Технология развития музыкально-ритмических движений дошкольников
методическая разработка
Данный материал представляет собой готовую педагогическую технологию музыкального обучения, воспитания и развития дошкольников и будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагогам начального и дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развития музыкально-ритмических движений дошкольников | 510.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД № 44 «СОСЕНКА»
Утверждаю:
заведующий МДОУ –
______ Смирнова М.Ю.
Ритмическая мозаика
Технология развития музыкально – ритмических движений дошкольников
Составитель:
Кира Алексеевна Гудилина,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г.о. Клин
Актуальность применения
Среди большого разнообразия видов деятельности ребёнка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально- ритмическая деятельность. Ритмика – это восприятие музыки, её осмысление и выражение посредством образного эмоционально – насыщенного движения.
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое создаёт благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективен – занятия введены комплексы игровых упражнений, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков. Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятия помогает в работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциями, насыщенностью образа. Целесообразны сюжетные занятия. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения помогает целостному восприятию детьми темы, повышает эффективность проводимого занятия. Гармоничное соединение движений, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника). Танец обучает правилам хорошего поведения, хорошим манерам, культуре общения. Развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству.
Данная технология адаптирована для детей 5-7 лет и разработана на основе программы по ритмической пластике А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».
Внедрение данной технологии осуществляется в тесной связи с коллегами и родителями. Проводятся консультации, практические занятия, выступления на собраниях и педсоветах, совместные праздники и развлечения.
Цель технологии: развитие умения соотносить музыкально - ритмические движения с характером музыки и средствами музыкальной выразительности.
Технология нацелена на общее, гармоничное психологическое, духовное и физическое развитие старших дошкольников.
Задачи технологии:
Общие задачи:
- Развитие музыкальности.
- Развитие двигательных качеств и умений.
- Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
- Развитие и тренировка психических процессов.
- Развитие нравственно - коммуникативных качеств личности.
- Развитие умений ориентироваться в пространстве.
Обучающие:
- Соразмерное формирование исполнительских возможностей и художественного
образа в танцевальных этюдах.
- Развитие чувства ритма.
- Закрепление представлений о различных видах танцевального искусства.
Развивающие:
- Побуждение к развитию импровизации в играх и танцевальных этюдах.
- Знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков
в области музыкально - ритмического движения.
- Развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей.
- Формирование выразительности движения.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к музыке и танцам.
- Воспитание художественного вкуса.
- Воспитание культуры поведения, хороших манер, культуры общения.
Технология реализуется в четыре этапа:
1 этап – диагностический.
Цель: педагогический мониторинг детей
2 этап – подготовительный
Цель: создание предметно - развивающей среды
3 этап – практический.
Цель: организация творческой музыкально – ритмической деятельности детей
4 этап – итоговый
Цель: оценка достигнутых результатов, проведение праздников, досугов
Продолжительность реализации технологии– 2 года.
Предусматривается 2 года обучения: 1 – с детьми 5-6 лет; 2 – с детьми 6-7 лет.
Режим занятий
Занятия проводятся 4 раза в неделю в первой половине дня на утренней зарядке. Продолжительность – 10 минут.
Годовой учебный план танцевально – ритмической зарядки
Возрастная группа | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество НОД/часов в год |
5-6 лет | 10 минут | 4 раза | 80 минут | 144/12 |
6-7 лет | 10 минут | 4 раза | 80 минут | 144/12 |
Формы организации музыкально - ритмической деятельности
Формы проведения организованной деятельности различны. Предусмотрены как теоретические занятия – объяснение, показ нового движения и его название, беседа с детьми о характере музыки, так и практические – непосредственное выполнение подготовительных, музыкально - ритмических, танцевальных упражнений, разучивание танцевально - хореографических композиций, выполнение движений по показу педагога, выступление на праздничных утренниках и развлечениях.
Основной формой образовательного процесса является групповая и подгрупповая организованная образовательная деятельность.
Структура занятия включает в себя три основные части:
Подготовительная часть.
Общее назначение – разогреть мышцы, подготовить организм к главной физической нагрузке, к выполнению более сложных движений, танцевальных комбинаций. Конкретными задачами этой части является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния детей. Сюда входит спортивная разминка. Занимает 2 минуты от общего времени, зависит от решения основных задач занятия.
Основная часть.
Это самый насыщенный раздел занятия, со сменой вида деятельности у детей. Задачами основной части являются: развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций и т.д. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учётом динамики, работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Сюда входят: гимнастика, танцевальный репертуар. Длится 6 минут.
Заключительная часть.
Основная задача – постепенное снижение нагрузки и обеспечение постепенного перехода от возбуждённого к относительно спокойному состоянию детей. Сюда входит релаксация.
В конце заключительной части все упражнения выполняются в медленном темпе. Длится 2 минуты. Нагрузку в течение занятия надо распределять равномерно на все упражнения.
Предлагаемые танцы, игры, упражнения отличаются доступностью исполнения, яркостью музыкального сопровождения и используются на детских праздниках, конкурсах, концертах, в самостоятельной деятельности детей, а также на музыкальных и физкультурных занятиях, и в индивидуальном взаимодействии с детьми, коллегами и родителями.
Этапы реализации технологии
Начальный этап:
создание необходимых условий для внедрения технологии. Подбор музыкального и дидактического материала. Составление плана проведения ежедневной танцевальной гимнастики и использования танцевальных композиций.
Этап углублённого разучивания: применение в работе с детьми музыкальных игр, танцевальных композиций, ежедневной танцевально – ритмической утренней гимнастики способствуют развитию творческих и музыкально – ритмических способностей, укреплению здоровья и развитию физических качеств детей. Разучивание различных музыкально - ритмических, пластических и танцевальных движений. Знакомство с разными танцевальными направлениями. Взаимодействие в работе с воспитателями и родителями. Разработаны музыкальные занятия для детей 4 -7 лет «Весёлое путешествие» и «Бал у Королевы Музыки».
Этап закрепления и совершенствования:
активизировать стремление к взаимодействию с другими детьми в достижении общего результата при проведении вечеров развлечений, праздников и спортивных досугов.
Расширение социального опыта детей через индивидуальные выступления на различных мероприятиях в детском саду.
Подготовка воспитанников к обучению в хореографических студиях и кружках.
Оснащение технологии
- музыкальная аппаратура,
- костюмы или их элементы;
- аудиодиски;
- компьютер.
Ожидаемые результаты
В итоге реализации данной педагогической технологии могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:
- выразительность, лёгкость исполнения движения под музыку;
- умение организовать игровое общение с другими детьми;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных
танцевальных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных и
гимнастических композициях;
- умение слушать педагога, быть внимательным при выполнении задания;
- умение слышать музыку, просчитывать музыкальное произведение, исполнять
движение музыкально и ритмично;
- умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
- улучшение и развитие показателей основных физических данных;
- развитие координированного движения рук;
- ориентация в пространстве: знание точек зала, движение по диагоналям, умение
держать интервал, перестроение в круг, в 2 круга, из круга в шахматном порядке,
в колонны;
- передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки и
настроения;
- различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих
движениях;
- исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую
музыку;
- передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей.
В итоге реализации технологии предполагается развитие:
- памяти, мышления;
- выносливости;
- эмоционально - волевых качеств;
- чувства ритма;
- танцевальной выразительности;
- дисциплинированности.
Система отслеживания и оценивания результатов работы
- мониторинг музыкально - ритмических движений;
- показ результатов: праздники, развлечения, открытые просмотры.
- мониторинг в процессе образовательной деятельности.
Используемая литература:
- Основная общеобразовательная программа образования и развития
МДОУ – детский сад № 44 «Сосенка», 2015.
- Методика музыкального воспитания в детском саду под редакцией Н.А. Ветлугиной, М., Просвещение, 1989.
- Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика»
А.И. Бурениной, Санкт – Петербург, 2000.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 17.10.2013 с изменениями от 04.04.2014.
Показатели эффективности применения технологии
Реализация технологии предполагает оценку индивидуального развития детей с целью индивидуализации и оптимизации образования. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования, нужно знать исходный уровень развития музыкальных способностей детей. На данный момент для этого проводится мониторинг уровня усвоения программного материала.
Критерии мониторинга разработаны методическим кабинетом Управления Образования Администрации Клинского муниципального района в содружестве с творческой группой музыкальных руководителей.
Мониторинг осуществляется в процессе непосредственно организованной музыкальной деятельности, во время которой музыкальный руководитель наблюдает за активностью детей, а затем фиксирует свои наблюдения. Мониторинг проводится два раза в год: в сентябре и в мае во всех возрастных группах.
Уровень усвоения технологии | Качество усвоения технологии |
Высокий | Программа усвоена на высоком уровне |
Средний | Не усвоены отдельные возрастные критерии |
Низкий | Усвоены только отдельные возрастные критерии |
Анализ мониторинга уровня музыкального развития дошкольников
за четыре года
Уровень усвоения технологии | 201 7 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Высокий | 55 % | 58 % | 77 % | 76 % |
Средний | 30 % | 32 % | 18 % | 13 % |
Низкий | 15 % | 10 % | 5 % | 0 % |
Из данной таблицы и диаграммы видно, что положительная динамика уровня усвоения дошкольниками технологии стабильно растёт из года в год.
Можно сделать следующие выводы: работа по данной технологии приносит стабильные, положительные, довольно высокие результаты.
Рекомендации: продолжить работу по дальнейшему внедрению технологии развития музыкально – ритмических движений «Ритмическая мозаика»
А.И. Бурениной.
Все представленные выше результаты мониторинга свидетельствуют о том, что применяемая мною технология помогает маленькому человеку видеть свои цели, проявлять инициативу, быстро включаться в коллектив, развивать музыкальные способности.
Результатом моей инновационной работы стало то, что с каждым годом всё больше детей проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощёнными и общительными, раскрывают свой внутренний мир, продолжают и в дальнейшем самосовершенствоваться, обучаясь в музыкальной школе.
Очевидно, что в будущем не каждый станет музыкантом, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникнут сами по себе, а созреют в его деятельности.
Чтобы в наш бурный век автоматизации и компьютеризации ребёнок не вырос равнодушным и эстетически глухим человеком, нужно продолжить не простую, но очень интересную работу по созданию условий для музыкального развития ребёнка, что поможет вырастить гармонично развитую и творческую личности.
Приложение № 1
План проведения танцевально – ритмической гимнастики
на учебный год
Месяц | Возраст | Содержание |
Сентябрь | 5 – 6 лет | «Зарядка», «Чебурашка» |
6 – 7 лет | «Дорога к солнцу», «Хула-хуп» | |
Октябрь | 5 -6 лет | «Антошка», «Разноцветная игра» |
6 – 7 лет | «Лошадки», «Кот Леопольд» | |
Ноябрь | 5 -6 лет | «Лошадки», «Рыбачок» |
6 -7 лет | «Красная шапочка», повторение пройденного | |
Декабрь | 5 -6 лет | «Чунга-чанга», «Козочки и волк» |
6 -7 лет | «Кузнечик», «Я – самая лучшая» | |
Январь | 5 -6 лет | «Веселые путешественники», «Барбарики» |
6 – 7 лет | «Цыплята», «Птичка польку танцевала» | |
Февраль | 5 -6 лет | «Вместе весело шагать», «Мячик» |
6 -7 лет | «Все мы делим пополам», «Найди себе пару» | |
Март | 5 -6 лет | «Танцуйте сидя», «Не зевай!» |
6 -7 лет | «Пятнашки», «Кукляндия» | |
Апрель | 5- 6 лет | «Белые кораблики», «Три поросенка» |
6 -7 лет | «Домисолька», «Волшебный цветок» | |
Май | 5 – 6 лет | «Песенка о лете», «Дорога к морю» |
6 -7 лет | Повторение пройденного репертуара |
Приложение № 2
Планирование использования ритмических композиций
в педагогическом процессе
Характер и направленность музыкально- ритмических композиций | Включение в педагогический процесс | Тренинг психических процессов и качеств личности |
Образно-игровые композиции (сюжетные композиции) | НОД по изобразительной деятельности, развитию речи, экологии, физической культуре и др. Темы: «Сказочные персонажи», «Гости из мультфильмов», «В мире игрушек», «Природа и музыка» и др. Как физкультминутки: «Танцуйте сидя», «Белочка», «Кошка и девочка» и другие | Внимание: слуховое, зрительное, произвольное, непроизвольное. Фантазия, творческое воображение, настроение |
На прогулке как подвижные игры и творческие задания: «Игры с мячом», «Козочка и волк», «Мячик» и другие | Ловкость, координация, быстрота движений, творчество | |
В Быту и в процессе самостоятельной деятельности: «Ожившая кукла», «Плюшевый медведь», «Колыбельная медведицы» и другие | Воображение, пластичность движений | |
Танцевальные композиции и сюжетные танцы | В НОД музыка, при подготовке и проведении досугов: «Кремена», «Полкис», «Топни ножка моя», «Пингвины» и другие | Развитие координации, ловкости и точности движений, умение ориентироваться в пространстве |
Общеразвивающие гимнастические упражнения | На утренней зарядке, физкультурных НОД, досугах и праздниках: «Голубая вода», «Лошадки», «Веселые путешественники», «Вместе весело шагать», «Песенка о лете» | Развитие гибкости, пластичности движений, формирование красивой осанки, походки |
Музыкальные игры, этюды | На различных НОД для эмоционального настроения, релаксации, развития способности к творческому самовыражению: «Игра с мячом», «Козочка и волк», «Птички и вороны», «Найди себе пару» и другие | Тренировка переключения внимания, способности к импровизации |
Приложение № 3
Календарное планирование на учебный год
Тема | Название Авторы | Программное содержание | Интеграция ОО |
Сентябрь | |||
День знаний: «Вот и лето пролетело!» | 1. «Рыбачок» М.Старокадомский 2. «Кузнечик» В. Шаинский | Развивать координацию движений, воображение, фантазию; формировать правильную осанку Учить детей двигаться в соответствии с настроением музыки Развивать умение ориентироваться в пространстве | Применить на утренней зарядке, в интегрированных развлечениях, в самостоятельной игровой деятельности, на прогулке, других образовательных областях |
Осень: «Осень разноцветная» | 3. «Разноцветная игра» Б.Савельев 4. «Белые кораблики» В. Шаинский | Учить детей выразительности движений, быстроте реакции; развивать музыкальную память, эмоциональность, обогащать разнообразными видами движений: имитационными движениями | Применить на празднике и развлечении с родителями, на утренней зарядке и физкультминутках в интегрированной образовательной деятельности |
Октябрь | |||
«Я вырасту здоровым» | 5. «Мячик» М.Минков 6. «Танцуйте сидя» Б.Савельев | Учить детей воспринимать музыку, чувствовать её настроение и передавать в движении, развивать чувство ритма. Развивать умение передавать игровые образы с помощью жестов, мимики | Применить на утренней зарядке, физкультуре, физкультминутках в образовательной деятельности в группе, в самостоятельной игровой деятельности |
Праздники России: «День народного единства» | 7. «Вместе весело шагать» В. Шаинский | Формировать коммуникативные навыки, нравственные качества: дружба, взаимопомощь, доброта; красивую походку, осанку | Применить на празднике, на утренней зарядке, физкультуре и других образовательных областях |
Ноябрь | |||
Праздники России: «День народного единства» | 8. «Всё мы делим пополам» В. Шаинский 9. Повторение знакомых композиций | Учить детей новому движению руками «на себя», «от себя»; развивать чувство ритма, музыкальный слух, чувство темпа | Применить на празднике, развлечении, на утренней зарядке |
Декабрь | |||
Новый год «Гости из сказок» | 10. «Поросята» Д. Уотт 11. «Танец Кукол и Мишки» Д. Кабалевский | Развивать имитационные движения – «бросание снежков», «стряхивание снега» Развивать выразительность пластики, творческого воображения, осваивать «шаг с каблучка» |
Применить на празднике, в развлечении для родителей, детей младших групп, в художественной деятельности (рисунок, аппликация, лепка) |
Январь | |||
Зима: «Шутка и юмор» | 1.Парный танец «Кремена» А. Арскос 14. Повторение знакомых танцев | Учить детей танцевать парами в подвижном темпе, чувствовать форму произведения, музыкальные фразы, осваивать шуточное движение-дразнилку «носик направо-налево» | Применить в самостоятельной деятельности детей в играх на прогулке. |
Февраль | |||
День защитника Отечества: «Папин праздник» | 15.Парный танец «Финская полька» | Формировать навык движения «спиной из круга», учить коммуникативным умениям в танце парой; мальчики приглашают девочек и провожают на место | Применить на праздниках и развлечениях, на утренней зарядке |
Международ-ный женский день: «Мамин праздник» | 16. «Кукляндия» П.Овсянников | Развивать координацию движений, творческое воображение, смекалку и быстроту реакции | Применить на праздниках и развлечениях, на утренней зарядке, в концертной деятельности |
Март | |||
Международ-ный женский день: «Мамин праздник» | 17. Исполнение знакомых танцев | Формировать навык публичного выступления в музыкально-ритмической деятельности, тренировать выдержку, волю; показывать эмоции в каждой композиции |
Применить в концертной деятельности (концерт для малышей), для родителей |
Народная культура: «Русский танец» | 18. «Красный сарафан» А.Варламов или 19. «Светит месяц» Русская народная мелодия | Учить детей (девочек) выполнять движения хоровода («круг», «змейка» и др.) | Применить в других образовательных областях: художественное творчество, познание и коммуникация |
Апрель | |||
Весна: «Природа и животные» | 20. «Кошка и девочка» Песня «Расплата» литовская н.м. 21. «Весёлая пастушка» Французская народная песня «Весёлая пастушка» | Развивать творческое воображение, способность импровизировать, выразительно передавать игровой образ, пластику, чувство ритма Учить детей умению создать положительную эмоциональную атмосферу; воспитывать нежное отношение к животным и друг к другу | Применить на празднике, в образовательной области – художественное творчество, в самостоятельной игровой деятельности |
Май | |||
Праздник «День Победы» | 22. «Упражнение с цветами» Г.Гладков «Добрая фея» | Развивать музыкальность, плавность движений руками с предметами, координацию движений | Применить на празднике, в развлечении с родителями, малышами других групп |
Лето: « Дети и природа» | 23. Танец мотыльков С.Рахманинов «Итальянская полька» | Развивать координацию слухового восприятия музыкального произведения и двигательную активность | Применить на летнем празднике с родителями, малышами других групп |
Мониторинг | 24. Повторение всех знакомых композиций | Оценить музыкальность детей – способность воспринимать и передавать в движении образ и совпадение точно под музыку (темп, ритм, начало и конец произведения). Сравнить начальный уровень развития ребёнка и проявление его музыкально – ритмических способностей в конце года. Оценить эффект педагогического воздействия | Взаимодействие с инструктором по физкультуре, с психологом, логопедом, воспитателями групп, с семьёй, старшим воспитателем. Заполнение персональных карт |
Приложение № 4
Конспекты музыкальных занятий
Тема: «Каркуша в гостях у ребят»
Конспект занятия по развитию движений для детей 5-7 лет
Программное содержание:
Расширять тематический диапазон народных подвижных игр, игр со словом, хороводов, народных танцев.
Совершенствовать навыки основных движений.
Продолжать освоение танцевальных элементов: переменный шаг, «козлик», «ковырялочка», «распашонка».
Использовать:
- гимнастику для глаз,
- дыхательные упражнения,
- пальчиковую гимнастику,
- психогимнастику.
Оборудование:
1. Набор картинок с изображением народных инструментов.
2. Каркуша (кукла театра би-ба-бо).
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал, построившись в колонну по одному.
Муз. рук. (поёт фразу) Здравствуйте, ребята!
Дети (поют). Здравствуйте, Наталия Васильевна!
Муз. рук. Сегодня к вам в гости пришли родители, воспитатели из других групп и давайте с ними тоже поздороваемся!
Дети (поют). Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Воспитатель (с куклой Каркушей на руке). Здравствуйте, ребята! Мне очень хочется посмотреть, как вы играете.
Муз. рук. Каркуша! Посмотри, какие замечательные козлики к нам пришли. Давайте покажем Каркуше движение «козлик». Начнём движение с правой ноги, выделяя прыжком слово «раз», а на слова «2,3» делаем перетопы. ( Дети повторяют движение вместе с музыкальным руководителем под счёт.)
Воспитатель (с куклой Каркушей на руке). А теперь я посмотрю, кто лучше изобразит козлика под музыку.
Муз. рук. Конечно, Каркуша! Только девочки встанут в шеренгу у окна напротив мальчиков. И так. Двигаемся на месте под музыку. А ты, Каркуша, на счёт « раз» бей в бубен.
( Дети выполняют движение «козлик» под музыку.)
Воспитатель. Очень хорошие козлики получились: прыгали весело и ритмично.
Муз. рук. Каркуша, а теперь ребятам так и хочется поиграть в игру «Козлик». Для этого девочки встанут напротив своих мальчиков.
( Дети играют в народную игру « Козлик».)
Воспитатель. Как мне понравилась ваша игра.
Муз. рук. Каркуша, а что ты делаешь, когда тебе очень холодно?
Воспитатель. Дрожу, вот так (кукла в руках воспитателя дрожит).
Муз. рук. А давайте, ребята, тоже покажем, как будто нам тоже холодно (все дрожат).
Муз. рук. А теперь, чтобы было всё по-настоящему, девочки сильно дуют на мальчиков как северные вьюги, а мальчики дрожат как на морозе. (Мальчики изображают дрожь). А сейчас меняемся ролями: мальчики дуют как Деды Морозы, а девочки дрожат.
Дыхательная гимнастика. Сначала тихо дует ветер.
А потом всё сильней и опять тихо.
Воспитатель. Все так замёрзли. Давайте погреемся и потанцуем.
Муз. рук. Хорошо. Приглашаю в пары встать и кадриль потанцевать. Танец новый, но простой: 5 шагов вперёд, притоп, 5шагов назад, притоп. А затем круг вправо покружились, и круг влево покружились. Каркуша, можно с тобой потанцевать?
Воспитатель. С удовольствием! ( Исполняют под счет.)
Муз. рук. А давай попробуем потанцевать под русскую народную песню
«Прялица».
Воспитатель. Приглашаю всех ребят! (Исполняется 2 куплета песни.)
Муз. рук. Каркуша, тебе понравилось, как ребята танцевали кадриль?
Воспитатель. Ой, что-то я плохо вижу, поэтому ничего не могу увидеть!
Муз. рук. Каркуша, а ребята умеют делать гимнастику для глаз про зайчика. Давай выполняй движения вместе с нами, и глазки будут хорошо видеть.
Воспитатель. Хорошо. Мне очень полезно полечить этим свои глазки.
Муз. рук. Ребята, давайте покажем нашу гимнастику для глаз. А ты, Каркуша, делай с нами.
Вверх морковку подними. (Смотрят вверх)
На неё ты посмотри,
Вниз морковку опусти. (Опускают глаза вниз.)
Только глазками смотри:
Вверх-вниз, вправо-влево.
Глазками моргает,
Глазки закрывает.
Глазками моргает,
Глазки закрывает. (Выполняют движения по тексту.)
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали. (Дети нагибаются и прыгают.)
Муз. рук. Каркуша, как твои глазки?
Воспитатель. Ой! И правда, мои глазки хорошо видят.
Муз. рук. А сейчас, дорогой Каркуша, ты не только увидишь, но и услышишь оркестр народных инструментов. А какие это инструменты? (Дети по картинам определяют инструменты и называют их.), И вам задание: изобразить игру на народном инструменте, который будет в это время звучать (русская народная мелодия «Ах ты, берёза»). А теперь мы определим, кто играл и на каком инструменте. (Музыкальный руководитель просит ребёнка «поиграть», а дети угадывают название инструмента, на котором играл ребёнок)
Дидактическая игра «Изобрази игру на музыкальном инструменте».
Воспитатель. Какая весёлая музыка и как здорово играли ребята на гармошках, балалайках, дудках. Все молодцы!
Муз. рук. А мы ещё и хороводы умеем водить.
Исполняется хоровод «На горе-то калина».
Воспитатель. Это у вас хорошо получается хоровод водить. А вот в игры народные умеете играть?
Муз. рук. Ребята, в какие народные игры вы любите играть?
Дети: В «Тетёру», «Огородника и воробья», «Утка и селезень», «Дрёма»,
Воспитатель. А какая самая любимая?
Дети. «Огородник и воробей».
Муз. рук. Давайте считалкой найдём воробья.
Исполняется считалка
Теля – меля, ты - Емеля, Третий – бас, поводи-ка ты за нас.
А теперь найдём «огородника» уже другой считалкой, которую знаете вы. Кто же самый храбрый? (Дети сами выбирают считалкой «огородника».)
Воспитатель. Кар-кар! И где же будет «огородник» ходить?
Муз. рук. Вот, смотри, Каркуша, Ребята встанут в круг, а внутри будет охранять свой огород хозяин – «огородник», За кругом летает наш «воробей».
Игра «Огородник и воробей» повторяется 2 раза.
Воспитатель. Ох, и шустрый воробей! А как зовут того, кто любит спать, зевать и дремать?
Дети. Дрёма!
Муз. рук. Вот, посмотрите, Дрёма тут сидит и спит. Давайте его разбудим.
Исполняется игра – хоровод «Дрёма».
Муз. рук. Ну, Дрёма, выбирай себе пару да исполни с ребятами русский танец «Сударушка»
Дети исполняют танец «Сударушка».
Воспитатель (Каркуша). Кар-кар! Так красиво все плясали, в весёлые игры играли и меня позабавили. За это я приготовила вам сюрприз: вот в этом письме чистые листочки бумаги. Я знаю, вы все настоящие волшебники и превратите эти белые чистые листы в прекрасные картины, на которых нарисуете те самые народные музыкальные инструменты, на которых вы сегодня «играли» и пришлёте их в этом письме мне в лес, а я устрою выставку ваших работ для своих лесных зверей. Согласны? Тогда получайте моё письмо. ( Отдаёт его детям). Ох, кар-кар, но мне пора домой. Можно мне к вам придти ещё в гости?
Муз. рук. Конечно! Конечно, приходи.
Воспитатель. Спасибо! Приду, а сейчас, до свидания! До следующей встречи!
Дети. До свидания!
Муз. рук. Сегодня в нашей встрече с вороной Каркушей звучала русская народная музыка. А в какие игры мы играли?
Дети. В русские народные.
Муз. рук. Правильно. Их придумал кто?
Дети. Народ.
Муз. рук. Наша встреча пришла к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети. До свидания!
Дети покидают зал.
Тема: «Идём за Весной»
Конспект занятия по развитию движений для детей 5-7 лет
Программное содержание:
- развивать чувство ритма;
- учить двигаться в соответствии с размером музыки;
- способствовать формированию выразительности движений, образности в
исполнении.
Материалы и оборудование:
- иллюстрации на весеннюю тему.
- короткие ленты (по 2 на ребенка).
Ход занятия
Вводная часть
- беседа о весне (как она просыпается, о весенних звуках)
- ходьба (идем к весне), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким пониманием колена (по траве)
- поскоки; бег (к солнцу)
Основная часть
- Игра «2 тетери» (русская народная игра). Под музыку дети, припевая слова, ведут хоровод. На слова «улетели» - выполняют плавные движения. Когда заканчивается музыка, должны собраться в свой кружок. Игра повторяется 3-4 раза.
- Танцевальная композиция с лентами «Весну звали» в исп. Музыкально-вокального ансамбля «Непоседы».
Вступление - 2 линии детей выстраиваются по диагонали друг против друга. На втором проведении 2 линии идут хороводным шагом, меняясь местами, и по центру выстраиваются в 2 линии.
1 куплет: а) приставной шаг вперед-назад с плавными движениями рук – зовут весну, отходят на носочках назад.
б) приставной шаг вперед-назад с плавными движениями рук – зовут весну, отходят на носочках вперед.
В) Две линии соединяются парами и выполняют «окошко».
Г) Обе линии идут в правую сторону хороводным шагом, протягивая руки вверх, разворачиваются, идут влево, протягивая руки вверх. Занимают исходную позицию.
Припев: на приставном шаге вправо – влево дети выполняют движения руками, подняв их вверх. Кружение вокруг себя – 1 раз, танец плечами. Повторить 1 раз. На слова «Уходи от нас, зима» - дети образно выполняют движения руками.
- Обратить внимание на пробуждение весны и в водном царстве. Предлагается игра «Рыбки». На полу из веревки выкладывается «домик». Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети – «рыбки» двигаются по залу, на вторую часть – «заплывают в домик». При повторении, «домик» становится меньше.
- Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты из классической музыки (Э. Григ), дети подбирают выразительный образ ветра, дождя, тучки, ручейка, солнца.
Заключительная часть:
- Игровое упражнение «Будь внимателен» (Атрибут – веночки). Детям дается прослушать фрагмент музыки (размер ѕ вальс), обращается внимание на особенность музыки, и они показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: «под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, присев на полянке.
Тема: «Зимушка – зима»
Конспект музыкального занятия по движению для детей 5-6 лет
Программное содержание: учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения, изменять музыкальные движения в соответствии со сменой частей музыкального произведения, совершенствовать выполнение подскоков; способствовать проявлению музыкально - творческих способностей детей, развивать умение слаженно двигаться в паре, петь выразительно, эмоционально, способствовать развитию чувства ритма, тембрового слуха, чистоты интонирования.
Ход занятия
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель (М.р.). Ребята, сегодня к нам в гости кто-то придет. Хотите узнать, кто? Вы сейчас послушаете музыку, она поможет вам определить.
Дети слушают «Танец феи Драже» муз. Чайковского.
М.Р. Какая музыка? (Таинственная, волшебная, нежная, загадочная и т.п.). Как вы думаете, что за волшебница может к нам прийти? (Дети высказывают свои предположения, музыка звучит снова в зал входит Зима).
Зима. Здравствуйте, ребята! Я — Зимушка - зима!
М.р. Мы рады, что ты пришла к нам в гости.
Ребята, а почему зиму называют волшебницей? (Ответы детей). Да, зима может совершать разные чудеса. Самое большое чудо — это снег. Мы очень просили тебя, чтобы ты нам дала много снега, что даже выучили небольшую песню об этом.
Дети исполняют песню о зиме.
Зима. Да, я слышала вашу песню. Вы её так хорошо исполняли, что я не могла не дать вам немного снежка. Я же волшебница, много чего могу. И вот сегодня я хочу отправиться вместе с вами в гости к сказочным героям, чтобы посмотреть, как они веселятся зимой. Вы согласны?
М.р. Да, но как мы попадем к ним?
Зима. А в этом нам поможет моя волшебная палочка. Сейчас я вас превращу в ... Как вы думаете, в кого? (Ответы детей). Итак, до кого я дотронусь своей палочкой, тот сразу превратиться в снежинку, и начнет медленно танцевать.
Дети слушают музыку, под которую они будут двигаться, определяют ее жанр. Затем выходят на ковер, садятся на корточки. Зима ходит между ними.
До кого она дотронется, тот превращается в снежинку и начинает двигаться в соответствии с характером музыки.
Зима. Мы с вами прибыли к первому сказочному герою, который живет в теремочке.
М.р. Ребята, а кто может жить в теремочке? (Ответы детей). А давайте узнаем, кто живет в этом теремочке. Дети сочиняют мелодию не вопрос: «Тук-тук, кто в теремочке живет?». Появляется петушок. Ребята, да это же петушок. Покажите, как петушок ходит. (Дети передают образ петушка: ходят, высоко поднимая ноги, делая большие махи руками и напевая песню — пение на одном звуке, чистой кварты сверху вниз и снизу вверх). Давайте спросим, как у него дела. Дети придумывают мелодию на вопрос и ответ: «Как живешь ты, петушок? Хорошо я живу. Громко песенку пою, кукареку, кукареку!». Интересно, а почему он один? Как вы думаете, где могут находиться остальные жители теремка? (Ответы детей).
Но петушок не скучает в отсутствие своих друзей. Он напевает свою любимую песню. Дети по ритмическому рисунку определяют русскую народную попевку «Петушок», поют её, показывая движением руки высоту звуков, прохлопывают ритмический рисунок. Смотрите, а у петушка есть что-то интересное. Показывает мешок с инструментами. Дети по звучанию определяют их, затем исполняют попевку в ритмическом оркестре. Нам пора двигаться дальше.
Дети прощаются с петушком.
Зима. А дальше мы пойдем, как лошадки. Сейчас я взмахну палочкой, и вы все превратитесь в лошадок. (Дети под музыку передают образ идущих лошадок). Сейчас вы узнаете, к кому мы пришли в гости. (Дети слушают музыку «Поросята» Дж. Уотта, определяют о ком она). Музыкальный руководитель. Да это же наш поросенок. (Дети узнают, из какой он сказки). Давайте поиграем вместе с ним. (Дети передают образ веселых поросят под музыку). Наши поросята не только любят играть в снежки, но еще и танцевать.
Дети исполняют танец «Полька».
Зима. Весело мы поиграли с поросенком, но нам пора идти дальше. (Дети под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать» двигаются на припев подскоками, на запев — ритмичным шагом, выполняя движения руками).
М.р. Интересно, к кому мы попали? Что-то я никого не нахожу. А вы, ребята? (Дети смотрят по сторонам). Смотрите, кто устроился на фортепиано. (Дети замечают колобка). А что это он делает? Послушайте музыку, она вам подскажет. Дети слушают «Колыбельную» муз. В.Моцарта, называют жанр песни, композитора, характер музыки, определяют высоту звучания мелодии. Но сейчас же не время спать. Давайте разбудим колобка и поиграем с ним. Дети исполняют песню «Снег-снежок» муз. Е.Макшанцевой, выполняя движения по тексту. Пока мы с вами играли, колобок-то опять убежал. И нам пора отправляться домой.
Дети выполняют знакомые движения под песню «Вместе весело шагать».
М.р. Вот мы и дома. Давайте попрощаемся с Зимой, поблагодарим ее за интересное путешествие и попросим ещё заходить к нам в гости. (Дети прощаются, Зима уходит). Ребята, вам понравилось путешествовать с Зимой? Что больше всего запомнилось? С кем понравилось больше играть?
Тема: «В гостях у королевы Музыки»
Конспект музыкального занятия по движению для детей 5-7 лет
Программное содержание:
Цель. Развитие навыков координации движений, пластики и чувства ритма; освоение упражнений, танцевальных движений.
Задачи:
- выработка устойчивой правильной осанки;
- развитие творческих способностей, координации, чувства ритма и музыкальности;
- формирование восприятия музыкальных образов и возможности передать их в движениях танца;
- продолжать знакомство с минорным и мажорным звукорядом, ритмическим рисунком;
- воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, снятие закомплексованности.
Ход занятия
Дети входят в зал, встают врассыпную.
Муз.рук. Чтобы вежливыми быть, надо «Здравствуй!» говорить!
Здравствуйте! (поёт). Дети отвечают.
Муз.рук. ребята! А что такое красивая осанка? Дети отвечают.
Муз.рук. Вот мы и поработаем над красивой осанкой. Начали!
У нас славная осанка
Мы свели лопаточки
Мы походим на носках,
А потом на пяточках.
Мы пройдёмся как лисята,
Ну, а если надоест –
Мы пройдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
И как заинька трусишка,
И как серый волк – волчишко.
А теперь мы снова девочки и мальчики.
Раздаётся «карканье» вороны.
Муз.рук. Ой! Что это? Вернее кто это?
Здравствуй, Клара Карловна! Что случилось?
К.К. Кар-кар-кар! В королевстве бал!
Сама Королева Музыка позвала всех на бал! (улетает)
Муз.рук. Ребята! Давайте и мы с вами отправимся на бал в замок Королевы Музыки.
Идут под музыку «Весёлые бубенцы».
На экране появляется изображение ворот замка.
Муз.рук. Вот мы и подошли к воротам замка. Посмотрите, как красиво украшены ворота. Что же на них изображено?
Дети: Муз инструменты.
Муз.рук. Значит, мы пришли правильно. Но чтобы они открылись, нам нужно будет выполнить задание.
Игра «Угадай инструмент».
(Дети отгадывают загадки про муз. инструменты, если ответ правильный – на экране появляется изображение данного инструмента).
- Музыкальным инструментом
Кашу есть и щи хлебать
Можно запросто, а после
Для друзей своих сыграть. (ложки)
- Их ставят на стол,
Когда стол накрывают,
На них музыканты
В оркестре играют. (тарелки)
- Стоит на тонкой ножке
В деревянной одёжке.
К плечу её прижимают –
Обнимая, смычком играют. (скрипка)
- Он стоит на трёх ногах,
Сам чёрный, в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль,
Называется… (рояль).
Муз.рук. Молодцы, ребятки,
Отгадали все загадки!
Инструменты в руки взяли,
Дружно громко заиграли,
Нам играть не надоест,
Что создали мы?... (оркестр)
Дети играют на музыкальных инструментах. Появляется Стражник – Ритм.
Стражник. Меня зовут Ритм, и я открываю ворота в замок королевы Музыки. Но чтобы пройти туда, вам следует выполнить задания.
В королевстве музыки все танцуют и поют под разные мелодии. В узор мелодии входят длинные и короткие звуки. Этот узор называют ритмом.
«Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай,
Это очень, очень важно!»
Дети играют в игру «Ритм» (ритмические карточки).
Муз.рук. Вы слышите, ребята? Кто-то плачет!
Звучит грустная музыка. Входит принцесса Минор.
Минор. Я принцесса Минор. Я выражаю в музыке грусть и печаль.
«Я – минорный звукоряд
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную спою
И сейчас же зареву!»
Никто со мной дружить не хочет, ведь плачу я с утра до ночи!
Муз.рук. Не плачь! Ведь твоя музыка тоже важна, хоть она и грустна.
И наши ребята сейчас покажут как они умеют красиво танцевать под грустную, минорную музыку.
Звучит «Лирический этюд», дети танцуют (импровизация).
Минор. Спасибо, вам ребята! Теперь я знаю, что у меня есть настоящие друзья!
Звучит весёлая музыка. Входит принц Мажор.
Мажор. Я – принц Мажор.
«Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный!»
Муз.рук. Здравствуй, принц Мажор! Какой ты весёлый. Мы тоже любим веселиться и танцевать.
Звучит весёлая мелодия, дети танцуют (импровизация).
Раздаются фанфары.
Муз.рук. Мы так увлеклись, что не заметили, ведь уже время бала.
Муз.рук. Королева Музыка входит в зал под торжественную музыку, танец «Менуэт», послушайте!
Звучит «Менуэт».
Муз.рук. Но вот все гости пустились в пляс. Пляска отличалась размахом, удалью.
Все дети исполняют «Перепляс».
Муз.рук. Веселье было в полном разгаре, но вот музыка изменилась, и все гости встали в пары, и стали танцевать красивый, плавный танец – вальс.
Ребята! Мы ведь тоже умеем танцевать вальс, вставайте в пары.
Дети танцуют «Вальс».
Муз.рук. Но вот музыка стихла, свет в замке погас. И бал закончился. Пора и нам с вами отправляться обратно.
Под музыку «Весёлые бубенцы» дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза
Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...
Развитие музыкально - ритмических способностей у дошкольников
Развитие музыкально - ритмических способностей у дошкольников...
Развитие музыкально-ритмических навыков у дошкольников по методике А.А. Евтодьевой
Статья расскажет о том, как применить в работе методику Аллы Анатольевны Евтодьевой: «Учимся петь и танцевать, играя»....
Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...
Технология развития музыкально-ритмических движений
Технологии развития музыкально-ритмических движений Бурениной и Суворовой...
«Технология развития музыкально – ритмических движений»
Развитие танцевального творчества и музыкально - ритмических движений посредством игр и этюдов...
Технология развития музыкально – ритмических движений дошкольников
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное образовательное учреждениеОбразовательный центр «Созвездие» дошкольное отделение143404 Россия Московская область, г.о. Красногорск,...