Технология развития музыкально-ритмических движений
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)
Технологии развития музыкально-ритмических движений Бурениной и Суворовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_muzykalno.docx | 38.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технология развития музыкально – ритмических движений детей старшего дошкольного возраста. А.И.Буренина
« Ритмическая мозаика», Т.И.Суворова « Танце-вальная ритмика для детей».
18 октября 2019
Цель технологии: развивать стойкий интерес у детей дошкольного возраста к хореографическому искусству. Развивать художественные, творческие способности у детей средствами ритмики и танца с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
А.И. Буренина "Ритмическая мозайка"
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка,
формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным,
естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...
Как и наши предшественники, мы рассматриваем и оцениваем красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза. Ведь красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние
греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естественности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотворенности. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.
Другими словами, программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных)*.
Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка"
и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь
доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильдснкрайза и др.). В то же время,
движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию,
поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально се особенности.
Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями
данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
1. Развитие музыкальности:
развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха
(мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в
движении под музыку:
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в
каждом из них по возрастным группам.
3 — 4 года
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако
возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под
музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкально -игровым образом.
Основное содержание
Развитие музыкальности:
• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
• обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
• развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (контрастное: веселое — грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);
• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом,
вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на
четвереньках;
бег — легкий, ритмичный, пптички", "ручейки"и т.д.);
прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой
галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни);
общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность),
которые даются, как правило, на основе игрового образа;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по
координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.
Развитие творческих способностей:
• воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
• развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т.д., т.е.. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался",
"Мишка радуется меду" и др.;
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выполнять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь —
по показу взрослого или старшего ребенка.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
• воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике
(контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.);
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового обшения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" - дополнительно к другим ритмическим упражнениям и пляскам под инстурментальнос сопровождение):
1-е полугодие: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники",
"Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".
2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разноцветная игра", "Лошадки'', "Белочка".
Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности
движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме
музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
4 — 5 лет
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
Использование музыкально-ритмических
композиций в различных формах организации
педагогического процесса
Как мы уже отмечали, данная программа ориентирует педагога на сотрудничество
с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в
педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические композиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на
утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар "Ритмической мозаики" позволяет каждому педагогу определять место его использования и
в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания
или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции
состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток ("Кот Леопольд", "Кукляндия", "Танцуйте сидя" и др.). На занятиях природоведческого содержания — творческие задания на
выразительность пластического образа на тему природы — "Упражнение с осенними листьями", "Дети и природа" и т.д.).
Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогают такие композиции, как "Цыганские напевы", "Красный сарафан", "Мельница". Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки, таких,
как "Кремена", "Полкис", "Калинка", позволяет поднять настроение детей,
активизировать их внимание.
* К программе прилагается набор аудиокассет ("Ритмическая пластика" — 1, 2, 3- я част — 3 кассеты). На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции
в самых разных вариантах: как вводную часть занятия ("Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями") либо заключительную (игра "Найди себе пару"), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное — активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения. Так, например, композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю.Чич-кова) включается в занятие и в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении, рисовании или аппллкации.
Интересно можно включить в занятия ритмические композиции на классическую музыку — "Менуэт" Л. Боккерини, "Танец Троллей" Э.Грига, "Аквариум" К.СенСанса, "Танец цветов и бабочек" на музыку Ф.Шуберта и др. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюстраций, рисование на эту тему, а также пластические этюды — импровизации детей и педагога под музыку. Постепенно создается целая картина, которую можно исполнить в соответствующих костюмах и с декорациями ("Аквариум" — водоросли, раковины; "королевский дворец" — колонны, зеркала, канделябры, "Танец Троллей" — сказочный лес, таинственная пещера и т.д.). При создании фантастических образов
дети активно включаются в диалог с педагогом, предлагают свои варианты
оформления картины (рисуют эскизы костюмов или декораций), придумывают свой сюжет (методику организации творческих занятий см. в пособии "От игры до спектакля"). Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх — драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми. Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с
детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выглядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).
Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например, если
вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга" логично провести аттракцион "Кто больше соберет бананов": допрыгнуть и сорвать с "ветки", сосчитать их (у кого больше?), отгадать загадки и пригласить "отгадки" — других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.
Для удобства в планировании мы предлагаем проанализировать репертуар "Ритмической мозаики" по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса.
Можно воспользоваться схемой тематической характеристики репертуара,
которую в дальнейшем каждый педагог дополняет по своему усмотрению.
.И. Суворова "Танцевальная ритмика"
Главная цель программы – привить интерес детей к хореографическому искусству. Развить их творческие способности посредством танцевального искусства и сформировать разностороннюю творческую личность.
Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих
Основных задач для детей 5-7 лет:
1.Укрепление здоровья и развитие физических качеств:
· развитие мышц опорно-двигательного аппарата;
· формирование правильной осанки;
· развитие дыхательной и сердечно сосудистой систем.
2.Совершенствование психомоторных способностей занимающихся:
· развитие координации рук, ног, корпуса, мышечной силы, гибкости и
выносливости;
· развитие чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, умения
согласовывать движения с музыкой;
3. Развитие творческих и созидательных способностей у дошкольнков:
· воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и
творчества в движениях;
· формировать умение импровизировать под музыку;
· развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и
трудолюбия;
· развивать стремление к взаимодействию с другими детьми, достигать
общего результата;
Ожидаемые результаты.
Дети 5-6 лет: дети этого возраста должны знать основные танцевальные позиции рук и ног. Владеть навыками ориентировки в пространстве и приобретать
определенный «запас» движений в ритмических и танцевальных
упражнениях. Должны уметь передать характер музыкального произведения
в движении. Уметь точно и правильно исполнять танцевальные постановки.
Владеть основами хореографического искусства, уметь выражать в движении
основные средства музыкальной выразительности.
Дети 6-7 лет: дети должны уметь выполнять специальные упражнения для
согласования движений с музыкой, владеть основами хореографических
упражнений. Усвоить большой объем разнообразных композиций и
отдельных видов движений, разных по стилю и характеру. Должны уметь
импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных
движений, сочинять элементы для танцев.
Содержание программы Т.И Суворовой
«Танцевальная ритмика».
Программа включает в себя следующие разделы:
1. «Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж)
Подобные упражнения следует включать в начало занятий, т.к. их
исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию
бодрого, приподнятого настроения. Важным является также
психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те
или иные танцевальные движения.
2. «Парные и круговые пляски».
Это, пожалуй, незаменимый материал для проведения развлечений,
утренников, новогодних «елок» и т.п. Предлагаемый репертуар также
отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста,
универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную
программу.
3. « Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры»
Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы
отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с разной
подготовкой. Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При
исполнении данного репертуара детьми , важно обратить внимание на
выразительность мимики и движений.
4. «Наше наследие».
Лучшие разработки по ритмике для дошкольников собраны в этом
разделе. Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Они также нравятся
детям, как и 20-30 лет назад и пользуются большим успехом у зрителей.
Музыкальные композиции Т.И. Суворовой отличаются высочайшим
качеством отбора и записи музыки, что особенно ценно, простотой
танцевальных движений, что позволяет без напряжения, щадя психику и
здоровье воспитанников, с удовольствием разучивать их и использовать на
праздниках и в быту.
Методические рекомендации к программе Т.И. Суворовой
«Танцевальная ритмика».
Обучение ритмике детей дошкольного возраста направлено на развитие
музыкального восприятия, стремления двигаться легко и пластично, получая
от этого наслаждение, в соответствии с характером произведения;
формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям.
Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения движений
гимнастики, бега, шага, подскоков, игр, плясок, танцев, а также
танцевальное и игровое творчество. В процессе разучивания упражнений
следует следить за осанкой, координацией рук и ног, взаимосвязью движения
с музыкой; пластичностью, четкостью и легкостью движений.
Преподаватель, работая над движением, стремится создать
атмосферу творчества, в которой каждый ребенок может раскрыть себя.
Заставить ребенка забыть о своей неумелости помогают образные ситуации.
При выборе методических приемов нужно ориентироваться на
возможности детей и особенности каждого произведения.
Ознакомление с пространственными отношениями.
Развитие способностей у детей двигаться по рисункам танца. Занятия
строятся на примере любого хороводного танца с использованием
всевозможных интересных, но несложных рисунков и несложной лексики. В
работу можно включать дополнительные предметы: платки, цветы, корзины
и т.д. Дети должны четко выполнять рисунки в пространстве. Усвоить
условные обозначения, уметь самим создавать всевозможные рисунки на
бумаге.
Музыкально-ритмические движения особенно любимы детьми
старшего дошкольного возраста, т.к. они способны уже посредством
движений развить и передать художественный образ, для которого
характерно сопоставление контрастных и сходных структур произведения,
ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки,
темповые изменения. Чтобы научить ребенка передавать свои
эмоциональные переживания через движения, необходимо развивать у них
способность владеть своим телом, для чего существуют упражнения,
развивающие танцевальность, гибкость, устойчивость или слитность
движения. Осознанное движение позволит глубже воспринять музыку и
более выразительно передать то эмоциональное состояние, которое вызывает
музыкальное произведение.
Музыкально-ритмические упражнения, танцевальные элементы.
Упражнения могут усложняться за счет требований по их техническому
выполнению. Поэтому вводиться дополнительное время, где разводятся
постановки танцев и этюдов, также в приурочивании ритмических
упражнений вводятся элементы гимнастических упражнений.
Дети этого возраста должны учиться выполнять движения с точной
передачей характера музыки, в соответствии с темпом и ритмом.
Развивать умение использовать готовые элементы в этюдах на воображение,
образное мышление.
Танцы.
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является
развитие у детей танцевальной выразительности. Процесс обучения детей
танцам начинается с того, что педагог называет движение, кратко указывает
на основные его техники, знакомит с используемыми на занятиях командами
для начала выполнения движения танца.
Творческое воображение.
В программу творческого воображения включены разные типы
конструктивных задач, решение которых опирается на применение средств
способов организации познавательной деятельности, дающих большой
эффект в развитии этих способностей. Тематика заданий разнообразна. Она
включает знакомство с особенностями пластики тела, рук, головы. Это
выражение разного состояния или образа. Не менее важной остается проблема выбора приемов и методов обучения, которые призваны создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод , позволяющий ребенку органично проникнуть в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движений и помогающий координировать движение с музыкой .
Выразительная разговорная речь, тесно связанная движением,
музыкальной интонацией, становится тем самым мостиком, который
связывает движение и музыку.
В работе над движением уместно развивать детское творчество, для
чего целесообразно использовать различные приемы: прослушать музыку,
определить ее характер, настроение и форму; наметить возможные варианты
построения танца или игры; выполнять упражнения с воображаемым
предметом; угадать, что показывает мальчик, девочка или все дети;
исполнить перепляс, выразительное движение персонажа; отобразить в той
или иной игре взаимоотношения персонажей, находящихся в эмоциональном
состоянии, самостоятельно придумать игру, танец.
Методические рекомендации к программе О. Л. Князевой
« Приобщение детей к истокам русской народной культуре».
Дети старшего дошкольного возраста уже имеют
музыкальный слух и голос, могут петь, чисто интонируя мелодию,
и способны освоить ряд песенных навыков. Первоосновой
вокального воспитания является подражательное пение, поэтому
нужно показать детям хорошие образцы пения; продолжать учить
слушать, повторять услышанное, сравнить свое пение с оригиналом
и исправлять недостатки.
Педагогу по фольклору следует придерживаться ряда
советов, выработанных практикой. При первом показе
произведения дети слушают молча, сосредоточенно, не пытаясь
подражать. Это необходимо для того, чтобы избежать
неправильного пения некоторыми детьми, что может оказать
негативное действие на других детей. Вокальный образец может
звучать в двух вариантах – с музыкальной поддержкой или без
него. Постоянное подыгрывание или подпевание педагога мешает
развитию слуха детей. Однако музыкальная поддержка обязательно
должна звучать, не заглушая пения самого ребенка.
В процессе обучения фольклорному пению необходимы
объяснения педагога; при этом особое внимание уделяется работе
над певческим дыханием, которое должно быть спокойным,
бесшумным, регулироваться музыкальными фразами; дети должны
научиться брать дыхание, не разрывая слова. Для отработки
дыхания следует использовать игровые упражнения. в ходе
поэтапного разучивания песни, применяются приемы, которые
содействуют развитию голоса и музыкальных способностей в
целом.
Первый этап обучения включает вступительное слово
педагога, художественный показ, беседу и снова показ. Чем ярче и
эмоциональнее проходит этот этап, тем большую активность
проявляют дети.
Второй этап – собственно разучивание. Он начинается с
пения вместе с педагогом. Затем начинается длительный процесс
разучивания мелодии по фразам, толкования незнакомых слов,
разучивание кубанской речи.
На третьем этапе идет работа над выразительностью
пения, и перед педагогом стоит задача активизировать всех детей.
Для этого используется пение всей группой, индивидуально и всей
группой.
Много внимания уделяется певческим навыкам и певческой
установке – правильному положению корпуса, головы, плеч, рук и
ног. При пении стоя ноги чуть расставлены, руки опущены вдоль
туловища. Особое внимание необходимо уделять положению
подбородка; он должен быть поднять или опущен.
Педагог формирует певческое дыхание – учит детей делать
выдох за счет постепенного расхода дыхания в течение всей
музыкальной фразы; обучает короткому, энергичному вдоху, без
поднимания плеч.
Главное требование, предъявляемое к художественному
вокальному исполнению, является правильный, красивый
певческий звук. Главными методами вокальной работы являются
вокальный показ, устное объяснение и певческие упражнения.
особое внимание необходимо уделять положению губ, четкое
произношение согласных и выработки четкого унисона.
В ходе работы над пением большое внимание уделяется
творческим заданиям, которые условно делятся на три цикла:
Первый цикл – закрепление уже имеющего опыта подражания
звукам, которые ребенок не раз слышал, сочинение своей мелодии
колыбельной.
Второй цикл – это вопросы и ответы в игровой форме. Важно
активизировать детей для передачи разных интонаций: жалобных,
просительных, сердитых, радостных.
Третий цикл – это импровизация на заданный текст, который
должен быть контрастным по настроению, кратким и образным.
Сначала дети сами сочиняют мелодию на текст, затеи сами
придумывают слова в определенном жанр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в развитии музыкально- ритмических движений детей дошкольного возраста»
В современных условиях вариативности дошкольного образования значительно изменилось содержание педагогической работы с детьми. Сегодня каждый педагог может выбрать программу в соответствии со своими и...
Методическая разработка занятия по безопасности дорожного движения «Беседа о правилах дорожного движения» с использованием ИКТ-технологий с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект занятия по безопасности дорожного движения для средней группы...
Технология использования ритмических движений и пластического интонирования на музыкальных занятиях в ДОУ ( Консультация для воспитателей музыкального руководителя )
Рассказать о истории танца...
Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".
Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...
Тема: «Использование игровых технологий при знакомстве с ПДД как средство развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность: Использование технологии обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла однов
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаѐтся очень тревожной. Улицы современных го...
технология правила дорожного движения в саду
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. ...
Здоровьесберегающие технологии «Обучение в движении»
Добрый день, уважаемые слушатели! Сегодня я бы хотела с вами поделиться опытом, который основывается на методике В. Ф. Базарного. Суть данного опыта состоит и...
- Мне нравится (1)