Использование методики Е. и С. Железновых «Сказочки-шумелки» в работе по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
учебно-методический материал по музыке (средняя группа) на тему
Выступление на педагогическом совете, мастер-класс с педагогами ДОУ, конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 28.1 КБ |
prezentatsiya_1_skazochki-shumelki.pptx | 2.94 МБ |
prezentatsiya_2tanets_dlya_myshki.pptx | 508.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование методики Е. и С. Железновых
«Сказочки-шумелки» в работе по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах (слайд1-презентация 1)
Игра на детских инструментах является универсальным средством развития творчества детей, их воображение и фантазии. Во-первых, ее можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с ясельной группы. Во-вторых, применять детские музыкальные инструменты можно в различных видах деятельности ребенка – музыкальные занятия, театрализованная деятельность, ознакомление с окружающим миром, конструирование, ИЗО, физкультурные занятия и т. д. Детский музыкальный инструмент обладает чудесной притягательной силой.
Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. А волшебники как раз творят чудеса.
Попав в руки робкого ребенка музыкальный инструмент, помогает ему стать более смелым и решительным, преодолеть неуверенность в себе.
(слайд 2 - презентация 1) Результативность
• В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах более успешно развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста.
• Умеют сравнивать высоту звуков, их длительность, темп, тембр, динамику.
• Дети проявляют интерес к миру музыки, способны эмоционально воспринимать и осмысливать целостный музыкальный образ.
• Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение. Открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность.
• Формируется любовь к процессу познания окружающего мира.
• Переживает эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
В своей работе мне нравится использовать методики Е. и С. Железновых, как по музыкально-ритмическому воспитанию, так и в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Хочу привести пример, как я использую их методику «Сказочки-шумелки». (слайд 3 - презентация 1) На занятии «Танец для мышки» мы закрепляли названия музыкальных инструментов, приемы звукоизвлечения, с которыми познакомились за прошедший период учебного года: маракас, бубен, клавесы, бубенцы, барабан.
(слайд 4 - презентация 1) Сказочки – шумелки для музицирования с детьми от 2 до 5 лет являются весёлыми и эффективными упражнениями для развития мелкой моторики, слуховой памяти, внимания и фантазии, а также развития речи детей в условиях семьи и ДОУ.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: (слайд 5 - презентация 1)
1.Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2.Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Использование данной методики возможно не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей в группе, а также на праздниках и развлечениях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
ВЫБОР ТЕКСТА (слайд 6 - презентация 1)
1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму.
2.Если возможно, текст выбирайте с учётом времени года, а в образовательном учреждении в соответствии с общим планом работы и подготовкой к праздникам.
3.Определите заранее, насколько хорошо подходит шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки.
4. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи занятия.
5. Определите заранее смысловые акценты и паузы.
ВЫБОР ШУМОВЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (слайд 7 -презентация 1)
1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.
3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.
4. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.
(слайд 8 - презентация 1) План-конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей 4-5 лет.
Сказочка-шумелка «Танец для мышки».
Цели и задачи: (слайд 9 - презентация 1)
1. Дать детям возможность реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
2. Формировать навыки общения в совместном музицировании и игровой деятельности взрослого и детей.
3.Развивать музыкальный слух детей.
4.Развивать слуховую память.
5.Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Развивать выдержку.
6. Закреплять названия музыкальных инструментов и познакомить детей с новыми самодельными инструментами и приемами звукоизвлечения.
Форма организации: групповая. (слайд 10 - презентация 1)
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Использованные технологии:
- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика);
- ИКТ (презентация);
- игровые.
Содержание занятия и репертуар: приветствие «Здравствуй, мышка!», пальчиковая гимнастика «Мышка», сказочка-шумелка «Танец для мышки».
Развивающая среда: детские музыкальные инструменты, презентация, мультимедийный проектор, экран, игрушка мышки.
- А теперь я предлагаю всё это закрепить на практике. Итак, все вы, уважаемые педагоги, становитесь воспитанниками средней группы, выходите ко мне на середину зала.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Видите, я встречаю вас не одна, ко мне в гости заглянула маленькая мышка. Она маленькая и очень трусливая. Чтобы ее успокоить, давайте с ней поздороваемся, как можно мягче, добрее и ласково. А как можно приветствовать друг друга вы уже знаете.
Песенка-приветствие
Дети встают в круг, передают друг другу мышку, каждый поет свою песенку-приветствие («добрый день», «здравствуй, Мышка!», «привет, Мышка!» и т.д.)
Музыкальный руководитель. Гостья наша успокоилась, уже не дрожит, а чтобы поднять ей настроение, давайте про нее расскажем стихотворение!
Пальчиковая гимнастика «Мышка»
Вышла мышка как-то раз | Пальцы обеих рук «бегут» по столу |
Поглядеть, который час. | Поворачивают руки ладонями вверх-вниз |
Раз, два, три четыре | Сжимают пальцы в кулак |
Мышка дернула за гири. | Выбрасывают пальцы из кулаков |
Вдруг раздался страшный звон, | Соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончикаами друг на друга |
Убежала мышка вон. | Прячут руки за спину (руки-«хвостики») |
Музыкальный руководитель. Мышка пришла к нам не с пустыми лапками, они принесла нам свою историю, которую очень хочет рассказать. А еще она по секрету сказала, что очень хочет, чтобы мы помогли ей озвучить на наших музыкальных инструментах эту историю. Поможем ей? Итак, давайте сядем поудобнее и посмотрим, с чего же всё началось…
(слайды 1-2- презентация 2) Жила-была в большом доме маленькая мышка. (Какой инструмент выберем мы для мышки? Почему? Хорошо, давайте выберем БУБЕНЦЫ, а кто будет играть? Продолжаем сказку.) Сидела она на кухне за холодильником. Сидела, сидела и заскучала.
«Там в комнате - светло» - сказала мышка,
БУБЕНЦЫ
«Там много места и можно бегать и танцевать!»
БУБЕНЦЫ
Она вылезла из норки и побежала к знакомому Таракану.
БУБЕНЦЫ
(слайд 3- презентация 2) Усатый Таракан сидел под большим пакетом (Как можно изобразить звуком шуршание пакета и Таракана под ним? Я принесла ПАКЕТЫ, на которых тоже можно играть, как на музыкальном инструменте! Кто хочет попробовать? Смотрите как! Продолжаем сказку!)
ПАКЕТЫ
Мышка спросила у Таракана: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
«Мне некогда, я ищу себе еду», - сказал Таракан и уполз.
ПАКЕТ
И побежала мышка дальше.
БУБЕНЦЫ
(Слайд 4- презентация 2) Бежит мышка, бежит, а навстречу ей летит Муха.
МАРАКАСЫ
Мышка ей и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть? А я буду танцевать!»
«Я устала и буду отдыхать!» - прожужжала Муха и села на стол.
МАРАКАСЫ
И побежала мышка дальше.
БУБЕНЦЫ
(Слайд 5 - презентация 2) Бежит она, бежит, а с потолка на паутинке спускается Паучок.
КЛАВЕСЫ
Мышка ему и говорит: «Ты можешь сыграть или спеть?
А я буду танцевать!». Ничего не сказал Паучок и убежал.
КЛАВЕСЫ
И побежала мышка обратно к себе домой. (Слайд 6 – презентация 2)
БУБЕНЦЫ
И вдруг услышала тихую музыку (слайд 7 – презентация 2)
БУБЕН
(слайд 8 – презентация 2) Мышка подошла к большим часам, а они застучали ещё громче:
БУБЕН БАРАБАН
«Какая красивая музыка!», - сказала мышка и стала танцевать (слайд 9 – презентация 2).А тут и все, с кем она встречалась, прибежали и стали с ней плясать.
ШУМОВОЙ ОРКЕСТР ПОД ТАНЦЕВАЛЬНУЮ МУЗЫКУ.
Музыкальный руководитель. (слайд 10 – презентация 2) Вот и сказочке конец, а кто ее рассказывал – молодец! А рассказывали мы ее все вместе! У нас получился настоящий мультфильм про мышку, правда, ребятки? Расскажите мне и Мышке, понравилось ли вам озвучивать наш мульфильм? А на каких музыкальных инструментах мы играли? Обязательно расскажите дома про наш замечательный оркестр!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результативность: • В процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах более успешно развиваются все основные музыкальные способности детей дошкольного возраста. • Умеют сравнивать высоту звуков, их длительность, темп, тембр, динамику. • Дети проявляют интерес к миру музыки, способны эмоционально воспринимать и осмысливать целостный музыкальный образ. • Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение. Открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность. • Формируется любовь к процессу познания окружающего мира. • Переживает эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании . 2
3
4
Осуществление комплексного развития ребёнка: 1.Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. 2.Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии. 3.Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. 4.Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. 5.Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. 6.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. 5
ВЫБОР ТЕКСТА 1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму. 2.Если возможно, текст выбирайте с учётом времени года, а в образовательном учреждении в соответствии с общим планом работы и подготовкой к праздникам. 3.Определите заранее, насколько хорошо подходит шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки. 4. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи занятия. 5. Определите заранее смысловые акценты и паузы. 6
ВЫБОР ШУМОВЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста . Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. 2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения , громкость, продолжительность. 3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения . Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии. 4. Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место. 7
План-конспект интегративной образовательной ситуации с использованием музыки для детей 4-5 лет. Сказочка- шумелка « Танец для мышки». 8
Цели и задачи: 1. Дать детям возможность реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении. 2. Формировать навыки общения в совместном музицировании и игровой деятельности взрослого и детей. 3.Развивать музыкальный слух детей. 4.Развивать слуховую память. 5.Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Развивать выдержку. 6. Закреплять названия музыкальных инструментов и познакомить детей с приемами звукоизвлечения из предметов-заместителей. 9
Форма организации: групповая. Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие. Использованные технологии: - здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика); - ИКТ (презентация); - игровые. 10 Содержание занятия и репертуар : приветствие «Здравствуй, мышка!», пальчиковая гимнастика «Мышка», сказочка- шумелка «Танец для мышки». Развивающая среда: детские музыкальные инструменты, презентация, мультимедийный проектор, экран, игрушка мышки.
11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2
3
4
5
6
7
8
9
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Методическая разработка. Для детей младшей, средней, старшей групп. программа расчитана на 3 года обучения. Я применяла ее на занятиях по музвоспитанию и в кружковой работе с детьми....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает...
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Сообщение об опыте работы по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах ....
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Статья, обобщающая мой опыт работы по данной теме....
Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
Данный материал адресован воспитателям и содержит рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов в каждой возрастной группе, правилам игры на них и проведению дидактических игр с ними....
Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»
Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....
Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
Данный материал поможет педагогам интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию в детском саду....
Комментарии
Очень интересный творческий
Очень интересный творческий подход в деле обучения и воспитания подрастающего поколения)))