Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Лариса Борисовна Походенько

Презентация для родителей, где им предлагаются такие понятия,  как "фонетика", "фонема", "фонематический слух". "фонематическое восприятие". В презентации родители могут найти игры на фонетико-фонематическое развитие детей, в которые можно изготовить вместе с детьми дома и поиграть в них всей семьёй.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 36» Походенько Лариса Борисовна

Слайд 2

Фонетика - (от греческого слова «звук») — это раздел науки о языке, изучающий его звуковой строй. Фонетика изучает звуки, фонемы, слоги, ударение и интонацию . Фоне́ма - минимальная единица звукового строя языка. Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию , и элементарный звуковой анализ.

Слайд 3

Речь в жизни человека играет исключительно важную роль – она служит основным средством общения людей. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои мысли и желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми и даже накладывает отпечаток на характер человека в целом. Поэтому, очень важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Но очень часто у детей дошкольного возраста выявляются нарушения фонетико-фонематической стороны речи, что приводит к трудностям в овладении навыками чтения и письма. Своевременное преодоление нарушений поможет предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при обучении в школе.

Слайд 4

При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). Ребенок может допускать следующие ошибки: 1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («том» вместо «дом», « удюг » вместо «утюг») 2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот (« ден » вместо «день», « клюмба » вместо «клумба»). 3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч и наоборот ) («сапка» вместо «шапка», « сапля » вместо «цапля» и т.д.) 4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) (« глачи » вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)

Слайд 5

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение - одна из основных задач при подготовке ребенка к школе. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме: — замены и пропуски букв (« шабака », « скаф », « возращался ») ; — слитное написание предлогов (« втрех шагах… », « понебу … ») ; — написание лишних слогов или их пропуски (« слеледы », « потенце ») ; — не дописываются окончания слов; Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития. Итак, развитый фонематический слух позволяет: Правильно произносить звуки; Четко произносить слова; Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ; Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; Успешно освоить письмо и чтение. СКАФ

Слайд 6

Как правильно развивать фонематический слух? 1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия неречевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.) При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихо-громко», «быстро-медленно», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты. ИГРА « УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧАЛО?»

Слайд 7

ИГРА « ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ» ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА» Взяв карандаш или любую палочку, постучать ею по разным предметам в доме (ваза, стол, тарелка, стена, дверь и т.п.) Можно усложнить задание, завязать ребёнку глаза и попросить угадать, какой предмет звучит.

Слайд 8

ИГРА «ПУТАНИЦА» Ребёнок внимательно слушает рифмовки и заменяет перепутанные слова. От конфет остались….. БАНТИКИ. Завяжу на платье…. ФАНТИКИ Съел я овощной …ХАЛАТ А потом надел ….. САЛАТ Вслед за взрослым ребенок произносит по 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. Кот-дом-том пакет-макет-букет буква-клюква-тыква «СКАЗОЧНЫЕ ГОЛОСА» Придумайте или вспомните вместе с ребенком каких– нибудь сказочных персонажей. (н-р, герои сказки «Три медведя») Договоритесь, кто из них как говорит (высоким, умеренным или низким голосом), а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребенку развить память на звуки.

Слайд 9

ИГРА «ГРОМЧЕ-ТИШЕ» Ребёнку предлагается в соответствии с карточками пропеть любой гласный звук, протопать, прохлопать в соответствии с ритмическим рисунком. «Медвежата топают».

Слайд 10

2 этап – развитие речевых звуков . Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений. ИГРА "ПРАВИЛЬНО-НЕПРАВИЛЬНО". Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Н-р: Пагон, багон , Вагон , дагон , магон , вагон, лагон , сагон и т.п. ПАГОН ИГРА «ПОЙМАЙ ЗВУК В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит в слове. Далее ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие. Н-р, звук К. (свё к ла, к убик, стол, табурет к а, машина…..)

Слайд 11

ИГРА «КУБИК» Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку. ИГРА «ПОПУГАЙЧИКИ» Оборудование. Игрушка (картинка) Попугай Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Н-р, Па-ба, па-па-ба, та-да, та-та-да, да-да-та, ка-га, ка-ка-га, га-га-ка и т.п. ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ» Взрослый называет слово (например, лес). Ребенок называет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Например : лес— сок—кот—тапки ...

Слайд 12

ИГРА «СКОЛЬКО ЗВУКОВ» Оборудование. Пуговицы или пробки Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок. ИГРА «ПАУЧОК» На невидимой тропинке «Ой, смотрите, паутинки.» Это хитрый паучок свой развесил гамачок . И позвал наш паучок всех друзей на гамачок Приходили к паучку мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, бабочки-красавицы, мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, а потом все разбежались. 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять. Проверьте, как ребенок может делить слова на слоги. Мотылёк , сколько слогов, какой первый, какой последний?.. Жук , сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний? Какой одинаковый слог в словах пчёлки и жуки (КИ)? Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ «Формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речевой деятельности у детей с ОНР достигается путем целенаправленной работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, по фор...

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей 5-6 лет на тему: "Звук и буква С"

Занятие 22. Звук и буква СЦели занятия:Коррекционно-образовательные:—   познакомить детей со звуком и буквой С;—   научить характеризовать его по акустиче­ским и ар...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»

Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки  в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...

«Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»...