Консультация для родителей "Игры на развитие мышления у детей с задержкой психического развития
консультация (средняя группа)

Лариса Сергеевна Типаева

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной - и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_myshlenie.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры для развития мышления

у детей с ЗПР»

Мышление представляет собой активный процесс поиска связей и отношений между различными событиями, явлениями и объектами. Оно ориентировано на выявление неявных связей и отношений, таких как причинно-следственные, а также на выделение в предметах и явлениях существенного и несущественного, общего и индивидуального. Это отличает мышление от других познавательных процессов.

Существует три основные формы мыслительной деятельности:

1. Наглядно-действенная форма. Первые мыслительные процессы у детей начинают развиваться с раннего возраста, когда они познают окружающий мир через восприятие предметов и собственный опыт взаимодействия с ними. На начальном этапе детское мышление имеет практический (действенный) характер и неразрывно связано с предметной деятельностью. Эта форма мышления называется «наглядно-действенной» и является самой ранней. Первые признаки наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни. Сначала ребенок начинает трогать и манипулировать предметами, а затем переходит к более сложным формам взаимодействия.

Этот тип мышления является базовым и значительно преобладает у детей в возрасте до 4-5 лет по сравнению с другими формами мышления.
2. Наглядно-образное мышление. С 4-5 лет у детей начинает преобладать работа с образами. Они мысленно представляют себе реальные действия с предметами и их результаты, что помогает им решать возникающие задачи. Этот процесс поддерживается образным мышлением.
3. Логическое мышление. В возрасте 6-7 лет дети всё чаще начинают использовать знаки. Эти действия требуют абстрагирования от реальных объектов, заменяя их словами и числами. Мышление, основанное на работе со знаками, называется логическим.

ЧТО НУЖНО РАЗВИВАТЬ?
Образное мышление является основным типом мышления для детей в возрасте 5-7 лет. В этот период, благодаря специальным упражнениям, дети могут развить множество навыков, связанных с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно изменять образы реальных предметов, создавать наглядные модели, отражающие важные характеристики объектов или явлений, а также планировать свои действия в уме.

Поэтому тренировка образного мышления в этом возрасте должна быть направлена на развитие следующих умений:
1. Выполнять мысленное преобразование образа.
Для этого предлагаю игру «Разрезные картинки». Суть игры заключается в том, что ребенку нужно собрать картинку из разрезанных частей. Для этой игры не требуется специальной подготовки материалов — можно использовать открытки или картинки. Усложнять игру можно, начиная с 3-4 частей, а затем увеличивая количество до 6-7 и более.
Еще одна игра, способствующая развитию образного мышления, — «Геометрическая мозаика». В этой игре детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур состоит изображение, сколько фигур и какого цвета. Затем они должны воспроизвести такие же картинки из набора геометрических фигур, сначала накладывая их на карточку, а затем усложняя задание: выкладывая рядом с картинкой и, в конечном итоге, по памяти
2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности — пространственного мышления — является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное значение для ребенка, пронизывая все виды его деятельности. В своем развитии она проходит два основных этапа: первый — это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй — опосредованная, опирающаяся на пространственные представления. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации, В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным отображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий. Так, например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

4. Планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — это способность планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. В 5—7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Игра «Подбери узор»

На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку.

Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках.

Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.

Игра «Подбери нужный фрагмент»

Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и «отремонтировать» картинку.

Развивающее лото «Цветное, фигурное» учит детей сравнивать, закрепляет понятия «форма» и «цвет».

Ребенок раскладывает карты на столе, достает фигурки из коробочки и укладывает их на карточку в соответствии с цветом и формой.

Игра «Сравни и подбери» учит детей сравнивать предметы по величине, закрепляет знания об основных цветах и геометрических фигурах.

Ребенку предлагается несколько карт. Взрослый показывает маленькую карточку, а ребенок ищет ее место на своей карте, ориентируясь на размер фигуры.

«ОБОБЩЕНИЕ» И «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Классификация — это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками. Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Играя с ребенком в игру «Четвертый лишний» вы научите ребенка обобщать и классифицировать.

Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы.

Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение.

Лото «Цвет и форма»

Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах.

Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета.

«СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность, Для овладения приемом систематизации ребенок должен, прежде всего, уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения

«Последовательные картинки»

Эта игра предназначена для развития умения упорядочивать объекты по смыслу. Ребенку предлагаются картинки, которые расположены в неправильной последовательности. Необходимо исправить ошибку и упорядочить картинки в соответствии с логикой изображенных на них сюжетов.

Предложите малышу внимательно рассмотреть эти картинки и определить, какая из них должна быть первой, какая второй и т. д. После того, как ребенок справится с заданием, попросите его рассказать, о чем говорят эти картинки, пусть попробует составить логически связанный рассказ.

«СМЫСЛОВОЕ СООТНЕСЕНИЕ»

Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию — соотнесению предметов по смыслу.

Соотнести предметы по смыслу — значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки. Обучение «смысловому соотнесению» — это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.

Игра «Логический поезд»

Детям раздаются маленькие карточки. В центр ставится паровоз. Дети начинают собирать длинный поезд, но он не простой, а «логический», поэтому вагончики цепляются друг за другом не просто так, а их соединяет какая-то связь: например первый вагончик – сапоги, значит за ним можно поставить тучку, потому что сапоги носят в дождливую погоду; или мячик, потому что он резиновый как и сапоги; или кита, потому что он тоже синего цвета, как и сапоги. Главное, чтобы ребенок мог объяснить, почему он поставил именно эту картинку, если ребенок не сможет найти логическую связь, помогите ему.

Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития

Особенности мышления у детей с задержкой психического развития...

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....

Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоц...

Консультация: "Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития"

Методика работы по развитию  лексики у детей с задержкой психического развития...

Упражнения для развития мышления у дошкольников с задержкой психического развития

Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из ключевых задач в процессе их обучения и воспитания. Упражнения, направленные на развитие мышления, могут помо...

Картотека игр на развитие мышления у детей с задержкой психического развития

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что м...