Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
методическая разработка по музыке (младшая,средняя,старшая группа) по теме
Методическая разработка. Для детей младшей, средней, старшей групп. программа расчитана на 3 года обучения. Я применяла ее на занятиях по музвоспитанию и в кружковой работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.
Методическая разработка.
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Программа обучения дошкольников средней, старшей, подготовительной групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»
Герасимова Валентина Викторовна
г. Озеры
2008 год
Пояснительная записка
«Обучение игре на детских музыкальных инструментах» Программа обучения.
Срок обучения-3 года.
Виды деятельности: музыкальная грамота, индивидуально-подгрупповая работа, ансамбль (детский оркестр).
Задачи. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах.
Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.
Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов .
1-й год обучения (младшая группа)
На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка,
колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма. Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
2-й год обучения (средняя группа)
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.
З-й год обучения (старшая группа).
На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).
Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей.
Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.
Занятия.
Т.к. играть вместе намного сложнее, чем в отдельности, требуются индивидуальные и групповые занятия, чтобы добиваться слаженности, динамического и ритмического ансамбля. Также на индивидуальных занятиях происходит распределение инструментов для исполнения в оркестре с учетом возможностей детей и их желаний. Индивидуальные занятия помогают заметить особо одаренных для исполнения сольных партий. Выявить интересы и склонности детей,
закрепить навыки и умения, особо позаниматься с отстающими и пропустившими занятия, помогать перешагнуть барьер скованности и робости неуверенным детям.
Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.
1. Словесный(рассказ, объяснение) .
2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком) .
3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми) .
4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах) .
5.Самостоятельная музыкальная деятельность(игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)
6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
1-й год обучения
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»
Основные навыки игры в ансамбле | Используемые | Репертуар | Период | Кол-во |
инструменты | про хождения | занятий | ||
1.Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности. | - | - | Сентябрь | 1 |
2. Знакомство с приемами игры на | Погремушка | 1. «Мишка с куклой» муз. М. Качурбиной | Сентябрь- | 4 |
погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, | 2. «Ах вы, сени», р.н.м. | октябрь | 4 | |
удар ножкой погремушки по полу | 3. «Как у наших у ворот», р.н.м. | |||
(столу). | 4. Игра «сохрани погремушку» | |||
3. Знакомство с приемами игры на бубне: удар | Бубен | 1. «Пойду ль я», р.н.м. | Ноябрь | 5 |
ладошкой, удар кулачком (косточками) по | 2. «Ах вы, сени», р.н.м. | |||
донцу. Учить правильно держать бубен в левой | 3. Музыкально-дидактическая игра «тихо-громко в бубен бей» Е. Е.Тиличеевой | |||
руке - ударять правой рукой, встряхивание | 4. Свободные пляски с бубном | |||
производить правой рукой. | ||||
4.Знакомство с игрой на колокольчиках показ приемов игры: | Колокольчики | 1. музыкально-дидактическая игра | Декабрь | 2 |
удар палочкой, встряхивание | (валдайские, | «Nихие и громкие звоночки» | ||
толчок пальцем. Обучение приему «трель». | маленькие, | Е.Тиличеевой | ||
Учить правильно держать колокольчик: | средние) | 2. «Игра с колокольчиками» | ||
вертикально, не зажимать кисть, свободно | Римского-Корсакова | |||
потряхивать и ставить на ладошку. | 3. Свободные пляски | |||
5.Закрепление навыков игры на колокольчиках.
| Колокольчики | 1. «Ёлка» Т. Попатенко («трель») | Декабрь | 2 |
средние | 2. «Игра с колокольчиками» | |||
6.Знакомство с игрой на барабане. Показ | Барабан | 1. Песня «Барабан» (подыгрывать) | Январь | 5 |
приемов игры: одновременные удары одной и | 2. «Веселая песенка» Ивкодимова | |||
двумя палочками, поочередные удары правой и | З. Упражнение «Барабанщики» | |||
левой рукой, барабанная дробь. | Красева | |||
4. «Марш» Парлова | ||||
7.Повторение всех приемов игры на | Погремушки, | Повторение репертуара сентябрь - | Февраль | 4 |
погремушках, бубнах, колокольчиках, | бубны, | декабрь,январь | ||
барабане. Закрепление полученных навыков. | колокольчики, | |||
барабаны | ||||
8.Знакомство с игрой на деревянных ложках. | Ложки | 1. «Ладушки», р.н.м. | Март | 4 |
Показ приемов игры на ложках. Учить детей | 2. «Лошадка» Потоловского | |||
правильно держать ложки в руках, ритмично | З. «Цок, цок лошадка» Е.Е.Тиличеевой | |||
ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом «ладушки». | 4. «Цирковые лошадки» Т. Попатенко; | |||
9.Знакомство с игрой на металлофоне. Учить самостоятельно брать и правильно | Металлофон, | 1. Упражнение с молоточками без | Апрель | 5 |
держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, | деревянные | музыки | ||
постукивать по ладошке и по кубику, по | кубики | 2. «Дождик» | ||
столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе | З. «Часики» | |||
и на столе с поворотом кисти. | 4. «Ручейки» | |||
5. «Дятел» | ||||
б. «Цыплятки» | ||||
10.Обучение приемам игры на металлофоне: | Металлофон | 1. «Дождик» (тихий-сильный) | Май | 4 |
удар по одной пластиночке, glissando на | 2. «Ручейки» | |||
пластиночках. Добиваться отскакивания | З. «Птички» | |||
молоточка от пластиночки, стремиться к | 4. «Цыплята» | |||
красивому звуку. | 5. «Дятел» | |||
6. «Мышка» |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
2-й год обучения
Тема: «Ансамбль».
№ | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период | Кол-во | ||||||
п.п. | про хождения | занятий | |||||||||
1 | Организационное занятие. Беседа о предстоящей деятельности. | - | - | Сентябрь | 1 | ||||||
2 | Исполнение детьми и взрослыми | Погремушки | 1. «Ах вы, сени»р.н.м. | Сентябрь | 1 | ||||||
знакомых произведений из репертуара предыдущего года обучения. | Бубны | 2. «Мишка с куклой» М. Качурбиной | |||||||||
Барабаны | 3. «Игра с колокольчиками» | ||||||||||
Колокольчики | 4. «Марш» Е.Тиличеевой | ||||||||||
3 | Повторение приемов игры на бубне: удар кулачком, ладошкой, встряхивание. | Бубен | 1. «Пойду ль я»р.н.м. 2. «Ах вы, сени»р.н.м. | Сентябрь | 1 | ||||||
4 | Разучивание нового приема игры на бубне: | Бубен | 1. «Пойду ль я» р.н.м. | Сентябрь | 2 | ||||||
удар подушечками пальцев. Повторение выученных приемов. | 2. «Ах вы, сени» р.н.м. | ||||||||||
5 | Исполнение пьесы различными приемами игры на бубне. | Бубен | 1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной | Сентябрь | 2 | ||||||
Добиваться ритмического ансамбля. | |||||||||||
6 | Работа над ритмическим ансамблем, | Бубен | 1. «Мишка с куклой» М. Качурбиной | Октябрь | 2 | ||||||
одновременным вступлением, окончанием. | |||||||||||
7 | Обучение приемам игры на металлофоне. | Металлофон | 1. «Дождик» | Ноябрь | 2 | ||||||
Работа над приемом игры glissando | 2. «Ливень» | ||||||||||
8 | Поэтапное разучивание нового | Бубны, | 1. «Полька» Красова | Декабрь | 5 | ||||||
произведения на различных | колокольчики, | ||||||||||
инструментах определенными приемами. | металлофоны | ||||||||||
9 | Повторение и закрепление на знакомом материале различных | Колокольчики, | 1. «Полька» Красова | Январь | 4 | ||||||
приемов игры. | бубны, металлофоны | ||||||||||
Сольное исполнение отдельных партий. | |||||||||||
10 | Разучивание новой пьесы. Распределение | Колокольчики | 1. «Колокольчики звенят» | Февраль | 4 | ||||||
инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. | всех видов, | 2. «Полька» Красова | |||||||||
Работать над одновременным | бубны, | (повторение) | |||||||||
вступлением и окончанием игры. | металлофоны | ||||||||||
Добиваться тишины во время выступления и исполнения другими инструментами. | |||||||||||
11 | Повторение и закрепление ранее | Колокольчики | 1. «Колокольчики звенят» | Март | 2 | ||||||
выученных произведений и приемов. | всех видов, бубны, | 2. «Полька» Красова | |||||||||
металлофоны | |||||||||||
12 | Повторение приема игры на ложках «ладушки». | Ложки, | 1. «Ладушки» р.н.м. | Март | 2 | ||||||
Знакомство с новым приемом | колокольчики | 2. «Пойду ль я» р.н.м. | |||||||||
«тарелочки». | 3. «Мы запели песенку» Т. Попатенко, | ||||||||||
13 | Ложки. Разучивание приема «блинчики», | Ложки, | 1. «Пирожки» | Апрель | 2 | ||||||
повторение пройденного. | колокольчики | 2. «Ладушки» | |||||||||
14 | Распределение приемов игры на ложках по частям нового произведения: | Ложки и др. | 1. «Топотушки» | Апрель | 2 | ||||||
1 ч - маленькие «ладушки», | 2 .. «Колокольчики звенят» | ||||||||||
2ч - большие ладушки (4раза) | 3. «Полька» Красова | ||||||||||
3ч. - быстрые маленькие | |||||||||||
«ладушки». Повторение знакомых пьес. | |||||||||||
15 | Знакомство с новым произведением. | Колокольчики, | 1. «Лесная песенка» | Май | 2 | ||||||
Распределение инструментов в | бубны, | Филиппенко | |||||||||
зависимости от изобразительного | металлофоны, | ||||||||||
характера песни. Разучивание партии каждого инструмента. | треугольник | ||||||||||
Соединение всех в ансамбль. | |||||||||||
Работа над своевременным | |||||||||||
вступлением каждого инструмента и | |||||||||||
окончанием звучания. | |||||||||||
16 | Добиваться ритмического ансамбля, | Колокольчики | 1. «Лесная песенка» Филиппенко | Май | 2 | ||||||
общей динамики, чистоты исполнения | всех видов, | 2. «Колокольчики звенят» | |||||||||
приемов игры на всех инструментах. | бубны, | 3. «Полька» Красова | |||||||||
Повторение всех ранее выученных | металлофоны, | 4. «Топотушки» | |||||||||
произведений. | треугольник, | ||||||||||
ложки |
ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.
3-й год обучения
Тема: «Детский оркестр».
№ | Основные навыки игры в ансамбле | Инструменты | Репертуар | Период | Кол-во | |||||
П.П. | прохождения | занятий | ||||||||
1 | Организационное занятие. Беседа | - | - | Сентябрь | 1 | |||||
о предстоящей работе. | ||||||||||
2 | Работать над правильным извлечением звука из металлофона: | Металлофон | 1. | «Лесенка» | Сентябрь | 3 | ||||
удар-отскок, glissando - | 2. | «Дождик» | ||||||||
переворачивать кисть, не зажимая руку. | 3. | «Часики» | ||||||||
4. | «Ручейки» | |||||||||
3 | Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз; правильно держать молоточек, добиваться ритмичного ансамбля, | Металлофон | 1. | «Андрей- воробей» | Октябрь | 4 | ||||
выстукивать ритмический рисунок, | 2. | «Лесенка» | ||||||||
выполнять упражнения | 3. | «Дождик»- «Дятел» | ||||||||
для кисти. | 4. | «Ручейки»-«Ливень» | ||||||||
4 | Поэтапное разучивание нового музыкального произведения; | Металлофон, | 1. Вальс «Осенний сон» | Ноябрь | 4 | |||||
работать над ритмом, динамикой, | колокольчики | 2. «Андрей-воробей» | ||||||||
разучивать темы каждого | 3. «Лесенка» | |||||||||
инструмента (l ч.). | ||||||||||
5 | Продолжение работы над новым | Металлофон, | 1. Вальс «Осенний сон» | Декабрь | 4 | |||||
произведением. Поэтапное разучивание 2ч. | колокольчики | 2. «Андрей-воробей» | ||||||||
3. «Лесенка» | ||||||||||
6 | Знакомство с новым проигрыванием. Выбор соответствующих инструментов. | Ксилофон, | 1. «Полька» Лядовой | Январь | 5 | |||||
Знакомство с ксилофоном и румбой. | металлофон, | 2. Повторение | ||||||||
румба, бубны, | пройденного | |||||||||
тарелки | ||||||||||
7 | Отрабатывать чистоту исполнения каждого инструмента, каждой партии, | Ксилофон, | 1. «Полька» | Февраль | 3 | |||||
работать над ритмом и динамикой. | Металлофон, | 2.Повторение ранее выученного | ||||||||
Разучивание нового | Тарелка, | |||||||||
приема игры «Бурдон». | Румба, | |||||||||
Бубны | ||||||||||
8 | Поэтапное разучивание новой | Ксилофон, | 1. «Я на горку шла» | Март | 4 | |||||
пьесы. Закрепление приемов игры на всех инструментах. | металлофон, | 2. Повторение. | ||||||||
бубны | ||||||||||
9 | Знакомство с ударно-шумовыми | Трещотки, | Знакомые русские народные | Апрель | 4 | |||||
инструментами: трещотки, бубенцы, | маракасы, | мелодии | ||||||||
коробочка, колотушка, маракасы, кастаньеты, рубель. | рубель, коробочка, | |||||||||
Обучение приемам игры на них. | бубенцы | |||||||||
10 | Разучивание современной пьесы. Учить | Металлофоны, | «Бабочки на снегу» Р .Паулс | май | 3 | |||||
вслушиваться в музыку, поочередно вступать и заканчивать игру, следить за | колокольчики, | |||||||||
динамическим и ритмическим ансамблем. | треугольник, | |||||||||
тарелки, cassio |
Литература.
1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).
2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-129917-1350981107.jpg)
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-488078-1421085265.jpg)
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Сообщение об опыте работы по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-624154-1429255738.jpg)
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Статья, обобщающая мой опыт работы по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/24/picture-246630-1400934918.jpg)
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Данный материал адресован воспитателям и содержит рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов в каждой возрастной группе, правилам игры на них и проведению дидактических игр с ними....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692443-1445357948.jpg)
Использование методики Е. и С. Железновых «Сказочки-шумелки» в работе по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Выступление на педагогическом совете, мастер-класс с педагогами ДОУ, конспект занятия...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-454077-1401818778.jpg)
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Данный материал поможет педагогам интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-787992-1462360551.jpg)
Нетрадиционные методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Сообщение из опыта работы для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки...