Программа хореографической студии дополнительного образования
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) по теме
Описание программы хореографической студии дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_doshkolnogo_tanca.doc | 222.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Танец – самое любимое массовое искусство. Трудно представить семейное торжество, народное празднество, вечер отдыха без танцев.
Особенно любят танцевать дети. Но любить танец, еще не значит уметь исполнять его. Научиться танцевать очень трудно. Путь к познанию и совершенству танца длинный и сложный, умение приходит не сразу. Помочь ребенку развить творческие способности, воображение, выразительность движений, пластичность, призван хореограф в ДОУ.
Умственное и физическое развитие тесно связаны между собой. Без активных движений, без физических упражнений невозможен нормальный рост развитие растущего организма, и в первую очередь мозга. Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризует целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка – дошкольника. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Танец – это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики.
Дополнительная образовательная программа «Азбука дошкольного танца» хореографической студии «Реченька» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить малыша воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Творческая деятельность детей в структуре танца позволяет формировать качество личности, которые оптимально развиваются в танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Новизна, актуальность и эффективность программы в разностороннем воздействии на организм ребенка. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Учебный материал объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и этюды, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и отдаляет момент усталости.
Цель программы: приобщение детей к искусству танца, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у детей субъективного опыта эмоционально – чувственного общения с природой и с окружающими людьми.
Обучающие задачи: Формирование у детей специфических знаний, умений и навыков таких как:
-выработка правильной, красивой осанки
-развитие мышечного чувства
-умение красиво и координационно правильно двигаться под музыку.
Воспитательные задачи:
-Формировать у детей культуру поведения и общения.
-Прививать детям навыки вежливости, умения вести себя в обществе.
-Формирование у детей эстетического вкуса.
-Воспитание в детях силы воли, трудолюбия и дисциплины.
Развивающие задачи:
-Развитие музыкального слуха и чувства ритма.
-Активизация и развитие творческих и созидательных способностей
детей.
-Развитие необходимых двигательных навыков, повышение
функциональных возможностей внутренних органов и систем.
-Совершенствование психомоторных способностей детей.
Поскольку на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание основ хореографии в детском саду практически не сложилась, то каждый хореограф – дошкольник находится в постоянном поиске оптимальной методики преподавания. В отличие от существующих методик, программа «Азбука дошкольного танца» построена на основе народно – сценического танца. Язык народного танцевального искусства яркий и выразительный. Для обучения дошкольников танцевальным движениям в программе отобраны движения народного танца, которые понятны детям по выразительному содержанию и доступных по способам выполнения. Нужно подчеркнуть, что занятия в студии направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. поэтому все разделы программы включают в себя «Азбуку» движений и танцев, а не специфические упражнения хореографического экзерзиса, как это предлагают авторы других программ (например, С.Л. Слуцкая). В отличие же от программы «Са – фи – дансе» Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной, которая основана на танцевально-игровой гимнастике, основным в нашей программе является раздел «Детские танцы», включающий в себя репетиционно - постановочную работу. И в конечном итоге все разделы программы подчинены общей задаче: подготовить детей физически и психологически к публичному показу танцевальных номеров. Кроме этого в нашу программу мы включили раздел «Азбука жеста», он поможет детям овладеть языком выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения. Это поможет детям легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, если танец имеет сюжет.
Программа «Азбука дошкольного танца» рассчитана на один учебный год при двухразовых занятиях в неделю (64ч.). Возраст участников 5 – 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Для занятий в студию принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Но поскольку численность группы ограничена(15 чел.), а желающих заниматься бывает гораздо больше, то допускается отбор более одаренных детей, на усмотрение педагога.
Все дети группы, мальчики и девочки, занимаются вместе, одновременно
благодаря чему, повышается плотность занятия и физиологическая нагрузка. Дети приходят на занятия в специальной форме и обуви, что дисциплинирует их. Для девочек это – гимнастический купальник и короткая юбочка, для мальчиков – черные шорты и белая футболка, на ногах у всех – мягкие чешки.
Конечный результат студии - публичные выступления детей: концерты, показ номеров на утренниках, развлечениях и других мероприятиях. По окончании учебного года проводится итоговое занятие для родителей, на котором отмечаются самые активные студийцы. Всем участникам студии вручаются памятные дипломы с пожеланиями продолжить хореографическое обучение после выпуска из детского сада.
Учебно – тематический план.
№ | Название разделов | Кол – во часов (теория) | Кол – во часов (практика) |
1. | Введение | 1 | - |
2. | Азбука музыкального движения | 2 | 6 |
3. | Азбука танцевального движения | 2 | 10 |
4. | Азбука ритмопластики | 1 | 5 |
5. | Азбука жеста | 1 | 5 |
6. | Детские танцы | 6 | 23 |
7. | Итоговые занятия | - | 2 |
Итого: | 13 | 51 |
Содержание программы
- Введение. Общее знакомство детей с искусством танца. Беседа «Чтобы танец был красивым». Просмотр видеоматериалов с записью танцевальных номеров.
- Азбука музыкального движения помогает дошкольникам научиться согласовывать свои действия с музыкой. Исполнять движения соответственно темпу, ритму и характеру музыкального сопровождения. В раздел входят музыкальные игры, упражнения, отражающие в движении характер, динамические оттенки музыки. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их исполнения. В этом смысле очень хорош марш. Это музыкальная форма с удобным для начинающего счетом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.
В данном разделе так же используются такие музыкальные игры и упражнения: «Музыкальный квадрат», «Круг дружбы», «Дирижер», «Рисунок танца», «Быстро по местам», «Нитка – иголка», «Музыкальное эхо».
- Азбука танцевального движения является основой хореографической подготовки детей. В раздел входят танцевальные шаги, позиции ног, рук, принятые в народном танце. Изучение лексики народного танца, доступной дошкольникам. Обучение детей движениям народного танца целесообразно начать с разновидностей качаний. Большинство качаний — простые движения. Они могут выполняться путем перевода тяжести тела с ноги на ногу или (и) колебаний вниз - вверх за счет пружинных движений колен и стоп. Освоение качаний дошкольниками очень полезно, т. к. способствует развитию у них чувства равновесия, координации — тех качеств, без которых невозможно свободное, непринужденное движение в пространстве.
Знакомство детей с качаниями можно проводить на материале упражнений и этюдов. Простейшее из них — упражнение «Баю-бай» (муз, Н. Римского-Корсакова). Выполняя качания из стороны в сторону (стоя в полный рост и поставив ноги на ширине плеча), дети убаюкивают кукол ко сну.
Как самостоятельные движения используются повторяющиеся пружинные или одиночные полуприседания. В этом случае они могут сочетаться с разнообразной плясовой жестикуляцией рук, корпуса, головы. Упражнения, построенные на таком сочетании, - это простейшие комбинации, позволяющие развивать у детей умение танцевать «всем телом».
В таких упражнениях специальное внимание уделяется освоению детьми движений рук, корпуса, головы, принятых в народном танце. Знакомство с этими движениями идет «от простого к сложному». Например, пружинные полуприседания сначала выполняются с поставленными на пояс руками, «подбоченившись». При этом нужно обращать внимание дошкольников на то, что положение корпуса должно быть открытым., (т. е. спина — прямой, плечи — «расправленными»), подбородок — чуть приподнятым, а выражение лица приветливым, мягким, немного лукавым. Затем к этому движению можно добавить покачивания головой из стороны в сторону, потом в него можно включить движение корпуса, который наклоняется или поворачивается из стороны в сторону. В другом случае можно учить детей сочетать с полуприседаниями открывание и закрывание рук: обеих вместе или по одной (в то время как другая остается на поясе). При этом обязательно участие головы, сопровождение взглядом движений рук.
Полуприседания в качестве составного элемента могут включаться в различные движения, придавая им мягкость, упругость, плавность. Часто дополнение полуприседания к тому или иному движению является одним из приемов его варьирования, усложнения. Этот прием, в частности, широко используется в различных видах шага. Например, приставной шаг (в сторону) может выполняться без приседания и с приседанием.
Обучение дошкольников притопам, в соответствии с методикой,
начинается с объяснения одного из присущих этому движению значений. Показывая притопы одной ногой, выражающие
уверенность, утверждение, необходимо обращать внимание детей на способы
выполнения движения: ногу следует приподнять над полом «перед собой»
так, чтобы голень была перпендикулярна его поверхности, а стопу оттянуть
носком «на себя», после чего ударить всей стопой в пол (как припечатать).
Такое внимание к технике движения обусловлено многочисленными
ошибками детей, снижающими выразительность исполнения притопов.
Например, некоторые дети откидывают полусогнутую в колене ногу назад,
из-за чего последующий удар в пол приобретает «смазанный» характер. У
других при подъеме полусогнутой в колене ноги «перед собой» стопа оказывается вялой, из-за чего удар в пол значительно смягчается, и теряется нужный характер утверждения.
Для исправления этих ошибок педагог может объяснением и показом напомнить, в каком характере должно исполняться движение: твердо, сильно, уверенно, как бы доказывая «вот, как я умею танцевать», «я могу танцевать». Нужно сказать, что стремление детей передать в притопах утверждающий характер способствует не только выразительному исполнению, но и помогает дошкольникам преодолеть собственную неуверенность, если они сомневаются в своих танцевальных возможностях (особенно это касается мальчиков).
Знакомство дошкольников с различными положениями стопы позволяет расширить известный им спектр танцевальной выразительности. Среди них — «каблучки» и «носочки», которые в обучении можно давать параллельно .Сравнение этих движений, контрастных по значениям и способам
выполнения, помогает детям успешно их осваивать.
«Каблучок» — элемент движения, выражающий задор, задиристость .происходит это благодаря положению стопы, при котором носок поднимается («задирается») круто вверх. Этот элемент часто встречается в движениях, когда нога выставляется вперед (в сторону), касаясь, пола пяткой («каблуком»); отсюда принятое в детском саду название таких движений — «каблучки». Но есть движения, в которых нога с «задорным носком» не касается пола, а поднимается «на воздух». Главное в выполнении названного элемента — сокращение мышц голеностопа, при котором стопа оказывается под прямым углом к голени. Расслабленная, вялая стопа не позволяет передать в движении задорный характер.
«Носочек» — элемент движения, выражающий изящество, легкость и др. значения, которые достигаются благодаря вытянутому положению стопы, как бы удлиняющему линию ноги. «Носочек», или вытянутый, острый носочек, встречается в движениях, когда выставленная вперед (в сторону) нога касается пола кончиками пальцев или поднимается над ним («на воздух»). В выполнении этого элемента важно напряжение мышц стопы, при котором «носочек» выглядит «острым, упругим», а не вялым, расслабленным.
Недостаточная выразительность при исполнении детьми «каблучков» и «носочков» часто связана со слабым развитием у дошкольников мышц голеностопа. Поэтому в качестве подготовительного упражнения (при разминке) им можно предложить поочередно вытягивать и сокращать стопу в подъеме (сидя на ковре или на стульчиках, желательно при выпрямленных коленях). Кроме того, при выполнении танцевальных упражнений необходимо напоминать детям, какой характер должен выражаться в движении.
«Присядки» могут выражать ловкость, удаль, и очень любимы детьми, особенно мальчиками. Это движение требует определенной физической подготовки, поэтому целесообразней обучать ему детей старшей группы (в исключительных случаях можно и раньше). Правильная техника выполнения «присядки»: прямая спина глубокое приседание с опорой на полупальцы обеих стоп и разведением колен в стороны (с последующим «вырастанием»), — способствует развитию у дошкольников мышечной силы, чувства
равновесия. «Присядки» имеют несколько вариантов: могут выполняться,
чередуясь с выставлением то одной, то другой ноги в сторону на каблук, с
одновременным разведением ног в стороны, с опорой на пятки и др.; могут
сочетаться с различными движениями рук, хлопками; исполняться в разных
ракурсах.
Существуют движения, в которых есть элементы и «каблучков», и «носочков». Например, «ковырялочка». Она используется в традиционном обучении дошкольников.
Смена «открытых» и «закрытых» положений ног в танце используется как прием, дополнительный элемент ко многим движениям, придающий им шутливый характер или оттенок ловкости, выдумки. Его использование в
детском танце способствует обогащению палитры танцевальной
выразительности дошкольников. Кроме того, освоение детьми этого приема
очень полезно, т. к. развивает у них подвижность суставов и эластичность
связок. Однако требуется осторожность: движения с этим элементом нужно
давать детям только на хорошо «разогретые» ноги и в спокойном (слегка
подвижном) темпе, удобном для исполнения.
Такое движение, как притопы одной ногой с разворотом колена из «открытого» в «закрытое» положение и обратно. В нем нужно обратить внимание детей на то, что разворот колена выполняется, когда нога поднята над полом. Чем выше поднимается над полом согнутая в колене нога, тем с большей амплитудой удается развернуть колено, что является важным условием выразительного исполнения этого движения.
Другое движение — «ковырялочка». Ошибки при его выполнении связаны с тем, что дети «на носок» ставят ногу назад, а «на пятку» — вперед, причем колено не меняет своего «прямого» положения. Следует объяснить
дошкольникам, что ногу на носок надо ставить точно в сторону, завернув ее полусогнутым коленом к опорной ноге («колени рядом»). При этом можно посмотреть через плечо на отставленную ногу: «полюбоваться на сапожок» (руки в положении «на пояс»). Затем ту же ногу надо приподнять над полом, развернуть ее в «открытое» положение и, прямую в колене, поставить на пятку точно в сторону. При этом можно склониться корпусом к ноге и открыть в стороны руки, как бы показывая: «вот какой сапожок!» После чего выполняется перетоп («три притопа») с прямым корпусом, и движение продолжается с другой ноги. Надо подчеркнуть, что с первых же попыток освоения желательно исполнять «ковырялочку» с участием корпуса, рук и головы, поскольку это делает движение более интересным и, главное, удобным для выразительного исполнения. В таком комплексе дети осваивают его быстрее.
Прыжки — это движения, несущие в себе большой эмоциональный заряд. В этом можно убедиться, понаблюдав за детьми. В их свободных плясовых импровизациях подавляющее большинство движений построено на прыжках, выражающих радостное, веселое настроение. В виде самостоятельных простых движений (доступных дошкольникам) известны прыжки на одной или двух ногах. Однако чаще прыжок является составным элементом сложного движения. Добавление этого элемента к тому или иному движению используется в качестве приема его варьирования, усложнения (следующего после «полуприседания»). Например, выставление ноги на носок в сторону, которое чередуется с полуприседанием, можно усложнить:
прыгать то ноги вместе, то одна нога в сторону на носок. Еще более сложный вариант: «подбивание» ног из стороны в сторону (которое можно дать детям как подготовительное движение к «боковому галопу»).
Разновидности поворотов широко используются в народном танце. Такие, как кружение и вращение , выражают наивысшее эмоциональное состояние и, как правило, исполняются в кульминационный момент танцевальной композиции. Эти движения в числе «излюбленных» у дошкольников, которые часто включают их в свои свободные пляски.
Повороты могут использоваться в виде составных элементов сложных движений. Они (наряду с полуприседаниями и прыжками) могут применяться как прием усложнения, варьирования движений. Например, приставной шаг с полуприседанием можно исполнить с полуповоротом из стороны в сторону, т. е. со сменой ракурсов, что придает движению игривый, немного кокетливый характер. Или «припадание» можно выполнить в повороте вокруг себя, как бы показывая свой красивый наряд со всех сторон. С разновидностями поворотов (так же, как с прыжками) целесообразно знакомить детей в ходе освоения других движений. При этом важно обращать их внимание на использование поворотов в комбинировании движений и в композиции танца.
Все эти танцевальные движения объединены в танцевальные комплексы: «Русский перепляс», «Матрешки», «Куклы», «Калинка», «Кадриль», «Ложкари».
- Азбука ритмопластики является основой для развития чувства ритма, мышечного чувства, двигательных способностей детей. Включает в себя общеразвивающие упражнения, упражнения на растяжку мышц, развивающие эластичность суставов, дыхательные и на укрепление осанки. В раздел включены игры – миниатюры, игры – превращения: «Деревянные и тряпичные куклы», «Цветочек», «Веревочки», «Кошка выпускает коготки», «Надуй мяч», «Качели», «Любопытная варвара», «Кораблик» и другие.
- Азбука жеста учит детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительности движений, который используется в танце для образного воплощения. Специальные этюды, задания, игры, направлены на развитие творческой инициативы, благодаря чему развиваются созидательные способности детей, их познавательная активность, мышление, свободное самовыражение и раскрепощенность. В раздел включены игровые этюды: «Игра с куклой», «Поссорились – помирились», «Баю – бай», «Ветер – ветерок», «Игра с водой», «Перетягивание каната», «Платочек» и другие.
- Детские танцы – это основной раздел программы. Включает в себя репетиционно – постановочную работу, подготовку законченных концертных номеров, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость занимающимся. В репертуаре студии более 20 авторских танцевальных номеров, описании некоторых из них дано приложении к программе.
- Итоговые занятия. Учебный год заканчивается открытым занятием для родителей, где дети демонстрируют все, чему научились за это время. Кроме этого участники студии ежегодно принимают участие в фестивале детского творчества «Весенняя капель» и в показе музыкальных сказок, подготовленных в ДОУ,
Возрастные особенности дошкольников
Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь уже не столь важно, каким принципом пользуется педагог. Какой бы метод он ни выбирал, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.
Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает предъявляемые ему требования. Поэтому именно здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, воли, дарований и природных способностей.
А что же делать, чтобы ребенок рос здоровым? Сейчас каждый знает, что двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей.
Развитие двигательных функций ребенка — сложный процесс, который определяется, с одной стороны, поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития. Современные нейропсихологии доказали, что для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению, но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от социального окружения), необходимость постоянного наращивания зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если в окружении ребенка отсутствует эта востребованность, наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные нарушения на уровне мозга. Кроме того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Это относится и к развитию двигательных функций ребенка. Следовательно, стимулировать двигательную активность ребенка надо с первых же дней его жизни, но делать это необходимо правильно: придерживаясь определенных законов развития движений, обусловленных развитием мозга.
Развитие и совершенствование движений начинается от головы, потом затрагивает верхние, а затем и нижние конечности. (Цефало-каузальный закон развития.) Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы формируется раньше, чем за положением ног.
Развитие двигательных функций происходит от проксимального к дистальному направлению, т. е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения более удаленных частей. (Проксимодистальный закон развития.) Например, контроль над положением и движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук. Эти принципы прямо влияют на методику работы с детьми по развитию (или коррекции) движений. Известно, что если у ребенка недостаточно развита крупная моторика, то и мелкая моторика в отдельности не может быть достаточно сформирована. Например, если во время рисования (или письма) у ребенка напряжена шея и «зажаты плечи», работа кисти рук и пальцев будет затруднена и, соответственно, пострадают результаты труда. Значит, прежде чем улучшать качество результата через тренировку мелкой моторики, необходимо «поработать» с крупной. «...Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объем информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции! (Ю. Эмановский).
Как показал многолетний опыт работы, дети, занимающиеся основами хореографии, к моменту поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной деятельности.
Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту
потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать
не только чувство ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует
память, внимание, мышление и воображение ребенка.
Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если к тому же занятия ведутся грамотно, педагогически продуманно и заинтересованно, то обязательно вызывают у ребят положительные эмоции. Педагог же, конечно, должен контролировать двигательную нагрузку своих воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей , предупреждать случаи гипердинамии и перевозбужденности; активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.
Момент, с которого начинается осмысление собственных движений, у каждого ребенка свой. Исследователи анатомо-физиологических и психологических особенностей детей отмечают, что их рост и развитие идут непрерывно, но темпы этих процессов не совпадают, В некоторых возрастных периодах преобладает рост, в других — развитие. Проанализировав особенности в развитии дошкольников и учитывая явление акселерации, коснувшееся этого периода, мы пришли к выводу, что лучший возраст для начала занятий хореографией — пять лет. В настоящее время показатели развития двигательных навыков и физических качеств у детей в возрасте пяти лет выше, чем у их сверстников 1950-х годов. Отмечаются более ранние изменения и некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, если прежде у детей пяти лет средняя частота пульса составляла 98—100 ударов в минуту, то в настоящее время —97 ударов (исследования Н. Аршавской и В. Розановой).
К пяти годам размеры сердца у ребенка (по сравнению с новорожденным) увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства. Упомянутые выше авторы рекомендуют начинать занятия как можно раньше, утверждая, что высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти годам еще не закончено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, чувствителен к деформирующим воздействиям. Значит, педагогу нужно быть очень чутким, осторожным и бережным по отношению к своим воспитанникам.
Особое внимание следует обратить на движения, способствующие укреплению скелетной мускулатуры. Необходимо знать и то, что в пятилетнем возрасте диспропорционально формируются некоторые суставы. Например, сумка локтевого сустава у ребенка в период до пяти лет растет быстро, кольцеобразная же связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Поэтому резкие движения рук могут привести к подвывиху. А укрепляющие упражнения очень полезны.
У детей 5—7 лет наблюдается незавершенность строения стопы. В связи с этим важно предупредить появление и закрепление плоскостопия. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, ее свод.
Считается, что рост мускулатуры становится заметным только после пяти лет. К шести годам у ребенка будут уже хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, если он занимается регулярно. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп. Но если не уделять должного внимания мелким мышцам и не развивать их специальными упражнениями, то они останутся по-прежнему слабыми. Особенно кисти рук.
Детям относительно легко даются ходьба, бег, прыжки, но они испытывают трудности при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц. И опять же, именно в хореографии мы найдем большое количество упражнений для пальцев рук. Это, в частности, могут быть элементы среднеазиатских танцев и многие другие движения, которые являются одновременно мощным стимулирующим фактором развития и совершенствования речи в дошкольном возрасте.
Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии. В процессе занятий основами хореографии показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка повышаются. Нужно отметить, что при выполнении этих заданий девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом, в старшей группе детям по-прежнему легче даются движения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, требующие опоры на одну ногу.
Благодаря целенаправленным занятиям улучшается координация движений, и ребята в пять-шесть лет хорошо подпрыгивают на двух ногах, на одной ноге — как на месте, так и с продвижением. Если они продолжают заниматься, то в возрасте шести-семи лет им становится доступно выполнение куда более разнообразных и сложных упражнений на равновесие.
Размеры и строение дыхательных путей дошкольников отличаются от таковых у взрослых. Они значительно уже, поэтому так важна правильная организация двигательной активности, ибо, если ее недостаточно, чаще случаи заболевания органов дыхания.
Вентиляция легких при выполнении хореографических движений увеличивается в 2—7 раз, а при беге, прыжках — еще больше.
Приблизительно с пяти лет деятельность сердечнососудистой и
дыхательной систем переходит на более экономичный и эффективный
уровень. Исследования, проводимые М. Антроновой и М. Кольцовой, подтверждают, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей пятилетнего возраста довольно высоки. Возьмем такой пример: авторы утверждают, что лишь одни прыжки дети могут выполнять в течение длительного времени, а именно 13—15 минут. Уже в пять лет ребята обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Особенно ярко выражены эмоциональность и непосредственность; внимание относительно устойчиво, но именно в силу этой относительности дети на занятиях быстро теряют темп, ритм, Что следует учесть педагогу в своей работе. По мнению Известного физиолога академика Н. И. Красногорского, условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу, и навыки вначале весьма непрочны.
Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно
двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его
сильно взволновало или заинтересовало. И если в 3—4 года малыш не
способен на точное воспроизведение движения по слову или даже по показу
педагога, то в пять лет он может адекватно реагировать на слово или слово,
сочетающееся с показом. В хореографии требуется обязательный личный
показ движений педагогом с их объяснением.
У 5—б-летнего ребенка созревают лобные доли мозга, благодаря чему ему удается управлять своими движениями, действием, поведением. Одновременно совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно — торможение. Задания, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Они осваивают право- и леворукость и могут ориентироваться в направлении движений: вниз, вверх, влево, вправо. При правильной физической нагрузке старший дошкольник в состоянии без особого напряжения заниматься в течение 30—35 минут. Л. П. Толстой, вспоминая о своем детстве, писал: « ...От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние...» Все приведенные выше аргументы оказались для нас убедительными, чтобы, как уже было сказано, определить возраст пяти лет как наиболее оптимальный для начала занятий основами хореографии.
Методическое обеспечение программы
С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Заблуждаются те, кто полагает, что, собрав ребят можно сразу переходить к танцам. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения. Хочется дать несколько рекомендаций общего характера, которые помогут начинающим педагогам избежать типичных ошибок:
- Занятие нужно проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с
него с чувством удовлетворения и чтобы с каждым днем они приобретали все
больше знаний и навыков. - - Не следует все время громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо,
но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и
внимательно слушать объяснение преподавателя.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету мы считаем следующие:
Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим — определение посильных для него заданий.
У дошкольников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья малыша. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность использования подготовительных, подводящих упражнений для усвоения многих двигательных навыков. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности, задатки малыша.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности — один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.
Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно, что пропускать можно только из-за болезни или если в семье какое-то непредвиденное событие. К сожалению, бывает так: сегодня малыш занимается, а завтра не хочет, недельку-другую пропустит и вновь приходит на занятия. Такая позиция совершенно недопустима. И дело: даже не в том, что таким образом мы не добьемся больших результатов. Прежде всего, это вредно для самого дошкольника. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое дело нужно выполнять добросовестно и доводить до конца. Привычка бросать начатое на полдороги вообще свойственна детям. Некоторая рассредоточенность и склонность хвататься за новые занятия, не доводя до конца прежние дела, в дальнейшем обернутся несобранностью, которая будет мешать полноценной деятельности взрослого человека. Систематические занятия, в том числе и хореографией, дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе. Принцип повторяемости материала, хореографические занятия требуют
повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при
многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если
повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и
предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то
эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес,
привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое
взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно
связывающих ребенка с окружающей действительностью.
При разучивании новых движений наглядность — это безукоризненный практический показ движений педагогом.
Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.
Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и
наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово
будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Организация занятий основам хореографии обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны. Детей с первых же занятий нужно познакомить со специальными терминами. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово. Словом можно стимулировать активность ваших учеников, но можно и убить их веру в себя. Для шести - семилетних ребят можно дать иногда только словесное задание, и они его воспримут, но слишком часто прибегать к такому методу нецелесообразно.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Импровизационный метод. На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность. При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать, вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Метод иллюстративной наглядности. Занятие с дошкольниками вовсе не исчерпывается только задачами физической и музыкальной тренировки Полноценная творческая деятельность не может протекать без рассказа о танцевальной культуре прошлых столетий, без знакомства с репродукциями, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Конечно, это не должно быть лишь пассивным созерцанием предложенного для просмотра материала. Необходимо выяснить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может быть, и помочь разобраться в увиденном.
Игровой метод. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины П. Ф. Лесгафт еще в конце XIX века разработал теорию и методику подвижных игр. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. У детей четырех-шести лет игровой рефлекс доминирует, малыш лучше всё воспринимает через игру, поэтому игровой метод в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
И еще очень важное для нас правило: Общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное, т.к. радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость - всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Ни в коем случае нельзя вести занятие на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать - только тогда обучение будет эффективно. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети «заражаются» жаждой знаний и стремлением к активному умственному труду, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый интерес и аппетит.
Работа над репертуаром
Сочинение любого танца требует специалиста – профессионала в своей области – балетмейстера. Балетмейстер – профессия творческая. Она требует от человека, выбравшего ее, очень многого: и знаний, и трудолюбия, и умения работать с людьми, и, конечно же, таланта. Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы. Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т.е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сцениических образах, выразить определенные мысли и чувства. Он является идейно-творческим руководителем коллектива, создателем хореографического произведения.
С чего же начать постановку танцевального номера?
Приступая к созданию того или иного танца, руководитель должен, прежде всего выбрать интересный сюжет.
Если создаётся народный танец, необходимо сохранить его народный колорит и в то же время подобрать такие формы и элементы движений, которые были бы доступны для исполнения детьми. Народный танец рекомендуется создавать с элементами игры.
Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают к нему музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны соответствовать музыке. Бывают случаи, когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.
Лучше всего подбирать для постановки законченное музыкальное произведение. При этом не рекомендуется увлекаться большим количеством разнообразных мелодий, так как это лишает музыкальное сопровождение единого содержания, необходимого для танца.
Каждая постановка должна строится по основным законам драматургии, иметь экспозицию, завязку, развитие танцевального действия. кульминацию и развязку.
После подготовительной работы постановщик приступает к созданию композиции танца его рисунка и подбора движений. При этом нужно следить за тем, чтобы начало музыкальной фразы совпадало с началом нового построения. Это не значит, что построения должны меняться на каждую музыкальную фразу. Их смена зависит от замысла руководителя.
Работая над подбором соответствующего музыкального сопровождения, над общей композицией, нужно представить себе будущий танец во всех его деталях: характер, развитие действия, отдельные построения, переходы, движения.
Каждый танец имеет определённую продолжительность. Так танец одного — двух исполнителей длится около 2—х. минут, четырёх — шести — 3- 5 минут; массовый танец — 5-6 минут. Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, так как «затянутый» танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным. Танец должен исполняться и смотреться на «одном дыхании», как интересный фильм. Сегодня при сочинении или анализе хореографического произведения мы различаем пять основных частей:
1. Экспозиция знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия; с помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени. Становится понятным жанр танца — народно-характерный, фольклорный. Жанры танцев могут быть очень разнообразны, и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от музыкального материала.
2. Завязка. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается — начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации.
3. Ступени перед кульминацией — это та часть произведения, где развёртывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает напряжённость. Ступени перед кульминацией действия могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развёртывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. В этой части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения.
4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Это вершина музькально-хореографического действия, подготовленная экспозицией, завязкой и развитием действия. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношения героев.
В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна выявляться соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, т. е. композицией танца. Кульминации обычно соответствует также наибольшая эмоциональная наполненность исполнения.
5. Развязка завершает действие. Развязка должна логически вытекать из всего хода танцевального действия, быть подготовленной им. Она должна завершить мысль, поставить ясную точку. Развязка может быть мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо, наоборот, постепенной. Та или иная форма развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы.
Все части хореографического произведения органично связаны друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняя и развивая её. Знание законов драматургии помогает хореографу в работе над сочинением, а также при анализе уже созданного танца. Обычно любой по сложности танец или пляска усваиваются в процессе работы над ними в несколько этапов. Первый этап, охватывающий одно - два занятия, представляет собой первоначальное знакомство с музыкой и движениями. Именно поэтому выразительность музыкального сопровождения и качество показа движения – основа дальнейшей успешной работы с детьми по усвоению предлагаемого материала. Если детям 3-4 летнего возраста достаточно, прослушав музыку, определить ее общий характер, настроение, то, активизируя мысли и чувства старших дошкольников, мы предлагаем более сложные задания. Ребенок должен уловить характер, жанр музыки, определить форму, предназначенного для танца музыкального сопровождения. Такие задания стимулируют мыслительную деятельность детей, побуждают к творчеству и ускоряет процесс работы над разучиванием танца.
Более трудоемким и длительным по продолжительности является второй этап: разучивание танца и усвоение навыков для его качественного исполнения. Основу его составляют активная практическая деятельность самих детей. От педагога требуется создание особой творческой атмосферы, способствующей поддержанию интереса и желания детей добиться высоких результатов в решении поставленных перед ними задач. Дети включаются в выполнение заданий не только в процессе действия, но и тогда, когда они наблюдают, оценивают действия своих сверстников.
Заключительный этап работы над танцем представляет собой повторение, закрепление навыков движения. Задача обучения детей на этом этапе заключается в проверке качества усвоения материала, в определении тех трудностей выполнения заданий, которые возникли и выяснение причин затруднений. Основной критерий оценки качества выполненной работы – выразительное, согласованное исполнение детьми танцев, которые в таком законченном варианте могут быть исполнены на утренниках и развлечениях.
Детское творчество условно можно разделить на два вида «исполнительское» и «композиционное».
Детским исполнительским творчеством в танце называется выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально — пластических, танцевальных образов.
Детским «композиционным» творчеством в танце может называться - создание новых (т.е. неизвестных детям по обучению) музыкально — пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально — пластического, танцевального образа. Своеобразие сочетаний, комбинирование известных движений, оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики, самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Обучение языку движений может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творчеству, движению, обладать оптимальной временной протяженностью (не слишком затянутой).
В процессе обучения в качестве основных мы используем несколько методов:
• Выразительный показ движений задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
• Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
• Образный рассказ побуждает детей представить какую — либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии воображения.
• Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения. На этой основе развивать воображение, побуждать к поиску выразительных дополнительных танцевальных средств .
Формирование творчества в танце — очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, как мы считаем, при использовании всех методов обучения необходимыми являются так же следующие условия:
• Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за
это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
• В процессе обучения, мы используем игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движения.
• На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым малейшим успехам своих воспитанников, поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, осторожность и мягкость в исправлении ошибок.
• При этом следует избегать оценок «плохо» или «не правильно», но обращать внимание ребенка на не соответствие его движений заданному образному содержанию, характеру музыки.
Чрезвычайно важно на занятиях воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой не возможно становление и развитие творчества. Работая над постановкой танца, мы стараемся подбирать такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру. Подбирая репертуар для коллектива, мы руководствуемся качеством музыкального сопровождения и обязательно возрастными особенностями и творческими возможностями детей. Главное, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем реальные события жизни, волновали ребят, были близки их душевному миру.
Еще одним непреложным условием при обучении детей хореографии, является соответствие исполняемых танцев возрасту исполнителей. Подобранный материал должен соответствовать детской тематике. Очень часто, к сожалению, можно наблюдать как дети, исполняя «взрослые» эстрадные и другие танцы, слепо копируют манеру поведения и исполнения взрослых исполнителей, не понимая самой сути и образов танцевальных движений. А взрослые, умиляясь на них, радуются: «Ну, прямо как большие!» Немецкий филосов-идеалист Иммануил Кант предостерегал: «Предметы, которым обучают детей должны подходить к их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие». В конечном итоге, по большому счету, занятия хореографией направлены прежде всего на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, эстетического вкуса, на воспитание гармонично развитой личности.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного
развития ребенка
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие Критерии:
Высокий уровень - творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень: ребенок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыкаль ной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к са мостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение ребенка к музыке, музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке. Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, пос ле выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей ми мика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям и при подсчете баллов этот параметр не учитывается. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца само стоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если малыш выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка соответственно ниже. Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, под вижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения.
Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное со четание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце. Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти. неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большем количестве повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д. Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как повышенная возбудимость Оценки выставляются следующим образом: Н (норма); В (возбудимость); З (заторможенность).
Реализация программы
Объект управления – Целостный процесс практико-ориентиовочного обучения детей.
Цель обучения – Эстетическое развитие обучающихся, развитие танцевальных и музыкальных способностей. Развитие у детей субъективного опыта эмоционально – чувственного общения с окружающим миром.
Стиль руководства – Личностно ориентированный с доминированием организационной и стимулирующей функций.
Мотивационно – смысловые позиции :
Педагога – открытость, диалог, содействие, сотрудничество, обеспечение условий решения проблем ребенка.
Обучаемых – личностная мотивированность на образовательную деятельность.
Характер организации образовательной деятельности: Превалирование продуктивных творческих заданий на основе осознания ребенком личностного смысла образовательной деятельности.
Характер и формы педагогического взаимодействия и отношения: Субъект – субъективные отношения, партнерское взаимодействие в разработке и достижении цели.
Контроль и оценка: Ориентация на личностную мотивированность и эстетическую ценность результатов образовательного процесса, диагностика уровня музыкального и психомоторного развития детей, само- и взаимоконтроль.
Материально – техническое обеспечение программы
№ п/п | Материально-техническое оснащение | количество |
1 | Магнитофон | 1 шт. |
2 | Аудиокассета | 60 шт. |
3 | Телевизор | 1 шт. |
4 | Видеомагнитофон | 1 шт. |
5 | Видеокассета | 10 шт. |
6 | Музыкальный центр | 1 шт. |
7 | Усилительная колонка | 2 шт. |
8 | Микрофон | 2 шт. |
9 | Костюм для танца | 60 комплектов |
10 | Атрибуты для танцев: -платочки - помпоны -султанчики -цветы -веночки -палочки -кубики -ленты на палочках -обручи -веера -туесочки -веточки, колосья -шарфы | 40 шт. 24 шт. 40 шт. 50 шт. 16 шт. 20 шт. 40 шт. 12 шт. 12 шт. 16 шт. 8 шт. 4 шт. 16 шт. |
Отдел
детских дошкольных учреждений
Администрации муниципального района
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центра развития ребенка – детский сад № 17
Утверждаю:
_________________ / Дорохова Н. В. /
«_______» _________________2010 г.
Программа
Дополнительного образования
«Азбука дошкольного танца»
- Направленность художественно - эстетическая
- Хореографическая студия «Реченька»
- Для детей старшего дошкольного возраста
- Рассчитана на 2011– 2012 учебный год
Автор программы:
Аносова Анна Николаевна
воспитатель - хореограф
г. Краснокаменск
Список литературы
1.Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
М. «Айрис – пресс» 2005 г.
2. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и вне- школьных заведениях» Киев 1985 г.
3.Ветлугина Н. А. «Эстетическое воспитание в детском саду» М. «Про- свещение» 1985 г.
4. Захаров Р. «Сочинение танца» М. «Искусство» 1983 г.
5.Климов А. « Основы русского народного танца» М. 1994 г.
6.Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
7.Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка – пресс» 2006 г.
8. Ткаченко Т. «Народный танец» М. «Искусство» 1975 г.
9. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» С-П. «Детство – пресс» 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию
Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию Автор: О...
Презентация "Формы организации с детьми старшего дошкольного возраста в студиях дополнительного образования"
Дополнительное образование является одной из форм работы, позволяющей сформировать у детей старшего дошкольного возраста творческие, эстетические и художественные способности. Студийные занятия направ...
Организация работы студии дополнительного образовании «Солнечная мастерская» на базе МАДОУ д/с №70
В презинтации показан опыт работы студии...
Программа хореографической студии "Хочу танцевать!"
Программа хореографической студии "Хочу танцевать!"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Хореографическая студия
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир люде...
Дополнительная образовательная программа хореографической студии "Танцующие звезды" по музыкальной деятельности для детей 5-7 лет
В программе основным направлением является - развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности....
Комментарии
Спасибо огромное.
спасибо, очень нужный