Технология по музыкально-ритмическому воспитанию для детей 2-3 лет
методическая разработка по музыке (младшая группа) по теме
Эта технология предназначена музыкальным руководителям по музыкально - ритмическому воспитанию детей 2-3 летнего возраста в которой ставятся такие задачи как: воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие музыкального слуха, развитие двигательной сферы, развитие элементарных умений пространственных ориентировок и др Можно ее взять для прохождения аттестации.
Технология по музыкально - ритмическому воспитанию детей 2-3 лет.
(Авторы Т.Сауко, А.Буренина)
В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.
Известно, что с помочью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития, и как инструмент их физического развития, а так же как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, понимаешь насколько скудный музыкальный репертуар и, как правило, не пополняющийся композиторами и педагогами.
Эта технология стимулирует мое творческое вдохновение, которое дает удовольствие от хороших результатов у воспитанников. Мною было составлено несколько песенок для движений с предметами: «Танец с листочками», «Танец с цветочками», «Танец с грибочками», «Игра с погремушками».
Построение этой технологии включает в себя три части.
В первой частираскрывю содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию в течении года.
Во второй частипредлагаю описание игровых упражнений, сгруппированных циклические комплексы по принципу от простого – к сложному, позволяющих малышам постепенно осваивать разнообразные движения в процессе игрового взаимодействия со взрослым.
В третьей частипредлагаю описание развлечений и праздничных утренников с родителями, содержание которых строится на основе разученных ранее игровых упражнений.
Цели и задачи:
- Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
- Развитие музыкального слуха:
- музыкальных сенсорных способностей;
- чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
- слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
- способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
- Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.
- Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.
- Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
- Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей.
Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.
Для систематизации и соблюдения последовательности мной были составлены: несколько песенок для движения с предметами: «Танец с листочками», «Танец с Грибочками», «Танец с цветочками», «Игра с погремушками» и др.; диагностика по таким разделам: эмоциональная отзывчивость на музыку, навыки и умения, движения с текстом, ориентировка в пространстве, которую я провожу три раза в год; тематическое планирование.
Сравнительная диагностика на 2008-2009гг, 2009-2010гг, 2010-2011гг.
| 2008-2009гг | 2009-2010гг | 2010-2011гг |
Низкий | 425 | 25% | 17% |
Средний | 39% | 58% | 47% |
Высокий | 19% | 17% | 36% |
Положительная динамика результатов диагностики по ритмическому воспитанию позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии технологии на процесс воспитания
Тематическое планирование.
Дата | Репертуар |
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь | «Вот как мы умеем» «Ладошечка» «Да-да-да» «Прятки» «Чок да чок» «Танец с грибочками» «Танец с листочками» «Ноги и ножки» «Устали наши ножки» Ладушки – ладошки» «Игра с погремушками» «Маленькая полечка» «Ой, летали птички» «Ай-да» «Кап – кап» «Поезд» |
Декабрь
Февраль
Март | «Марш» «Кулачки» «Ходим - бегаем» «Повторяй за мной» «Веселая пляска» «Разминка» «Пляска с погремушками» «Зайчики и лисичка» «Санки» «Спокойная пляска» «Едем на поезде» |
Март
Апрель
Май | «Марш» «Лошадка» «Научились мы ходить» «Резвые ножки» «Русская» «Велосипед» «Танец с цветочками» «Тихо – тихо мы сидим» «Пляска с кулачками» «Приседай» «Воробушки и кошка» «Бойцы идут» |
Содержание работы
сентябрь – октябрь – ноябрь
- Дети осваивают ходьбу и бег как основные, контрастные виды движений. («Вот как мы умеем», «Ноги и ножки»)
- Дети учатся передавать простейшие игровые движения. («Прятки», «Птичка и собачка»)
- Дети обучаются ритмично исполнять простейшие танцевальные движения: притоп ногой, притоп поочередно, «фонарики»…(Пляска «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка»)
- В знакомых упражнениях дети повторяют слова и звукоподражания («тук-тук», «ля-ля», «кап-кап», Баю-бай»)
декабрь – январь – февраль
- Совершенствовать ходьбу и бег.
- Развивать выразительные, образно – игровые движения. («Зайцы и лиса»)
- Развивать умение передавать ритм мелодии в пляске с погремушками.
- Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения. («Ах вы, сени»)
- Развивать желание подпевать, вместе с педагогом повторять слова.
март – апрель – май
- Ходьба вперед и пятясь назад. («Научились мы ходить»)
- Прямой галоп. («Лошадка»)
- Полуприседание. («Пружинка»)
- Пляска в парах. («Приседай»)
- Разнообразные образно – игровые упражнения с предметами. (Куклы, платочки, ленты, погремушки)
- Пляски и упражнения проводятся в различных исходных положениях и построениях. (Парами, по кругу, врассыпную, сидя и лежа на ковре), что позволяет разнообразить движения рук и ног.
Требования к уровню усвоения технологии
- Интерес к музыкально – ритмическим движениям.
- Эмоциональная отзывчивость на музыку, образно – игровых движений.
- Уровень развития музыкального слуха.
- Формирование навыков и умений. (Ходьба, бег, прыжки., развитие пружинных, маховых движений, выразительность жестов, плясовых движений).
- Выполнение движений соответствии с текстом. (С жестами, эмоциями).
- Уровень развития пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» по кругу, выполнять движения вперед и назад.
Критерии.
- Эмоциональное поведение детей.
- Желание заниматься вместе.
- Умение сосредоточиться на выполнении упражнений.
- Точно выполнять движения по показу воспитателя.
- Желание импровизировать под знакомую и незнакомую музыку, использовать в спонтанных плясках различные атрибуты (платочки, ленточки, различные игрушки).
Перечень литературы и средств обучения
- Программа по музыкальному воспитанию детей двух – трех лет «Топ – хлоп, малыши» А.И.Бурениной, Т Сауко.
- Фонограмма мелодий к программе «Топ – хлоп, малыши» А.И.Бурениной, Т.Сауко.
- Сборник по музыкально – ритмическим движениям для детей младшего дошкольного возраста.
- Журнал «Музыкальная политра» А.И.Буренина.
- Сборник «Колокольчик» А.И.Буренина.
+V
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»
Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...
Здоровьесберегающие технологии в музыкально-ритмической деятельности
Музыкально-ритмическая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий (старшая группа)...
Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.
Из данного мастер -класса можно узнать, как можно мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической деятельности сре...
Технология развития музыкально-ритмических движений
Технологии развития музыкально-ритмических движений Бурениной и Суворовой...
Технология развития музыкально-ритмических движений дошкольников
Данный материал представляет собой готовую педагогическую технологию музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников и будет интересен музыкальным руководителям, воспита...
«Технология развития музыкально – ритмических движений»
Развитие танцевального творчества и музыкально - ритмических движений посредством игр и этюдов...
Использование инновационных технологий в музыкально - ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста
Развитие ритмическог слуха является неотьемлемой частью в развитии музыкальности....