Конспект музыкального занятия "Почему музыка всегда разная? Знакомимся со средствами музыкальной выразительности."
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа)

Ямакина Татьяна Владимировна

Данный материал поможет систематизировать знания детьми средств музыкальной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti.docx20.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со средствами музыкальной выразительности.

Задачи: Формировать понятие о средствах музыкальной выразительности: характере, темпе, ритме, динамике, высоте звучания.

Развивать образное восприятие музыкальных произведений.

Материал: аудиозаписи произведений, компьютерная презентация, детские музыкальные инструменты по количеству детей (маракасы, бубны, колокольчики, бубенцы, бубны, барабаны).

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку «Маленькая сказка» А. Гречанинова.

(На экране 1 слайд – скрипичный ключ)

Музыкальный  руководитель. 

-Ребята, нас сегодня  встретила музыка. И это прекрасно!

-Поприветствуем друг друга!

Музыкальное приветствие.

-Я рада видеть вас здоровыми, доброжелательными. Вижу у вас прекрасное настроение.

-Каждая музыка тоже имеет свое настроение, характер. Вы согласны?

-Какая бывает музыка по характеру?

(2 слайд – пиктограмма грусть и радость)

-Правильно, мелодия может быть веселой или грустной.

-Вспомните, какой ещё по характеру может быть музыка?

-Все верно мелодия может быть спокойной, как например, в колыбельной песне.

(пиктограмма спокойствие)

 -Но как же композитору удается передать характер?

-Попробуем разобраться! Послушаем музыку!

(3 слайд – картинка с изображением плачущей девочки)

                      Слушание «Болезнь куклы» П. И. Чайковского (отрывок)

Музыкальный  руководитель. 

- Какое настроение у этой мелодии?

-Да, она грустная, печальная. Звуки похожи на слезы, которые капают из глаз девочки. Оно называется «Болезнь куклы», а написал его композитор П. И. Чайковский. 

Музыкальный  руководитель. 

-А вот другое произведение.

             (4 слайд –  картинка девочка кружится в танце с куклой)

                         Слушание «Новая кукла» П. И. Чайковского (отрывок)

Музыкальный  руководитель. 

-Какое настроение у этого произведения?

-Все верно, музыка веселая. Девочка рада новой кукле. Произведение так и называется «Новая кукла». Его тоже написал  П. И. Чайковский.

-А это произведение быстрое или медленное?

-Верно, музыка быстрая.

-Что нам с вами хочется делать под эту музыку?

-Кружиться вместе с девочкой. Можно взять ленточки, легкие шарфики и потанцевать под эту музыку.

                            Активное слушание произведения (дети движениями рук, танцем передают характер произведения)

-Молодцы, как легко, весело вы передали настроение произведения.

Посмотрим снова на экран.

(5 слайд –  на нем изображены мышка и черепаха)

Музыкальный  руководитель. 

-Вот перед нами две картинки – мышка и черепаха. Чем отличаются эти животные?

-Правильно, черепаха ползёт медленно, а мышка бежит быстро.

-Так и мелодии бывают быстрыми, как например, в «Новой кукле».

-Когда мы слышим быструю музыку,  нам кажется, что мы играем в догонялки, быстро бежим.

-А под медленную спокойную мелодию так хорошо прогуляться по парку.

Игра «Быстро – медленно»

-Представьте, тихо падают снежинки – покажите движениями рук.

-А сейчас разыгралась вьюга.

-Мама качает ребенка на руках.

-Летит самолет.

-Все верно, ваши движения то быстрые, то медленные в зависимости от того, что мы показываем.

(6 слайд –  на нем изображены  колокольчик и барабан)

Музыкальный  руководитель. 

-Может барабан громко, громко зазвучать, а ему тихо, тихо ответит колокольчик.

-Вот так музыка может быть разной по силе звучания – громкой и тихой.

-Громкие звуки подходят для торжественного марша.

Активное слушание  отрывка «Торжественный марш» П. И. Чайковского

-А сейчас споем колыбельную песню. Как мы её будем исполнять  - громко? Почему тихо?

-Выберите музыкальный инструмент, который мог бы сопровождать исполнение этой песни. Почему?

«Спи, моя радость, усни» В. Моцарт

-Ребята,  как мы исполняли песню по силе звучания, по громкости?

-Ребята, а как бы мы исполнили, например, песню о друге?

-Все верно, мы спели бы её не очень громко, но и не тихо.

-Посмотрим на экран.

 (7 слайд –  на нем изображены многоэтажный и одноэтажный дома)

Музыкальный  руководитель. 

-Высоко вверх устремился многоэтажный дом, вот он какой высокий. А про одноэтажный дом можно сказать, что он низкий.

-Итак, перед нами высокий и низкий дом. Также и среди вас есть ребята повыше, а есть пониже.

Игра «Кто выше»

-Постройтесь по росту от самого высокого до самого низкого из вас.

-А сейчас разделимся на две подгруппы. Теперь построимся от самого низкого до самого высокого в своей подгруппе.

-Молодцы, спасибо.

(играет на металлофоне высокий и низкий звук)

-Ребята, а что можно сказать про эти звуки, одинаковые ли они по высоте?

-Да, звуки тоже могут быть высокими и низкими.

-Что мы можем представить себе, когда слышим звучание высоких звуков?

-Да, это может быть чирикает маленькая птичка.

-Сейчас мы с вами  послушаем отрывок из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, тему «Птичка». Можно передать движениями рук её полет.

Активное слушание темы птички  из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (отрывок)

-Спасибо. Какие по высоте звуки вы услышали?

-А когда звучат низкие звуки, кто или что вам представляется? (ответы детей)

-Да, это может быть идет медведь, а может быть рычит лев.

Активное слушание «Лев» К. Сен – Санс (отрывок)

-Итак, звуки бывают высокие и низкие.

(8 слайд–  на нем изображены  большие и маленькие капли)

Музыкальный  руководитель. 

-Посмотрите, перед вами капли – большие и маленькие капли. Большая капля – обозначает звук долгий, длинный, а маленькая – короткий.

-У каждой мелодии есть свой ритм – чередование длинных и коротких звуков.

-Послушаем мелодию осеннего дождика.

Активное слушание «Дождик» С. Майкопар

(9 слайд – на нем изображены капли – 4 маленьких и 4 больших)

-Прохлопаем этот ритм.

Музицирование.

-Ребята, перед вами музыкальные инструменты. Выберите те, которые помогут вам сыграть мелодию с четким ритмом.

-Выберите те, которые помогут сыграть плавную мелодию.

-Спасибо, ребята.

-Итак, теперь мы знаем, чем отличаются все мелодии друг от друга. Давайте ещё раз вспомним.

                      (10 слайд – пиктограммы грусть и радость)

Музыкальный  руководитель. 

-Да, верно, мелодии могут иметь разный характер – например, грустный или веселый.

(11 слайд –  мышка и черепаха)

Музыкальный  руководитель. 

-Мелодии бывают быстрыми и медленными.

(12 слайд–  большие и маленькие капли)

Музыкальный  руководитель. 

-Эта картинка нам подсказывает, что звуки могут быть длинные и короткие.

(13 слайд –  многоэтажный и одноэтажный дома)

Музыкальный  руководитель.

- А также звуки различаются по высоте. Они бывают высокие и низкие.

(14 слайд –  колокольчик и барабан)

Музыкальный  руководитель. 

-Барабан и колокольчик напоминают нам о том, что звуки могут быть разными по силе звучания. Какими?

Верно, тихими и громкими.

(15 слайд – таблица - пиктограммы грусти и радости, картинки мышки и черепахи, большие и маленькие капли, многоэтажный и одноэтажный дома, колокольчик и барабан)

-Именно эти средства делают музыку такой выразительной.

-Именно они помогают композиторам передавать музыку так, что образ льва не перепутать с птичкой, или например, мы сразу узнаем, в каком произведении девочка грустит, а в каком радуется.

-Благодаря этим средствам выразительности музыка такая разная.

-Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

-Какое музыкальное произведение из тех, что мы с вами уже слушали раньше, вам  хотелось бы послушать ещё раз?

Активное слушание по желанию детей.

- Возьмите музыку с собой в сердце!

-Спасибо! До новых музыкальных встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий

По утверждению специалистов, дошкольный возраст – синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...

Средства музыкальной выразительности на музыкальных занятиях с дошкольниками

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...