Конспект музыкального занятия "Почему музыка всегда разная? Знакомимся со средствами музыкальной выразительности."
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)
Данный материал поможет систематизировать знания детьми средств музыкальной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti.docx | 20.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со средствами музыкальной выразительности.
Задачи: Формировать понятие о средствах музыкальной выразительности: характере, темпе, ритме, динамике, высоте звучания.
Развивать образное восприятие музыкальных произведений.
Материал: аудиозаписи произведений, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты по количеству детей (маракасы, бубны, колокольчики, бубенцы, бубны, барабаны).
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку «Маленькая сказка» А. Гречанинова.
(На экране 1 слайд – скрипичный ключ)
Музыкальный руководитель.
-Ребята, нас сегодня встретила музыка. И это прекрасно!
-Поприветствуем друг друга!
Музыкальное приветствие.
-Я рада видеть вас здоровыми, доброжелательными. Вижу у вас прекрасное настроение.
-Каждая музыка тоже имеет свое настроение, характер. Вы согласны?
-Какая бывает музыка по характеру?
(2 слайд – пиктограмма грусть и радость)
-Правильно, мелодия может быть веселой или грустной.
-Вспомните, какой ещё по характеру может быть музыка?
-Все верно мелодия может быть спокойной, как например, в колыбельной песне.
(пиктограмма спокойствие)
-Но как же композитору удается передать характер?
-Попробуем разобраться! Послушаем музыку!
(3 слайд – картинка с изображением плачущей девочки)
Слушание «Болезнь куклы» П. И. Чайковского (отрывок)
Музыкальный руководитель.
- Какое настроение у этой мелодии?
-Да, она грустная, печальная. Звуки похожи на слезы, которые капают из глаз девочки. Оно называется «Болезнь куклы», а написал его композитор П. И. Чайковский.
Музыкальный руководитель.
-А вот другое произведение.
(4 слайд – картинка девочка кружится в танце с куклой)
Слушание «Новая кукла» П. И. Чайковского (отрывок)
Музыкальный руководитель.
-Какое настроение у этого произведения?
-Все верно, музыка веселая. Девочка рада новой кукле. Произведение так и называется «Новая кукла». Его тоже написал П. И. Чайковский.
-А это произведение быстрое или медленное?
-Верно, музыка быстрая.
-Что нам с вами хочется делать под эту музыку?
-Кружиться вместе с девочкой. Можно взять ленточки, легкие шарфики и потанцевать под эту музыку.
Активное слушание произведения (дети движениями рук, танцем передают характер произведения)
-Молодцы, как легко, весело вы передали настроение произведения.
Посмотрим снова на экран.
(5 слайд – на нем изображены мышка и черепаха)
Музыкальный руководитель.
-Вот перед нами две картинки – мышка и черепаха. Чем отличаются эти животные?
-Правильно, черепаха ползёт медленно, а мышка бежит быстро.
-Так и мелодии бывают быстрыми, как например, в «Новой кукле».
-Когда мы слышим быструю музыку, нам кажется, что мы играем в догонялки, быстро бежим.
-А под медленную спокойную мелодию так хорошо прогуляться по парку.
Игра «Быстро – медленно»
-Представьте, тихо падают снежинки – покажите движениями рук.
-А сейчас разыгралась вьюга.
-Мама качает ребенка на руках.
-Летит самолет.
-Все верно, ваши движения то быстрые, то медленные в зависимости от того, что мы показываем.
(6 слайд – на нем изображены колокольчик и барабан)
Музыкальный руководитель.
-Может барабан громко, громко зазвучать, а ему тихо, тихо ответит колокольчик.
-Вот так музыка может быть разной по силе звучания – громкой и тихой.
-Громкие звуки подходят для торжественного марша.
Активное слушание отрывка «Торжественный марш» П. И. Чайковского
-А сейчас споем колыбельную песню. Как мы её будем исполнять - громко? Почему тихо?
-Выберите музыкальный инструмент, который мог бы сопровождать исполнение этой песни. Почему?
«Спи, моя радость, усни» В. Моцарт
-Ребята, как мы исполняли песню по силе звучания, по громкости?
-Ребята, а как бы мы исполнили, например, песню о друге?
-Все верно, мы спели бы её не очень громко, но и не тихо.
-Посмотрим на экран.
(7 слайд – на нем изображены многоэтажный и одноэтажный дома)
Музыкальный руководитель.
-Высоко вверх устремился многоэтажный дом, вот он какой высокий. А про одноэтажный дом можно сказать, что он низкий.
-Итак, перед нами высокий и низкий дом. Также и среди вас есть ребята повыше, а есть пониже.
Игра «Кто выше»
-Постройтесь по росту от самого высокого до самого низкого из вас.
-А сейчас разделимся на две подгруппы. Теперь построимся от самого низкого до самого высокого в своей подгруппе.
-Молодцы, спасибо.
(играет на металлофоне высокий и низкий звук)
-Ребята, а что можно сказать про эти звуки, одинаковые ли они по высоте?
-Да, звуки тоже могут быть высокими и низкими.
-Что мы можем представить себе, когда слышим звучание высоких звуков?
-Да, это может быть чирикает маленькая птичка.
-Сейчас мы с вами послушаем отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, тему «Птичка». Можно передать движениями рук её полет.
Активное слушание темы птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (отрывок)
-Спасибо. Какие по высоте звуки вы услышали?
-А когда звучат низкие звуки, кто или что вам представляется? (ответы детей)
-Да, это может быть идет медведь, а может быть рычит лев.
Активное слушание «Лев» К. Сен – Санс (отрывок)
-Итак, звуки бывают высокие и низкие.
(8 слайд– на нем изображены большие и маленькие капли)
Музыкальный руководитель.
-Посмотрите, перед вами капли – большие и маленькие капли. Большая капля – обозначает звук долгий, длинный, а маленькая – короткий.
-У каждой мелодии есть свой ритм – чередование длинных и коротких звуков.
-Послушаем мелодию осеннего дождика.
Активное слушание «Дождик» С. Майкопар
(9 слайд – на нем изображены капли – 4 маленьких и 4 больших)
-Прохлопаем этот ритм.
Музицирование.
-Ребята, перед вами музыкальные инструменты. Выберите те, которые помогут вам сыграть мелодию с четким ритмом.
-Выберите те, которые помогут сыграть плавную мелодию.
-Спасибо, ребята.
-Итак, теперь мы знаем, чем отличаются все мелодии друг от друга. Давайте ещё раз вспомним.
(10 слайд – пиктограммы грусть и радость)
Музыкальный руководитель.
-Да, верно, мелодии могут иметь разный характер – например, грустный или веселый.
(11 слайд – мышка и черепаха)
Музыкальный руководитель.
-Мелодии бывают быстрыми и медленными.
(12 слайд– большие и маленькие капли)
Музыкальный руководитель.
-Эта картинка нам подсказывает, что звуки могут быть длинные и короткие.
(13 слайд – многоэтажный и одноэтажный дома)
Музыкальный руководитель.
- А также звуки различаются по высоте. Они бывают высокие и низкие.
(14 слайд – колокольчик и барабан)
Музыкальный руководитель.
-Барабан и колокольчик напоминают нам о том, что звуки могут быть разными по силе звучания. Какими?
Верно, тихими и громкими.
(15 слайд – таблица - пиктограммы грусти и радости, картинки мышки и черепахи, большие и маленькие капли, многоэтажный и одноэтажный дома, колокольчик и барабан)
-Именно эти средства делают музыку такой выразительной.
-Именно они помогают композиторам передавать музыку так, что образ льва не перепутать с птичкой, или например, мы сразу узнаем, в каком произведении девочка грустит, а в каком радуется.
-Благодаря этим средствам выразительности музыка такая разная.
-Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
-Какое музыкальное произведение из тех, что мы с вами уже слушали раньше, вам хотелось бы послушать ещё раз?
Активное слушание по желанию детей.
- Возьмите музыку с собой в сердце!
-Спасибо! До новых музыкальных встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...
Развитие музыкальных творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Консультация для родителей...
Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...
План-конспект занятия по музыке на тему: "Путешествие в страну музыкальных профессий" в подготовительной к школе группе
Занятие рекомендованно для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД "Средства музыкальной выразительности"
Для подготовительной группы...
Средства музыкальной выразительности на музыкальных занятиях с дошкольниками
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...