Деловая игра "Формирование фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР 2,3 ур"
учебно-методический материал

Замарехина Елена Владимировна

Деловая игра "Формирование фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР 2,3 ур". Можно использовать в работе с педагогами и родителями дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

Тема: «Формирование фонетико-фонематического слуха: ребенок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове»

Замарехина Е.В., уч-логопед,  

МБДОУ «ЦРР-детский сад №35»

Чита

Цель: Используя активные методы работы с педагогами, формировать ключевые компетентности педагогов ДОУ по теме «Формирование фонетико-фонематического слуха: ребенок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове»

  1. Представление

На протяжении своей логопедической деятельности стараюсь очень плотно заниматься данной темой. Это сложно и интересно одновременно.

Представьте себе: 2 ребенка – Артем, 6 лет и Арина, 6 лет. Нарушено звукопроизношение и свистящих и шипящих вроде одинаково и можно давать одинаковые задания обоим. Но во время диагностики выяснилось, что Арина   слышит и определяет звук в слове, находит картинки на заданный звук. Артем же при выполнении тех же самых диагностических заданий затрудняется – с трудом может найти картинку на заданный звук, а определить наличие и  место звука в слове не способен, как и посчитать слоги.

Речевое заключение после диагностики: Артем – речевое заключение ОНР, 3 ур. Арина ФФН речи

Предлагаю совместными усилиями сделать выбор – какие игры /задания  на формрование и развитие фонематического слуха можно и нужно предлагать ребенку с ФФН, а какие просто необходимы в коррекционной работе с ребенком с ОНР. (по уровню сложности)

Предлагаю разделиться на 2 команды и выполнить ряд заданий, поиграть в  игры, которые способствуют развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Вот волшебный мешочек, попрошу вас выбрать себе по одному предмету оттуда  (мягкие и твердые согласные звуки на деревянных)…и занять места согласно вашему выбору..стол –зеленый квадратик, стол – синий квадратик.

Немного теории. Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира. Второй слух – музыкальный. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети затрудняются:

- в выделении первого звука в слове, или называют первый слог;

- в подборе картинок на заданный звук;

- в самостоятельном придумывании слов с заданным звуком…и т.п.

Это дети с ОНР, с дизартрией, с дислалией (акустико-фонематической, артикулярно-фонематической)

Раннее выявление детей с ФФН речи является необходимым условием для успешной коррекции.

 Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. И, конечно же, является основным, первым этапом в коррекционно-логопедической работе с детьми.

Фонетический слух помогает определить, насколько верно звучат звуки, чтобы было их легко узнавать и понимать

Фонематический слух – это способность различать в потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений.

Фонематический слух  в норме развивается к 4-5 годам,

Фонематическое восприятие до 4 лет

Фонематический анализ после 5 лет

Фонематический синтез в 6-7 лет

У детей с ОНР все эти границы сдвинуты, т.к. нарушены еще и процессы ЛГСР, ССС и звукопроизношение, поэтому к 5 годам фонематический слух совершенно сырой. А у детей с ФФН к 5г худо-бедно он выправляется.

В ходе работы над формированием фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что такие игры должны отличаться друг от друга по сложности в зависимости от категории нарушения у ребенка. Для детей  с общим недоразвитием речи ОНР 2,3 уровня, детей с фонентикофонематическим недоразвитие и фонетическим недоразвитием задания должны быть разноуровневыми.

Ну что же, проблема озвучена, команды сформированы и мы приступаем. представляю вашему вниманию - Арина и Артем, дети с ОНР 3ур и ФФН

В ходе работы над заданиями с вашей помощью я буду заполнять эту схему…какие игры\задания лучше всего помогут ребенку с ФФН и ребенку с ОНР в освоении программы

За каждое правильно выполненное задание – волшебные цветочки-кристаллы . По окончанию подсчитаем количество и выберем победителя.

  1. Игра
  1.  «Летела корова потеряла слово»: ДОМ, УТКА, СТОЛ, ….КОШКА, Сколько звуков в этих словах? (ФФН – 3 х звуковые, ОНР вообще не скажет)

Усложняем – ЮЛА, ЙОГУРТ (сколько согласных звуков в слове) – для жюри взрослых

  1. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»  (игра с мячом)

Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни,  ша- шары, шу-шуба. Это все для детей, а сейчас усложним задание. Слоги: ЩЕ- , ЧУ- , ЦУ- , ХА- .

5. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.      Собрать в вагончики слова …1 слог, 2 слога, 3слога, 4слога

6. «Поймай звук»

Игра на выделение звука на фоне слова.

 Хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук   [Р] и топнуть ногой, если в слове звук [Л]: Усложнение – стукни, если нет ни [Р] ни [Л]

1 ком - рыба, зонт, колбаса, забор, жук, ласты, нора, нос, пенал, сок

2 ком – крыша, лава, коза, мост, ров, бокал, коробка, совок, мочалка

Как вы думаете, справиться ли ребенок с ОНР с данным заданием? Нет, ему необходимо одно задание – стукни или хлопни. И начинать надо с изолирован звуков и слогов.

7. Игра «Поиграем со звуками»

Команда должна за 15 сек назвать как можно больше слов на выбранную ими букву (вытягивают букву из мешочка)

Нейроразминка «Лягушка хочет в  пруд» (вначале просто, а затем с усложнением)

8. Игра «Лишнее слово».

 Вы, четко произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

 канава, канава, какао, канава;

  дом, том, дом, дом

А это для вас, уважаемые участники:

1 ком Болел-больной-боль-болтал-больница-болтушка-болезнь

   Горка-гора-горный-горький-горочка-город-горища-горчица-горлица-пригорок

2 ком Соль-солонка-солил-насолил-лось-пересолил-перелесок-лосенок

   Полет-летать-лето-летучий-залетел-летчик-летний

  1. Игра «Добрые помощники»

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

I вариант  (место звука в слове)  «Помоги Совушке навести порядок», «Накорми Барбоса»

II вариант (сложнее) На картинку положи соответствующую схему слова (место звука Ш) – дать каждой команде по очереди на скорость

Вариант III. Обед для Лисы и Мишки (тарелки, на которые надо положить продукты) одновременно по одному человеку с команды – один собирает [С] , другой[Ш]

  1.  Игра «Цепочка слов»

 Назови слова -  последний звук явл-ся первым для следующего (для ОНР)

 Назови слово, где первый звук  [Ш], а последний [А] (ФФН)……. И т.п.

  1. Подведение итогов

 Вот и подошла к концу наша встреча. И вот результат, сделан выбор в сторону той или иной игры. Действительно, для детей с общим недоразвитием речи игры и задания должны отличаться от таковых для детей с ФФН по уровню сложности.  

И как это заведено после всех педагогических мероприятий такого рода я бы хотела получить обратную связь. Перед вами карточки с незаконченным предложением. Пожалуйста, возьмите в руки волшебный молоточек и выберите …. И закончите фразу. Я начну….

Чуть не забыли. Игра была командная, следовательно необходимо уточнить какая команда выиграла . (считать «цветочки»  Победила____________________________

Призы  - все мы в душе дети, а какой ребенок не любит сладкое –Чупа-чупсы

А также в заключение я вам предлагаю небольшие буклетики по данной теме.

Такие  «деловые игры» рассчитаны в первую очередь на начинающих логопедов, родителей. Т.к. если ребенок справляется с предложеными заданиями, то он с удовольствием будет заниматься. Создается ситуация успеха, повышается самооценка и ребенка и логопеда – виден результат работы

«Летела корова потеряла слово» (ОНР: 3-4 звука (открытые слоги)

«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

«Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» (1-2 слога ОНР)

 «Поймай звук» изолировано, слоги (одно задание)

«Шутки – минутки»  

«Лишнее слово» (до 5 слов, одно слово лишнее)

«Добрые помощники» (звук в начале слова, после тщательного изучения)

 «Цепочка слов» (с подсказками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет

В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия,  как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации ...

Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Перспективный  план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...