Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Гудкова Ольга Валериевна

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с загадками, как средство  развития логического мышления

у детей с ограниченными возможностями здоровья

старшего дошкольного возраста.

        В практике дефектологов, занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, широко используется загадка, как средство развития логического мышления.

       Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

       Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

       Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. А для детей с задержкой психического развития загадка является одним из эффективных средств коррекции.

       У детей с ЗПР  отмечается:

- недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

- особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

- не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

 - не понимают скрытый смысл загадки, пословицы.

         Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.

       Принципы отбора загадок для детей.

          По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, т.е. быть доступными.

Основа для отгадывания загадок - достаточно полные представления о предметах и ​​явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

         Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

           По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

           К загадкам первого уровня сложности относят:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение). Например:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня

Взрослые и маленькие детки.

(Яблоко)

           Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

           Загадки второго уровня сложности включают:

- загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета, поэтому один из признаков должен быть характерным.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

(Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь.

(Язык)

- загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Сам черный, и не ворон,

Есть рога, и не бык,

Шесть ног без копыт.

(Жук)

            Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

         Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Скатерть бела всю землю одела.

(Снег)

Летит птица по синему небу:

Крылья распластала, солнышко застлала.

(Туча)

         При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения).

         Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Поэтому тематика загадок для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста может быть разноообразна: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга.

Методика работы с загадками.

          Дошкольники с ЗПР испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания. Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с ЗПР.

           В своей работе я предлагаю детям загадки в начале занятий, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующих объектах или явлениях.

          Загадки  можно использовать и в завершении  деятельности. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Затем я предлагаю детям отгадать загадки об этих предметах. Загадка при этом служит своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета.

           Задача педагога состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

           Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу

           Работу над отгадыванием загадок можно проводить с использованием дидактических игр. В своей работе я использую следующие игры:

лото «Угадай-ка»

Детям раздаются карточки лото с нарисованными на них картинками (картинки могут быть по одной лексической теме, например – животные). У педагога – маленькие карточки с написанными на них загадками. Педагог берет по одной карточке, читает загадку. У кого на карточке картинка-отгадка должен отгадать загадку и объяснить её смысл. Если ребёнок правильно отгадал, он получает карточку с загадкой и закрывает этой карточкой картинку-отгадку у себя на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее отгадает все свои загадки.

«Назови овощ» (фрукт, гриб)

Педагог загадывает детям загадки по определённой тематике, дети отгадывают и объясняют их.

«Кто здесь живет?»

Педагог загадывает детям загадки о животных, которые живут в лесу или на ферме или в жарких странах. Дети отгадывают загадки и объясняют их смысл.

«Магазин»

Педагог предлагает детям купить у него в магазине продукты (посуду, мебель, одежду, обувь). Перед детьми выкладываются картинки с изображениями продуктов. Для того, чтобы купить, нужно отгадать загадку. Педагог загадывает загадку, кто отгадал, тот «покупает» - забирает картинку-отгадку.

«Подбери отгадку»

Детям предлагаются картинки-отгадки (они могут быть по одной лексической теме). Педагог читает загадку, дети должны отгадать и подобрать соответствующую картинку-отгадку, а так же объяснить, почему они так решили.

           Можно  учить детей составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. Придумывание загадок сложнее, чем их отгадывание. На первых порах дети с трудом придумывают загадки по плану-схеме. Но чем больше эта работа проводится, тем интереснее загадки придумывают дети и с большим желанием. Изучая темы по познавательному развитию, рекомендуется, учить детей придумывать загадки на все предметы: овощи, фрукты и домашних животных, одежду, мебель и другие предметы. Детям очень нравится вид этой творческой работы.

 

Список литературы.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.

Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Работа с бумагой. Сюжетная аппликация по сказке В. Сутеева «Капризная кошка»

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация....

Учебная рабочая программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст)

Основной целью специальной (коррекционной) группы дошкольной организации для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигатель...

«Психофизическое развитие детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5-7 лет)».

Показатели психофизического развития детей ЗПР старшего дошкольного возраста...

Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....

Развитие речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий

В работе с детьми с задержкой психического развития по развитию связной речи наряду с традиционными формами работы используются нетрадиционные  технологии(триз,сказкотерапия, мнемотехника и т. д....

Консультация для воспитателей:«Развития мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»

У детей с ЗПР 5-7 лет отмечаются трудности в формировании сферы образов-представлений и оперировании ими, сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственн...

Организованная деятельность по физическому развитию " Береги своё здоровье" для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Цель: Уточнить представление о том, что такое здоровье и как его беречь. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с доступными способами здоровья (соблюдать режим, ежедневная зарядка, з...