"Сказки Музыкального Королевства" - Развлечение по слушанию музыки
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Сценарий театрализованного развлечения по слушанию музыки в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_muzykalnogo_korolevstva.doc | 975 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развлечение по слушанию музыки
в подготовительной к школе группе
Задачи:
- Формировать основы музыкальной культуры дошкольников.
- Расширять музыкальный кругозор детей.
- Прививать любовь к классической музыке; развивать музыкальный вкус, эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки различного характера. Побуждать к осмыслению её выразительных средств в активной творческой деятельности.
- Обогащать словарный запас, развивать навыки выразительного чтения.
Музыкальный материал:
- Вступление – Фанфары из «Итальянского каприччио», П.Чайковского.
- Вход детей – Интермеццо из оперы «Сельская честь», П.Масканьи.
- Появление Королевы Музыки – «Царство сластей» из балета «Щелкунчик», П.Чайковского (I фрагмент).
- «Китайский танец» из балета «Щелкунчик», П.Чайковского.
- «Шутка» из оркестровой сюиты № 2 И.-С.Баха.
- «Длинноухие персонажи» К.Сен-Санса из цикла «Карнавал животных».
- «Кукушка» Л. Дакена.
- «Соловей» А. Алябьева в обработке Ф.Листа.
- «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», П.Чайковского.
- «Тамбурин» Ж.-Ф. Рамо.
- «Музыкальная табакерка» А.Лядова.
- «Архангельские колокола».
- Выход детей из зала - «Царство сластей» из балета «Щелкунчик», П.Чайковского (II фрагмент).
Действующие лица:
Королева Музыки – музыкальный руководитель
Китайский Император – воспитатель
Соловей
Девочка-кухарка
Придворные 1, 2, 3
Цветы
Бабочки
Мотыльки
Жучки
Оборудование:
Костюмы:
1. Королева Музыки
2. Китайский Император
3. Девочка – кухарка
4. Соловей
5. Придворные
6. Цветы, бабочки, мотыльки, жучки
Реквизит:
1. Книги сказок (2)
2. Колокольчики
3. Трон Императора
4. Тумбочка, столик
5. Птичья клетка
6. Искусственный соловей
7. Деревья, кусты, ёлки (объёмные и плоскостные)
8. Водяная свистулька
9. Ленты
10. Орден «Золотой туфли»
11. Письмо Королевы Музыки
12. Веера
Декорации:
1. Дворец Императора
2. Лес
♪ Звучат фанфары – «ИТАЛЬЯНСКОЕ КАПРИЧЧИО»
П.Чайковского.
♪ Под звучание ИНТЕРМЕЦЦО из оперы «СЕЛЬСКАЯ
ЧЕСТЬ» П.Масканьи входят дети, останавливаются
в центре зала в произвольном построении.
Воспитатель: Как странно… Все гости давно собрались, а хозяйки, Королевы Музыки, почему-то нет… Но я чувствую её присутствие! Слышите, это звучит невидимый королевский оркестр!
(Прислушиваются к музыке.)
Это Королева Музыки говорит с нами с помощью музыкальных звуков и слова при этом совсем не нужны! Ведь язык Музыки – это язык настроений и чувств. Он понятен всем людям! Прислушайтесь!
(Музыка постепенно затихает.)
Но сегодня у нас праздник! А в такой день всегда ждёшь какого-то чуда…
♪ Звучит фрагмент из II акта балета «ЩЕЛКУНЧИК»
П.Чайковского - «ЦАРСТВО СЛАСТЕЙ».
Входит Королева Музыки.
Королева Музыки: Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я, Королева
Музыки, очень рада, что вы откликнулись на мое приглашение и посетили Музыкальное Королевство! Все вы хорошо знаете, что одна из самых больших радостей – это умение слушать настоящую Музыку. Тысячи чудесных мелодий, созданных композиторами разных времён и народов, наполняют наши сердца Красотой и Гармонией. По всей большой планете разносятся звуки Музыки, которые делают нас чище, богаче, добрее… Но, довольно слов. Пусть звучит музыка!
♫ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ»,
музыка и слова Л.Эйлазовой:
Королева Музыки:
Пусть на всей большой планете будут счастливы все дети!
Ну, а я для вас, ребята, и сыграю, и спою!
Чудо-радугу я нарисую, чудо-музыку вам подарю!
Дети:
Эта музыка пусть льётся и над всей Землёй несётся!
Пусть раскрасит Землю эту золотым, как солнце цветом!
Королева Музыки: А теперь, прошу вас,
рассаживайтесь поудобнее.
(Дети располагаются на ковре.
Королева Музыки раскрывает книгу сказок.)
Сегодня я приготовила для вас одну замечательную историю…
♪ Звучит «КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ» П.Чайковского из балета
«Щелкунчик».
Королева Музыки: Дело было давно, в Китае. В целом мире не
нашлось бы дворца роскошнее Императорского. В саду росли чудесные цветы, и к самым красивым из них были привязаны серебряные колокольчики – они всё время звенели, чтобы никто не прошёл мимо.
♫ На продолжение звучания «КИТАЙСКОГО ТАНЦА»
П.Чайковского Цветы исполняют
ТАНЕЦ – ИМПРОВИЗАЦИЮ с колокольчиками.
Королева Музыки: За садом раскинулся прекрасный лес,
который доходил до самого Синего моря. Там на берегу в густых ветвях жил Соловей, который пел так чудесно, что все заслушивались его пением. Со всех концов света стекались путешественники. Все они любовались дворцом и садом Императора, но, услышав пение Соловья, говорили: «Вот это прекраснее всего!». Обо всём, что удалось увидеть, путешественники рассказывали в книгах, и одна из них попала в руки Императора.
♪ На повторное звучание «КИТАЙСКОГО ТАНЦА» входит
Китайский Император, садится на трон, берёт книгу и, читая,
кивает головой.
Император: Что такое?! Соловей?! Оказывается, в моём государстве
есть замечательная птица – Соловей! Почему же мне ни разу не доложили о ней?! Желаю, чтобы она была здесь и пела предо мной сегодня же вечером!
(Император уходит.)
Королева Музыки: Приближённые Императора принялись бегать вверх и вниз по лестницам, заглядывать во все дворцовые залы, но… никто даже не слыхал о Соловье.
♪ Звучит «ШУТКА» из оркестровой сюиты № 2 И.-С. Баха.
Придворные суетливо бегают через кулисы и выводят
Девочку – кухарку, одевшую передник за кулисами.
Королева Музыки: Наконец отыскали на кухне одну
бедную девочку.
Девочка – кухарка: Да как же не знать Соловья! Когда я слышу его
пение, слёзы так и текут из глаз, а на душе становится так радостно, словно матушка целует меня!..
Придворный 1: Если ты сведёшь нас к Соловью, я разрешу
тебе посмотреть, как кушает Император!
Королева Музыки: И все отправились в лес. Шли они, шли… и
вдруг где-то закричал осёл…
♪ Звучит пьеса «ДЛИННОУХИЕ ПЕРСОНАЖИ» К.Сен-Санса
из цикла «Карнавал животных».
Придворный 2: О! Вот он! Это поёт Соловей!
Какой, однако, сильный голос!
Девочка-кухарка: Нет, что вы! Это же кричит осёл!
Королева Музыки: Немного погодя послышалось кукование
кукушки…
♪ Звучит пьеса «КУКУШКА» Л. Дакена.
Придворный 3: Изумительно! Теперь я услышал его!
Девочка–кухарка: Нет же! Это – кукушка. Но скоро мы услышим
Соловья! А вот и он сам!
♪ Звучит пьеса «СОЛОВЕЙ» А.Алябьева в обработке Ф.Листа
(I фрагмент).
Появляется Соловей, летает по залу, остановившись около придворных, берёт водяную свистульку. Разговор ведётся на фоне музыки.
Придворный 1: Какой невзрачный!..
Придворный 2: Вот уж не ожидал, что он такой…
Придворный 3: Наверное, его краски полиняли,
когда он увидел столько знатных
людей!
Девочка–кухарка: Соловушка! Наш Император
Желает тебя послушать!
Соловей: Очень рад!
(«поёт» - играет на водяной свистульке)
На окончание звучания фрагмента пьесы:
Придворный 1: Соловушка! Мы приглашаем тебя на придворный
праздник во дворец Императора!
(Все идут к трону.)
Королева Музыки: А во дворце уже шли приготовления к празднику.
В залах расставили великолепные цветы. Вокруг них порхали нежные бабочки и юркие жучки…
♫ Под звучание «ВАЛЬСА ЦВЕТОВ» П.Чайковского из балета
«ЩЕЛКУНЧИК» Цветы, Бабочки и Жучки исполняют
ТАНЕЦ – ИМПРОВИЗАЦИЮ.
Входит Император, придворные и Соловей приближаются к нему.
Королева Музыки: Император уселся на трон и милостиво кивнул
маленькой серенькой птичке. Соловей запел, да так дивно, что у Императора на глазах выступили слёзы. Они покатились по щекам, а Соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, которая так и хватала за сердце…
♪ Звучит пьеса «СОЛОВЕЙ» А.Алябьева в обработке Ф.Листа
( II фрагмент).
Император: За твоё чудесное пение я жалую тебе
«Золотую туфлю» на шею!
Соловей: Спасибо, не надо. Я видел в Ваших глазах
слёзы. Какой ещё награды мне желать?!
Королева Музыки: Соловью приказали остаться при дворе. К нему
приставили слуг и разрешили гулять два раза днём и один раз ночью. Каждый придворный при этом крепко держал
его за привязанную к лапке шёлковую ленточку.
Немного радости в таких прогулках…
♪ Звучит пьеса «ТАМБУРИН» Ж.-Ф. Рамо.
Дети – «придворные» выполняют движения по тексту.
Королева Музыки: Как-то раз Императору доставили
посылку. (Придворный вносит клетку.)
В ней был искусственный соловей, очень похожий на живого, но весь осыпанный драгоценными камнями. Стоило завести его, как он начинал петь и поводить хвостиком.
♪ Звучит «МУЗЫКАЛЬНАЯ ТАБАКЕРКА» А.Лядова
в исполнении квартета арф.
Придворные (по очереди): Ах! Какая прелесть!! Какая красота!
Как чудесно!
Соловей «незаметно улетает».
Королева Музыки: Тридцать три раза пропел искусственный
соловей одну и ту же песенку и не устал.
(Император вешает на клетку искусственного соловья Орден «Золотой туфли».)
Все охотно послушали бы его ещё, да Император решил, что надо бы спеть и живому Соловью. Но куда же он девался? Никто и не заметил, как он вылетел в открытое окно и унёсся в свой зелёный лес…
Искусственного соловья поместили возле Императора, и вскоре все во дворце знали каждую нотку его незамысловатой песенки.
Прошло много лет. Император сильно постарел. Уже избрали ему преемника, и каждый спешил поклониться новому Императору
(придворные уходят), а старый сидел один…
♪ Звучат АРХАНГЕЛЬСКИЕ КОЛОКОЛА.
Королева Музыки (на звучание хора):
Его одолевали страшные мысли и воспоминания – это злые и добрые дела Императора напоминали ему о себе.
Император (испуганно):
Музыку сюда, музыку! Пой хоть ты, милая, славная, золотая птичка! Я одарил тебя золотом, я повесил тебе на шею свою «Золотую туфлю», так пой же, пой!
Королева Музыки: Но птичка молчала - некому было
её завести, а без завода она петь
не могла… Но вот за окном послышалось дивное пение.
(Влетает Соловей.) Это пел маленький живой Соловей.
Узнав, что Император горюет, он прилетел, чтобы утешить
и ободрить его. Он пел, и призраки, окружавшие Императора, стали тускнеть, а в ослабевшем теле появились силы. И Император почувствовал себя лучше.
♪ Звучит пьеса «СОЛОВЕЙ» А.Алябьева (окончание).
Император: Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! Чем же
мне вознаградить тебя?
Соловей: Ты уже вознаградил меня – я видел слёзы на твоих
глазах, когда первый раз пел тебе. Этого мне не забыть никогда! Слёзы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца! Засни теперь и просыпайся здоровым и бодрым! А я буду петь тебе о счастливых и несчастных, о добре и зле…
♪ Звучит пьеса «СОЛОВЕЙ» А.Алябьева.
Соловей поёт.
Королева Музыки: Проснулся Император в чудесном настроении.
Когда к нему вошли придворные, они застыли от удивления – Император был полон сил и здоровья!
Император: С добрым утром!
Ничего нет в мире Музыки чудесней,
Потому, что Музыка живёт у нас в сердцах!
♪ Звучит «КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ» П.Чайковского.
(Император уходит.)
Королева Музыки: Вот так заканчивается эта замечательная сказка.
Оказывается, Музыка умеет творить чудеса!
И когда она звучит, моё сердце бьётся в такт с вашими сердцами – добрыми, трепетными, открытыми!
Мне кажется, самое прекрасное, что есть на земле – это Музыка! Слушайте её, любите, наполняйте Музыкой свою жизнь. И тогда жизнь будет прекрасна!
И кто знает, может быть, кто-то из вас в скором времени сможет создать свою необыкновенную мелодию, способную совершать настоящие чудеса! Дружите с музыкой всегда!
Дети: Мы дружим с Музыкой!
Ребенок: Если мы дружим с Музыкой с детства,
Если мы с детства любим её,
Жить нам на свете просто чудесно!
Музыка дарит нам волшебство!
Дети: Мы любим Музыку!
Королева Музыки: Я очень рада, ребята! И хочу, чтобы вы знали,
что двери Музыкального Королевства открыты
для вас всегда! До новых встреч!
♪ Под звучание II части фрагмента «ЦАРСТВО СЛАСТЕЙ»
из балета «ЩЕЛКУНЧИК» П.Чайковского
дети прощаются с Королевой Музыки и выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки в младшей группе
Слушание произведения "Баю, бай", музыка М.Красева. Музыкальный материал систематизирован по музыкальным занятиям....
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ "ПУТЕШЕСТВИЕ БАБОЧКИ"
Дидактическая игра на развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение, анализировать и выделять его части....
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», струнно-смычковая группа инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Группа ударных инструментов»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа ударных инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, запо...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Струнно-смычковая группа»
Знакомство детей с инструментами симфонического оркестра можно сделать простым и интересным, если оно будет в игровой форме. Ведь игравая форма помогает облегчить для детей сложный материал....