Вопросы поведения детей и пути их решения
консультация на тему

Сидорова Ирина Николаевна

Вопросы поведения детей и пути их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_povedeniya_detey_i_puti_ikh_resheniya.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы поведения детей и пути их решения

Что делать, если ребенок не слушается? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить причины его непослушания. Почему он ведет себя таким образом? Почему заставляет нас, родителей, испытывать очень неприятные чувства? И всегда ли мы чувствуем одно и то же, если дети нас не слушаются?        Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания или просто знакомую вам ситуацию такого рода. Поочередно опишите себе свои тогдашние эмоции и действия. Теперь постарайтесь определить главное, преобладающее чувство, которое вы тогда испытали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение, что-то другое). Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем.

        ПЕРВАЯ ПРИЧИНА.

        Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить – непослушание.         Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.

        ВТОРАЯ ПРИЧИНА.

        У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!

        ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА.

        Если чувство родителя – обида, то причина непослушания – желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушание. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»

        ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА.

        Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния – в этом случае причиной непослушания является потеря веры в свой собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему «все равно», «и пусть плохой, и буду плохой».

КАК ПОМОЧЬ НЕПОСЛУШНОМУ РЕБЕНКУ (И СЕБЕ)?

Самый общий ответ на вопрос -  не реагировать привычным, стереотипным образом, так как образуется порочный круг. Чем больше взрослый  недоволен, тем больше  ребенок убеждается: его усилия достигли цели – и возобновляет их с новой энергией.

        ВАРИАНТЫ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛОГО В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ НЕПОСЛУШАНИЯ:

        - Если идет борьба за внимание, нужно оказать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия, игры, прогулки.

        - Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка – лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом».

        - Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить её вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться её исправить.

        - Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка – нужно перестать требовать «полагающегося» поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.

        Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия.

        Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение. Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества...

Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....

Современные вопросы по взаимодействию детского сада и семьи в укреплении и здоровьесбережении детей и пути их решения

Сохранение здоровья детей - главная задача современного общества. В данной публикации предложены методические рекомендации по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательную р...

Актуальные вопросы осуществления образовательной деятельности и возможные пути их решения в дошкольной организации

Возможные пути решения актуальных вопросов осуществления образовательной деятельности на примере конкретной дошкольной организации....

Консультация «Проблемы речевого развития детей и пути их решения»

Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие - необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....