Деловая игра "Формирование фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР 2,3 ур"
учебно-методический материал
Деловая игра "Формирование фонетико-фонематического слуха у детей с ОНР 2,3 ур". Можно использовать в работе с педагогами и родителями дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
Тема: «Формирование фонетико-фонематического слуха: ребенок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове»
Замарехина Е.В., уч-логопед,
МБДОУ «ЦРР-детский сад №35»
Чита
Цель: Используя активные методы работы с педагогами, формировать ключевые компетентности педагогов ДОУ по теме «Формирование фонетико-фонематического слуха: ребенок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове»
- Представление
На протяжении своей логопедической деятельности стараюсь очень плотно заниматься данной темой. Это сложно и интересно одновременно.
Представьте себе: 2 ребенка – Артем, 6 лет и Арина, 6 лет. Нарушено звукопроизношение и свистящих и шипящих вроде одинаково и можно давать одинаковые задания обоим. Но во время диагностики выяснилось, что Арина слышит и определяет звук в слове, находит картинки на заданный звук. Артем же при выполнении тех же самых диагностических заданий затрудняется – с трудом может найти картинку на заданный звук, а определить наличие и место звука в слове не способен, как и посчитать слоги.
Речевое заключение после диагностики: Артем – речевое заключение ОНР, 3 ур. Арина ФФН речи
Предлагаю совместными усилиями сделать выбор – какие игры /задания на формрование и развитие фонематического слуха можно и нужно предлагать ребенку с ФФН, а какие просто необходимы в коррекционной работе с ребенком с ОНР. (по уровню сложности)
Предлагаю разделиться на 2 команды и выполнить ряд заданий, поиграть в игры, которые способствуют развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Вот волшебный мешочек, попрошу вас выбрать себе по одному предмету оттуда (мягкие и твердые согласные звуки на деревянных)…и занять места согласно вашему выбору..стол –зеленый квадратик, стол – синий квадратик.
Немного теории. Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира. Второй слух – музыкальный. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.
Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Дети затрудняются:
- в выделении первого звука в слове, или называют первый слог;
- в подборе картинок на заданный звук;
- в самостоятельном придумывании слов с заданным звуком…и т.п.
Это дети с ОНР, с дизартрией, с дислалией (акустико-фонематической, артикулярно-фонематической)
Раннее выявление детей с ФФН речи является необходимым условием для успешной коррекции.
Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.
Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. И, конечно же, является основным, первым этапом в коррекционно-логопедической работе с детьми.
Фонетический слух помогает определить, насколько верно звучат звуки, чтобы было их легко узнавать и понимать
Фонематический слух – это способность различать в потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений.
Фонематический слух в норме развивается к 4-5 годам,
Фонематическое восприятие до 4 лет
Фонематический анализ после 5 лет
Фонематический синтез в 6-7 лет
У детей с ОНР все эти границы сдвинуты, т.к. нарушены еще и процессы ЛГСР, ССС и звукопроизношение, поэтому к 5 годам фонематический слух совершенно сырой. А у детей с ФФН к 5г худо-бедно он выправляется.
В ходе работы над формированием фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что такие игры должны отличаться друг от друга по сложности в зависимости от категории нарушения у ребенка. Для детей с общим недоразвитием речи ОНР 2,3 уровня, детей с фонентикофонематическим недоразвитие и фонетическим недоразвитием задания должны быть разноуровневыми.
Ну что же, проблема озвучена, команды сформированы и мы приступаем. представляю вашему вниманию - Арина и Артем, дети с ОНР 3ур и ФФН
В ходе работы над заданиями с вашей помощью я буду заполнять эту схему…какие игры\задания лучше всего помогут ребенку с ФФН и ребенку с ОНР в освоении программы
За каждое правильно выполненное задание – волшебные цветочки-кристаллы . По окончанию подсчитаем количество и выберем победителя.
- Игра
- «Летела корова потеряла слово»: ДОМ, УТКА, СТОЛ, ….КОШКА, Сколько звуков в этих словах? (ФФН – 3 х звуковые, ОНР вообще не скажет)
Усложняем – ЮЛА, ЙОГУРТ (сколько согласных звуков в слове) – для жюри взрослых
- Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова» (игра с мячом)
Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни, ша- шары, шу-шуба. Это все для детей, а сейчас усложним задание. Слоги: ЩЕ- , ЧУ- , ЦУ- , ХА- .
5. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления. Собрать в вагончики слова …1 слог, 2 слога, 3слога, 4слога
6. «Поймай звук»
Игра на выделение звука на фоне слова.
Хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук [Р] и топнуть ногой, если в слове звук [Л]: Усложнение – стукни, если нет ни [Р] ни [Л]
1 ком - рыба, зонт, колбаса, забор, жук, ласты, нора, нос, пенал, сок
2 ком – крыша, лава, коза, мост, ров, бокал, коробка, совок, мочалка
Как вы думаете, справиться ли ребенок с ОНР с данным заданием? Нет, ему необходимо одно задание – стукни или хлопни. И начинать надо с изолирован звуков и слогов.
7. Игра «Поиграем со звуками»
Команда должна за 15 сек назвать как можно больше слов на выбранную ими букву (вытягивают букву из мешочка)
Нейроразминка «Лягушка хочет в пруд» (вначале просто, а затем с усложнением)
8. Игра «Лишнее слово».
Вы, четко произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
дом, том, дом, дом
А это для вас, уважаемые участники:
1 ком Болел-больной-боль-болтал-больница-болтушка-болезнь
Горка-гора-горный-горький-горочка-город-горища-горчица-горлица-пригорок
2 ком Соль-солонка-солил-насолил-лось-пересолил-перелесок-лосенок
Полет-летать-лето-летучий-залетел-летчик-летний
- Игра «Добрые помощники»
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
I вариант (место звука в слове) «Помоги Совушке навести порядок», «Накорми Барбоса»
II вариант (сложнее) На картинку положи соответствующую схему слова (место звука Ш) – дать каждой команде по очереди на скорость
Вариант III. Обед для Лисы и Мишки (тарелки, на которые надо положить продукты) одновременно по одному человеку с команды – один собирает [С] , другой[Ш]
- Игра «Цепочка слов»
Назови слова - последний звук явл-ся первым для следующего (для ОНР)
Назови слово, где первый звук [Ш], а последний [А] (ФФН)……. И т.п.
- Подведение итогов
Вот и подошла к концу наша встреча. И вот результат, сделан выбор в сторону той или иной игры. Действительно, для детей с общим недоразвитием речи игры и задания должны отличаться от таковых для детей с ФФН по уровню сложности.
И как это заведено после всех педагогических мероприятий такого рода я бы хотела получить обратную связь. Перед вами карточки с незаконченным предложением. Пожалуйста, возьмите в руки волшебный молоточек и выберите …. И закончите фразу. Я начну….
Чуть не забыли. Игра была командная, следовательно необходимо уточнить какая команда выиграла . (считать «цветочки» Победила____________________________
Призы - все мы в душе дети, а какой ребенок не любит сладкое –Чупа-чупсы
А также в заключение я вам предлагаю небольшие буклетики по данной теме.
Такие «деловые игры» рассчитаны в первую очередь на начинающих логопедов, родителей. Т.к. если ребенок справляется с предложеными заданиями, то он с удовольствием будет заниматься. Создается ситуация успеха, повышается самооценка и ребенка и логопеда – виден результат работы
«Летела корова потеряла слово» (ОНР: 3-4 звука (открытые слоги)
«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
«Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» (1-2 слога ОНР)
«Поймай звук» изолировано, слоги (одно задание)
«Шутки – минутки»
«Лишнее слово» (до 5 слов, одно слово лишнее)
«Добрые помощники» (звук в начале слова, после тщательного изучения)
«Цепочка слов» (с подсказками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией
Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....

Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет
В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....
КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .
Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель: развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...

Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия, как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации ...
Перспективный и календарный планы занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Перспективный план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН подгрупповых занятий по формирова...