КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему: «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД по развитию речи на тему:
«СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»
для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развивать связную речь, умениедетей составлять рассказ по картине.
Задачи в приоритетной области « Речевое развитие»:
- развивать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать;
-продолжать формировать умение детей составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены;
-упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
-упражнять в четком произнесенииизолированного звука «ф-ф-ф» и звукосочетания «пх-пх-пх».
Задачи в интеграции образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие
Воспитывать чувство эмпатии по отношению к животным.
Физическое развитие:
развивать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Познавательное развитие:
Продолжать знакомить детей с жизнью ежа, узнавать его на картинке,
называть характерные признаки.
Воспитывать интерес к диким животным
- развивать внимание, память;
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;
оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Материалы и оборудование: сюжетная картина «Ежи», картинки следов ежа, схемы для составления рассказа.
Предварительная работа:
Беседы по теме «Лесные животные», «Животные и их детеныши» с использованием иллюстраций и наглядного материала, рассматривание игрушки – ежа, прослушивание аудиозаписи, просмотр видеозаписи «Как звери готовятся к зиме?»
Ситуации общения «Кто живет в лесу», «Как звери готовятся к зиме».
Рассматривание альбомов, открыток, книг про животных.
Дидактические игры: «Кто что ест», «Кто где живет», «Большие и маленькие».
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| |
1.1.Приветствие«Круг радости» | |
Цель: создание эмоционально-положительного настроя. | Цель: включиться в игровую деятельность. |
-Посмотрите,какой красивый цветок я принесла. Кто хочет посмотреть, подойдите ко мне. Цветы нам дарят настроенье - Это красивый цветок подарил мне прекрасное настроение, и я хочу его передать его вам. А поможет мне в этом этот цветок. | Дети подходят к воспитателю, встают у круг. |
- Передавая цветок друг другу мы будем говорить добрые пожелания. - Желаю счастья и добра Вам дети с самого утра. | Дети желают друг другу хорошего настроения, добра, улыбок. |
1.2.Мотивация, целеполагание | |
Цель:вызвать у детей интерес к занятию. | Цель: проявить желание к занятию. Отгадать загадку |
- Ребята, посмотрите, кто это в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Хотите узнать кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку: Из знакомой сказки | - Ёжик. |
1.3.Актуализация знаний детей | |
Цель:закрепить представления детей о ежах. | Цель: ответить на вопросы. |
-Как догадались, что это еж?(Показ игрушечного ежа). - А как можно ласково назвать ёжика, какой он? - Что может делать ёжик? | - Катится клубок, чёрненький носок, вся спина в иголках. Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный. - Бегать, спать, есть, нюхать, топать. |
1.4 Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик» | |
Цель: побуждать детей произносить звук «ф-ф-ф», звукосочетание «пх-пх-пх» | Цель: произносить звук «ф-ф-ф», звукосочетание «пх-пх-пх» |
- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает, как пыхтит. | Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф»,звукосочетания «пх-пх-пх». |
1.5 Упражнение «Тихо-громко» | |
Цель: побуждать детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо; развивать умение менять силу голоса. | Цель: менять силу голоса |
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо... Жили- были серый еж и его ....(ежиха) Серый еж был очень тих и ежиха тоже, И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик). Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек. Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик). | Дети договаривают слова стихотворения |
| |
2.1. Беседа по картине «Ежи» | |
Цель: развивать умение составлять рассказ по картине. | Цель: ответить на вопросы воспитателя. |
- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (Показ картины «Ежи»). | |
-Что изображено на этой картине? | - Лесная поляна. |
-А какое время года? | - Ранняя осень. |
- Что нарисовано на полянке? | Пень, трава, ягоды, божья коровка, птицы…). |
- Кого вы видите на поляне? Сколько их? | Ежей Трое. Мама-ежиха и двое ежат |
- Какая мама ежиха? | Большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей |
-Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? | найти пищу, погулять, побегать, порезвиться |
- Какие ежата? | маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые. |
-Что делают ежата на полянке? | гуляют, ищут пищу, увидели жука, червяка… |
Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? | да |
- Как бы вы назвали эту картину? | Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке |
2.2. Физминутка «Ёжик» | |
Цель: развивать умение детей выполнять движения в соответствии с текстом. | Цель: выполнять упражнения согласно тексту |
Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж. | Слушают задание. |
Ёж спешил к себе домой, | Шагать на месте. |
Через кочки он скакал, | Продолжать шагать и «нести мешок за спиной». |
Вдруг он сел и изменился, | Присесть на корточки. Прижать голову к коленям, обнять руками колени |
А потом опять вскочил | Подняться в рост. Шагать на месте |
2.3 Прослушивание рассказа воспитателя по картине | |
Цель: развивать умение детей слушать и понимать рассказ воспитателя по картине. | Цель: послушать рассказ воспитателя. |
А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине. Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья. Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок. Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней. Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо! | Слушают, рассматривают картину. |
2.4.Составление рассказа детьми | |
Цель: развивать умение составлять самостоятельно рассказ по картине, опираясь на схему. | Цель: составить рассказ по картине. |
-А теперь, ребята, вы сочините историю про семью ежей, я ее запишу. Мы сделаем книжку-малышку и подарим ее малышам.Вы согласны? | - Согласны. |
-Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину. 1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие. 2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры). 3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер). 4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему). -Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная, охотиться и другие. | Слушают воспитателя, рассматривают схему. |
Заслушивается ответ 1-2 человек. При затруднении воспитатель помогает начать рассказ. Я помогу вам начать ваш рассказ. - В теплый осенний день… - Это было… | Дети рассказывают сочиненные рассказы. |
III. Заключительная часть | |
3.1.Итог занятия | |
Цель: подвести итог занятия, обобщить представления детей о картине «Ежи». | Цель: осознание результатов своей деятельности. |
- Вот какие интересные рассказы вы составили по картине. | |
- Чей рассказвам больше понравился? Почему? (Воспитатель дает положительную оценку рассказам детей, отмечает интересные моменты, умение правильно составить предложения и др.). | Ответы детей. |
-А как мы назовем книгу, в которой запишем ваши рассказы? | Про «Ежей», «Осенняя полянка».. |
- Посмотрите еще раз на колючую семью. Видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья. | |
2. Рефлексия | |
Цель: выявить эмоциональное отношение к деятельности | Цель: ответить на вопросы, высказать своё отношение к деятельности. Осознание своего эмоционального состояния. |
- Вам понравилось сочинять историю проежей? | |
А младшим детям, как вы думаете, понравятся ваши рассказы? Почему? | В рассказах говорится про семью ежей. Рассказывается про их повадки, внешний вид… |
- Что сделать, чтобы книга про ежей была еще интересней? | - Нарисовать рисунки к ней. |
- Кто желает может нарисовать рисунки, а кто затрудняется может раскрасить картинки-раскраски. Потом я напечатаю ваши рассказы и все соединим и подарим малышам интересную книгу. |
Информационные ресурсы
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада»
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014
Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.Старшая группа
Издательство: Учитель, 2014 г.
Лысаков Владимир Георгиевич «1000 загадок»
Издательство: АСТ, 2014 г.
Пензулаева Л. И.: Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий
Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.
https://pedsovet.su/dou/6821_fizkultminutki_5_6_letфизминутки
https://deti-online.com/stihi/cvety/ стихи про цветы
Мнемотаблица.https://infourok.ru/prezentaciya-nod-po-rechevomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-na-temusostavlenie-rasskaza-po-kartine-ezhi-s-primeneniem-mnemotablic-3400796.html
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте с использованием картины- панно для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Насекомые".
Тема: « Насекомые». Программное содержание:1.Формирование навыков планирования репродуктивного развернутого высказывания со стороны его содержания.2.Развитие умений анализировать содержание произ...
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Составление рассказа по картине «Ежи» для детей старшего дошкольного возраста.
Создание условий для формирования у детей навыка составления рассказа по картине, развития у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать к...
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста
Одна из наиболее актуальных тем современного образования – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священног...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...