Использование инновационных технологий в музыкально - ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста
материал
Развитие ритмическог слуха является неотьемлемой частью в развитии музыкальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_noyabr.docx | 20.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Красногвардейского района
Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста
Подготовила:
Рубанова Ольга Ивановна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Улыбка» с. Ливенка»
НОЯБРЬ 2022
Одна из важнейших музыкальных способностей дошкольников, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность- это чувство ритма. Ритм- первооснова музыки.
Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т.д.
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма
В музыкально-ритмической деятельности с детьми используются такие игровые технологи, как:
Технология «Хор рук».
«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь). Использование данной технологии направлено на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих- «дирижеров». Предварительно дошкольники прослушивают музыкальное произведение. Далее идет обсуждение услышанного материала, высказываются о его характере, музыкальном образе.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего — «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего- «дирижера».
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в работу с технологией, можно начать работу с «одноголосия», т.е поначалу дирижером выступает взрослый, а ребята являются хором, повторяя движения.Затем, место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
После того, как ребята с уверенностью справляются в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь ребята делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем уже дети самостоятельно выступают в роли дирижеров.Применяя данную игру, мы используем дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д.
В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).
Данная технология применяется для самых разнообразных ситуаций:
- от занятия до концертного показа; с детьми разного возраста, в зависимости от поставленных задач.
- простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.
Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия
Технология «Эвритмия».
В настоящее время всё более активно в совместной музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. Эвритмия - искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве.
Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольного возраста. В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Эвритмия появилась в начале ХХ века в Швейцарии. Ee основы были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, основателем Вальдорфской педагогики.
Эвритмическая совместная музыкальная деятельность проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
В данную технологию включаются следующие дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
ритмические игры;
блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, ловкости стопы; упражнении для изучения географии тела);
блок развития мелкой моторики;
пространственная ориентация;
социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей — всей группы как единого коллектива;
импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
народные игры;
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
- жизненные силы ребенка,
- развить ловкость, концентрацию внимания,
- улучшить мелкую моторику,
- координацию движения,
- развить правильное переживание пространства,
- правильную речь,
- мышление.
Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.
Технология «Мнемотехника»
Мнемотехника – это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально- ритмических движений на музыкальных занятиях.
Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений.
Суть заключается в следующем: на каждую смену танцевальных движений придумывается картинка (изображение); таким образом, весь танец зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит танец целиком.
В мнемосхемах, мнемотаблицах лучше использовать картинки с изображением человечков с разным положением рук и ног, так же разноцветные мнемосхемы, передающие детям настроение танца. Изображение должно быть простым и понятным детям, и вызывать у них наглядную ассоциацию, не отвлекая лишними деталями.
Технология «Элементарное музицирование».
Большой возможностью в развитии у детей чувство ритма обладает элементарное музицирование т. к. является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.
Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке.
Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах располагают и побуждают детей к игре в музыкальный оркестр, а через нее – к простейшей импровизации.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы, музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.
«Ритмодекламация» – синтез музыки и поэзии. Ее, можно определить как, музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поется, а ритмично декламируется.
Ритм, заложенный в словах и фразах, очень легко усваивается детьми: притопывается, прихлопывается, переносится на музыкальные инструменты.
Использование речевых упражнений в сочетании с музыкальными инструментами не только развивает чувство ритма, хорошую артикуляцию, но также вводит детей в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия. Самое главное, это то, что дети незаметно для себя заучивают стихи наизусть и рассказывают их с особым чувством и выражением
Важным и необходимым является умение воодушевлять детей на игру, создавать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния.
Использование данных инновационных технологий и методических форм в музыкальной деятельности позволяет добиться следующих результатов:
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
- дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально- творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
Рекомендации: 1.Необходимо включать в образовательную деятельность
инновационные технологии в музыкально-ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста.
2. Изучать методическую литературу Тютюнникова Т. , Бурениной А.И.
Список литературы
1. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа». М. : Музыка 1985. 323 с.
2. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004г. №1с.9-25.
3. Буренина А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей-СПб. Изд «Музыкальная палитра». 2004г. 48 с.
4. Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. 2010 г.№ 3. с. 79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».
Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения инноваци...
Инновационные подходы в музыкально-хореографической деятельности с детьми дошкольного возраста
В дошкольном образовательном учреждении ритмика и хореография применяется как средство здоровье сбережения ребенка. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ч...
Музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста
В дошкольном учреждении с детьми проводят различные виды музыкально-ритмической деятельности: музыкально-ритмические упражнения; танцы, пляски, хороводы; музыкальные игры....
Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.
Из данного мастер -класса можно узнать, как можно мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической деятельности сре...
«Использование интерактивных технологий в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Актуальность. Воспитание и образование – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребёнка. Интерактивное обучение – это специальная форма о...
Презентация. Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей.
Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство двигательной активности детей....
"Использование инновационной технологии "Кубик Блума" в работе с детьми дошкольного возраста"
Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.Кубик "Блума" - это упрощенный способ, который помогает не только собрать все знани...