Программа "Развивающая эстетика музыкальной выразительности"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizner_t.p.razvivayushchaya_muzyka-programma_.doc | 159.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
обще развивающего вида № 2 города Томска
Утверждено на
педагогическом совете
протокол № 1 от 30.08.2012
Заведующий МБДОУ №2
__________Е.А. Кобозова
. м.п.
ПРОГРАММА
Развивающая эстетика музыкальной выразительности
(вид программы: модифицированная)
(для детей с 1,5 до 4-х лет)
срок реализации – 2 года
Автор – составитель:
Визнер Тамара Петровна
музыкальный руководитель
Томск 2012-13 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки программы:
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.
Новизна и актуальность программы:
Актуальность данной программы обусловлена спецификой физического и психического развития ребёнка в младшем возрасте (1,5- 4 года). Именно этот возраст является наиболее сензитивным к познанию себя и окружающего мира. Ребёнок с малых лет должен научиться общению с другими детьми, быть выразительным, пробуждать у окружающих хорошее настроение, вызывать симпатию.
Репертуар, составляющий основу данной программы, способствует формированию данных навыков у малышей и хорошо известен опытным педагогам, проработавшим не один десяток лет. Это пляски, игры-забавы Е.Д.Макшанцевой, песенки Е. Тиличеевой, песни и игры Т. С. Бабаджан. Кроме того, предлагаются пляски (с текстами) на популярные народные мелодии.
Новизна предлагаемой программы заключается в том, что в ней собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности и адаптированные для работы с детьми 1,5- 4 лет.
Цель программы:
формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства – формирование интересов потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Задачи программы:
- Сформировать устойчивый интерес к музыкально-ритмическим движениям;
- воспитывать интерес к музыке, развивать музыкальную восприимчивость, музыкальный слух;
- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать нравственные качества (посредством музыкальных произведений показать детям общечеловеческие ценности: любовь, добро, зло, сострадание и т.д.);
- формировать музыкальное мышление детей, развивать потребность в новых знаниях о музыке, знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, ладо - высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
- содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;
- способствовать развитию творческого потенциала ребёнка, стимулировать индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной деятельности;
- раннее выявление и профилактика различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков посредством пальчиковой гимнастики;
- совершенствовать у детей внимание, память, воображение, эмоции, нравственные представления, развивать выразительность движений.
Структура программы:
Программа предназначена для работы с детьми 1,5-4 лет и рассчитана на два года. Программа разбита на три квартальных цикла: осень, зима, весна.
Продолжительность занятий:
Занятия с детьми длятся 15 минут. По 2 занятия в неделю. Всего 68 занятий в год.
Логические связи данной дисциплины с остальными:
Программа тесно связана с дисциплинами общего развития личности. Она может быть использована на занятиях по лечебной физической культуре, а также в коррекционной работе с детьми.
Ожидаемые результаты:
К концу пребывания в дошкольном учреждении ребенок:
- эмоционально реагирует на музыку, испытывая при этом радость;
- внимательно слушает ее;
- может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы;
- слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
- определяет, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется;
- может выразить свои впечатления от музыки в движении или рисунке;
- занимается с огромным желанием музыкальными движениями, ритмично двигается согласно характеру музыки, активно участвует в выполнении творческих заданий;
- поет с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально;
- способен воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом ;
- держит правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулирует; умеет правильно распределять дыхание;
- овладевает различными способами игры на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах: будет уметь играть в ударном оркестре, воспроизводить общий характер музыкального произведения, его тембровые и динамические окраски, а также ритм;
- владеет элементарными навыками снятия психоэмоционального напряжения, умеет выразительно передавать эмоциональные состояния мимикой, жестом, позой.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (репертуар) РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
I год обучения
- «Вот как мы умеем» сл. Н. Френкель, муз. Е. Теличеевой.
- «Я на горку шла» русская народная песня.
- «Да-да-да!» сл. Ю. Островского, муз. Е. Теличеевой.
- «Прятки» сл. И. Плакиды, муз. Т. Ломовой.
- «Чок да чок» сл. и муз. Е. Макшанцевой.
- «Ноги и ножки» муз. В. Агафонниковой.
- «Устали наши ножки» сл. Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.
- «Маленькая полечка» сл. А. Щибицкой, муз. Е. Теличеевой.
- «Ой, летали птички» русская народная мелодия.
- «Ай-да!» муз. И. Верховинца.
- «Ладушки-ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского.
- «Марш», сл. Щибицкой, муз. Е. Теличеевой.
- «Ах, вы, сени» сл. Т. Ануфриевой, муз. народная.
- «Кулачки», муз. А. Филиппенко.
- «Ходим-бегаем» сл. Н. Френкель, муз. Е. Теличеевой.
- «Повторяй за мной» сл. Т. Сауко, нем. нар. мелодия.
- «Разминка» сл. и муз. Е. Макшанцевой.
- «Бульба» сл. А. Ануфриевой, белар. нар. мелодия.
- «Санки» сл. и муз. Т. Сауко.
- «Во поле берёза стояла», русская народная пляска.
- «Лошадка», муз. М. Раухвергера.
- «Научились мы ходить» сл. и муз. Е. Макшанцевой.
- «Резвые ножки» сл. Е. Макшанцевой.
- «Из-под дуба» сл. А. Ануфриевой, муз. народная .
- «Приседай» парная пляска, сл. Ю. Энтина, муз. эстонская.
- «Воробушки и кошка» сл. А. Ануфриевой, нем. плясовая мелодия.
- «Во саду ли» сл. А. Ануфриевой, муз. народная.
- «Пляска с куклой» сл. А. Ануфриевой, нем. нар. мелодия.
- «Пляска с платочками» сл. А. Ануфриевой, нем. нар. мелодия.
- «Топ-хлоп» сл. Т. Сауко, нем. плясовая мелодия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(с 1,5 до 3-х лет)
Месяц | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | 1. «Ладошечка». Ознакомительное занятие по установлению доверительных отношений воспитателя и ребёнка. 2. «Вот как мы умеем». Занятие с игровой ситуацией. | 4 4 |
Октябрь | 3. «Осенняя сказочка». Доминантное занятие на развитие музыкально-ритмического слуха. 4. «Пляшет маленький народ». Занятие по развитию танцевальных навыков. | 4 4 |
Ноябрь | 5. «У нас в гостях игрушки». Занятие, формирующее доброе отношение друг к другу. 6. «Ой, летали птички». Доминантные занятия по творчеству. | 4 4 |
Декабрь | 7. «Мишка на прогулке». Занятие, развивающее творческое начало. 8. «Мишка в гостях у ребят». Занятие по расширению знаний детей о зимнем празднике. | 4 4 |
Январь | 9. «Про куклу». Доминантное занятие на развитие музыкального слуха. | 4 |
Февраль | 10. «Погремушка, погреми». Занятие, направленное на развитие эмоциональной сферы. 11. «Санки». Доминантное занятие, закрепляющее тему зимних забав. | 4 4 |
Март | 12. Едем на поезде». Занятие на развитие эмоциональной сферы, координации движений. 13. «Лошадка». Игровое занятие на развитие эмоций и выразительности движений. | 4 4 |
Апрель | 14. «Резвые ножки». Доминантное занятие на развитие координации движения. 15. «Воробушки и кошка». Игровое занятие по развитию выразительности движений. | 4 4 |
Май | 16. «Тихо-громко». Доминантное занятие по творчеству. 17. «Весёлые танцы». Занятие по расширению двигательного опыта детей. | 4 4 |
Итого: 68 занятий |
Тема «Ладошечки» (сентябрь, 4 часа) |
«Вот как мы умеем» сл. Н. Френкель муз. Е. Теличеевой | Формирование навыка ритмичной ходьбы, развитие слухового внимания, умение начинать и заканчивать движения под музыку. |
«Ладошечка» на мелодию р.-н. песни «Я на горку шла» | Упражнение, способствующее установлению тёплых, доверительных отношений между воспитателем и ребёнком. |
Тема «Вот как мы умеем» (сентябрь, 4 часа) |
«Да-да-да!» сл. Ю. Островского муз. Е. Теличеевой | Развитие слухового внимания, координации движения, чувства ритма. |
«Прятки» сл. И. Плакиды муз. Т. Ломовой | Развитие координации движений, чувства ритма. Способствует повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения. |
Тема «Осенняя сказочка» (октябрь, 4 часа) |
«Ладошечка» на мелодию р.-н. песни «Я на горку шла» | Упражнение, способствующее установлению тёплых, доверительных отношений между воспитателем и ребёнком. |
«Прятки» сл. И. Плакиды муз. Т. Ломовой | Развитие координации движений, чувства ритма. Способствует повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения. |
Тема «Пляшет маленький народ» (октябрь, 4 часа) |
«Чок да чок» сл. и муз. Е. Макшанцевой | Формирование элементарных плясовых навыков, расширение двигательного опыта, развитие умения координировать движения с музыкой. |
«Ноги и ножки» муз. В. Агафонниковой | Развитие чувства ритма, формирование основных двигательных навыков – ходьбы и бега. |
Тема «У нас в гостях игрушки» (ноябрь, 4 часа) |
«Устали наши ножки» сл. Е. Соковниной» муз. Т. Ломовой | Упражнение, способствующее релаксации. |
«Маленькая полечка» сл. А. Щибицкой муз. Е. Теличеевой | Расширение двигательного опыта детей, ознакомление с элементарными плясовыми движениями. |
Тема «Ой, летали птички» (ноябрь, 4 часа) |
«Ой, летали птички» нар. мелодия | Развитие способностей детей исполнять выразительные движения в соответствии с музыкой и игровым образом. |
«Ай-да!» муз. И. Верховинца | Развитие чувства ритма, умения менять темп движения в соответствии с музыкой. |
Тема «Мишка на прогулке» (декабрь, 4 часа) |
«Ладушки-ладошки» сл. Е. Каргановой муз. М. Иорданского | Развитие мелкой моторики, выразительности исполнения имитационных движений, умение координировать движения с музыкой и текстом песни. |
«Марш» сл. . Щибицкой муз. Е. Теличеевой | Формирование навыка ритмичной ходьбы, умение поднимать ноги, а не шаркать, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. |
Тема «Мишка в гостях у ребят» (декабрь, 4 часа) |
«Весёлая пляска» на мелодию р.-н. песни «Ах, вы, сени» сл. Т. Ануфриевой | Развитие чувства ритма, координация движений. |
«Зайчики и лисичка» | Игра, способствующая развитию эмоций, выразительности движений. |
Тема «Про куклу» (январь, 4 часа) |
«Кулачки» муз. А. Филиппенко | Упражнение, развивающее координацию движений рук, умение выразительно выполнять жесты в соответствии с текстом песни. |
«Ходим-бегаем» сл. Н. Френкель муз. Е. Теличеевой | Упражнение на развитие навыков основных видов движений ходьбы и бега. Способствует повышению эмоционального тонуса. |
«Повторяй за мной» нем. нар. мелодия сл. Т. Сауко | Развитие координации движений, умение бегать под музыку, прыгать вперёд-назад. Выполнять движения в соответствии с текстом. |
«Весёлая пляска» на мел. р.-н. пляски «Ах, вы, сени» сл. Т. Ануфриевой | Пляска для развития чувства ритма, координации движений. |
Тема «Погремушечка» (февраль, 4 часа) |
«Разминка» сл. и муз. Е. Макшанцевой | Развитие мелкой моторики, чувства ритма, внимания. |
«Пляска с погремушками» белар. нар. мелодия «Бульба» сл. А. Ануфриевой | Пляска для развития ловкости, точности, координации движений, чувства ритма, умения различать контрастные части музыки. |
Тема «Санки» (февраль, 4 часа) |
«Санки» сл. и муз. Т. Сауко | Игра направлена на развитие выразительных движений, способности координировать движения с музыкой и текстом. Развитие внимания. |
«Спокойная пляска» рус. нар. пляска «Во поле берёза стояла» | Пляска на развитие динамического слуха, чувства ритма, координации движений, слухового внимания. |
Тема «Едем на поезде» (март, 4 часа) |
«Едем на поезде» муз. А. Филиппенко | Упражнение на развитие чувства ритма, эмоциональную сферу, координацию движений. |
«Марш» сл. Т. Сауко муз. В. Дешового | Упражнение на развитие навыка ходьбы под музыку, умение начинать и заканчивать движение с началом и концом её звучания. |
Тема «Лошадка» (март, 4 часа) |
«Лошадка» муз. М. Раухвергера | Упражнение на расширение двигательного опыта, освоение движения «прямым галопом», «высокий шаг». |
«Научились мы ходить» сл. и муз. Е. Макшанцевой | Упражнение на развитие навыков ходьбы вперёд и назад, воспитание чувства ритма. |
Тема «Резвые ножки» (апрель, 4 часа) |
«Резвые ножки» сл. Е. Макшанцевой | Упражнение способствует развитию умения легко и ритмично прыгать на одной и двух ногах. |
«Русская» на мел. н.-н. песни «Из-под дуба» сл. А. Ануфриевой | Развитие координации движений, чувства ритма, формирование навыков исполнения элементарных плясовых движений. |
Тема «Воробушки и кошка» (апрель, 4 часа) |
«Приседай» парная пляска сл. Ю. Энтина муз. эстонская | Пляска на развитие чувства ритма, координации, умения менять движения в соответствии со сменой частей музыки. |
«Воробушки и кошка» сл. А. Ануфриевой нем. Плясовая мелодия | Игра способствует развитию выразительности движений, воспитывает внимание, умение выполнять движение в соответствии со сменой частей музыки. |
Тема «Тихо-громко» (май, 4 часа) |
«Тихо-тихо мы сидим» р.-.н. мелодия «Во саду ли» сл. А. Ануфриевой | Упражнение на развитие внимания, умения различать контрастные части музыки. |
«Пляска с куклой» нем. нар. мелодия сл. А. Ануфриевой | Пляска способствует развитию точности, ловкости, выразительности движений. |
Тема «Весёлые танцы» (май, 4 часа) |
«Пляска с платочками» нем. нар. мелодия сл. А. Ануфриевой | Пляска развивает мелкую моторику, музыкальный слух двигательный опыт детей. |
«Топ-хлоп» сл. Т. Сауко нем. плясовая мелодия | Упражнение на развитие чувства ритма, умение менять движение в соответствии с изменениями музыки и текста. Расширение двигательного опыта. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
(с 1,5 до 3-х лет)
1 квартальный цикл
Этот период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как детей чаще всего впервые приводят в детский сад в раннем возрасте. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача развивающей эстетики музыкальной выразительности - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого.
В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям.
Педагог уделяет внимание развитию следующих навыков:
1) Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений (упражнения "Вот как мы умеем", "Ноги и ножки" и др.). Эти упражнения дети выполняют по показу педагога и двигаются по кругу и стайкой;
2) Дети учатся передавать простейшие игровые действия (язык жестов) также по показу воспитателя (упражнение "Прятки", "Птичка и собачка" и др.);
3) Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притопы правой ногой и поочередно каждой, "фонарики" и др. (Пляска "Ай-да", "Чок да чок", "Маленькая полечка");
4) В знакомых упражнениях дети подпевают повторяющиеся слова и звукоподражания ("тук-тук", "ля-ля-ля", "баю-баю", "кап-кап" и т. д. )
2 квартальный цикл.
В этот период развитие детей в музыкальной выразительности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал и педагога, который танцует и поет, играет вместе с малышами. Педагог получает возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добивается более четких, ритмичных и уверенных движений.
Ставятся задачи:
1) Совершенствовать ходьбу и бег;
2) Развивать выразительные образно-игровые движения (Зайцы и Лисичка);
3) Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений);
4) Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения (пляска под русскую народную мелодию "Ах вы, сени");
5) Вызывать желание подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.
К концу первого квартала занятий движения детей становятся заметно боле уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).
3 квартальный цикл
В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения: 1) ходьба вперед и пятясь назад ("Научились мы ходить"); 2) прямой галоп ("Лошадка"); 3) полуприседание - "пружинка"; 4) пляски в парах ("Приседай"); 5) разнообразные образно-игровые упражнения с предметами (с куклами, с платочками), образно-игровые выразительные движения ("Воробушки и Кошка"); 6) пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях (парам, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.
Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако можно немного увеличивать нагрузку на занятиях, предлагая исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (репертуар) РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
II год обучения
- «Барыня», русская народная пляска.
- «Хоровод» муз. Я. Френкеля.
- «Калинка», русская народная пляска.
- « Топ, топ» муз. С. Пожлакова.
- «Пляска зайчиков» муз. Рожавской.
- «Бежит зайка» р. н. музыка., обработка З. Иорданского.
- «Муравьишки» муз. Ю. Забутова.
- «Круговая пляска» муз. С. Сатулиной.
- «Танец зайцев» муз. неизвестного автора .
- «Лиса и зайчики» муз. Д. Львов - Компанейца.
- «Ножками затопали» муз.М. Раухвергера.
- «Весёлые пары» муз. И. Штрауса.
- «Танец с зонтиками» муз. В. Костенко.
- «Кот и мыши» англ. нар. мелодия.
- «Курица и цыплята» муз. Л. Вишкарёва.
- «Весело покружись» укр. нар. мелодия.
- «Ловишки» муз И. Гайдна.
- «Карусель» муз. Т. Кибас.
- «Давай с тобой попляшем» муз. Н. Мурычёвой.
- «По улице мостовой».р. н. плясовая.
- «Гуляем, пляшем» муз. М. Раухвергера.
- «Кот и мыши» англ. народная песня.
- «Маршируем - отдыхаем» муз. Ж. Бизе.
- «Рыбачок» эстонская песня.
- «Снежинки» муз. Геллер.
- «Снежная баба и дети» муз. В. Герчик.
- «Катание на санях» муз. Л. Соколова.
- «Ширмочки» муз. Кулау.
- «Танец с сосульками» муз. З. Бетман.
- «Мы играем» муз. Е. Макшанцевой.
- «На бабушкином дворе» р. н. мелодия.
- «Курочки и петушки» р. н. мелодия.
- «Пляска с косыночками» эстонская мелодия.
- «Санки» песня неизвестного автора.
- «Пойду ль я...» рус. н. песня.
- «Полька с игрушками» муз. М. Завалишиной.
- «Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского.
- «Игра с Дедом Морозом» муз. И. Кишко.
- «Фонарики и хлопки» рус. н. мелодия.
- «Фонарики» муз. Р. Рустамова.
- «Весёлый хоровод» обр.М. Иорданского.
- «Игра с персонажами» муз. М. Можжевелова.
- «Тихо хлопаем» лат. нар. мелодия.
- «Полька» муз. И. Кишко.
- «Танец с султанчиками» рус. н. песня.
- «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.
- «Мы кошечки» муз. Ф. Констана.
- «Ходит Ваня» рус. н. мелодия.
- «Пляска стуколка» укр. нар. мелодия.
- «Тихо - громко» муз. Е. Теличеевой.
- «Весёлые хлопушки» рус. н. мелодия.
- «Вот как весело» муз. Т. Вилькорейской.
- «Полька с игрушками» муз. Т. Завалишиной.
- «Кукла шагает и бегает» муз. Е. Теличеевой.
- «Мы собачки» муз. И. Берлин.
- «Давай с тобой попляшем» муз. Н. Мурычёвой.
- «Сапожки» рус. н. мелодия.
- «Самолёт» муз. Н. Метлова.
- «Пройдём в ворота» муз. Т. Ломовой.
- «Воробушки и гриб» муз. М. Раухвергера.
- «Гопачок» укр. нар. мелодия.
- «Птички и птенчики» муз. Е. Теличеевой.
- «Мы кошечки» муз. Ф. Констанса.
- «Гуляем, пляшем» муз. М. Раухвергера.
- «Ловишки» муз. И. Гайдна.
- «Кот и мыши» английская народная мелодия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(с 3 до 4-х лет)
Месяц | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | 1. « Поезд» Ознакомительное занятие по выработке доверительных отношений 2. « Топает малыш» Занятие с игровой ситуацией | 4 4 |
Октябрь | 1. «Лиса и зайчики» Занятие по развитию творческих навыков 2. « Весёлые пары» Занятие по развитию танцевальных навыков | 4 4 |
Ноябрь | 1. «Курица и цыплята» Доминантное занятие по развитию ритмического слуха. 2. «Давай с тобой попляшем» Занятие, направленное на развитие ритмического слуха | 4 4 |
Декабрь | 1. «Снежинки» Занятие по развитию эмоциональной сферы. 2. «Катание на санях» Доминантное занятие, закрепляющее тему зимних забав. | 4 4 |
Январь | 1. «На бабушкином дворе» Занятие, на развитие координации движений. 2. «Зимняя пляска» Игровое занятие по развитию выразительности движений. | 2 2 |
Февраль | 1. «Фонарики» Занятие по расширению двигательного опыта детей. 2. «Весёлый хоровод» Игровое занятие на развитие эмоциональной сферы и выразительности движений. | 4 4 |
Март | 1. «Найди кошечку» Занятие с игровой ситуацией. 2. «Весёлые хлопушки» Занятие на развитие координации движений. | 4 4 |
Апрель | 1. «Сапожки» Занятие, на развитие танцевальных навыков. 2. «Гопачок» Доминантное занятие по творчеству | 4 4 |
Май | 1. «Кошечки» Доминантное занятие по развитию выразительности движений. 2. «Весёлые танцоры» Занятие, обобщающее опыт, приобретённый детьми за год. | 4 4 |
Итого: 68 занятий |
ТЕМА: « ПОЕЗД» (сентябрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Поезд» | Игровое упражнение, на развитие чувства ритма, координации движений. |
2.Пляски | «Манечки- Ванечки» р. н. мелодия «Барыня» | Развитие навыка начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой. Умение воспринимать 2х частную форму. |
3. Образно – игровые пляски | «Хоровод» муз. Я. Френкеля | Развитие ритмического слуха, выразительности движений, слухового внимания. |
4. Игры | «Игра с куклой» р. н. мелодия «Калинка» | Умение воспринимать контрастные части музыки, развитие слухового внимания. |
ТЕМА « ТОПАЕТ МАЛЫШ» (сентябрь, 4 часа) |
1.Упражнение | « Топ, топ» муз. С. Пожлакова | Развитие навыков начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. |
2.Пляски | «Танец с листиками» укр. нар. мелодия. | Развитие навыков легко и ритмично двигаться, кружиться, воспринимать 2х частную музыку. |
3. Образно – игровые пляски | «Пляска зайчиков» муз. Рожавской «Зайчики» | Развитие умения выполнять образные движения, прыгать, ритмично и легко. |
4. Игры | «Бежит зайка» р. н. музыка., обработка З. Иорданского | Развитие координации движения с характером музыки и текстом песни. |
ТЕМА: « ЛИСА И ЗАЙЧИКИ» (октябрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Муравьишки» муз. Ю. Забутова | Расширение двигательного опыта детей, умение ритмично выполнять упражнение. |
2.Пляски | «Круговая пляска» муз. С. Сатулиной | Развитие способностей бегать по кругу легко и ритмично менять движения, в соответствии со сменой музыки. |
3. Образно – игровые пляски | «Танец зайцев» муз. неизвестного автора | Развивать умения выполнять простейшие перестроения |
4. Игры | « Лиса и зайчики» муз. Д. Львов - Компанейца. | Развитие выразительности движений, ритмического слуха, восприятия контрастных частей музыки. |
ТЕМА: « ВЕСЁЛЫЕ ПАРЫ» (октябрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Ножками затопали» муз. М. Раухвергера. | Формирование навыков ритмической ходьбы, развитие слухового внимания. |
2. Пляски | «Весёлые пары» муз. И. Штрауса. | Развитие способности детей выполнять выразительные движения, в соответствии с музыкой. |
3. Образно – игровые пляски | «Танец с зонтиками» муз. В. Костенко. | Расширение танцевального опыта детей, ознакомление с элементарными плясовыми движениями. |
4. Игры | «Кот и мыши» англ. нар. мелодия. | Развитие выразительности исполнения образных движений, быстрой реакции на смену движений. |
ТЕМА «КУРИЦА И ЦЫПЛЯТА» (ноябрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Курица и цыплята» муз. Л. Вишкарёва. | Развитие слухового внимания. Координации движений, чувства ритма. |
2. Пляски | «Весело покружись» укр. нар. мелодия. | Развитие координации движения, чувства ритма. |
3. Образно – игровые пляски | «Ловишки» муз И. Гайдна. | Формирование умения различать контрастные части музыки, чередовать бег и шаг. |
4. Игры | «Карусель» муз. Т. Кибас. | Способствует созданию хорошего настроения, повышению эмоционального тонуса. |
ТЕМА « ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОПЛЯШЕМ» (ноябрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Давай с тобой попляшем» муз. Н. Мурычёвой. | Развитие слухового внимания, координации, чувства ритма. |
2.Пляски | «Сапожки» р. н. плясовая «По улице мостовой». | Развитие умения различать контрастную по темпу и характеру 2х частную музыку. |
3. Образно – игровые пляски | «Гуляем, пляшем» муз. М. Раухвергера. | Упражнение, способствующее развитий умений слышать изменение частей в музыке, заканчивать движение вместе с музыкой. |
4. Игры | «Кот и мыши» англ. Народная песня. | Расширение двигательного опыта, основных навыков движения: бег, ходьба. |
ТЕМА « СНЕЖИНКИ» (декабрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Маршируем- отдыхаем» муз. Ж. Бизе. | Упражнение на развитие чувства ритма, эмоциональной сферы, координации движений. |
2.Пляски | «Дружные пары» эстонская песня «Рыбачок» | Развитие умения различать контрастные по темпу и характеру 2х частную музыку. |
3. Образно – игровые пляски | «Снежинки» муз. Геллер. | Пляска для развития ловкости, координации движений, чувства ритма. |
4. Игры | «Снежная баба и дети» муз. В. Герчик. | Танец- игра, на умение изменять движение, выразительность движений |
ТЕМА « КАТАНИЕ НА САНЯХ» ( декабрь, 4 часа) |
1.Упражнение | «Катание на санях» муз. Л. Соколова. | Упражнение для развития координации движений, умения бегать в парах. |
2.Пляски | «Ширмочки» муз. Кулау. | Развитие умения ритмично хлопать в ладоши, легко пружинить ногами. |
3. Образно – игровые пляски | «Танец с сосульками» муз. З. Бетман. | Пляска на развитие динамического слуха, чувства ритма. |
4. Игры | «Мы играем» муз. Е. Макшанцевой. | Развитие мелкой моторики, чувства ритма, внимания. |
ТЕМА « НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ» (январь, 2 часа) |
1.Упражнение | «На бабушкином дворе» р. н. мелодия. | Упражнение, направленное на развитие координации движений, умения выразительно выполнять жесты, в соответствии с текстом песни. |
2.Пляски | «Курочки и петушки» р. н. мелодия. | Парный танец для развития умения различать контрастные части музыки, ритмично и выразительно выполнять движения. |
3. Образно – игровые пляски | «Пляска с косыночками» эстонская мелодия. | Учить легко бегать по кругу и кружиться на месте развитие ритмического слуха. |
4. Игры | «Санки» песня не известного автора. | Развивать умение вслушиваться в музыку и в слова песни, выполнять движения в соответствии со словами песни. |
ТЕМА « ЗИМНЯЯ ПЛЯСКА» (январь, 2 часа) |
1.Упражнение | «Весёлые танцоры» р. н. песня «Пойду ль я...» | Упражнение на развитие выразительных движений, способностей координации движений с музыкой и текстом, развитие внимания. |
2.Пляски | «Полька с игрушками» муз. М. Завалишиной | Пляска, способствующая развитию умений легко и ритмично прыгать. |
3. Образно – игровые пляски | «Зимняя пляска» муз. М. Старокадомского. | Упражнение на развитие внимания, умения различать контрастные части музыки. |
4. Игры | «Игра с Дедом Морозом» муз. И. Кишко. | Игра на расширение двигательного опыта. |
ТЕМА «ФОНАРИКИ» (февраль, 4 часа) |
1.Упражнение | «Фонарики и хлопки» р. н. мелодия. | Упражнение на развитие умения двигаться в соответствии со сменой динамики. |
2.Пляски | «Фонарики» муз. Р. Рустамова. | Развитие умения передавать в движении игровые образы. |
3. Образно – игровые пляски | «Весёлый хоровод» обр. М. Иорданского | Развитие умения ориентироваться в пространстве, правильного выполнения танцевальных движений. |
4. Игры | «Игра с персонажами» муз. М. Можжевелова. | Развитие умения двигаться в свободных направлениях, различать части музыки. |
ТЕМА «ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД» (февраль, 4 часа) |
1.Упражнение | «Тихо хлопаем» лат. нар. мелодия. | Упражнение на развитие внимания, динамического слуха. |
2.Пляски | «Полька» муз. И. Кишко. | Развивать умение ориентироваться в пространстве. |
3. Образно – игровые пляски | «Танец с султанчиками» р. н. песня. | Развитие умения различать части музыки, менять движения в соответствии со сменой музыкальных частей. |
4. Игры | «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова. | Пляска способствует развитию точности, ловкости, выразительности движений. |
ТЕМА « НАЙДИ КОШЕЧКУ» (март, 4 часа) |
1.Упражнение | «Мы кошечки» муз. Ф. Констана | Развитие чувства ритма, координации движений. |
2.Пляски | «Ходит Ваня» р. н. мелодия. | Упражнение на развитие основных навыков ходьбы и бега. |
3. Образно – игровые пляски | «Пляска стуколка» укр. нар. мелодия. | Пляска, обучающая умению различать контрастные части музыки, чередовать бег и топотушки. |
4. Игры | «Тихо - громко» муз. Е. Теличеевой. | Пляска на развитие динамического слуха, слухового внимания. |
ТЕМА « ВЕСЁЛЫЕ ХЛОПУШКИ» (март,4 часа) |
1.Упражнение | «Весёлые хлопушки» р. н. мелодия. | Упражнение, направленное на развитие выразительности движений, способности координировать движения с музыкой. |
2.Пляски | «Вот как весело» муз. Т. Вилькорейской. | Пляска на развитие эмоциональной сферы, координации движений. |
3. Образно – игровые пляски | «Полька с игрушками» муз. Т. Завалишиной. | Развитие координации движений, умения бегать под музыку. |
4. Игры | «Кукла шагает и бегает» муз. Е. Теличеевой. | Пляска на развитие ходьбы и бега под музыку, умение начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки |
ТЕМА « САПОЖКИ» (апрель, 4 часа) |
1.Упражнение | «Мы собачки» муз. И. Берлин | Развитие способностей исполнять выразительные движения в соответствием с игровым образом и музыкой. |
2.Пляски | «Давай с тобой попляшем» муз. Н. Мурычёвой | Формирование элементарных плясовых навыков, развитие умения координировать движения с музыкой. |
3. Образно – игровые пляски | «Сапожки» р. н. мелодия | Пляска на развитие лёгкости бега, умения передавать игровые образы. |
4. Игры | «Самолёт» муз. Н. Метлрва. | Игра, способствующая повышению эмоционального тонуса. |
ТЕМА «ГОПАЧОК» (апрель, 4 часа) |
1.Упражнение | «Пройдём в ворота» муз. Т. Ломовой. | Упражнение, развивающее координацию движений, умение быть выразительными. |
2.Пляски | «Воробушки и гриб» муз. М. Раухвергера. | Развитие мелкой моторики, координации движений |
3. Образно – игровые пляски | «Гопачок» укр. нар. мелодия. | Пляска направленная на развитие динамического слуха, чувства ритма, координации движений. |
4. Игры | «Птички и птенчики» муз. Е. Теличеевой. | Игра, направленная на развитие выразительности движений, способности координировать их с музыкой. |
ТЕМА «МЫ КОШЕЧКИ» (май, 4 часа) |
1.Упражнение | «Мы кошечки» муз. Ф. Констанса. | Упражнение на развитие внимания, динамического слуха. |
2.Пляски | «Гуляем, пляшем» муз. М. Раухвергера. | Развитие координации движений, чувства ритма, умения различать контрастные части музыки. |
3. Образно – игровые пляски | «Ловишки» муз. И. Гайдна | Игра, способствующая развитию эмоций, выразительности движений. |
4. Игры | «Кот и мыши» английская народная мелодия | Способствует повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения. |
ТЕМА « ВЕСЁЛЫЕ ТАНЦОРЫ» (май, 4 часа) |
Занятие, обобщающее приобретённый опыт детей, Репертуар из запомнившихся за год произведений. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
(с 3 до 4-х лет)
1 квартальный цикл
Ребёнок помнит, называет знакомые игры, танцы, хороводы.
- Может внимательно воспринимать танец, игру и т. д.
- Способен в общих чертах уловить контрастный характер музыки и движений, понять игровое содержание танца, игры:
- дифференцированно воспринимает основные средства музыкальной выразительности движений;
- элементарно различает основные, сюжетно- образные и танцевальные движения;
- может оценить некоторые умения ориентировки в пространстве.
2 квартальный цикл
- Ребёнок желает участвовать в знакомых пляске, игре, хороводе, проявляет избирательное отношение к ним.
- Может выразительно в движении передавать характер музыки.
- Способен изображать собственное отношение к музыкальному образу, к игровому персонажу, адекватно реагируя на яркие средства музыкальной выразительности.
- Соблюдает согласованность движений с музыкой.
- Владеет в элементарной форме некоторыми движениями:
- основными;
- образными;
- отдельными танцевальными ( русского народного,
- детского бального и современного танцев).
- Знает названия основных и танцевальных движений.
- Старается ритмично выполнять движения под музыку.
- Может исполнять танцы самостоятельно, участвовать в играх ( под песенное сопровождение взрослого или под двухчастную, контрастно звучащую музыку)
- Способен в элементарной форме рассказать о любимых танцах, играх и отражать
и отражать некоторые их особенности в рисунке.
3 квартальный цикл
- Ребёнок проявляет творческие способности в выразительном исполнении фиксированных плясок, игр, хороводов.
- Импровизирует, передавая наиболее яркие особенности игрового образа.
- Придумывает и исполняет простые движения в свободных плясках.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия проводятся в музыкальном зале.
В качестве средств обучения используются:
- мягкие игрушки (петух, собака, кошка и др.),
- рисованные маски (звери, овощи и др.),
- погремушки,
- музыкальные инструменты (бубны, барабаны, фортепьяно и т.д.).
Для воспроизведения фонограммы используется музыкальный центр «Самсунг».
Аудиокассеты:
- «Весёлый зоопарк», 2007
- Деревягина Л. Детские песни, 2006
- Сауко Т. Топ-хлоп, малыш, 2001.
СД-диски:
- Детские песни. В 2х частях. – НААП, 2007
- Музыка для детей. Сборник классической музыки. – ИДДК, 2007
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
I. КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МИШКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»
(первый год обучения)
Цель занятия: развитие музыкальных и сенсорных способностей ребёнка (динамического и тембрового слуха).
Задачи:
1) познакомить с новым репертуаром и повторить ранее выученный музыкально-игровой материал (песни, хороводы, игры и пр.);
2) развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушечным мишкой (умение здороваться, прощаться и др.);
3) формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
4) совершенствовать двигательные навыки (ходьба, прыжки, ходьба по кругу в хороводе и др.), умение выразительно имитировать движения знакомых персонажей животных (зайца, петушка, лисы, медведя и т. д.);
5) расширить знания детей о зимнем празднике.
Роли | Атрибуты | Музыкальный материал |
Ведущий – педагог. Мишка – игрушка. | Корзинка с погремушками. Картинка с изображением ёлки и Деда Мороза. | «Ладошечка»; пьеса Ребикова «Медведь»; любая новогодняя песня по выбору; «Мы идём» Р. Рустамова; «Звери шли на ёлку» (хоровод); пляска с погремушками; игра «Медведь и дети» |
Дети свободно входят в зал, музыкальный руководитель их приветствует и предлагает сесть на стульчики. Исполняется упражнение "Ладошечка" на музыку "Я на горку шла". Педагог хвалит чистые и теплые ладошки детей и предлагает похлопать ими тихо или громко. Дети хлопают по показу педагога – исполняется упражнение "Тихо-громко", муз. Е. Тиличеевой. Затем дети выполняют хлопки только под музыку – без текста. Воспитатель хвалит детей: "какие вы внимательные, как хорошо слушаете музыку" и т. д.
Затем педагог обращает внимание детей на какой-то шум. Под музыку В. Ребикова "Медведь" появляется игрушечный мишка, управляемый воспитателем.
Далее педагог показывает детям, картинку с изображением елки, Деда Мороза. Обсуждает с детьми внешний вид Деда Мороза, его характер (в красной шубе, седая борода, веселый, любит детей, приносит им подарки и т. д.). Затем музыкальный руководитель исполняет новогоднюю песню (любую – по выбору).
Музыкальный руководитель: "Дети, а вы хотите получить подарки от Деда Мороза?" (Дети отвечают). Ну, тогда надо готовиться к празднику, разучивать новогодние песни. Давайте ещё раз споем вместе эту песню (педагог еще раз исполняет новогодний хоровод, дети подпевают).
После окончания песни Мишка хвалит детей (за Мишку говорит воспитатель): "Ой, как мне понравилась песенка! Я тоже хочу ее выучить и прийти к вам гости на праздник!"
Музыкальный руководитель: "Хорошо, Мишка. Мы тебя еще пригласим в гости на праздник. А сейчас посмотри, как наши дети умеют хорошо шагать, прыгать, водить хороводы".
Под музыку М. Рустамова "Мы идем" дети маршируют и прыгают. Затем музыкальный руководитель предлагает детям встать в круг и показать Мишке хоровод, который они разучивают к новогоднему празднику.
(Дети становятся в круг).
Музыкальный руководитель: "Мишка, ты знаешь, наши дети скоро пойдут в гости к Деду Морозу на новогоднюю елку, и вместе с ними под елкой будут плясать Зайчики, Лисички, Петушки и Медвежата. Будет так весело! Хочешь посмотреть?" (Мишка отвечает).
Дети исполняют хоровод "Звери шли на елку" (на мелодию песни "Жили у бабуси", слова А. Ануфриевой).
Лесом по проселку Выходи, Лисичка,
Звери шли на елку. Рыжая сестричка.
Ну, давай, подпевай, Покажи свои царапки,
Шли сюда на елку. Бархатные лапки.
Вот бегут зайчишки, Подошел к дороге
Зайчики-трусишки. Мишка из берлоги.
Ушками задвигали, Толстый, бурый и мохнатый
У ёлочки попрыгали. Мишка-косолапый.
Петушки шагают,
Песню распевают,
Кукареку, кукареку,
Ножки поднимают.
По ходу исполнения хоровода дети имитируют движения персонажей: зайчиков, лисички, петушков и медвежат. Мишка хвалит всех детей, хлопает в ладоши. Музыкальный руководитель также хвалит детей за красивое и выразительное исполнение, поощряет тех малышей, которые особенно постарались (например, "Антон и Анечка скакали, как настоящие зайцы, а Настенька показала нам такую милую Лисоньку, с бархатными нежными лапками. Сережа был прекрасным Петушком, он высоко поднимал ноги и сильно размахивал крыльями, а все малыши замечательно показали, как Медведь топает по снегу", и т. д.).
Музыкальный руководитель: "Мишка, а что у тебя в корзинке? Ты, наверное, приготовил для наших ребят какой-нибудь сюрприз?"
Мишка кивает головой, одобрительно рычит. Музыкальный руководитель (вынимает из корзинки погремушки): "Какие красивые погремушки приготовил для нас Мишка! Давайте весело попляшем!"
Дети танцуют с погремушками. После пляски детей Мишка просит поиграть с ним.
Исполняется любая плясовая двухчастная мелодия (например, "Светит месяц"). На первую часть воспитатель водит Мишку (дети идут по кругу друг за другом), на вторую часть дети произвольно пляшут – Мишка хлопает (в руках у воспитателя).
После окончания музыки дети разбегаются на стульчики, а Мишка их ловит.
Музыкальный руководитель благодарит Мишку за веселую игру и говорит: "А теперь пришла пора прощаться. Давайте, ребята, ласково попрощаемся с нашим другом".
Исполняется песня-упражнение "Ладошечка". При этом воспитатель протягивает каждому ребенку Мишкину лапу, дети гладят ее на слова "Попрощаемся, моя крошечка, ты погладь меня по ладошечке". После этого музыкальный руководитель и дети говорят Мишке "До свиданья" и под веселую маршовую музыку уходят из зала.
II. КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ИГРОВОЙ СИТУАЦИЕЙ
«НАЙДИ КОШЕЧКУ»
(второй год обучения)
Цель – развитие музыкальных и сенсорных способностей ребёнка (динамического и тембрового слуха).
1) обучающие задачи:
-Учить двигаться в соответствии с характером музыки, лёгким бегом и осторожным, мягким шагом;
-Учить начинать движение после вступления и менять движение в соответствии с содержанием песни;
-Учить вживаться в игровую ситуацию, воссоздавать нужные образы;
2) развивающие задачи:
-Развивать чувство ритма;
-Развивать звуковысотный слух;
-Развивать восприятие звукодинамических оттенков и правильно реагировать на них;
3) воспитательные задачи:
-Воспитывать добрые отношения к животным;
-Воспитывать любовь к музыке, желание общаться друг с другом;
-Воспитывать культуру общения;
Материал: Кошка (мягкая игрушка), бубен
Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал
М.р. Здравствуйте! Как я рада встретить вас в музыкальном зале. А по дороге, вы мою кошку Мурку не встречали? Куда же она пропала? Давайте её поищем (звучит музыка, то громче, то тише). Дети ходят по залу, ищут кошечку - мягкую игрушку
М. р. Нашли кошечку, поздоровайтесь с ней!
Кошка: мяу, мяу!
М. р. Представь, Мурка, что дети - твои котятки. Ребята, кошечка хочет с вами познакомиться (дети называют свои имена).
А как ходит кошечка? Какие у неё лапки, как она клубочки катает? М.. р. предлагает «котятам» ходить мягко, не слышно, Учит выполнять образные движения, подсказанные характером музыки. Передавать их в движении (упражнение «Кошечка» муз. Т. Ломовой).
М. р. Какие замечательные котятки! Лапки мягкие, хвостики виляют! Как котятки молочко просили? Правильно: мяу, мяу. А как потом благодарили: мур, мур.
Покушали котятки молочка, и спать захотели. Давайте и маму кошку положим на подушечку, и сами присядем на корточки и поспим. (Дети присаживаются, закрывают глаза). М. р. ходит между детей, гладит « котят» и поёт песню «Серенькая кошечка» муз. В. Витлина.
М. р. Пора просыпаться, но я не буду делать музыку слишком громко, что бы не напугать котят. (звучит тихая музыка) Котятки открывают глазки, потягиваются ( музыка звучит громче) Котятки встают, начинают веселиться, прыгать. (Пляска « Громко - тихо» муз. Т. Сауко)
М. р. А как котятки умеют хлопать лапками? Громко (дети громко хлопают в ладоши).
Тихо (дети тихо хлопают). А прятать лапки за спинки? (дети прячут руки за спину). Ну что же, давайте все вместе поиграем (проводиться музыкально-дидактическая игра « Прятки» р. н. мелодия в обработке Р. Рустамова, в ходе которой, дети закрепляют умение реагировать на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши ).
М. р. Как котятки хорошо лапки свои прятали! А спрятаться тихо и бесшумно сможете?
(дети прячутся, спрятав лицо ладошками)
М. р. Я по комнате хожу
Деток я не нахожу,
Ну, куда же мне пойти,
Где ребят своих найти?
Нужно бубен мне достать,
Веселее поиграть!
Все услышат – прибегут
И со мною в пляс пойдут!!!
(музыкальный руководитель играет на бубне - дети «находятся»). Все вместе исполняют весёлую пляску. Музыка звучит в записи. Важно, что бы у детей, во время пляски создалось хорошее настроение, возникло желание двигаться со всеми вместе, используя знакомые движения: пружинить и притопывать ногами, хлопать в ладоши, стучать каблучками, вращать кистями рук, подпрыгивать и т. д.
М. р. Молодцы, котятки! Весело плясали, а теперь отдохните, посидите на стульчиках
(дети садятся, им раздают погремушки)
М. р. Поиграйте теперь сами, а кошечка попляшет (дети воспроизводят ритм рус. нар. мелодии « Ах, вы сени». Музыкальный руководитель и кошечка пляшут под музыку.)
М. р. Молодцы, понравилось вам занятие? Кто приходил к нам в гости? (ответы детей).
Вы были хорошими котятами, а кошечка научила вас красиво плясать, бегать и прыгать под музыку, а ещё весело играть на погремушках! Попрощайтесь с ней! (дети прощаются с игрушкой) До свидания!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галикузова и др. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
- Воспитание детей малого возраста: Метод. Пособие к программе « Кроха». Под редакцией Г. Г. Григорьевой.- Н. Новгород, 1997.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л. Н. Павловой.- М.: Просвещение, 1986.
- Гераскина Л. « Ожидание чуда» : Издательский дом « Воспитание дошкольника», 2007.
- Музыка в детском саду / Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комисарова, М.: Музыка, 1995.
- Программа музыкально – ритмического воспитания « Танцуй, малыш». Под ред. Т. И. Суворовой. – « Музыкальная палитра» С-Пб.,2006.
- Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста/ Элеонора Костина. – Линка – Пресс, 2008.
- Сауко Т. Н. , Буренина А. И. Топ- хлоп, малыши: Программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3-х лет.- С-Пб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкально - образные движения как средство развития выразительного исполнительства детей дошкольного возраста" Методическая работа
Методическая работа. Рассматривается понятие образности как основы музыкального искусства, процесс постижения музыкального образа на занятиях в ДОУ, педагогический аспект работы над музыкально-образны...
Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии
Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....
Анализ средств музыкальной выразительности симфонии № 1 В. Калинникова
Симфонию № 1 Калинникова называют «песней жаворонка» русского симфонизма. В этой музыке, так же как и в лирических пейзажах русских художников, поет русская природ...
Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...
Конспект НОД "Средства музыкальной выразительности"
Для подготовительной группы...
Конспект музыкального занятия "Почему музыка всегда разная? Знакомимся со средствами музыкальной выразительности."
Данный материал поможет систематизировать знания детьми средств музыкальной выразительности....
Средства музыкальной выразительности на музыкальных занятиях с дошкольниками
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства....