Консультация: "Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития"
консультация по коррекционной педагогике
Методика работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_po_razvitiyu_leksiki_u_detey_s_zaderzhkoy_psihicheskogo_razvitiya.pptx | 420.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности лексики у детей с ЗПР Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама — окно, конверт — письмо) преобладают существительные и глаголы. Трудность в подборе обобщающих слов своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, недоразвитие антонимических и синонимических средств языка.
Методика работы по развитию лексики Р асширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.); Уточнение значений слов; Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь.
Дидактические игры и задания 1.Развитие ассоциаций И нструкция : «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов: стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет; стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать; желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный; быстро, высоко, весело. 2.Классификация предметов по картинкам. Задание разложить на две группы картинки (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные и т.д. 3. Игра «Найди «лишний» предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
4. «Объясните, чем отличаются предметы» .(с использованием картинок). Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица. 5.Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Н-р , посуда – тарелки, стаканы и т.д 6. «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»: лиса, волк, собака,заяц ; лошадь, теленок, лось, медведь; белка, кошка, петух; сарай, корова, коза, овца. 7. «Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?»: грузовик, метро, самолет, скамейка; автобус, дорога, вертолет, машина; поезд, дом, пароход, магазин; трамвай, водитель, троллейбус.
8. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды): белка-дупло, собака — ...; дом-крыша, книга — ...; человек-ребенок, собака — ...; птица-гнездо, человек — ...; пальто-пуговица, ботинок — ... . Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок. 9. Игра «Назови части». Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению. Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, 10. «Отгадай предмет по названию его частей». кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик); ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево); дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля); 11. «Объясните, что общее у предметов». У двух предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, роза (цветы); кошка, собака (домашние животные). У трех предметов - мяч, солнце, шар (круглые);
12. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи). 13. Отгадать название предмета по описанию его признаков. Например: «Что это?» Овощ, круглый, красный, вкусный. Это овощ, круглый... Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять. Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди. Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки. 14. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например: хитрая, рыжая, с пушистым хвостом; 15.Закончить предложение и назвать слова-«неприятели» (антонимы): слон большой, а комар...; камень тяжелый, а пушинка...; зимой погода холодная, а летом...; 16. Подберите соответствующие картинки к следующим словам: лохматый, косолапый...; голодный, серый, злой...; маленькая, быстрая, проворная ...;
17. К данным словам придумать слова-«неприятели» («скажи наоборот»): день—...; войти—...; большой—...; утро—...; говорить—...; белый—...; 18.Игра «Сравни наоборот». Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие. Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее? Жираф и лошадь. Кто кого выше? 1 9. И г р а «Чем отличаются слов а? » (подбери картинки, придумай предложения с этими словами). Шить — вязать; мыть — стирать; чистить — подметать; лежать — стоять; нести — везти; лежать — спать. 20. Игра с мячом «Скажи наоборот». Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду . Бросить — (поймать); поднять — (опустить); купить — (продать); спрятать — (найти); дать — (взять); налить — (вылить). 21. Добавить одно общее слово к двум словам. Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают? Дождь, снег — что делают?
22. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов. Например: коса, к оза, коса 23 Подобрать Как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу). Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время) и т.д. Игра «Кто как передвигается?» Дети определяют их и называют способ передвижения. Лошадь — скачет. Змея — ползает. Птица - летает. Рыба — плавает. Лягушка — прыгает.
25. Игра «Кто как ест?». Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. 26. Игра «Кто как голос подает?». Воробей чирикает. Ворона каркает. Кошка мяукает. Петух кукарекает. Лягушка квакает. Свинья хрюкает. Курица кудахчет. Волк воет. Корова мычит. 27. Игра «Когда человек ест?». Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.) 28. Игра «Кто что умеет делать?» Учитель — учит. Уборщица — убирает. Строитель — строит. Доктор — лечит. Художник — рисует. Шофер — водит. Повар — варит. Парикмахер — стрижет. Продавец — продает. 29. Игра «Что какие звуки издает?». Дверь — скрипит. . Ветер — свистит. Машина — гудит. Дождь — шумит. Листья — шелестят. Ручеек — журчит. Гром — грохочет. Бумага — шуршит.
30. Игра «Кто или что может это делать?». Бегать—...; плавать—...; летать —...; катиться —...; ползать —...; лежать —...; стоять —...; сидеть —...; прыгать —... . 31. Играв лото «Кто что делает?». На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой. Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения. Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др. 32.Отгадать названия животных. Мычит (кто?)...; хрюкает...; лает...; ржет...; мяукает...; блеет... . 33. Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «Что делает?». Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется. Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет. Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.
Игра «Отгадай , что это за животные?».Называются действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Сторожит, грызет, лает — кто это? Мяукает, лакает, царапается —... . Хрюкает, роет — Ржет, бегает, скачет —... . Мычит, жует, ходит —... . Летает, жужжит, жалит —... . 35. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя). Солнце (какое?)...; дождь...; небо...; ветер...; облака...; листья...; земля...; день... . трава...; 36. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»). Солнце (что делает?)...; трава...; облака...; листья...; дождь...; птицы...; ветер...; деревья... . Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).
37. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные». Большой (кто?) слон; сильный...; маленькая...; слабый...; пушистая...; трусливый...; колючий...; злой...; серый...; горбатый... . 38. К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды». Растет (что?)...; срезают...; зеленеет...; выкапывают...; краснеет...; срывают...; созревает...; варят...; дергают...; жарят...; маринуют...; солят... . 40. Игра «Чье это жилище?». На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ). Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц;
41. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались . Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине. Мы сами сажали весной огород. Мы сами сажали, пололи и вот... Расселся, разлегся в большущей корзине И красный, и желтый, и черный, и синий, Здоровый такой разноцветный народ. Что же это за «народ»? (Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 комбинированного вида «Солнышко» (далее – Учреждение) в соответствии с...
Информация об опыте работы "Развитие умственных способностей детей с задержкой психического развития средствами оздоровления"
Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление труднос...
«Метод проектов в работе с семьями, имеющими детей с задержкой психического развития»
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности....
Особенности коррекционной работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития
Специфика содержания и методов работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития....
«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»
Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....
Организация коррекционной работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития в детском саду.
Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорцио...
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка....