успокаивает нервы.

Синий цвет наиболее полезен при лечении болезней глаз. Синий успокаивает, уравновешивает, уменьшает боль, снимает воспаление. Русский военный врач А. Минин считал, что именно синий цвет является лучшим болеутоляющим. Целебное действие синего ощутимо при болезнях горла, всевозможных спазмах, бессоннице. Он может оказать помощь при таких тяжелых психических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерика.

Голубой охлаждает и успокаивает, снимает мышечное напряжение, регулирует работу сердца. Голубой помогает при волнениях и стрессах, способен снизить кровяное давление.

Желтый цвет оптимально воздействует на наш организм, но при этом стимулирует, улучшает зрение. Помогает при нервном истощении, укрепляет нервную систему. Оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания, полезен при вялом пищеварении. Кроме того, желтый цвет способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах.

Оранжевый цвет восстанавливает мышечные и нервные ткани, помогает при болезнях селезенки, мочеполовой системы, стимулирует щитовидную железу, полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта. Однако, оранжевый очень быстро утомляет.

Розовый цвет гасит агрессивность, вызывает ощущение расслабления, покоя и уюта.

Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему, стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ, положительно влияет на сердце. Настраивает на оптимизм. Помогает при спазматической головной боли. Избыток красного провоцирует головную боль, повышает давление, перевозбуждение нервной системы, усталость глаз.

9. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация. 

    10.Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.

Например, упражнение «кулачки»:

Руки на коленях, кулачки сжаты

 Крепко с напряжением,

 Пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем

 Знайте девочки и мальчики

Отдыхают ваши пальчики.

    Обучение детей навыкам релаксации начинаю с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные мышцы и мышцы бедер и т.д.. При выполнении упражнений на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным.

Упражнение «Штангист-тряпичная кукла»

Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем!

11. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. 
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

    Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Виды физкультминуток:

1.Оздоровительно - гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Танцевальные физкультминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

5.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

12. Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики. В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников и не приносят ущерба здоровью. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.

   Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • улучшаются пространственные представления; 
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;
  • улучшается соматическое состояние.

   Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Быть здоровым – это естественное желание каждого. От здоровья зависит и самореализация человека, и его жизненный успех, начинается путь к саморазвитию и самосовершенствованию.

Правильно говорящий ребенок – здоровый ребенок!

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Статья предназначена для педагогов дошкольного образования, учителям начальных классов и дополнительного образования....

Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учето...

Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учето...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

Использование алюминиевой фольги в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО.

Расширить представления педагогов об использовании фольги в различных областях образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС...

«Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»

У нас в дошкольном учреждении прошел педагогический совет по теме «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников ...