Музыкальные игры с пением народов Севера для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Игры народов Севера в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и творческую деятельность.Присутствие в игре музыки, сопровождающей её сначала до конца, развивает творческое проявление детей в ритмике, в пении, игре на музыкальных инструментах. Играя, ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец. Происходит ненасильственное, естественное развитие музыкально-сенсорных способностей детей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ

НАРОДОВ СЕВЕРА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

музыкальный руководитель

Миллер Маргарита Ивановна.

Лангепас, ХМАО-Югра

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей дошкольного возраста является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыкальное искусство воспитывает у дошкольников эмоциональную чуткость, способность сопереживания, создаёт настроение радости, подъёма.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные игры ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народов Севера, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся в практике дошкольных учреждений на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народов праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально - психическое благополучие.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Народные игры севера отражает образ жизни людей хантов, манси, ненцев, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.

Передовые представители национальной культуры народов Севера, заботясь о просвещении, образовании и воспитании маленьких жителей нашего округа, призывают собирать, описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, формы и содержание разговорных текстов и песен. Радость движения, музыки сочетается с духовным обогащения детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Присутствие в игре музыки, сопровождающей, её сначала до конца развивает творческое проявление детей в ритмике, в пении, игре на музыкальных инструментах. Играя, ребёнок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец. Происходит ненасильственное, естественное развитие музыкально-сенсорных способностей детей: активизируется слуховое внимание детей, накапливается первоначальная ориентировка в языке музыки. Дети усваивают представления о тембре и динамике, высоте звуков и ритма. Учатся моделировать звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

Игры народов Севера в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство и творческую деятельность.

                                Музыкальные игры народов Севера

1. «Солнце (Хейро)»

Программное содержание: Выделять различные части музыки. Двигаться в соответствии с характером каждой части. Учить быстро, строить круг, идти по кругу приставным шагом. Развитие движений артикуляционного аппарата, развитие координации движений, чувства ритма.

Правила игры: Дети становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом под умеренную музыку, руками выполняют равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг поют «Хейро». Ведущий - Солнце сидит на корточках в середине круга. В руках у него яркие ленты-лучи. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки с лентами в стороны). Музыка изменяется с умеренного на быстрый темп. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. С окончанием музыки, те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

2. «Солнце» (Хейро) Второй вариант В. Ударцев «Волшебный альбом»

Программное содержание:  Учить выполнять приставной шаг по кругу. Согласовывать движения с музыкой. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и   куплетной формой музыкального произведения.  Учить проявлять выдержку и выполнять правила коллективной игры.

Правила игры: На музыку вступления дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга «спит» солнце (Хейро), у него в руке лента-лучик. На музыку первого куплета дети идут по кругу приставным шагом и поют:

В той стране, где много снега

Приключилось как- то это.

Потерялось солнце где то,

Не найти его нигде.

Мы его искали без успеха

И с тех пор уже не слышно смеха

Мы его позвать решили

И запели песенку ему.

Хейро, Хейро,

Приходи скорее- 2 раза

Хейро, Хейро,

Догони скорее нас.

На музыку второго куплета дети разбегаются, ребенок-солнце их догоняет, пытаясь осалить лентой- лучиком. Кого солнце осалит, тот выбывает из игры.

Остальные дети под музыку отыгрыша собираются в кружок. Игра повторяется. В этой части игры солнце ловит детей на музыку отыгрыша.

      3. «Каюр и собаки»

Программные задачи:

Различать и выполнять в движении и игре на музыкальном инструменте соотношения длительностей звуков. Согласовывать свои движения с движениями других детей (бег и ходьба тройками). Учить двигаться тройками по прямой и по кругу, развивать ориентацию в пространстве и чувство ритма.

Оборудование: ободки с орнаментов для каюров и маски собак. Чум - большой обруч, маленькие – домики для собак, бубен шамана, дудочка (рожок).

Правила игры: Ведущий – воспитатель, затем ребёнок-шаман. У него бубен, он задаёт ритм игры. Дети встают тройками возле стены зала или по кругу. Шаман чередует спокойное звучание (четвертными длительности) с быстрым звучанием (восьмыми длительностями). Дети двигаются тройками: в середине каюр, по краям собаки, слушая бубен, то шагом с высоким подниманием колена, то лёгким бегом, стараясь не опережать друг друга, и не отставать.

Если дети двигаются по кругу, то крайние в тройках двигаются большими шагами, а те, кто ближе к центру – маленькими. По сигналу воспитателя (ребенка) исполняемому на духовом инструменте все дети разбегаются каюры в чум (большой обруч), собаки в свои домики (маленькие обручи). Выигрывают те, кто выполнит все условия игры и не перепутает домик.

4. «Каюры и собаки» Второй вариант игры Музыка П. Ермолаева «Гав», «Чудо-юдо»

Программное содержание: Учить воспринимать и передавать в движении характер музыки. Выделять различные части музыки, состоящей из трех частей. Учить быстро строить круг. Развивать внимание, память. Уметь находить свою пару (средний возраст), тройку (старший возраст), вставать в общий круг (младший возраст).

Правила игры: На музыку вступления дети встают в круг, и берутся  за руки (для младшего возраста); встают парами по кругу: собака впереди, каюр сзади (для среднего возраста); тройками по кругу: каюр в середине, собаки по краям (для старшего возраста).

На музыку первого куплета дети идут по кругу шагом, высоко поднимая колено, и поют:

В далекой, снежной тундре раздается лай.

Слышатся команды: «Ко мне», «Сидеть», «Гуляй».

Бегают собаки, забавляя нас

Лучше нет компании каюру в этот час.

На музыку припева дети младшей группы останавливаются и поворачиваются лицом в круг,  дети средней и старшей групп поворачиваются лицо друг к другу и поют, на слова «гав» хлопают в ладоши:

Бегут упряжки весело

Гав, гав, гав.

Звенит над тундрой песенка

Гав, гав, гав.

Солнышко садится

По-смо-три!

Скорей найди свой домик

Раз-два-три!

На музыку отыгрыша дети-каюры идут в большие обручи-чумы, дети-собаки в маленькие обручи-домики. Дети не должны путать домики.

На  музыку второго куплета дети находятся в своих домиках и поют:

В далекой, снежной тундре раздается лай.

Слышатся команды: «Ко мне», «Сидеть», «Гуляй».

Бегают собаки, забавляя нас

Лучше нет компании каюру в этот час.

Бегут упряжки весело

Гав, гав, гав.

Звенит над тундрой песенка

Гав, гав, гав

Солнце поднимается

По-смо-три!

Найди свою упряжку

Раз-два-три!

На музыку отыгрыша дети встают в круг (младший возраст), встают парами (средний возраст), тройками (старший возраст).

На музыку третьего куплета повторяются движения и слова первого куплета.

На музыку отыгрыша дети бегут в свои домики. Кто перепутал домик, выходит из игры.

5. «Олени и пастухи»

Программное содержание: Учить ходить по кругу шагом, высоко поднимая ноги; вырабатывать у детей выдержку, закреплять плясовые движения, передавать хлопками ритмический рисунок мелодии. Продолжать учить стремительному бегу.

Оборудование: маски оленей, ободки с орнаментом, ленты.

Правила игры: Дети делятся на две группы пастухи и олени. Оленей на 1 меньше пастухов. У оленей на головах маски-рожки, у пастухов ободки с орнаментом, в руках по ленте-мауту. Пастухи присаживаются во внутреннем кругу (спят). Олени стоят во внешнем взявшись за руки. Под умеренную музыку дети-олени идут шагом с высоким подъёмом ног. Под быструю музыку дети-олени разбегаются, а дети пастухи их догоняют, пытаясь осалить лентой-маутом. Каждый пастух ловит одного оленя, с окончанием музыки – игра останавливается. Пастух – оставшийся без оленя пляшет, остальные хлопают в ладошки. Игра повторяется.

6. «Олени и пастухи» Второй вариант О. Полякова «Буратино», «Каравай»

Программное содержание:

Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения. Передавать движением характер песни.  Начинать движение сразу после вступления, согласовывать их с музыкой.

Правила игры: На музыку вступления дети-олени встают в круг, берутся за руки. Пастухи стоят во внутреннем круге. В руках у пастухов ленты- мауты.

На музыку первого куплета дети- олени идут по кругу простым хороводным шагом, пастухи выполняют круговые вращательные движения руками с лентами. Все поют:

Кто бегом спешит туда, где в дали снега искрятся?

Кто покажет нам всегда, как до чума нам добраться?

У него в душе всегда искры солнышка и света!

В тундре он живет всегда, так скажите, кто же это?

На музыку припева дети останавливаются и поют, ритмично хлопая в ладоши:

Оле-оле-олененок, приходи же в гости к нам!

Оле-оле-олененок, подари свой праздник нам!

Колокольчиком веселым, пусть звенит твой быстрый бег

Оле-оле-олененок, радость даришь ты для всех!

На первую часть отыгрыша дети-олени убегают, а пастухи их пытаются осалить. На вторую часть отыгрыша дети встают на исходные места. Дети, которых осалили, выходят из игры.

На музыку второго куплета и припева движения повторяются:

У него на шее ключик от сердец детей и взрослых.

Он улыбки зажигает, как посланец солнца- лучик!

Вы его всегда найдете на просторах тундры белой.

Он веселый и забавный, так скажите, кто же это?

На музыку отыгрыша движения повторяются.

7. «Ловля оленей»

Программное содержание: слышать окончание музыкальной фразы. Передавать словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить лёгкому, ритмичному и стремительному бегу. Слышать динамические изменения в музыке.

Правила игры: Пастух-воспитатель (ребёнок) становится, повернувшись к спине. Остальные дети-олени, становятся у противоположной стены лицом к нему. Под тихую музыку дети-олени лёгким бегом подбегают к пастуху. Хлопают в ладоши и поют «Раз, два, три, раз, два, три!  Ну, скорее нас лови!» Дети-олени убегают стремительно, пастух их ловит. Следить за тем, чтобы олени подбегали к пастуху легко, ритмично никто не должен бежать, пока не закончится пение. Приучать детей к пастуху как можно ближе, не боясь быть пойманным.

8. «Веселые оленята» Музыка В. Ударцева «Волшебный альбом»

Программное содержание:  Учить менять движения в соответствии с музыкальными

фразами и куплетной формой музыкального произведения. Учить быстро строить круг, выполнять поскоки. Воспринимать и передавать в движении характер музыки.  Начинать и заканчивать движение с началом и окончание частей музыкального произведения. Проявлять выдержку и выполнять правила коллективной игры.

Правила игры: Дети-оленята стоят в кругу, взявшись за руки. В середине круга в обруче волк. На музыку вступления дети встают в исходное положение (сотри выше).

На музыку первого куплета дети-оленята идут по кругу простым хороводным шагом и поют:

Мы веселые оленята, на Ямале мы живем.

Мы едим пушистый ягель, мы играем  и поем.

Раз, два, три- 2 раза.

Ну скорее, ну скорее нас лови!

На музыку первой части отыгрыша олени на поскоке разбегаются, волк их ловит. На вторую часть музыки отыгрыша дети идут на  исходное место в круг. Дети, которых осалил волк, выходят из игры.

На музыку второго и третьего куплета движения не изменяются.

8. «Куропатки и охотники»

Программное содержание:

Различать регистровые изменения и соответственно двигаться, продолжать учить лёгкому и стремительному бегу.

Оборудование: стульчики (кусты), обручи. Слышать начало и окончание звучания музыки.

Правила игры: Все играющие куропатки, трое - охотники. Куропатки, легко врассыпную взмахивая руками под музыку в верхнем регистре. Охотники прячутся за кустами (стульчиками). Музыка звучит в среднем регистре. Все куропатки бегут стремительным бегом в свои домики (обручи), охотники их догоняют.

9. «Льдинки, ветер и мороз»

Программное содержание: Двигаться в соответствии с различным характером музыки: весёлыми и лёгкими; бодрым, энергичным. Учить строить круг из положения в рассыпную. Продолжать учить двигаться лёгким бегом, поскакали, бодрым шагом, слышать начало и окончание музыки.

Правила игры: Играющие встают парами, лицом друг к другу, хлопают в ладоши и поют.

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят.

Дзинь; дзинь…

Хлопки выполняют на каждое слово: сначала в свои, затем в ладоши с товарищем в умеренном темпе. С изменением музыки на весёлую, быструю, дети разбегаются врассыпную лёгким белом; с изменением музыки на бодрую, энергичную шагом марша собраться в большой круг-льдину. Лёгким бег можно заменить поскоками.

10. «Хрустальные льдинки» В. Ударцев «Хрустальный город» «Волшебный альбом»

Программное содержание: Учить выполнять приставной шаг вправо и влево, кружиться на полупальцах, качание рук с лентами. Развивать творческую активность.

Правила игры: На  музыку вступления дети выполняют несложные танцевальные движения: приставной шаг вправо и влево, кружение на полупальцах. Или придумывают свои движения, соответствующие характеру музыки. В руках у них блестящие ленты. У ведущего в руках султанчик- волшебная палочка.

На музыку первого куплета, дети останавливаются и поют, выполняя плавные движения руками:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают звенят- 2 раза.

Холодные льдинки, прозрачные льдинки

Отдохнуть хотят- 2 раза.

Раз, два, три- 2 раза

Ледяная фигура замри-2 раза.

На музыка второго куплета поет один ведущий, остальные дети замирают в какой- либо фигуре. Ведущий ищет того, кто пошевелится и выводит его из игры:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки,

Сверкают звенят- 2 раза.

Холодные льдинки, прозрачные льдинки

Отдохнуть хотят- 2 раза.

Раз, два, три- 2 раза

Ледяная фигура отомри.

На музыку отыгрыша все танцуют.

На музыку третьего куплета повторяются слова и движения первого куплета.

На музыку отыгрыша ведущий выводит из игры тех, кто пошевелился.

11.  «Ручейки и озёра»

Программное содержание: Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с  различным характером музыки: Лёгким изящным  бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.

Оборудование:  колотушка, бубен или фортепиано.

Правила игры: Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны с одинаковым количеством играющих в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки), дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться  круг только с изменением музыки.

12. «Рыбаки и рыбки»

Программное содержание: Слышать начало и окончание музыки. Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры. Выразительно передавать в движении характер музыки: легко и ритмично бегать, звенеть колокольчиком, бубном.

Оборудование: шнур (скакалка) бубен или колокольчик.

Правила игры:  На полу лежит шнур (скакалка) в форме круга – это сеть. В центре круга рыбак, остальные дети рыбки. Рыбак звенит колокольчиком или бубном. Дети рыбки легко бегут по залу врассыпную и обязательно забегают в круг. Ребёнок рыбак ждёт, когда рыбка забегут в круг и останавливает игру на инструменте; рыбки в ругу замирают и считаются пойманными. Выигрывает тот рыбак, который наловил больше рыбы.

13. «Нарты – сани»

Программное содержание: Разучивание и закрепление сильного прыжка с продвижение вперёд. Передавать прыжками энергичный характер музыки с ярким ритмическим рисунком.

Оборудование: сани (модули), ободки с орнаментом.

Правила игры:  Дети игроки прыгают через нарты (модули) поставленные на расстоянии друг от друга. Следить за чётким исполнением прыжков, чтобы энергично работала ступня, при отталкивание от пола, чтобы нога выпрямлялась в подъёме. Выигрывает тот, кто не собьется с ритма.

14. «Важенка и оленята»

Программное содержание:  Развитие координации движений, ориентировки в пространстве, дикции, речевого дыхания. Двигаться в соответствии с различным характером музыки весёлым и лёгким, энергичным, акцентированным. Различать регистры.

Оборудование: ободки с ропеками, маска волка, обручи, ёлка.

Правила игры: по сторонам зала расположены обручи, где живут Важенка и два оленёнка. Обручи разные по цвету (ср. гр.), и одинаковые (старшие и подготовительные. Дети запоминают свои домики. За ёлкой живёт волк. Важенка и оленята встают в круг, затем взявшись за руки приставным шагом по кругу, руками выполняют равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг пропевают слово:

Бродит в тундре важенка,

С нею - оленята,

Объясняет каждому

Всё, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

Звучит лёгкая музыка в высоком регистре. Оленята резвятся в тундре, щепают траву, пьют воду. С изменением музыки на тревожную, энергичную в каждом регистре. Волк ловит важенку и оленят, они убегают в свои домики. Пойманного оленёнка волк уводит в свой дом за ёлку.

15. «Важенка и оленята» Второй вариант Музыка В. Ударцева «Кенгуренок»  «Волшебный альбом»

Программное содержание: Развивать координацию движений, ориентацию в пространстве. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения.

Правила игры: По сторонам зала расположены обручи - домики, где  живут важенка и оленята. Дети запоминают свои домики (средний и старший возраст) и занимают любые (младший возраст).

На музыку вступления важенка и оленята встают в круг, берутся за руки и, двигаясь простым хороводным шагом идут по кругу и поют:

Бродит в тундре важенка

А с нею оленята.

Объясняет каждому,

Все, что не понятно.

Топают по лужам оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

На музыку припева волк, который сидел за елкой, выбегает и ловит оленят. Оленята убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит за елку. Игра повторяется.

16. «На новое стойбище»

Программное содержание: Учит детей находить свою пару, место в кругу и строить круг парами друг за другом. Закреплять лёгкие ритмичные поскоки, лёгкий бег. Перестраиваться из круга, в рассыпную и обратно.

Правила игры:  Играющие становятся парами. В паре один олень, другой каюр. Упряжки стоят одна за другой. Под танцевальную музыку упряжки двигаются шагом или поскоками по кругу, соблюдая расстояние. С окончанием музыки останавливаются. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную под лёгкою быструю музыку, лёгким бегом. Музыка изменяется на чёткую, маршевую, Шагом марша все «упряжки» должны построиться в прежние последовательности.

17. «Белый шаман»

Программное содержание: Развивать чувство ритма. Моделировать различные ритмические рисунки и точно и воспроизводить на бубне. Развивать творческие способности детей.

Правила игры: Играющие двигаются под танцевальную мелодию шагом, поскоками, галопом. С окончанием музыки останавливаются. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на 1 колено, бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящий. Если получивший бубен неправильно повторяет ритм, он выходит из игры. Водящие должны придумывать разные ритмические рисунки.

18. «Бубен шамана» В. Ударцев «Парус» «Волшебный альбом»

Программные задачи: Учить ритмично играть в бубен. . Согласовывать движения с музыкой. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и   куплетной формой музыкального произведения.  Учить проявлять выдержку и выполнять правила коллективной игры.

Правила игры: Белый шаман стоит в середине круга, в руках у него бубен. Дети стоят в кругу. На вступление дети выполняют легкие прыжки на месте.

На музыку первого куплета дети идут по кругу и поют, шаман играет на бубне:

Дождь  прошел и вдруг мороз ударил.

Все вокруг покрыл хрустальным льдом.

Словно в царство белого шамана

Превратился город за окном.

Дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, хлопают в ладоши и поют:

Звенит бубен белого шамана

И зовет нас вместе поиграть.

И кому, кому, он даст свой бубен,

Будет в бубен весело играть.

Шаман отдает ребенку бубен. Ребенок, стоя на месте ритмично стучит в бубен, остальные дети хлопают в ладоши и поют:

Раз, два, три - 2 раза.

Нашу песню, нашу песню повтори.

На музыку второго куплета движения повторяются.

На музыку отыгрыша дети выполняют прыжки.

На повторение слов: «Раз, два, три» шаман дает бубен следующему ребенку, потом другому. На последний отыгрыш дети весело и легко прыгают на двух ногах.

19. «Водопой» П. Ермолаев «В небе облака» «Чудо-юдо»

Программные задачи: Учить выполнять различные виды шага. Стимулировать к образному выполнению движений, характерных для персонажей игры. Согласовывать движения с музыкой. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами и куплетной формой музыкального произведения.

Правила игры: Дети встают в круг и берутся за руки. С началом музыки первого куплета идут по кругу и поют:

1. Как-то летней, летнею порой, звери шли, шли на водопой.

Шли - 6 раз и детей с собой вели.

Жарким днем, лесной тропой, звери шли, шли на водопой.

За мамой оленихой топал…олененок.

За мамой лисицей крался…лисенок.

На первую часть отыгрыша дети идут топающим шагом, на вторую часть - крадущимся шагом.

2. Как-то летней, летнею порой, звери шли, шли на водопой.

Шли-6 раз и детей с собой вели.

Жарким днем, лесной тропой, звери шли, шли на водопой

За мамой ежихой катился…ежонок,

За мамой медведицей шел…медвежонок.

На 1 часть отыгрыша дети идут мелким шагом, на 2 часть на внешней стороне стопы.

3. Как-то летней, летнею порой, звери шли, шли на водопой.

Шли - 6 раз и детей с собой вели.

Жарким днем, лесной тропой, звери шли, шли на водопой

За мамою белкой скакали…бельчата

За мамой зайчихой прыгали…зайчата.

На 1 часть отыгрыша дети двигаются поскоками, на 2 часть - прыжки с продвижением вперед.

20. « У оленя дом большой» музыка народная

Программные задачи: Развивать кисти рук. Согласовывать движения с музыкой, менять движения со сменой слов в песне, закрепить выполнение легких прыжков и кружение парами на поскоке.

Правила игры: Дети стоят свободно и поют:

У оленя дом большой (рожки над головой)

Он глядит в свое окно (прямые ладони перед лицом).

Зайка по полю бежит (движение кистями рук)

И ушами шевелит (движения кистями рук над головой)

Тук, тук дверь открой (стучат кулачком)

Там в лесу охотник злой (грозят пальчиком)

Зайка, зайка забегай (зовущие движения кистей рук)

Лапу мне давай (дают руки друг другу)

На музыку отыгрыша выполняют легкие прыжки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Просвещение. - 1994.

2. Бекина, С. И. Музыка движение. Просвещение. – 1983.

3. Канеман, А. В. Детские подвижные игры народов СССР. Просвещение. – 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПЕНИЕМ НАРОДОВ ЯМАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная методическая разработка является подспорьем в работе с детьми в районах Крайнего Севера в качестве регионального компонента на музыкальных занятиях....

Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста

Игры коренных народов Севера являются важнейшей частью национальной культуры....

Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста.

Игра - высшая форма исследования.Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отраж...

Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр народов Севера для детей дошкольного возраста...

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей разновозрастной группы «Легенды народов Севера» (для детей дошкольного возраста)

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ для детей  разновозрастной группы «Легенды народов Севера» (для детей дошкольного возраста)  Цель: Воспитание уважения к...