Музыкальное занятие «Экскурсия в картинную галерею» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Интегрирование музыки, живописи и художественного слова в музыкальной деятельности позволяют максимально развивать не только эстетику детей, но и умение понимать речь окружающих, развивать собственную, активно познавать развивающий мир.Синтез музыки, живописи и художественного слова - основа риторики, искусства общения и творчества, что безусловно необходимо любому человеку в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_zanyatie_kartinnaya_galereya_lykova_marina_yurevna.doc | 70.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное занятие
«Экскурсия в картинную галерею»
для детей старшего дошкольного возраста
Лыкова Марина Юрьевна
музыкальный руководитель МДОУ Центр развития ребёнка 1 категории детский сад «Золотой ключик» с. Тогур, Колпашевского района,
высшая квалификационная категория
Цель: Формирование основ эстетического вкуса детей и способности самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Задачи:
Обучающие:
Учить слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером.
Учить детей подбирать слова, характеризующие музыкальное произведение.
Развивающие:
Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, понимать ее характер и характер движения в ней, умение находить общее между музыкальным произведением и художественным образом.
Побуждать детей к творчеству, к активной деятельности (сравнение), Развивать певческие навыки, слушательскую культуру.
Расширять словарный запас с помощью прилагательных при определении характера мелодии.
Совершенствовать умения детей выполнять плясовые движения (ковырялочка, присядка, пружинка, хороводный и дробный шаг).
Личностно - формирующие:
Формировать коммуникативные навыки, произвольное поведение в выполнении этюдов.
Воспитывать нравственно - патриотические чувства и интерес к произведениям искусства.
Методы и приемы:
- Интеграция (музыка, живопись, художественное слово)
- Эмпатия (пластический этюд «Море», упражнение «Волны шторма»)
- Игра «Музыкальная эстафета»
- Поисковая ситуация (найти общее между музыкальным и художественными образами)
- Слушание сказки «Про Волну и художника»
- Рассматривание картины И.Айвазовского «Девятый вал»
- Слушание музыкального произведения Н.Римского-Корсакого «Море», фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»
- Пение песен «Про папу», «Бравые солдаты»
- Танец «Яблочко»
Предшествующая работа:
- Разучивание песен и танца.
- Рисование портретов «Мой папа – солдат»
- Физкультурно-музыкальный праздник «Защитник Отечества»
- Беседа «Что такое море?»
Словарная работа:
Художник, композитор, штиль, шторм, с нарастающей тревогой, страх, музыкальный пейзаж, моринист.
Методическое обеспечение:
Музыкальный материал:
«Менуэт» Л.Боккерине из «Классика для малышей»
«Море» - фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков
Игра «Музыкальная эстафета» Т.Тютюнникова
Песня «Про папу» И.Рыбкиной
Песня «Бравые солдаты» А.Филиппенко
Танец «Яблочко» Р.Глиэра
Импровизация «Море» - пластический этюд «Море», упражнение «Волны шторма».
«Нептун» М. Роуланд (релаксация «рыбы»)
Художественный материал:
Репродукция картины И.К.Айвазовского «Девятый вал», рисунки и иллюстрации с изображением солдат, моряков, моря и т.д.
Литературный материал:
«Сказка о волне и бедном художнике» Г. Ветрова , Издательство «Белый город»,2001г.
Дети входят в зал, где размещена выставка портретов «пап» (рисунки детей), картин с изображением солдат, моряков, репродукции И.К.Айвазовского «Девятый вал»
Звучит «Менуэт» Л.Боккерине
- Дети, сегодня я пригласила вас на необычное занятие. Оглянитесь вокруг! Не кажется ли вам, что нас здесь ожидает чудо? (Что-то необычное).
- Что удивительного в нашем зале? (Много картин, портретов).
- А вы знаете, как называется помещение для выставки картин? (выставочный зал, картинная галерея, музей).
- Значит, мы с вами находимся в картинной галерее. Давайте рассмотрим, кто изображен на картинах? (солдаты, моряки, море, папы).
- Ребята, а вы знаете, кто пишет картины? (художники).
- А кто написал портреты ваших пап? Значит вы тоже маленькие (начинающие) художники. Расскажите, почему вы нарисовали пап в форме? (Все служили в армии, так же как и все изображенные здесь солдаты, они сильные, благородные, ловкие, смелые, отважные, мужественные мужчины, защитники Родины и нашего семейного очага). Как вы думаете, почему армию называют Российской? (Потому, что это армия нашей страны, России).
- Ребята, а вы обратили внимание, что здесь живут не только картины. Послушайте, кто еще здесь живет?
Звучит «Менуэт» Л.Боккерине
Конечно, музыка. Сегодня здесь спряталось очень много звуков. Вы хотите с ними поиграть?
Игра «Музыкальные линии»
Цель: Пропевая гласный звук на одной ноте, «донести» его до партнера напротив.
- Ребята, напомните мне, а кто пишет музыку? (композиторы). Значит вы тоже маленькие композиторы, потому что каждый из вас сочинил хоть на одном звуке, но свою мелодию. Все пропетые звуки превратились в музыкальные загадки
- Слушайте первую музыкальную загадку и задание: по прослушанному произведению вы должны определить и подойти к тем картинам, которым соответствует музыка.
Звучит мелодия к песне «Про папу» И.Рыбкиной
// дети подходят к портретам своих пап//
- Правильно! Какая мелодия по характеру? (нежная, ласковая, спокойная, добрая). А она передает по настроению вашу любовь к папам? Может кто-то хочет ее спеть?
Песня «Про папу» И.Рыбкиной
- Слушайте вторую загадку.
Звучит мелодия к танцу «Яблочко» Р.Глиэра
// Дети подходят к картинам «Море», к картинам, где изображены моряки.//
- А почему вы выбрали эти картины? ( «Яблочко» танцуют только моряки). Что изображено на картинах? (Море, моряки, чайки и т.д.)
- Правильно. Давайте попробуем передать образ волн в огромном, необъятном море.
Звучит шум моря (музыка для релаксации)
Пластический этюд «Море»
Цель: Привлечь внимание детей к руке педагога. Добиваться подражания движений детьми. Слушать музыку и выполнять движения в соответствии с ее характером.
Педагог под музыку показывает руками, как двигаются волны (слева направо, дробно-волнисто, изображая волнистые линии, работают кисти рук). Слово «огромное» можно обыграть движениями рук.
- Как вы думаете, если волны спокойные, плавные, слегка дробные, то море, тоже какое? (Спокойное, на море штиль).
- А если поднимется буря, шторм как себя будут вести волны? (Тревожно, резкие покачивания рук, высокие, широкие подъемы рук.)
Упражнение «Волны шторма» под «Нептун» М.Роуланда
Цель: Научить показывать руками «волны» с разной амплитудой движений: первые движения можно изобразить сидя.
Звучит «Шум моря»
- На море штиль. Все волны покатились к берегу, присели на теплые камушки и стали слушать «сказку про волну и художника».
// Дети садятся на ковер//
Сказка «Про Волну и художника»
Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. На рассвете она становилась розовой и нежилась в теплых лучах солнца, а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. В штормовые дни она была такой же темно-серой, как и низкие тучи, и на голове у нее появлялась шапка белой, сердитой пены. Но больше всего ей нравилось теплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького мальчика, который не боялся ее и готов был играть в любую погоду. А иногда он брал скрипку, и она в его руках пела так такие красивые и печальные мелодии, что волна затихала и, слушая его, чуть слышно плескалась у берега. Он смотрел на нее как-то особенно, и Волне хотелось быть для него еще более красивой, чем прежде.
- Я нарисую тебя! – сказал однажды мальчик.
- Попробуй – засмеялась Волна. Она-то знала, что это не возможно. Сколько художников пыталось сделать это! А потом мальчик куда-то пропал. Волна очень скучала. Тихо подползая к берегу и слушая разговоры людей на берегу, Волна узнала, что Ваня уехал учиться далеко-далеко на художника. Она отправилась за ним. В том городе, где учился Ваня, Волна стала маленькой и серой, как все. Она часто видела своего друга. Он теперь стал взрослым и его все звали Иваном Константиновичем. Он тоже узнал ее и часто стоял на берегу и наблюдал за нею. Но Волне было тесно в городе, ей хотелось опять выйти в морской простор. Она обрадовалась, когда услышала, что Иван Константинович отправляется в путешествие по морям, и решила путешествовать с ним.
- Я нарисую тебя! – говорил он. - Попробуй! – смеялась Волна. Она по-прежнему была уверена, что ее не возможно нарисовать. И вот Волна все чаще стала слышать, что люди восхищаются Иваном Айвазовским. Она поняла, что он маринист – художник, который умеет рисовать море. Больше всего говорили о картине «Девятый вал». Волна знала, что это означает. В шторм девятая волна - самая страшная и сильная. Когда она увидела картину, то остановилась на несколько минут: так она была удивлена. Что она там увидела? А мы сейчас попробуем догадаться сами.
Рассматривание картины И.Айвазовского «Девятый вал»
(показать портрет И.Айвазовского)
- Что изображено на картине? (Шторм, кораблекрушение.)
В центре картины, в бушующем море художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цепляются несколько людей. Это все, что осталось от большого и казавшегося прочным корабля. Наверное, всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец наступил рассвет. Встает солнце, хотя его почти не видно сквозь водяную пыль. Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря вскоре утихнет. Но это только надежда… над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна… она была могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и …живая!
Кто из вас догадался, чему была удивлена Волна, увидев эту картину? Она, узнала в ней себя! Она была могучая, просвечивающая на солнце зеленым и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и …живая!
Какое настроение у людей? (страх, тревога, испуг) - Как вы думаете - может ли музыка передавать страх, волнение. Тревогу?
Послушайте музыкальный пейзаж «Море» композитора Н.Римского-Корсакого (показать портрет Н.Римского-Корсакого).
Слушание «Море» Н. Римского – Корсакого
- Что вы услышали в этой музыке? Как вы определили ее настроение? Музыка ровная, мелодичная или с нарастающим чувством тревоги? (Страшная, грозная, тревожная)
- Какой характер движения передает музыка: быстрый, напористый, смелый, все сметающий или спокойный, неторопливый?
- А теперь давайте подумаем, подходит ли этот музыкальный образ к изображению на картине? Почему? (Потому что, и в картине и в музыке присутствует чувство тревоги и страха).
- Но наши смелые, отважные моряки не боятся никаких волн, они бесстрашно бороздят моря и океаны, а в штиль всегда танцуют танец «Яблочко». Теперь самостоятельно покажите мне образ огромного и необъятного моря (дети выстраивают круг). Давайте все дружно станцуем.
Танец «Яблочко» Р. Глиэра
- Вам понравилась в картинной галерее?
- Я думаю, что из вас получатся самые настоящие и достойные защитники Отечества.(Подарить детям «звездочки» на липучке).
Песня «Бравые солдаты» А.Филиппенко
(под песню дети выходят из зала)
Литература.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Санкт-Петербург, Детство-пресс, 1999 г.
Валявко С.М., Васильева Т.Н., Супрыкина О.А.
Путешествие в стране шумов, звуков и букв, Москва, 2000 г.
Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду, М., ВАКО, 2006 г.
Кленов А. Там, где живет музыка, М., Педагогика-Пресс, 1994 г.
Куревина О.А., Селезнева Г.Е.
Путешествие в прекрасное, М., Баласс, 2004 г.
Музыкальный руководитель № 4 - 2004 г., №5 - 2004 г.
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили
Музыкальное воспитание дошкольников, М., Академия, 2000 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".
Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Домашние птицы и их детеныши».
Конспект организованной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста....
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...
Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Безопасность на дорогах"
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание»Цель: закреплять с детьми старшего дошкольного возраста правила дорожного движения.Задачи:О...
КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ» для детей старшего дошкольного возраста
Занятие по развитию речи....
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....
Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы музыкального руководителя на тему: Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей и нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст...