Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
методическая разработка по музыке (младшая,средняя,старшая группа) по теме
Методическая разработка. Для детей младшей, средней, старшей групп. программа расчитана на 3 года обучения. Я применяла ее на занятиях по музвоспитанию и в кружковой работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_muzykalnye_instrumenty._metodicheskaya_razrabotka.doc | 171 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.
Методическая разработка.
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Программа обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»
Герасимова Валентина Викторовна
г. Озеры
2008 год
Пояснительная записка
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Программа обучения.
Срок обучения-3 года.
Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).
Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.
Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов .
1-й год обучения (младшая группа)
На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
2-й год обучения (средняя группа)
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.
З-й год обучения (старшая группа).
На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).
Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.
Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.
Занятия.
Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения, особо позаниматься с отстающими и пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.
Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.
1. Словесный(рассказ, объяснение) .
2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .
3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .
4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .
5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)
6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
Основные навыки игры в ансамбле | Используемые | Репертуар | Период | Кол-во |
инструменты | про хождения | занятий | ||
1.Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности. | - | - | Сентябрь | 1 |
2. Знакомство с приемами игры на | Погремушка | 1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной | Сентябрь- | 4 |
погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, | 2. «Ах вы, сени», р.н.м. | октябрь | 4 | |
удар ножкой погремушки по полу | 3. «Как у наших у ворот», р.н.м. | |||
(столу). | 4. Игра «сохрани погремушку» | |||
3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар | Бубен | 1. «Пойду ль я», р.н.м. | Ноябрь | 5 |
ладошкой, удар кулачком (косточками) по | 2. «Ах вы, сени», р.н.м. | |||
донцу. Учить правильно держать бубен в левой | 3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой | |||
руке - ударять правой рукой, встряхивание | 4. Свободные пляски с бубном | |||
производить правой рукой. | ||||
4.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: | Колокольчики | 1. музыкально-дидактическая игра | Декабрь | 2 |
удар палочкой, встряхивание | (валдайские, | «Nихие и громкие звоночки» | ||
толчок пальцем. Обучение приему «трель». | маленькие, | Е.Тиличеевой | ||
Учить правильно держать колокольчик: | средние) | 2. «Игра с колокольчиками» | ||
вертикально, не зажимать кисть, свободно | Римского-Корсакова | |||
потряхивать и ставить на ладошку. | 3. Свободные пляски | |||
5.Закрепление навыков игры на колокольчиках.
| Колокольчики | 1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель») | Декабрь | 2 |
средние | 2. «Игра с колокольчиками» | |||
6.Знакомство с игрой на барабане. Показ | Барабан | 1. Песня «Барабан» (подыгрывать) | Январь | 5 |
приемов игры: одновременные удары одной и | 2. «Веселая песенка» Ивкодимова | |||
двумя палочками, поочередные удары правой и | З. Упражнение «Барабанщики» | |||
левой рукой, барабанная дробь. | Красева | |||
4. «Марш» Парлова | ||||
7.Повторение всех приемов игры на | Погремушки, | Повторение репертуара сентябрь - | Февраль | 4 |
погремушках, бубнах, колокольчиках, | бубны, | декабрь,январь | ||
барабане. Закрепление полученных навыков. | колокольчики, | |||
барабаны | ||||
8.Знакомство с игрой на деревянных ложках. | Ложки | 1. «Ладушки», р.н.м. | Март | 4 |
Показ приемов игры на ложках. Учить детей | 2. «Лошадка» Потоловского | |||
правильно держать ложки в руках, ритмично | З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой | |||
ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». | 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко; | |||
9.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно | Металлофон, | 1. Упражнение с молоточками без | Апрель | 5 |
держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, | деревянные | музыки | ||
постукивать по ладошке и по кубику, по | кубики | 2. «Дождик» | ||
столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе | З. «Часики» | |||
и на столе с поворотом кисти. | 4. «Ручейки» | |||
5. «Дятел» | ||||
б. «Цыплятки» | ||||
10.Обучение приемам игры на металлофоне: | Металлофон | 1. «Дождик» (тихий-сильный) | Май | 4 |
удар по одной пластиночке, glissando на | 2. «Ручейки» | |||
пластиночках. Добиваться отскакивания | З. «Птички» | |||
молоточка от пластиночки, стремиться к | 4. «Цыплята» | |||
красивому звуку. | 5. «Дятел» | |||
6. «Мышка» |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
2-й год обучения
Тема: «Ансамбль».
№ | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период | Кол-во | ||||||
п.п. | про хождения | занятий | |||||||||
1 | Организационное занятие. Беседа о предстоящей деятельности. | - | - | Сентябрь | 1 | ||||||
2 | Исполнение детьми и взрослыми | Погремушки | 1. «Ах вы, сени»р.н.м. | Сентябрь | 1 | ||||||
знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения. | Бубны | 2. «Мишка с куклой» М. Качурбиной | |||||||||
Барабаны | 3. «Игра с колокольчиками» | ||||||||||
Колокольчики | 4. «Марш» Е.Тиличеевой | ||||||||||
3 | Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. | Бубен | 1. «Пойду ль я»р.н.м. 2. «Ах вы, сени»р.н.м. | Сентябрь | 1 | ||||||
4 | Разучивание нового приема игры на бубне: | Бубен | 1. «Пойду ль я» р.н.м. | Сентябрь | 2 | ||||||
удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов. | 2. «Ах вы, сени» р.н.м. | ||||||||||
5 | Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне. | Бубен | 1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной | Сентябрь | 2 | ||||||
Добиваться ритмического ансамбля. | |||||||||||
6 | Работа над ритмическим ансамблем, | Бубен | 1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной | Октябрь | 2 | ||||||
одновременным вступлением, окончанием. | |||||||||||
7 | Обучение приемам игры на металлофоне. | Металлофон | 1. «Дождик» | Ноябрь | 2 | ||||||
Работа над приемом игры glissando | 2. «Ливень» | ||||||||||
8 | Поэтапное разучивание нового | Бубны, | 1. «Полька» Красова | Декабрь | 5 | ||||||
произведения на различных | колокольчики, | ||||||||||
инструментах определенными приемами. | металлофоны | ||||||||||
9 | Повторение и закрепление на знакомом материале различных | Колокольчики, | 1. «Полька» Красова | Январь | 4 | ||||||
приемов игры. | бубны, металлофоны | ||||||||||
Сольное исполнение отдельных партий. | |||||||||||
10 | Разучивание новой пьесы. Распределение | Колокольчики | 1. «Колокольчики звенят» | Февраль | 4 | ||||||
инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. | всех видов, | 2. «Полька» Красова | |||||||||
Работать над одновременным | бубны, | (повторение) | |||||||||
вступлением и окончанием игры. | металлофоны | ||||||||||
Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами. | |||||||||||
11 | Повторение и закрепление ранее | Колокольчики | 1. «Колокольчики звенят» | Март | 2 | ||||||
выученных произведений и приемов. | всех видов, бубны, | 2. «Полька» Красова | |||||||||
металлофоны | |||||||||||
12 | Повторение приема игры на ложках «ладушки». | Ложки, | 1. «Ладушки» р.н.м. | Март | 2 | ||||||
Знакомство с новым приемом | колокольчики | 2. «Пойду ль я» р.н.м. | |||||||||
«тарелочки». | 3. «Мы запели песенку» Т. Попатенко, | ||||||||||
13 | Ложки. Разучивание приема «блинчики», | Ложки, | 1. «Пирожки» | Апрель | 2 | ||||||
повторение пройденного. | колокольчики | 2. «Ладушки» | |||||||||
14 | Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения: | Ложки и др. | 1. «Топотушки» | Апрель | 2 | ||||||
1 ч - маленькие «ладушки», | 2 .. «Колокольчики звенят» | ||||||||||
2ч - большие ладушки (4раза) | 3. «Полька» Красова | ||||||||||
3ч. - быстрые маленькие | |||||||||||
«ладушки». Повторение знакомых пьес. | |||||||||||
15 | Знакомство с новым произведением. | Колокольчики, | 1. «Лесная песенка» | Май | 2 | ||||||
Распределение инструментов в | бубны, | Филиппенко | |||||||||
зависимости от изобразительного | металлофоны, | ||||||||||
характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. | треугольник | ||||||||||
Соединение всех в ансамбль. | |||||||||||
Работа над своевременным | |||||||||||
вступлением каждого инструмента и | |||||||||||
окончанием звучания. | |||||||||||
16 | Добиваться ритмического ансамбля, | Колокольчики | 1. «Лесная песенка» Филиппенко | Май | 2 | ||||||
общей динамики, чистоты исполнения | всех видов, | 2. «Колокольчики звенят» | |||||||||
приемов игры на всех инструментах. | бубны, | 3. «Полька» Красова | |||||||||
Повторение всех ранее выученных | металлофоны, | 4. «Топотушки» | |||||||||
произведений. | треугольник, | ||||||||||
ложки |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
3-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».
№ | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период | Кол-во | |||||
П.П. | прохождения | занятий | ||||||||
1 | Организационное занятие. Беседа | - | - | Сентябрь | 1 | |||||
о предстоящей работе. | ||||||||||
2 | Работать над правильным извлечением звука из металлофона: | Металлофон | 1. | «Лесенка» | Сентябрь | 3 | ||||
удар-отскок, glissando - | 2. | «Дождик» | ||||||||
переворачивать кисть, не зажимая руку. | 3. | «Часики» | ||||||||
4. | «Ручейки» | |||||||||
3 | Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля, | Металлофон | 1. | «Андрей- воробей» | Октябрь | 4 | ||||
выстукивать ритмический рисунок, | 2. | «Лесенка» | ||||||||
выполнять упражнения | 3. | «Дождик»- «Дятел» | ||||||||
для кисти. | 4. | «Ручейки»-«Ливень» | ||||||||
4 | Поэтапное разучивание нового музыкального произведения; | Металлофон, | 1. Вальс «Осенний сон» | Ноябрь | 4 | |||||
работать над ритмом, динамикой, | колокольчики | 2. «Андрей-воробей» | ||||||||
разучивать темы каждого | 3. «Лесенка» | |||||||||
инструмента (l ч.). | ||||||||||
5 | Продолжение работы над новым | Металлофон, | 1. Вальс «Осенний сон» | Декабрь | 4 | |||||
произведением. Поэтапное разучивание 2ч. | колокольчики | 2. «Андрей-воробей» | ||||||||
3. «Лесенка» | ||||||||||
6 | Знакомство с новым проигрыванием. Выбор соответствующих инструментов. | Ксилофон, | 1. «Полька» Лядовой | Январь | 5 | |||||
Знакомство с ксилофоном и румбой. | металлофон, | 2. Повторение | ||||||||
румба, бубны, | пройденного | |||||||||
тарелки | ||||||||||
7 | Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии, | Ксилофон, | 1. «Полька» | Февраль | 3 | |||||
работать над ритмом и динамикой. | Металлофон, | 2.Повторение ранее выученного | ||||||||
Разучивание нового | Тарелка, | |||||||||
приема игры «Бурдон». | Румба, | |||||||||
Бубны | ||||||||||
8 | Поэтапное разучивание новой | Ксилофон, | 1. «Я на горку шла» | Март | 4 | |||||
пьесы. Закрепление приемов игры на всех инструментах. | металлофон, | 2. Повторение. | ||||||||
бубны | ||||||||||
9 | Знакомство с ударно-шумовыми | Трещотки, | Знакомые русские народные | Апрель | 4 | |||||
инструментами: трещотки, бубенцы, | маракасы, | мелодии | ||||||||
коробочка, колотушка, маракасы, кастаньеты, рубель. | рубель, коробочка, | |||||||||
Обучение приемам игры на них. | бубенцы | |||||||||
10 | Разучивание современной пьесы. Учить | Металлофоны, | «Бабочки на снегу» Р .Паулс | май | 3 | |||||
вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за | колокольчики, | |||||||||
динамическим и ритмическим ансамблем. | треугольник, | |||||||||
тарелки, cassio |
Литература.
1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).
2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает...
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Сообщение об опыте работы по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах ....
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Статья, обобщающая мой опыт работы по данной теме....
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Данный материал адресован воспитателям и содержит рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов в каждой возрастной группе, правилам игры на них и проведению дидактических игр с ними....
Использование методики Е. и С. Железновых «Сказочки-шумелки» в работе по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Выступление на педагогическом совете, мастер-класс с педагогами ДОУ, конспект занятия...
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Данный материал поможет педагогам интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию в детском саду....
Нетрадиционные методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Сообщение из опыта работы для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки...