Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения
методическая разработка
Для повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой был проведен педагогический совет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_sovet_razvitie_rechi_doshkolnikov._problemy_puti_ih_resheniya.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути их решения
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию их речевой активности, потребности в речевой коммуникации посредством ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета.
2. Совершенствовать в детском саду работу по художественно-речевому развитию дошкольников.
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска, инициативы и активизации деятельности педагогов.
Форма проведения: интерактивная игра (полет в самолете).
Ход педагогического совета
- Команда педагогов сегодня отправиться в служебную командировку для ознакомления с современными образовательными технологиями при реализации образовательной области «Речевое развитие»
Для этого всем членам экипажа понадобится «портфель» информационных, профессиональных, коммуникативных компетенций, чтобы принять рациональные, творческие решения и использовать данные формы работы в совместной образовательной деятельности с детьми.
- Уважаемые дамы и господа, мы рады приветствовать вас на борту лайнера «Солнышко». Экипаж желает вам приятного полета, прошу вас удобно разместиться в креслах, наш лайнер готов к полету мы набираем высоту (ШУМ САМОЛЕТА).
Наш лайнер набрал необходимую высоту, время полета 1 час 50 минут.
Прослушайте полезную информацию: во время полета вам будут предложены прохладительные напитки, легкий обед, свежая пресса.
- Уважаемые дамы и господа, Вас приветствует капитан нашего экипажа…
- А сейчас вас приветствует заместитель капитана лайнера…
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом (ФГОС ДО) речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Используя разнообразный материал (игровой, дидактический), дети учатся правильно использовать слова и предложения в общении со взрослыми и сверстниками, связно и выразительно рассказывать, узнают много интересного об окружающем их мире.
Полноценное владение речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Поэтому проблема речевого развития детей остается актуальной в настоящее время.
- Уважаемые дамы и господа сейчас вам главные бортпроводники предложат конфеты, прохладительные напитки, десерт
«Мозговой штурм»
Конфеты:
- Уважаемые гости, предлагаем вам необычные конфеты - выбирайте любую и отвечаете на предложенный вопрос:
1. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией – это… (диалог)
2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям – это… (монолог)
3. Рассказ, сюжет которого развертывается во времени – это рассказ - …(повествование)
4. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
5. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
6. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
7. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
8. Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
9. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
10. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
11. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
12. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)
Вам будут предложены коктейли, которые состоят из следующих ингредиентов:
Компонент № 1. Назовите средство передачи мыслей (Речь).
Компонент № 2. Назовите одну из форм неподготовленной устной речи (Беседа).
Компонент № 3. Вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе (Монологическая).
Компонент № 4. Совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации (Мнемотехника).
Компонент № 5. В наш коктейль добавлены еще и фрукты, но тоже необычные:
Для работы, с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:
Яблоко: А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке»
(группа раннего развития)
Груша: Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко»
(2-ая младшая группа)
Персик: «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик».
(средняя группа)
Слива: Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (старшая, подготовительная группы)
- Наш полет проходит в нормальном режиме сейчас вам будет предложена свежая пресса «Результаты опросника для воспитателей «Звуковая культура речи дошкольников»
- Уважаемые пассажиры просим вас привести спинки кресел в вертикальное положение, сейчас мы хотим вам предложить легкий обед «Винегрет педагогических идей»
(выступление МО детского сада)
- Группы раннего развития и младшие группы «Создание картотеки игр для развития речи в раннем и младшем дошкольном возрасте».
- Средние группы «Использование словесных игр в режимных моментах».
- Старшие игры «Использование игр драматизации на занятиях по развитию речи (при чтении художественной литературы)».
- Подготовительные группы «Развитие речи детей через словотворчество (сочинение сказок, стихов, загадок)»
- Уважаемые дамы и господа, наш полет подходит к концу, через несколько минут наш лайнер приземлится и вам будет предложено пройти в зеленый коридор для прохождения таможенного контроля. Для подтверждения личности вам необходимо рассказать про требования к речи педагога, так как главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь
Давайте подумаем и скажем, какой должна быть речь воспитателя?
(педагоги называют, ст. воспитатели записывают)
Требования к речи воспитателя детского сада
Среди требований к речи педагога выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.
Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый словарный запас самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
- Итак, речь педагога должна быть…
- Ваша командировка прошла успешно. Вы освоили образовательные технологии, которые можно использовать при реализации образовательной области «Речевое развитие».
Компания Аэролиний «Солнышко» предлагает вам в виде бонуса подарки.
Памятка для педагогов «Правила для смелых и упорных педагогов»
- Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
- А сейчас мы предлагаем вам получить свой багаж, и ознакомиться с дальнейшими рекомендациями.
Рекомендации педсовета.
- Во всех возрастных группах организовывать РППС, способствующую развитию речи.
- Оформить стенды, папки-передвижки для родителей по теме «Развитие связной речи дошкольников».
- Запланировать в каждой возрастной группе родительские собрание по теме «Развитие речи и речевого общения детей».
- Учителям-логопедам провести семинары-практикумы по теме «Составление описательного рассказа, рассказа по картине».
- Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, используя новые формы и методы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет в ДОУ «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...
Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.
В рамках решения годовой задачи в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности и успешности педагогов ...
Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" 2020 г.
14 января 2020 года в рамках решения годовой задачи в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности и у...
Педсовет: "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения", 2020г. Уровень ДОУ.
14 января 2020 года воспитатель, Виданова Ирина Леонидовна, выступила для педагогов ДОУ с сообщением и презентацией на тему "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошко...
"Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" презентация
Материал для саморазвития воспитателей ДОУ, а так же можно использовать на педагогическом совете, семинаре для воспитателей ДОУ....
Конспект педсовета на тему «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»
Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...