Консультация для родителей "Проблемы поведения дошкольников и пути их решения"
консультация

Лунина Евгения Сергеевна

Консультация для родителей "Проблемы поведения дошкольников и пути их решения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_povedeniya_doshkolnikov_i_puti_ih_resheniya.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы поведения дошкольников и пути их решения

Поведение человека зависит от различных факторов: внутренних(биологических) и внешних (все, что находится в окружающей среде). Изменение поведения живого существа происходит вследствие манипулирования факторами, находящимися в окружающей среде.

В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.Н. Исаев считают, что решающимфактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание.

Они выделяют следующие типы неправильного воспитания:

- отвергающее (неприятие), суть которого заключается либо в

чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля, попустительстве;

- гиперсоциализирующее – возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и его успехов в учебе, чрезмерной озабоченности будущим ребенка;

- эгоцентрическое - наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности.

Для детей с нарушениями поведения характерны следующие психологические особенности:

- психологический синдром социальной дезориентации проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает, неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение. Пониженная чувствительность к социальным нормам — это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации.Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности и их особенностях. Предпосылками поведенческих расстройств могут являться различные виды патологии. Они могут возникать вследствие умственной отсталости, аутизма, ЗПР и т.д.

Наиболее значимым фактором, обусловливающим девиантное поведение является ранняя социальная депривация.

Негативное самопредъявление складывается уже в дошкольном возрасте и наиболее ярко проявляется в школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью). Нарушения общепринятых правил поведения носят сознательный характер. Центральной чертой психологического профиля при негативном самопредъявлении является яркая демонстративность в сочетании с представлением о том, что единственный способ быть замеченным окружающими — это вызвать их раздражение и возмущение. Позиция такого ребенка — это позиция «ужасного ребенка», «хулигана». Основной особенностью деятельности ребенка становится постоянное нарушение правил поведения. Взрослые своим поведением поддерживают представление ребенка о том, что нарушение правил — это наиболее эффективный способ привлечь к себе внимание. Эта реакция социального окружения, замыкающая положительную обратную связь, приводит к высокой устойчивости данного психологического синдрома.

Хроническая неуспешность. Межличностная ситуация развития при этом психологическом синдроме характеризуется несовпадением между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Главное, что необходимо сделать для коррекции хронической неуспешности, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого, прежде всего, нужно подобрать дошкольное учреждение и программу обучения, соответствующие его реальным возможностям.

Уход от деятельности. Этот синдром складывается у детей, которым не удается реализовать присущую им демонстративность.

Вербализм. Преобладание вербального развития (речи и словесной памяти) над развитием других познавательных процессов (восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения, произвольного внимания).

Функции проблематичного поведения всего четыре:

-получение желаемого;

-избегание требований;

-привлечение внимания;

-сенсорное насыщение.

Очень часто родители говорят: "Мой ребенок так ведет себя, потому что у него синдром Дауна", "Мой ребенок так ведет себя, потому что он упрямый как его отец...или я в детстве была такой же..." и так далее. У всех у нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Это не так! Главной целью обучения детей с различными расстройствами развития должно быть понимание смысла поведенческих проблем и предоставление детям альтернативных способов взаимодействия с миром. Важно постоянно выявлять факторы в окружающей среде, которые влияют на появление негативного поведения, и сводить их к минимуму.

Рекомендации для изменения контекста поведения:

1. отслеживайте хорошее поведение;

2. специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении;

3. сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными;

4. создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться;

5. никогда не забывайте, что вы взрослый;

6. с проблемным поведением можно работать и разобраться в его причинах;

7. имейте замену: ни одно негативное качество не изменится до тех пор, пока родители не научат ребенка другому качеству, заменяющему первое.

Задумайтесь: если вы просите ребенка не вести себя так, что ему делать вместо этого? Без замещающего поведения он, скорее всего будет продолжать вести себя по-прежнему;

8. хорошие качества приобретаются, если перед глазами есть образец поведения. Поэтому вы должны быть уверенны, что ваши качества и ваш пример совпадают с теми, которые вы хотели видеть в своем ребенке.

9. дайте себе и вашему ребенку время: не надейтесь, что ваша субботняя беседа с ребенком сильно отразится на его поведении в воскресенье.

Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания.

Профилактические меры: благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы поведения детей и пути их решения

Вопросы поведения детей и пути их решения...

«Проблема гиперактивности детей-дошкольников и пути ее решения»

Кто они-гиперактивные дети? Работа с воспитателями, работа с родителями гиперактивных детей....

Консультация «Становление ответственного поведения дошкольников»

Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет,...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения

Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был прове...

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года.

Консультация для воспитателей "Проблемы адаптации и пути их решения". Возраст детей 2-3 года....

Консультация «Проблемы речевого развития детей и пути их решения»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок...