Музыкальный кружок "Фольклор Севера" (6-7 лет)
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_kruzhok_6-7_let..docx | 21.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Фольклор Севера"
Пояснительная записка
Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.
Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения дошкольников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями фольклора должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.
Дополнительная образовательная программа «Фольклор Севера» имеет художественную направленность и рассчитана на детей 6 – 7 лет. Срок обучения -1 год (при нагрузке 1час в неделю). Приём детей осуществляется с начала учебного года без специального отбора, единственный критерий – желание ребёнка.
Занятия проводятся вне непосредсвенно образовательной деятельности 1 раз в неделю в музыкальном зале, соответствующем санитарно – гигиеническим нормам. Программа реализуется через обучающие занятия, которые включают в себя теоретическую часть и выполнение практических работ (исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализацию и т.д.). Ход занятия выстраивается с учётом возрастных особенностей детей. В начале занятия 5-7 минут отводится на распевание, 10 – 15 минут на теорию, оставшееся время - на практическую работу и 2-3 минуты на подведение итогов.
Отличительная особенность программы «Фольклор Севера» заключается в построении учебного материала, исходя из цикличности народного календаря, повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т. д. Это позволяет детям в течение 1 года изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Деятельность, направленная на реализацию данной программы, предполагает, что обязательно будут учтены в планировании даты проведения фольклорных праздников. Это отразится на отборе репертуара, который будет логично сопровождать календарные праздники. Данный в программе устный и музыкальный материал может варьироваться по желанию руководителя и даже самих детей. Единственное правило - не нарушать периодичность народного календаря. Важно изучать и местные народные традиции, поэтому в программу следует включать региональный материал.
Реализация программы «Фольклор Севера» помогает решать задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности. Дети старшего возраста передают усвоенный материал младшим. А так же дети приобретают опыт массового исполнения обрядов и праздников, песен, частушек и т. д., участвуя в различных мероприятиях.
Цель курса: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского, северного музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности дошкольников;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- развивать чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства
Предполагаемые результаты реализации программы учебного курса «Фольклор Севера»
дети должны знать:
- основные праздники народного календаря;
- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;
дети должны уметь:
- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;
- выразительно декламировать;
- играть на простейших музыкальных инструментах;
- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.
Проверить результаты обучения позволяют текущая и итоговая диагностика дошкольников. Дополнительные показатели – результаты участия ребят в мероприятиях детского сада и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план занятий по программе «Фольклор Севера»
Рассчитан на 36 учебных часов (1 час в неделю)
1-й год обучения
№ п/п | Тема | Всего |
1. | Введение | 1 |
2. | «Осень – перемен восемь» | 8 |
3. | «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка» | 10 |
4 | «Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» | 8 |
5. | Встреча весны | 8 |
6. | Заключение | 1 |
| Итого | 36 |
Содержание программы
1. Введение (1 ч)
Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала, прослушивание детей.
2. «Осень – перемен восемь» (8 ч)
Народный календарь: теоретические сведения об осенних праздниках, народные обычаи и обряды. Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь - «Октябрь - свадебник», «Покров»- покровские ярмарки.
Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.
Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песенка Петрушки, песня цыгана, скоморошина «Небывальщина», попевки «Таны-баны», «Ехала белка», частушки.
Музыкально- фольклорные игры: «Стоит в поле теремок», «Царевич- королевич», «Каравай».
Театрализация: постановка «Шуточная свадьба Петрушки»
3. «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме – родной батюшка» (10 ч)
Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь - «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания).
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, новогодние сказки.
Музыкальный фольклор: песни «Вдоль по улице метелица метет», «Уж ты зимушка-зима», «Дед Мороз»
Музыкально- фольклорные игры: «Дед-Мороз», «Коршуны», «Дрема», «Ряженые».
Театрализация: «Святочные вечера».
4. «Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге» (8ч)
Народный календарь: продолжение знакомства с зимними праздниками, обычаями, обрядами. Январь - «Рождество», «Крещение». Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы). Март - «Сороки» (ожидание весны).
Устный фольклор: колядки, шуточные гадания, заклички весны, загадки.
Музыкальный фольклор: «Колядки», «Кумушка-зимушка», «Ой, вставала я ранешенько», «Едет Масленица», «Как у наших у ворот», «Соловьюшко-соловей»,
«Блины».
Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».
Театрализация – мини-праздник «Масленица - блиноедка» (постановка), сказка «Рукодельница да ленивица».
5. Встреча весны (8ч)
Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха». Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», «Иван Купала» (летние праздники).
Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне и лете, сказки, заклички.
Музыкальный фольклор: заклички «Кулик за море», «Жаворонушки», песни-хороводы «Маки-маковочки», «Заря-заряница», «Завивайся венок», «Солнышко».
Музыкально- фольклорные игры: «Лиса-кума», «Пчелы и ласточки», «Карусель».
«Перетягивание сети», «Вербочки».
Театрализация: кукольное представление «Петрушка и солдат», «Весенние посиделки».
6. Заключение (1 ч)
Посиделки. Исполнение любимых песен, игр, хороводов.
Методическое обеспечение учебного процесса
Формы учебных занятий. Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом, включает в себя беседы и демонстрацию. Практические занятия: исполнение хороводов, песен, игр, скоморошин, театрализация.
Формы контроля. Опрос на занятии, проверка выученных ролей, танцевальных движений, музыкальных партий, подведение итогов, текущая и итоговая диагностика. Участие в мероприятиях детского сада и городских концертах, конкурсах, фестивалях.
Педагогические методы и приёмы. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, комментарии педагога, выступления детей. Частично-поисковый: изучение истории народных традиций, поиск информации. Практический: выполнение заданий, актерское мастерство (индивидуально и в группах). Критический анализ. Самооценка.
Материально-техническое обеспечение программы: зал для занятий, доска, простейшие народные инструменты (ложки, трещотки, бубны, погремушки), народные костюмы.
Дидактический материал: карточки с изображением народных музыкальных инструментов, музыкальное лото, нотный стан.
Список литературы
1. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.
2. Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. - М.: Глобус, 1999 г.
3. Зимина А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. - М., 2000г.
4. Круглый год - русский календарь. - М.: Правда, 1998 г.
5. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. - С.П., 2001 г.
6. Русское народное творчество и обрядовые праздники.- Владимир, 1995г.
7. Уланова Л.С., Праздничный венок. – М.: Сфера, 2001 г.
8. Уроки по народной культуре. – М.: Владос, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»
НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...
Музыкальные игры с пением народов Севера для детей дошкольного возраста
Игры народов Севера в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатст...
Сценарий спортивно – музыкального праздника « Север – край родной» Старший дошкольный возраст
Интересный игровой досуг , который знакомит детей с праздниками народов Севера, их традициями и обычиями....
Мы на Севере живем_сценарий музыкально-познавательного развлечения
Сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду воспитателями и специалистами детьми старшего дошкольного возраста. Развлечение ориентировано на знакомство детей с прир...
Музыкальная культура народов крайнего севера.
Музыкальная культура народов крайнего севера....
Конспект образовательной деятельности по музыкальному воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Мелодии Севера»
Конспект образовательной деятельности по музыкальному воспитанию для детей подготовительной к школе группе....
Сценарий музыкального развлечения «Легенды народов Севера»
Сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМА...
Комментарии
Спасибо! Очень пригодилось!
Спасибо! Очень пригодилось!