МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по музыке по теме

Агапова Анна Георгиевна

Занятия с детьми раннего возраста в адаптационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Муз.-псих.занятия69.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-психологические занятия для детей раннего возраста

Цикл занятий для адаптационного периода

 

Составитель:

Музыкальный руководитель Агапова А.Г.

Город Москва 2009год


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………3

МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ

(цикл занятий)...........................................................................................................................6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»

В.А. Сухомлинский

Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в знакомый коллектив детей и взрослых. У ребенка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.

Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Первая встреча ребенка с дошкольным образовательным учреждением – один из наиболее сложных и ответственных моментов, как в его жизни, так и в жизни родителей и педагогов. Адаптация всегда сопровождается напряжением всех систем организма участников этого сложного социально-психологического процесса и проходит три этапа.

На первом – ознакомительном этапе – происходит конфликт старых и новых форм поведения, обусловленный получением информации о новой среде или изменениями старой среды (стадия «культурного шока»).

На втором этапе – мобилизации идут в ход все ресурсы, направленные на приятие новых условий среды, новых форм и стандартов поведения.

Для третьего этапа – действия – характерна успешность действий в новых условиях в сочетании внутренней (психологической) и внешней (поведенческой) адаптации.

Первое посещение детского сада для ребенка любого возраста – стрессовая ситуация. Именно на этом этапе у многих родителей при общении со своим ребенком начинают возникать проблемы, которые они связывают с капризностью и избалованностью малыша: не слушается, не может сам себя занять, требует постоянного присутствия матери, проявляет агрессию к другим детям. В быту эти проявления в поведении ребенка характеризуются как «неправильное воспитание», а в науке подобные состояния ребенка ученые связывают с особенностями материнско-детских отношений, обусловленными неправильным поведением матери. Поэтому оказание своевременной помощи родителям в преодолении этих первых трудностей во взаимоотношениях со своим ребенком, является важным направлением работы по взаимодействию педагогов с родителями.

Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребенка важно донести, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а еще большему научиться с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, – это научить играть его вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнера, заражают его эмоциями и настроениями. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает определенное влияние на эмоциональное состояние малышей. Эти особенности стали одной из причин построения цикла музыкально-психологических занятий для адаптационного периода, где предусмотрено присутствие психолога, родителей, воспитателя и музыкального руководителя.

Занятия используются как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. Цикл занятий рассчитан на один месяц (сентябрь). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 10-12 минут. Каждое занятие включает в себя: ритуал приветствия (для лучшего знакомства со всеми присутствующими, снятия эмоционального напряжения); двигательные упражнения с музыкальным сопровождением; пальчиковую гимнастику; имитационные упражнения; игры (музыкальные, сюжетные, подвижные); разучивание несложных песен; ритуал прощания.

        Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А педагогам и специалистам ДОУ занятия помогут завоевать симпатии детей, их доверие, а так же будут способствовать гармонизации детско-родительских отношений, установлению партнерских отношений с родителями.

 Целью создания данного цикла явилось: 

  1. Познакомить детей и их родителей с развивающей предметно-пространственной средой группы/ музыкального зала для успешной адаптации к условиям детского сада.
  2. Доставить детям и родителям радость и веселое настроение от встречи со сверстниками, группой и разнообразными игровыми пособиями и игрушками.

Для достижения поставленной цели нами был определен ряд задач:

  1. Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкально-психологических занятиях.
  2. Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
  3. Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
  4. Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.

Данный цикл занятий способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде, а так же помогает настроиться на совместную работу взрослых и детей.

        

Музыкально-психологическое сопровождение детей в период

адаптации к ДОУ

Цикл занятий

Задачи:

  1. Способствовать успешной адаптации детей к условиям ДОУ на музыкальных занятиях.
  2. Поддерживать эмоциональный отклик на музыку, разную по настроению.
  3. Подстраиваться к интонации взрослого, интонировать несложные звукоподражания.
  4. Передавать при помощи движений различные образы. Учить ориентироваться в элементарных правилах игры.

Занятия проводятся совместно с родителями.

Занятие № 1, 2.

1. Знакомство детей друг с другом. Назови свое имя. Взрослый подходит к ребенку с игрушкой и от имени этой игрушки спрашивает ребенка: «Как тебя зовут?».

2. Поиграй с мамой:

Упражнение «Коза рогатая» («Ах, вы сени» р.н.п.)

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!

Мама изображает пальцами рога, которые двигаются по телу ребенка.

Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет.
Того забодает.

Ускоряя темп движения, мама забирается ребенку под мышки сначала с одной стороны, затем с другой.

Упражнение «Стенка, стенка».

Стенка, стенка

Потолок,

Раз ступенька,

Два ступенька,

Дзынь – звонок.

Пальцы взрослого легко касаются сначала одной щеки ребенка, затем другой

Лба

Потом подбородка

Места над верхней губой

И кончика носа малыша.

Затем упражнение выполняется пальцами самого малыша.

Упражнение «Мельница».

Дуйте, дуйте, ветры, в поле

Ребенок сидит на коленях у мамы спиной к нему. При этом тянется звук «у», и мама дует на шейку ребенка.

Чтобы мельницы мололи,

Сначала мама совершает круговые движения с одной рукой малыша, затем с другой.

Чтобы завтра из муки испекли нам пирожки.

Имитация лепки пирожков (ладони ребенка соединяются).

3. Упражнение «Мы ногами топ!» («Плясовая» А.Гедике)

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Руки на пояс – кружатся.

4. Упражнение «Зайка серенький сидит!» («Заинька» рус.нар.прибаутка)

Зайка серенький сидит

Взрослый садится.

И ушами шевелит.

Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Вот так, вот так
Он ушами шевелит

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайку волк испугал!

Взрослый рычит!

Зайка тут же убежал!

Дети разбегаются врассыпную.

5. Музыкальная игра «Зайчики и мишка».

Занятие № 3, 4.

Упражнение 1. Поздоровайся с мишуткой.

Взрослый предлагает детям поздороваться с мишкой, назвать свое имя, ответить на вопрос: «Как дела?», «Ты любишь играть?» и т.д.

Упражнение 2. Пропавшие ручки («Прятки» Т.Ломовой»)

У меня пропали ручки

Спрятать руки за спину.

Где вы, рученьки мои?

Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

Показать руки.

У меня пропали ножки.
Где Вы ноженьки мои?

Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

Встать на ноги.

Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.

Упражнение 4. «Зайка серенький сидит!» («Заинька» рус.нар.прибаутка)

Зайка серенький сидит

Взрослый садится.

И ушами шевелит.

Взрослый подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Вот так, вот так
Он ушами шевелит

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот, так, вот так
Надо лапочки погреть!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Взрослый и дети хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайку волк испугал!

Взрослый рычит!

Зайка тут же убежал!

Дети разбегаются врассыпную.

Упражнение 5. «Бежит зайка» ( нар. муз. обр. З.Иорданского)

Бежит зайка по дорожке,

У него устали ножки,

Захотелось зайке спать…

Выходи, тебе плясать!

Дети бегут по кругу, изображая зайчиков; На слова «Захотелось зайке спать» приседают, на последние два такта воспитатель надевает на кого-либо из детей шапочку и выводит в центр танцевать, можно вместе с мамой.

Упражнение 5. «Зарядка для пальцев».

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в альбомах
Будут снова рисовать.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки.

Упражнение 6. Предложить детям порисовать вместе с мамами, свободная тема.

Занятие № 5, 6.

Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

Упражнение № 2. Игра «Киска-киска». Ребенок пытается повторять рифмующиеся слова и звукосочетания: не садись, брысь, пойдет, упадет. Для игры используется игрушечный котенок.

Покажите ребенку игрушечного котенка: «Кто это такой пушистый к нам пришел? Правильно, это киса пришла. Пусть малыши погладят котенка. «где у кисы глазки?, А носик?, А ушки?. Попросите малыша воспроизвести, как мяукает кошка. А теперь покажите ему куклу: «Это наша Танюша, она вышла на прогулку и увидела кису:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет,
Через киску упадет!

Таким образом, потешка обыгрывается с проигрыванием слов ребенком.

Пение песенки «Кошка» Ан. Александрова.

Упражнение 3. «Зайка».

Заинька-зайка

Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.

Маленькая зайка

Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.

Длинные ушки

Дети приставляют ладошки к голове.

Быстрые ножки

Побежали.

Деток боишься
Зайка-трусишка

Дети обхватывают себя руками, изображая страх.

Упражнение 4. «Поезд» Т.Суворова

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях; впереди – воспитатель.

  1. «Едет поезд». Дети двигаются топающим шагом, вращая согнутыми в локтях руками – как «поезд».
  2. «Остановка». Дети переходят на марш и расходятся в разных направлениях.
  3. Воспитатель говорит детям, что они приехали на цветочную поляну, где растут красивые цветы, и предлагает детям собирать цветы (показывает как).
  4. Воспитатель обращает внимание детей на сигнал поезда к отправлению. Все дети снова становятся друг за другом и двигаются за взрослым топающим шагом.

5. Самостоятельная деятельность. Детям и взрослым предлагаются шумовые музыкальные инструменты для совместной  деятельности.

Занятие № 7,8.

Упражнение 1. «Давайте поздороваемся». Детям предлагается поздороваться рукой, щекой, пальчиками и т.д. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

Упражнение 2. «Покажи отгадку».

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Кошка

Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лису
Ярко-рыжую…

Лиса

Он в дупло засунул лапу
И давай рычать, реветь.
Ох, какой же ты сластена,
Косолапенький…

Медведь

Заворчу, заурчу,
В небеса улечу.

Самолет

Летом в болоте вы ее найдете
Зеленая квакушка-
Кто это?

Лягушка

Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный?

Волк

Упражнение 3. «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара

Дети поднимают и опускают плечи.

Смотрит влево,

Поворачивают корпус влево.

Смотрит вправо,

Поворачивают корпус вправо.

Смотрит вверх,

Поднимают голову вверх.

Смотрит вниз,

Опускают голову.

Чуть присела на карниз,

Выполняют легкие полуприседания.

А с него свалилась вниз!

Резко приседают.

Упражнение 4. «Пропавшие ручки» («Прятки» Т.Ломовой»)

У меня пропали ручки

Спрятать руки за спину

Где вы, рученьки мои?

Посмотреть по сторонам, ища потерянные руки.

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

Показать руки.

У меня пропали ножки.
Где Вы ноженьки мои?

Спрятать ноги, поджав их под себя и сев на них.

1,2,3,4,5 – покажитесь мне опять.

Встать на ноги.

Изменяя слова, можно искать глазки, ушки, щечки.

Упражнение 5. «Ногами топ» («Плясовая» А.Гедике)

Дети вместе со взрослыми выполняют следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп
Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем.

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай да малыши!
Ай да крепыши!

Руки на пояс – кружатся.

Самостоятельная деятельность. Детям и родителям предлагаются игрушки для совместной игры. (музыкальное сопровождение)

Список литературы

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
  2. Бюлер Ш. Сказка и фантазия ребенка. – М.-Л., 1925.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  4. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов. /Психологическая наука в СССР. – Т.1. – М., 1959.
  5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.
  6. Сакулина Н.Н. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963.
  7. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М, 1947.
  8. Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы. //Вопросы психологии – 1971. – №6.
  9. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994.
  10. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей раннего возраста. Тема: «Ведёрки для Зайки и Мишки»

Тема: «Ведёрки для Зайки и Мишки» Программные задачи: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, форм...

Комплексное занятие для детей раннего возраста (адаптационное)

Поступление в детский сад детей раннего возраста соправаждается определёнными трудностями прохождения адаптационного периода. И для того чтобы облегчить пребывание малышей в детском саду предлагаю про...

Занятие для детей раннего возраста (познавательное развитие) Тема занятия: «В летнем лесу»

Развивать общую моторику и мелкую моторику рук. Укреплять опорно-двигательный аппарат. Обучать выразительности мимики и жестов. Стимулировать речевую активность детей....

Открытое занятие для детей раннего возраста: "Добрая собачка". Возраст от 6 до 9 .

Интегрированное занятие для детей раннего возраста....

Занятие для детей раннего возраста 1-3 лет занятие «Круг»

Цель: дать представление круга как фигуры, упражнять детей в играх на развитие логических представлений и развивать память,  дать представление о том, что бывает круглым, рассказать о свойствах к...

Конспект занятия для детей раннего возраста «Расскажем, как дети обедают»

Программное содержание: формировать грамматический строй речи, зрительное восприятие и понимание жизненно близких сюжетов, изображенных на картине, развивать умение слушать сопроводительный текст и по...

Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «В поисках солнышка» по сенсорному развитию в группе раннего возраста

Воспитатель: Усмонова Гулрухсор Акбаровна Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года)«В поисках солнышка»по сенсорному развитию в группе раннего возраста Цель: ф...